Социальные общности и группы кратко. Важнейшие социальные общности и группы. Социальная роль и социальный статус человека

Лекция СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому для со­циологического анализа крайне важным и принципиальным явля­ется вопрос о том, что понимать под термином «социальная груп­па», какой критерий следует использовать для вычленения групп из многообразия объединений, которые возникают в обществе.

В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный при­знак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, об­разования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жи­тельства и др.

Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъек­тов общественных отношений, образовавшихся в результате исто­рической дифференциации общества как единого организма на от­дельные структурные составляющие.

В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятием личности (индивида) и общества встречаются уже у Аристотеля. Т. Гоббс первый определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом» и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политиче­ские и частные, законные и противозаконные. Социологи конца XIX - начала XX вв. (Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, Л. Гумплович, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимали первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения груп­повых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность самому по себе».

Что же представляют собой социальная общность и социальная группа? Чем они отличаются?

Трудности разделения понятий «социальная группа» и «социа­льная общность» объясняются тем, что, во-первых, возникнув из социальной реальности, они долгое время трактовались по-разно­му, а во-вторых, в процессе функционирования общества люди представляют собой огромное количество видов сообществ, рас­сматриваемых по огромному количеству оснований.

Зачастую, приводя в средствах массовой информации некото­рые статистические данные (о численности рабочих, студентов ву­зов и т.д.), говорят о социальной общности, социальной группе. Это не совсем справедливо. Точнее было бы говорить о том, что статистика определяет некоторое, как отмечает Я. Щепаньский, множество, т.е. выделяет людей по такому-то признаку, но не по признаку наличия между людьми социальных связей. Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. Группы же людей, объединенных социальной связью, называют социальной общностью.

Социальная общность - это реально существующая, эмпириче­ски фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Социальные общности имеют огромное разнообразие конкрет­но-исторических и ситуационно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений; по времени продолжительности существова­ния - от минут и часов (аудитория кинозала) до живущих столетия и ты­сячелетия этносов, наций; по плотности связи между индивидами -от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики футбольной команды «Спартак») и т.д.

Однако значительно более существенным в классификации со­циальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие сообщества не­льзя назвать социальными, группами. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги, в которых людь­ми осуществляются определенные, неглубокие социальные кон­такты, общение.Отличительными нертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) не­устойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.

Общность, основу которой составляют связи типа взаимодей­ствия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования со­вместных условий, можно назвать социальной группой.

Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и призна­ющихся членами этой группы с точки зрения других. Можно выде­лить три существенных условия, необходимых для того, чтобы со­вокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) взаимные ожидания каждого члена группы относи­тельно других ее членов; 3) достаточно продолжительный срок су­ществования.

В соответствии с этим определением два человека, ожидаюшие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Может случи­ться, что и более объемная агрегация может стать группой. В развитии взаимоотношений участников квазигруппы и перерастание этих образова­ний в социальные группы заключается механизм их взаимосвязи, анализ которого позволяет понять процесс группообразования и формирования социальных структур.

Основные виды квазигрупп - аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория - это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социаль­ное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различ­ных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следова­тельно, аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные группы в зависимости от отношения к той или иной информации.

Толпа - это собрание людей, объединенных в замкнутом фи­зическом пространстве общностью интересов. Социальная струк­тура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа - это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно яв­ляются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа - наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа - заранее планирующееся и относительно структурированное собра­ние людей; экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, кото­рая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее чле­нов и активность людей в которой сама по себе уже является це­лью и результатом; действующая толпа - форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый, кратковременный характер.

Некоторые теоретики определяют поведение толпы как продукт груп­повой «инфекции», вызывающей «коллективное устремление». По мнению французского ученого Г. Лебона коллективное устремление» приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Современные исследователи считают идею «коллективного устремления» ошибочной. По их мнению, поведение толпы - это в пер­вую очередь поведение отдельных индивидов, в то же время зависящее от «общественного устремления». Американский социолог Ральф Тернер, ав­тор теории «возникающих норм», объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм.

Наиболее близкими к социальным группам являются квазиг­руппы, называемыесоциальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, осно­ванные на контактах с очень слабо установленной связью, лишен­ных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.

В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные - по­стоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, основа­ний (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональ­ные - объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские - основанные на сов­местном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее меж­ду общей компанией и группой друзей); статусные - образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как не­которые переходные образования на пути от хаотичных к устойчи­вым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социаль­ных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового образова­ния. В социологической литературе существует множество класси­фикаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для про­ведения классификации социальных групп:

этническая или расовая принадлежность;

уровень культурного развития;

типы структуры, существующей в группе;

задачи и функции, выполняемые группой в более широких об­щностях;

преобладающие типы контактов между членами группы;

различные виды связей, существующих в группах;

другие принципы.

