Информатизация совета федерации. Информатизация правотворческой деятельности совета федерации. Общие начала информатизации судебной деятельности

Информатизация Совета Федерации (СФ) преследует следующие цели:

  • - повышение эффективности законотворческой деятельности и принятия управленческих решений;
  • - совершенствование взаимодействия руководства и членов Сонета Федерации с органами государственной власти и гражданами;
  • - повышение эффективности функционирования Аппарата СФ.

Автоматизированная информационная система Совета Федерации (АИС СФ) выполняет следующие функции:

  • - информационное обеспечение деятельности членов СФ, комитетов, комиссии и подразделений Аппарата;
  • - формирование и ведение информационных фондов;
  • - информационное взаимодействие членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений аппарата, как между собой, так и с внешними абонентами;
  • - организация прохождения законодательных актов и законопроектов;
  • - аналитическая поддержка деятельности Совета Федерации;
  • - коллективная подготовка и принятие решений;
  • - организация документооборота и делопроизводства;
  • - реакционно-издательская деятельность;
  • - организация доступа пользователей АИС СФ к информационным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубежных стран;
  • - технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых валах;
  • - информационное обеспечение Поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ.

Система состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Основные функциональные подсистемы АИС СФ представлены схематически (см. Приложение А).

Основу информационного обеспечения системы составляют балы данных, электронные справочники, образующие так называемый информационный фонд Совета Федерации (ИФ).

Структура информационного фонда СФ

В структуре ИФ условно выделяются три уровня обработки информации:

  • - верхний, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
  • - локальный, обеспечивающий выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации;
  • - индивидуальный - для сотрудников аппарата.

Базы данных можно классифицировать по принадлежности и содержанию (см. Приложение Б). По содержанию информации они классифицируются на правовые, экономико-статистические балы, справочно-аналитические и внутрипарламентские.

Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента, Аппаратом Правительства и Министерством юстиции РФ.

БД экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Федеральной службой государственной статистики, органами СНГ, подразделению ми ФАС, Центральным банком России и другими организациями.

БД справочно-аналнтического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, федеральных министерств, ФАС, научных учреждений, периодической печати, а также из региональных центров и избирательных округов.

Внутрипарламептские базы данных представлены двумя группами -- информационными и служебными. Первые, формируемые информационными службами и отдельными пользователями, содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах СФ, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, а также справочники адресов, телефонов и пр. информатизация правовой государственный дума

Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую автоматизированный ввод и обработку информации (классификаторы, кодификаторы, рубрикаторы, описания информационных блоков и др.).

Состав и структура АИС СФ:

  • - информационно-справочный центр;
  • - информационно-коммуникационный центр;
  • - информационно-аналитический центр;
  • - ситуационный центр;
  • - технологическая автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;
  • - информационные системы подразделений, установленные в комитетах, комиссиях, приемной Совета Федерации и в подразделениях Аппарата;
  • - система обработки и хранения секретной информации;
  • - электронные офисы руководства;
  • - электронные офисы членов СФ;
  • - мобильные информационные системы;
  • - система технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;
  • - система администрирования и информационной безопасности АИС;
  • - технологическая система сопровождения и развития АИС;
  • - центр обучения членов СФ и сотрудников Аппарата.

АИС СФ относится к классу территориальных информационных систем государственного значения.

Схема информационных ресурсов Совета Федерации представлена схематически (см. Приложение В). Существует специальный каталог информационно-коммуникационных ресурсов, в котором перечислены БД, используемые Советом Федерации.

Ответ на простые запросы (например, сведения о члене Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) предоставляется немедленно, в том числе по телефону.

Ответ на сложные запросы, требующие проведения информационно-аналитических работ, предоставляется по получении данных от соответствующих подразделений.

Для оперативного информирования комитетов, комиссий, руководства Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата о событиях в стране и в мире на систематической основе осуществляется выпуск сводок. Совет Федерации имеет собственный Интранет-сайт, а также Интернет-сайт, созданный в 1998 году (http://www.council.gov.ru). Выход на Интернет-сайты других органов государственной власти РФ возможен через портал http://www.gov.ru.

Телекоммуникационная связь Совета Федерации с регионами России обеспечивается с помощью системы Почта ФАС.

Для межпарламентского обмена с государствами Содружества используются в основном отечественные российские информационные сети, например Почта (Администрация Президента РФ), Дионис (Госдума), Атлас (ФАС). Обмен информацией с парламентами государств дальнего зарубежья осуществляется через Интернет.

Существует сеть, основой которой являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Институт социально-политических исследований (ИСПИ).

В список организаций, сотрудничающих с Аппаратом СФ, входят:

  • - Научно-технический центр Информрегистр;
  • - Научный центр правовой информации при Минюсте РФ;
  • - ГУИСФАС;
  • - Институт географии РАН;
  • - Центральный институт военно-технической информации Минобороны РФ;
  • - Институт экономики РАН;
  • - Институт проблем управления РАН;
  • - Институт информатизации общества и развития науки (ИНФО-РАН).

Кроме того, заключены соглашения об информационном взаимодействии с аппаратами органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с основными центрами, снабжающими Совет Федерации информационно-аналитической информацией, во внешнюю сеть также входят организации, обеспечивающие информационную поддержку по узким направлениям. Установлен телекоммуникационный доступ к базам данных следующих организаций:

  • - ГУИР ФАС;
  • - ИТАР-ТАСС;
  • - Статкомитет СНГ;
  • - ГУИСФАС;
  • - Федеральная служба государственной статистики;
  • - АП РФ, РИА, ПОСТФАКТУМ, ИНТЕРФАКС;
  • - Государственная Дума;
  • - Московская городская дума и мэрия Москвы;
  • - Верховные Советы Украины и Беларуси;
  • - Исследовательская служба Конгресса США, ООН, ЮНЕСКО, международные парламентские организации, Фонд по правам человека Конгресса США.

Информационно-технологическое обеспечение проведения заседаний Совета Федерации включает следующие системы:

  • - электронную систему голосования Большого зала заседаний;
  • - конференц-системы и системы звукоусиления Большого и малых залов заседаний;
  • - телевизионную систему Большого зала заседаний;
  • - систему синхронного перевода;
  • - систему информационного обеспечения выездных мероприятий руководства Совета Федерации;
  • - систему радиотехнической безопасности Большого и малых залов заседаний.

Электронная система голосования и конференц-система Большого зала обеспечивают предоставление результатов поименных голосований, общих результатов голосований, списков выступивших членов Совета Федерации и приглашенных на заседания.

Активное использование конференц-системы с индивидуальными микрофонами позволило сократить время проведения заседаний. С помощью этой системы осуществляется идентификация выступающих членов Совета Федерации и вывод их фамилий и наименований соответствующих субъектов Федерации на экраны мониторов и телевизоров, установленных в здании, через телевизионные системы. Это позволяет повысить качество стенографических отчетов, а также информативность телетрансляций.

В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:

  • информационный фонд Совета Федерации;
  • система электронного документооборота;
  • ситуационный центр Совета Федерации.

Основу информационного обеспечения Информационного фонда Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В структуре фонда выделяются три уровня обработки информации;

  • верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
  • средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, аппарата Совета Федерации;
  • нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников аппарата.

Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, администрацией Президента РФ и аппаратом Правительства РФ, Минюстом России и другими государственными органами.

Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Росстатом, органами СНГ, ФСО России, Банком России и др.

Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.

Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическую информацию о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).

Автоматизированная информационная система документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:

  • средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);
  • средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;
  • средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;
  • средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;
  • средства поиска информации в электронном виде.

Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.

Распоряжением председателя Совета Федерации от 06.05.2005 № 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.

В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.

Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:

  • правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ ";
  • правила создания электронной подписи в электронных документах Совета Федерации;
  • правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).

Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде па компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей в год (152).

В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, внутренний документооборот будет полностью переведен в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, использовавшихся ранее.

Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:

  • обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов РФ, международной проблематике;
  • обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;
  • обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;
  • проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;
  • сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;
  • моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;
  • организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.

В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).

Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только для внешнего представления информации, но и в качестве площадки для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны.

В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 г. в сети Интернет идут прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.

Единая система "Календарь мероприятий" на интернет- сайте Совета Федерации позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.

Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации. В настоящее время им завершена разработка проекта Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 г. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).

(Михайловский М. Г.)

(«Информационное право», 2006, N 1)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВЕТА

ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ

Михайловский М. Г., начальник Управления информационного и документационного обеспечения Совета Федерации Федерального Собрания РФ, кандидат экономических наук.