К другим методам классификации относится, например, разде­ление групп на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он при­надлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются имгруппами - человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит инди­вид, будут для него аутгруппамл («не мы», «другие»).

В большинстве случаев, особенно в неразвитых, традиционных обществах, природу ингрупп и аутгрупп определяют родственные отноше­ния. В современных обществах признаками людей, принадлежащих к од­ной ингруппе, могут быть социальный статус, политические или иные сходные взгляды и интересы, достаточно значимые для этих людей. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стрем­ления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки. В то же время у них есть чувства, отличные от чувств членов ингрупп, и люди непроизвольно отмечают эти черты, разделяя ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».

Р. Парком, Э. Берджесом, а также Э. Богартусом была разработа­на концепция социальной дистанции, обосновывающая и позволяю­щая (с помощью шкалы Богартуса) измерить чувства и отношения, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аут-группам. Этот инструмент еще далеко не совершенен, но он помога­ет прогнозировать действия людей в той или иной группе, условиях.

Близкой к ингруппе являетсяреферентная группа (термин, впервые предложенный социальным психологом Г. Хайменом), т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, си­стема ценностей и норм которой является для индивида эталоном.

Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид, или группа, членом которой он хотел бы стать. В системе отноше­ний, «личность - общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре общества; регулятивную (нормативную), устанавли­вающую для личности социальные нормы общества, других социа­льных групп; мировоззренческую (ценностно-оценочную), опреде­ляющую установки, ценности, идеалы и цели человека.

Важность понятий ингрупп и аутгрупп значимы потому, что феномен осознания принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять поведение индивида.

В процессе взаимодействия с другими группами, людьми мы, чаще всего помимо нашего желания, приписываем каждому из них некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Такой стандартизованный, устойчивый, эмоцио­нально насыщенный образ о социальном объекте называется социальным стереотипом.

Например, бытует мнение, что французы более страстны и темпера­ментны, чем представители других европейских наций (хотя на самом деле это не так), англичане - замкнуты и молчаливы и т.д. Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех чле­нов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуаль­ных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истин­ным. Хотя не бывает и полностью ложным.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают, потому что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас ауттруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять ли­нию своего поведения.

Социальные группы различаются и по другим признакам, на­пример по характеру взаимоотношений между ее членами социаль­ные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.

Социальные группы, для которых характерно наличие непо­средственно личных взаимодействий, контактов, естественно, мо­гут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 - 20 человек). Поэтому они называются малыми группами (термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутри групповых взаимодействиях, делает их более персонифи­цированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с обще­групповым «Мы». Это основной объект социологических исследо­ваний.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, явля­ются непосредственный, межличностный контакт ее членов, кото­рый характеризуется высоким уровнем эмоциональности. "Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды по­лучают первичный опыт социального единства.

Американский социолог Э. Шилз выделяет три типа таких групп: «первоначальные группы», имеющие прочные, долголетние связи и тради­ции; к этим группам индивид принадлежит обычно независимо от его же­лания (пример такой группы - семья); «личные группы», т.е. группы дру­зей, основывающиеся на взаимной симпатии, личных потребностях в объе­динении; «идеологические группы», объединяющие людей, имеющих одинаковое представление о ценностях.

Вторичные группы образуются из людей, эмоциональные отно­шения между которыми имеют невысокий уровень. Их взаимодей­ствие подчинено лишь достижению определенных целей и социа­льных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный характер, индивидуаль­ность личности не имеет значения - больше ценится умение вы­полнять определенные функции. Основным типом вторичной со­циальной группы является большая социальная группа, сформиро­ванная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных про­странствах, связи между которыми не могут носить характер непо­средственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.

Следует иметь в виду, что малая группа может быть как пер­вичной, так и вторичной - в зависимости от того, какой тип взаи­моотношений существует между ее участниками. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению в первую очередь малых групп, так как помимо удобства работы с ними по причине их небольшого размера такие группы представ­ляют огромный интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, просле­живаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ро­левых взаимоотношений.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЛИДЕРСТВО

В любых группах имеют место динамические процессы, назы­ваемые групповой динамикой, - это различного вида взаимодейст­вия членов социальных групп между собой.

Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, исключение из группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа мо­жет подчиняться одному своему члену или двум, но в процесс управления могут включаться все ее участники. На уровне возник­новения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимо­действий, - так называемых коммуникаций.