Информационное обеспечение Совета Федерации — верхней палаты парламента России является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы высшего законодательного органа страны. В основе информационного обеспечения Совета Федерации лежит информационно-коммуникационная система (ИКС) Совета Федерации, которая создавалась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 159 «О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания».

Первая очередь ИКС Совета Федерации была введена в эксплуатацию в 1999 г. В последующие годы осуществлялось ее постоянное развитие, что позволяло постоянно поддерживать информационное обеспечение Совета Федерации на достаточно высоком уровне.

ИКС Совета Федерации охватывает практически все сферы парламентской деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. ИКС Совета Федерации является многопользовательской, многофункциональной, территориально-распределенной системой, предназначенной для эффективной поддержки деятельности Совета Федерации и принятия стратегических решений в условиях информационного взаимодействия с информационно-коммуникационными системами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других организаций, как в России, так и в других государствах.

ИКС Совета Федерации включает в свой состав совокупность взаимосвязанных комплексов, технологических систем, прикладных информационных систем и электронных информационных ресурсов, размещенных в нескольких территориально-распределенных зданиях Совета Федерации (рис. 1).

В состав комплексов ИКС Совета Федерации входят корпоративная компьютерная сеть, выделенная сеть для доступа в Интернет, телекоммуникационный узел, автоматизированные рабочие места пользователей, программно-технические комплексы (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации и Удостоверяющего центра.

Технологические системы ИКС Совета Федерации включают технологическую информационную систему делопроизводства и документооборота (ТАИС), технологические системы обеспечения заседаний и мероприятий Совета Федерации, корпоративную электронную почту, систему обеспечения тиражирования и выпуска печатных изданий, систему защиты информации в ИКС Совета Федерации, центр обучения на базе учебного компьютерного класса, организационно-сервисное бюро.

Прикладные информационные системы делятся на системы общего и специализированного назначения. В настоящее время в составе ИКС Совета Федерации функционирует 17 информационных систем общего назначения и 11 специализированных информационных систем.

В составе электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации выделяются собственные (внутренние) и внешние информационные ресурсы. Кроме того, электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы свободного или ограниченного доступа.

Рассмотрим более подробно каждую из составных частей ИКС Совета Федерации. Основной составляющей программно-технических комплексов является корпоративная компьютерная сеть. Сетевая инфраструктура корпоративной компьютерной сети в настоящее время имеет более 2200 точек подключения серверов, сетевых рабочих станций, периферийных устройств и строится на базе виртуальных локальных вычислительных сетей (VLAN), работающих по технологии Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с.

В магистральной части используется технология передачи данных Fast Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с. В качестве магистрального коммутатора используется коммутатор Catalist серии 5000 фирмы Cisco, горизонтальное подключение обеспечивают коммутаторы Catalist 2924 и концентраторы различных фирм. Основной сетевой протокол — TCP/IP, т. е. корпоративная компьютерная сеть является сетью Интранет.

В рамках корпоративной компьютерной сети функционируют четыре серверных зала: основной; два дополнительных, обеспечивающих территориально удаленные объекты; технологический серверный зал, обеспечивающий функционирование технологической информационной системы документооборота и делопроизводства.

В основном серверном зале установлены высокопроизводительные серверы, обеспечивающие работу официального Интранет-сайта Совета Федерации, корпоративной электронной почты и прикладных информационных систем.

Большинство серверов представлено марками Fujitsu-Siemens. Имеются серверы фирм Compaq, ALR и «Крафтвей». В качестве операционной системы используется MS Windows NT Server 4.0, которая заменяется на MS Windows 2000 Server. Обмен электронными сообщениями обеспечивается с помощью программного обеспечения электронной почты MS Exchange Server 5.5.

Создание двух дополнительных серверных залов в двух зданиях обусловлено удаленностью этих зданий Совета Федерации и размещением в них большого количества точек подключения к корпоративной компьютерной сети Интранет. Основное назначение серверов — это обеспечение файлового сервиса и поддержка процессов разработки и отладки прикладного программного обеспечения.

В составе корпоративной компьютерной сети выделен автономный технический серверный зал, обеспечивающий работу технологической информационной системы делопроизводства и документооборота (ТАИС). В качестве центрального сервера используется система повышенной готовности и надежности на основе комплекса Cluster Kit фирмы Fujitsu-Siemens.

Автоматизированные рабочие места пользователей ИКС Совета Федерации включают в себя рабочие станции с подключаемым периферийным оборудованием и установленным системным и прикладным программным обеспечением. Рабочие станции в настоящее время строятся на базе компьютеров производства НР, Compaq и Fujitsu.

Периферийное оборудование включает в себя различного типа принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, устройства ввода-вывода информации с различного типа носителей (дисководы, карты памяти и т. д.).

Рис. 1. Состав информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

Состав существующей информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

Комплексы Технологическая Прикладные Электронные

система информационные информационные ресурсы

Корпоративная

компьютерная

сеть Технологическая Общего Собственные Внешние электрон —

информационная назначения (внутренние) ные информационные

система электронные ресурсы

Выделенная делопроизводства информацион —

сеть для и документообо — ные ресурсы

доступа в рота Специализиро — Общего доступа

Интернет ванного

назначения Общего

доступа Правовые информаци —

Телекоммуни — Технологические онно-справочные

кационный системы обес — системы

узел печения заседа —

ний и меропри — Официальный

ятий Совета Интернет — Интернет-сайты

Программно — Федерации сайт Совета органов государст —

технический Федерации венной власти

комплекс

Интернет — Корпоративная

представи — электронная Корпоративный Корпоративные сайты

тельства почта Интранет-сайт органов государст —

Совета Совета венной власти

Федерации Федерации

Система защиты

информации в Информационные

Программно — ИКС Совета Информацион — ресурсы сети

технический Федерации ные ресурсы Интернет

комплекс технологичес —

специализи — ких и

рованной Технологическая прикладных

информацион — система обеспе — информацион — Ограничение

ной системы чения тиражиро — ных систем доступа

«Праламент — вания и выпуска общего и спе —

ский портал» печатных изделий циализирован —

в сети ного назначе — Специализированные

Интернет ния информационно —

Центр обучения справочные

на базе учебного системы

Программно — компьютерного Ограниченного

технический класса доступа

комплекс

Удостоверя —

ющего центра Организационно — Информацион —

сервисное бюро ные ресурсы

прикладных

информацион —

ных систем

специализиро —

назначения

В качестве системного программного обеспечения на низкопроизводительных рабочих станциях используется операционная система MS Windows 95, на рабочих станциях высокой производительности с процессором Pentium 3 и 4 — MS Windows 2000 Professional. В качестве прикладного программного обеспечения офисного типа используется пакет MS Office 2000.

В качестве средств администрирования серверов используются штатные средства MS Windows NT 4.0 Server и MS Windows 2000 Server. Администрирование производится эксплуатирующим персоналом автономно на каждом сервере. Администрирование рабочих станций выполняется также автономно на каждой станции, при возникновении нештатной ситуации. При этом используются штатные средства администрирования операционных систем, установленных на конкретной рабочей станции (MS Windows 95, MS Windows 98, MS Windows 2000).

Для доступа пользователей Совета Федерации в международную сеть Интернет по прямому каналу связи в рамках ИКС Совета Федерации создана выделенная сеть, которая обеспечивает подключение более 500 рабочих мест пользователей Совета Федерации во всех зданиях Совета Федерации.

Важным структурным элементом ИКС Совета Федерации является телекоммуникационный узел, который обеспечивает сопряжение сетевой инфраструктуры ИКС Совета Федерации с другими информационными системами федерального и регионального уровней.

В настоящее время ИКС Совета Федерации тесно интегрирована с информационно-телекоммуникационной системой Государственной Думы, что обеспечивает доступ к Интранет-сайту Государственной Думы, работу объединенной корпоративной электронной почты, совместное сопровождение некоторых прикладных информационных систем.

По выделенным каналам осуществляется связь ИКС Совета Федерации с Московской городской Думой и мэрией г. Москвы, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации.

Функционирование официального Интернет-сайта Совета Федерации обеспечивает программно-технический комплекс (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации.

С функциональной точки зрения ПТК состоит из трех основных составляющих: АРМы, технологический сервер, фронтальный Web-сервер.

Сектор, включающий АРМы редакторов информационного наполнения сайта и выпускающих редакторов готовых материалов (сотрудники, принимающие решение о возможности публикации подготовленных ранее материалов).