Пожалуй, впервые достаточно серьезно влияние различных способов коммуникаций на деятельность групп было изучено А. Бавеласом и Л. Лйвиттом. В ходе практических экспериментов, воспроизводящих различные способы коммуникаций (взаимосвя­зи) между членами небольших групп (4-5 человек), было уста­новлено, что при выполнении групповых заданий результатив­ность действий в большой степени зависит от самой схемы комму­никации. Различные способы взаимосвязи между членами групп по аналогии с геометрическими фигурами ученые назвали «круг», «змея - цепочка», «игрек», «колесо - штурвал», «паутина». Воз­можны и другие варианты коммуникации.

Важным является то, что эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью групп, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Причем уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высок в многоканальной модели, наиболее низок в круговой схеме и является средним в центрированной схеме, в которой централь­ная фигура может испытывать большее удовлетворение, а люди, окружающие ее, могут чувствовать себя изолированными. Необхо­димо также иметь в виду, что групповое взаимодействие во многом опосредуется нормативным поведением ее членов.

При анализе групповой сплоченности можно выделить пере­менные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, совокупности причин и следствий симпа­тии членов малой группы.

К причинам относятся частота взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства груп­пой, фрустрация (гнетущее напряжение), статусные и поведенче­ские (межличностные) характеристики членов группы (по установ­кам, возрасту, этическим нормам поведения и др.).

Последствиями симпатий, а значит, и сплоченности являются агрессивное поведение по отношению к лицу, несимпатичному группе, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения оценки других лиц и внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрас­тание продуктивности группы и т.д.

Для социологии эти переменные играют особое значение, так как ярко выраженный эмпирический характер переменных позво­ляет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.

Одной из динамичных характеристик группы является система социальных ролей. Причем в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, - это роли лидеров. Что же такое лидер, лидерство?

В Философском энциклопедическом словаре лидерство опреде­ляется как один из механизмов интеграции групповой деятельно­сти, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязан­ность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом, лидер - это член груп­пы, принимающий на себя значительно большую меру ответствен­ности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объ­ективная потребность определенной группы, преломившаяся в со­знании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.

Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщест­во, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкива­ется уже с детства. Стихийные детские группы всегда возглавляются лиде­рами, это же присуще школьным и студенческим группам.

По мере развития социальной жизни эволюционировал и фе­номен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладала личностная форма ли­дерства, т.е. функции руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, при котором руководящую функцию в группе выполня­ет какой-либо коллективный орган или ведущее положение в сис­теме общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия, государство.

В системе институциональных форм общественной жизни ста­ли различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руково­дителя. Неформальный лидер - это член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.

Понятие «лидер» стало широко применяться в социологии пос­ле известных экспериментов К. Леви (США, 30-е гг.), изучающего «стиль лидерства» - систему приемов воздействия лидера на груп­пу. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности и соответст­вующих следующим стилям руководства: авторитарный (все дейст­вия членов группы определяются ее лидером), демократический (все действия определяются самой группой) и анархический, когда группа представлена сама себе.

Разнообразие научных парадигм, используемых при анализе социальных групп, создает большие возможности для дальнейших теоретических изысканий в этой сложной сфере человеческих от­ношений.

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп
1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:
1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);
2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.


Федеральное агентство по высшему образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра социальной работы

Социальные группы и общности. Виды и сущность

Курсовая работа

(по дисциплине: «Социология»)

Исполнитель,студентка гр. СРЗ-23

Научный руководитель:

к.полит.н., доцент

Введение

Глава 1. Социальные группы. Их сущность и разновидности

1.1 Понятие «социальная группа»

1.2 Лидер группы. Групповой контроль

1.3 Многообразие социальных групп

1.4 Специфика больших и малых групп.Интеграционные процессы больших и

малых групп

Глава 2. Общность. Ее сущность и виды

2.1 Основные виды социальных общностей. Их классификация

2.2 Массовые общности. Виды массовых общностей

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай - применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками; Так, мужчины, выпускники школ, старики, представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о «возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет». Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория». Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.

На основании этого можно предположить, что социальные группы образуются за счет каких то общих интересов участников этих групп, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой.

Объект исследования: социальные группы и социальные общности

Предмет исследования: понятие и классификация социальных групп и общностей.

Цель работы: изучить разновидности социальных групп и общностей; понять, как образуются эти группы и общности, попытаться разобраться для чего они образуются.

Задачи: 1) дать определение «социальная группа» и «социальная общность» 2) рассмотреть некоторые виды социальных групп 3) изучить интеграционные процессы больших и малых групп 4) раскрыть сущность социальных общностей и их классификацию 5) рассмотреть виды массовых общностей.