Сектор, включающий основной технологический сервер, который реализует логику работы системы управления контентом (CMS), и технологический сервер управления интерактивными функциями. На основном технологическом сервере установлена база данных (БД), которая является хранилищем материалов для CMS. Кроме того, на технологическом сервере находится генератор html-страниц, осуществляющий преобразование информации Web-сервера, хранимой в формате БД, в формат html-страниц и графических файлов.

Сектор, включающий основной фронтальный Web-сервер, предоставляющий информацию пользователям международной сети Интернет, и интерактивный фронтальный сервер, обеспечивающий работу интерактивных функций. На фронтальном Web-сервере также функционирует поисковая система Yandex. Сервер интерактивных сервисов обеспечивает работу программных скриптов, реализующих функции голосования (опросов), подписки, форума и обработки обращений посетителей.

В целях внедрения электронной цифровой подписи (ЭЦП) в конце 2005 г. начаты работы по созданию Удостоверяющего центра. Соответствующий программно-технический комплекс развернут в здании Совета Федерации.

Следующим крупным структурным элементом ИКС Совета Федерации являются технологические системы. Одной из основных технологических систем является технологическая автоматизированная информационная система делопроизводства и документооборота (ТАИС). Целями создания и развития ТАИС являются внедрение современных информационных технологий в работу с документами Совета Федерации, обеспечение качественного и оперативного управления этой работой на всех организационных уровнях, переход на внутренний и межведомственный электронный документооборот с применением ЭЦП.

ТАИС состоит из следующих технологических модулей: регистрации, контроля и отправки корреспонденции; автоматизированной подготовки документов; автоматизированной подготовки стенограмм; выпуска нормативных актов; работы с обращениями граждан; Архива Совета Федерации.

Часть модулей ТАИС разработана на платформе информационной системы электронного документооборота «Дело-ТСФ». Информационная интеграция остальных модулей ТАИС обеспечивается организационными мероприятиями.

Программное обеспечение поддерживается в среде Oracle 9.2 и Power Builder 7.0, MS Office 2000, MS Visual Basic 6.0. Рассмотрим более подробно состав и назначение этих модулей.

Технологический модуль регистрации, контроля и отправки корреспонденции основывается на подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства «Дело-ТСФ». Технологический модуль обеспечивает работу с документами с использованием членами Совета Федерации и их помощниками, руководителями Аппарата Совета Федерации и его работниками подсистемы «Дело-ТСФ», содержащей электронные образы бумажных документов, электронные документы, а также информацию: о входящих, исходящих и внутренних документах в Совете Федерации; о прохождении документа в Совете Федерации; о контроле исполнения документа по отдельным исполнителям и в целом; о регистрации актов Совета Федерации и организационно-распорядительных документов; о списании документа в архив.

Технологический модуль автоматизированной подготовки документов обеспечивает автоматизированную подготовку документов, поддерживающую более 250 электронных бланков с единым для Совета Федерации стандартом оформления бумажных и электронных документов с установленными полями, стилями, шапками, колонтитулами. Вид бланков полностью соответствует действующему законодательству. Кроме того, модуль использует технологию сканирования и распознавания материалов, используемых при подготовке документов, структурированное хранение, идентификацию по набору реквизитов и поиск документов, подготовленных с 1994 г., технологию подготовки и печати нормативных актов Совета Федерации на бланках, ведение базы данных «Документы Совета Федерации», позволяющей получать отчеты об объемах работ по подразделениям, исполнителям, видам документов за различные отрезки времени.

Технологический модуль автоматизированной подготовки стенограмм обеспечивает многоканальную цифровую звукозапись мероприятий, проводимых в здании Совета Федерации, выездных мероприятий с использованием технологической системы цифровой звукозаписи с автоматизированной подготовкой текстов стенограмм, их редакторской и корректорской правки. Технологический модуль автоматизированной подготовки стенограмм обеспечивает расшифровку мероприятий, проводимых в Совете Федерации. Система цифровой звукозаписи обеспечивает одновременную запись на сервере устных выступлений, поступающих в аппаратную звукозаписи по 20 аналоговым каналам передачи в виде цифровых файлов; запись устных выступлений на мобильные конференц-системы в виде цифровых файлов с последующей перезаписью на сервер-системы; прослушивание выделенного звукового фрагмента с использованием периферийного оборудования, подключенного к АРМ системы.

Технологический модуль выпуска нормативных актов обеспечивает ведение с 1994 г. базы данных «Законы», обеспечивает ввод в нее информации о рассмотрении в Совете Федерации федеральных конституционных и федеральных законов, автоматизированную подготовку сопроводительных писем к законам; подготовку перечней, справок, сводок по законам, технологию подготовки документов о законах для сдачи в Архив Совета Федерации.

Технологический модуль работы с обращениями граждан обеспечивает работу с письмами и обращениями граждан в Приемной Совета Федерации, в ходе которой формируется с 1994 г. база данных с информацией о письмах и обращениях граждан, в том числе поступивших по сети Интернет, готовятся извещения и ответы заявителям, обращения и напоминания в органы власти, сводки, справки по работе Приемной Совета Федерации.

Технологический модуль Архива Совета Федерации обеспечивает работу с архивным фондом Совета Федерации, в ходе которой осуществляются:

— пополнение базы данных о документах архивного фонда за счет ручного ввода;

— автоматизированная подготовка внутренней описи для документов, сдаваемых в архив;

— передача информации о текущих документах, сдаваемых в архив, электронные образы документов и сами электронные документы из подсистемы «Дело-ТСФ»;

— подготовка номенклатуры дел и передача ее из подсистемы «Архив СФ» в подсистему «Дело-ТСФ»;

— подготовка сдаточной и сводной описи дел;

— технология поточного сканирования документов архивного фонда;

— формирование и организация работы с электронным хранилищем;

— работа читального зала архива.

Технологические системы обеспечения заседаний Совета Федерации эксплуатируются во всех залах зданий Совета Федерации.

Зал пленарных заседаний Совета Федерации оборудован информационно-управляющей системой на базе локальной вычислительной сети, электронной системой голосования, системой звукоусиления, конференц-системой, системами технологического телевидения и отображения информации, аудио — и видеотрансляции, системой информационной и документационной поддержки проведения заседаний.

Малый зал оборудован системой звукоусиления, системой технологического телевидения, системой для демонстрации видеофильмов.

Зал заседаний Совета палаты оборудован системой звукоусиления, конференц-системой, аудио — и видеотрансляции заседаний Совета палаты в корпоративной компьютерной сети Интранет, системой отображения информации, системой информационной и документационной поддержки проведения заседаний на планшетных компьютерах. С помощью созданного аппаратно-программного комплекса на планшетных компьютерах отображаются: электронные образы повестки заседания Совета палаты и материалов к ней, проект повестки дня заседания Совета Федерации и материалы к нему, информация корпоративного Интранет-сайта Совета Федерации.

Другие залы оборудованы в различном сочетании системами звукозаписи, конференц-системами, видеопроекционными системами. С указанными системами тесно связана технологическая система цифровой звукозаписи технологического модуля автоматизированной подготовки стенограмм.

В зданиях Совета Федерации по кабельным сетям обеспечивается трансляция 8 технологических каналов о заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, транслируется 17 каналов российского телевидения, принимаемых по телевизионному каналу Московской волоконно-оптической сети, и 4 зарубежных канала, принимаемых по спутниковым каналам связи.

Для обеспечения безопасного функционирования ИКС Совета Федерации создана система защиты информации, которая строится на основании утвержденных нормативных документов, и проводится реализация комплексного поэтапного перехода к построению полномасштабной системы информационной безопасности ИКС Совета Федерации.

Корпоративная электронная почта в ИКС Совета Федерации предназначена для обмена сообщениями в электронном виде между пользователями. В состав корпоративной электронной почты Совета Федерации входят центральный почтовый узел и автоматизированные рабочие места пользователей. Центральный почтовый узел обеспечивает временное хранение корреспонденции пользователей и обслуживает их запросы. Для подключения пользователей к корпоративной электронной почте используются корпоративная компьютерная сеть, коммутируемые или выделенные каналы связи. Корпоративная электронная почта функционирует на существующей программно-технической платформе ИКС Совета Федерации и доступна всем пользователям корпоративной компьютерной сети.

В Совете Федерации создан центр компьютерного обучения на базе учебного компьютерного класса на 15 автоматизированных рабочих мест. Центр позволяет проводить обучение пользователей (членов Совета Федерации, помощников членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации) с разной степенью подготовки по нескольким учебным программам.