1. Социальные группы. Их сущность

и разновидности

1.1 Понятие «социальная группа»

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

    устойчивость, продолжительность существования;

    определенность состава и границ;

    общая система ценностей и социальных норм;

    осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

    добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

    объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

    способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

В соответствии определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой. Случается так, что агрегация целиком может стать группой. Предположим, определенное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и отсутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели - вернуть продавца на его рабочее место. Агрегация превращается в группу.

Вместе с тем перечисленные нами группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Действительно, социальный контроль в группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить «мы», формируются устойчивое членство группы и границы социального контроля.

1.2 Лидер группы. Групповой контроль

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера и ор­ганов управления групповой деятельности. Лидер группы необхо­дим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля.

Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности. Фун­кция лидера - это постоянное, регулярное осуществление и от­слеживание задач, интересов группы как единого целого. Он не­посредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту группо­вую солидарную задачу, функцию.

Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.

Лидер наделяется властью, которая существует везде, где есть совместная деятельность, это необходимый атрибут обществен­ных отношений, «суть которого заключается в переводе матери­альных и духовных интересов и сил в совместное действие».

Уступ­ки, на которые идет каждый участник группы, подчиняясь влас­тным решениям лидера, имеют смысл, бу­дут им признаны обоснованными в тех случаях, когда эта власть обеспечивает индивидам возможность выступать как единое целое и получать от этого ожидаемое вознаграждение.

Лидерство может быть так формальным, так и неформальным.

В неформальной (малой) группе лидер, естественно, нефор­мальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти носит, как правило, достаточно диффузный, расплывчатый ха­рактер (например, лидер компании друзей).

В формальной группе зачастую существует проблема соотноше­ния формального, официально наделенного властью руководите­ля и неформального авторитета, выразителя групповых мнений, интересов.

Не всегда отношения формального и неформального лидера строятся по схеме конкуренции. Во-первых, подчас неформаль­ным лидером является лидер «эмоциональных симпатий», лидер общественного мнения, которые не являются конкурентами руководителя, хотя и могут оказать на него серьезное воздействие, заставить корректи­ровать свое поведение.

Иногда неформальный лидер (к примеру, крупный ученый) фактически сохраняет за собой лидерские позиции, но формаль­но они отходят к его ученику - при решении всех важных вопро­сов он ориентируется на мнение своего учителя.

Неформальное и формальное лидерство - это два разных со­циальных явления. Прежде всего, неформальный лидер опирается на неформальную структуру отношений между людьми, его зада­чи воздействия на ситуацию диффузны; он выражает преимуще­ственно интересы самих участников группы изнутри, а ответственность за последствия действий снижена.

Формальный руководитель всегда вырабатывает цель, прини­мает решения, сообразуясь со множеством различных обстоя­тельств, далеко выходящих за рамки данной группы. Руководи­тель всегда осмысливает группу в более широком макроконтек­сте, осуществляет свои полномочия, опираясь на официальные нормативы, организует официальную структуру взаимоотноше­ний между сотрудниками.

Функциональные особенности лидера в разных группах раз­личны. В неформальной группе друзей лидер не может быть авто­ритарным, тем более деспотичным, в отличие от формального ли­дера - руководителя; лидер научного коллектива по определе­нию не может вести себя со своими подопечными так, как это позволено начальнику коллектива малоквалифицированных ра­ботников; лидерство в военном коллективе по определению будет отличаться от лидерства в группе актеров и т.п.

1.Для характеристики положения социальных общностей в социальной структуре ученые используют понятие
1) «социальная стратификация» 2) «социальная мобильность»

2.Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство возникает вследствие статусных различий.
Б. Социальное неравенство обусловлено, прежде всего, природными различиями между людьми.

3. Для характеристики социальных условий, при которых дефицитные ресурсы общества в разной мере доступны социальным общностям и группам, используется термин
1) «социальная мобильность» 2) «социальное неравенство»
3) «социальный статус» 4) «социальная роль»

4.Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. В зависимости от характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.
Б. Формальные группы создаются для выполнения определенного круга социальных задач.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Социальная структура общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. В 2000 г. в стране Z начались социально-экономические реформы. В 2005 и 2010 гг. социологической службой был проеден опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Можете ли вы или ваши родственники сейчас при необходимости получить качественные образовательные или медицинские услуги?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Проанализируйте данные диаграммы и сделайте выводы о влиянии реформ на качество жизни граждан страны Z.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.

Важнейшими субъектами ____________ (А) являются социальные группы. Степень общности, время существования социальных групп, а также объединяющие их _______________(Б) могут быть различными. Любая социальная группа должна соответствовать следующим критериям: это развивающаяся организация, отношения внутри которой регулируются набором ______________(В), для нее характерно наличие ролевой _____________(Г). Социальные группы обладают своей специфической позицией, отличаются особым статусом, образуют социальную структуру общества. Позиция, роль и статус – важнейшие характеристики социальной группы. ________________(Д) любой социальной группы гарантируется социальной структурой.
Социальная структура отражает специфический для данного общества характер ___________(Е),
Взаимоотношения между классами и другими социальными группами, формы социальных организаций и социальных действий.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Социальный прогресс
Разделение труда
Мотивация
Социальные нормы
Общественные отношения
Социальный институт
Стабильность
иерархия

А
Б
В
Г
Д
Е

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.

По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:

аудитория - объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

фан-группа - объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

толпа - временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основными свойствами квазигруппы являются:

анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

Умение противодействовать толпе - важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:

необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);

предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий, чтобы ее поведения стало более осознанным, цели и алгоритмы действий для отдельных частей толпы;

показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);

если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы - это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.

Аутгруппы - это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.

Американский социолог Мустафа Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936).

Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы.

Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы.

Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных. Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной (когда племя состоит из нескольких родов), род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация - из этносов.

В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения, приверженцы конфессий и т. д.

Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп. В качестве социального фактора развития в этом случае выступают противоречия отдельных обществ (стран), классов, других парциальных групп.

В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение) оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и приводят к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

Из книги Закат Америки автора Поликарпов Виталий Семенович

1.12. Негативные тенденции в развитии американского общества. А) Бизнес и личность - вещи несовместимые.(Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор.М., 1992)Вы заметили, наверное, что многие примеры для этой книги мне подарили бизнесмены, которые искали у меня помощи при

Из книги Разговоры ученого с Учителем автора Зеличенко Александр

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело у. Ну что ж. Этот вопрос, как говорится, созрел. Что такое духовное тело? У. Волшебный кристалл. Он собирает духовный свет и освещает им человека. И наоборот, собирает свет от человека и направляет его в тонкие

Из книги Физика и философия автора Гейзенберг Вернер Карл

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

СУПЕРУРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ Суперуровень общества образуют явления, которые возникают на основе микроуровня и макроуровня, в зависимости от них и под их влиянием, но не сводятся к ним. Они не входят в компоненты социальной организации общества на

Из книги Шаги за горизонт автора Гейзенберг Вернер Карл

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания Нет необходимости говорить о том, что физика элементарных частиц играет в современной науке очень важную роль. Свидетельством тому - и большое количество физиков, занятых исследованиями в

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Социальные функции и роль религии Человек в своей деятельности ставит перед собой какие-то определенные цели, придающие ей определенный смысл. На каком-то этапе своего исторического развития человек осознает конечность своего бытия и встает перед вопросом не о смысле

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Роль научной рациональности в развитии общества Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социума обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания, и соответственно ее роли в развитии общества. Вообще, эта проблема всегда была одной

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны:1. Производительные силы.2. Производственные

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Из книги Восток в философско-исторической концепции К. Маркса и Ф. Энгельса автора Виткин Михаил Абрамович

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.Теория социальной революции в марксизме

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

К вопросу о развитии марксистской теории формационного преобразования общества Мой «вклад» в теорию социализма XXI века, а правильнее сказать мои идеи, относящиеся к теории предстоящего формационного преобразования общества, не порождены только постсоветским

Из книги Игры Майи автора Гусман Делия Стейнберг

Глава XI. Социальная структура общества и этнические общности людей Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических

Из книги автора

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства В 40-х годах XIX в. Восток был представлен в работах К. Маркса и Ф. Энгельса лишь азиатскими странами, в первую очередь Индией и Китаем. Иногда упоминается Египет. В 50 – 70-х годах К. Маркс и Ф. Энгельс уже считали,

Из книги автора

Значение работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в развитии марксизма Эта работа Энгельса, написанная, по всей вероятности, в середине 1876 г., была задумана первоначально как введение к более обширному труду, который автор предполагал вначале

Из книги автора

Роль Дицгена в развитии марксистской философии Дицген был воинствующим материалистом, непримиримым противником идеализма и фидеизма. Врагов материализма он называл не иначе, как «дипломированными лакеями поповщины», решительно настаивая на проведении принципа

Из книги автора

XXI Социальные группы Когда человек в разгаре игры Майи решается на мгновение заглянуть внутрь себя и оказывается наедине со своим одиночеством, это вызывает в нем потребность в объединении, которая порождает общество, и потребность в порядке, которая порождает