Организационно-сервисное бюро предназначено для предоставления членам Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации и работникам Аппарата Совета сервисных услуг, таких, как: подготовка документов и материалов с использованием средств вычислительной техники и офисного программного обеспечения, их распечатка и копирование в черно-белом и цветном вариантах на бумажный носитель, слайдовую пленку, фотобумагу; сканирование документов и материалов, оптическое распознавание сканированного текста; доступ к электронным информационным ресурсам корпоративного Интранет-сайта Совета Федерации и международной сети Интернет; прием и отправка факс-сообщений.

Еще одним крупным структурным элементом ИКС Совета Федерации являются прикладные информационные системы. Большинство прикладных информационных систем представляет свою информацию на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации. Как уже отмечалось, прикладные информационные системы делятся на системы общего и специализированного назначения.

К прикладным информационным системам общего назначения относятся системы общего пользования, например, такие, как Архив материалов заседаний Совета Федерации (постановления Совета Федерации и стенограммы заседаний Совета Федерации); Электронные пакеты материалов к заседаниям Совета Федерации и Совета палаты; Новости Совета Федерации; Аналитические материалы; Обзор-СМИ (новостная лента СМИ); Телефонный справочник Совета Федерации; Электронная версия сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики; Модельные законодательные акты МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС; Архив обзоров событий в странах СНГ; Архив социального законодательства Российской Федерации; Данные о торгово-экономической деятельности и торгово-правовой базе сотрудничества субъектов Российской Федерации со странами СНГ и другими иностранными государствами; Мониторинг телевизионных политических, аналитических, информационных и новостных программ, выходящих на основных федеральных каналах телевидения; Архив Верховного Совета РСФСР; Свод законов Российской империи; Налоговая отчетность; правовые информационно-справочные системы.

Прикладные информационные системы специального назначения обеспечивают работу комитетов, комиссий Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по предметам их ведения.

В деятельность Совета Федерации внедрен ряд специализированных прикладных информационных систем ограниченного доступа: Бухгалтерский учет Совета Федерации; Финансово-экономический учет Совета Федерации; Архив Совета Федерации; Приемная Совета Федерации; Диспетчерская служба Совета Федерации; Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации; Межпарламентское сотрудничество.

Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов.

Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Количество и спектр информационных ресурсов, которыми в настоящее время располагает ИКС Совета Федерации, позволяют использовать их для решения практически всех задач Совета Федерации.

Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы, которые порождаются в Совете Федерации, и внешние электронные информационные ресурсы.

Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на официальном Интернет-сайте Совета Федерации, на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего и специализированного назначения.

На официальном Интернет-сайте Совета Федерации, который в настоящее время размещается на ПТК Интернет-представительства Совета Федерации, осуществляется публикация основной централизованной информации о составе и законодательной деятельности Совета Федерации, новостной информации о событиях в Совете Федерации, аналитических материалов и т. д., а также собственных информационных разделов комитетов (комиссий) Совета Федерации.

Корпоративный Интранет-сайт Совета Федерации обеспечивает информационную поддержку законодательной деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, а также работу структурных подразделений Аппарата Совета Федерации.

К собственным электронным информационным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как системы Кадры Совета Федерации и др.

Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интранет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интранет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией WEB либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD-дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

В группу внешних информационных ресурсов общего доступа входят: информационные ресурсы правовых информационно-справочных систем, доступные на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации; информационные ресурсы корпоративных сайтов органов государственной власти (Государственной Думы, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации), доступные с корпоративного Интранет-сайта ИКС Совета Федерации; информационные ресурсы Интернет-сайтов органов государственной власти и открытые информационные ресурсы других сайтов, доступные с автоматизированных рабочих мест выделенной сети для доступа в Интернет.

Проведенные научные, технические и организационные мероприятия в рамках создания и эксплуатации ИКС Совета Федерации позволяют уже в настоящее время решать важные вопросы автоматизации процесса обработки различного рода информации, необходимой для обеспечения деятельности Совета Федерации, внедрить в повседневную практику прикладные информационные системы, начать реализацию комплекса мер по повышению уровня информационной безопасности, создать условия для эффективной информационной поддержки деятельности Совета Федерации.

Вместе с тем ИКС Совета Федерации создавалась и развивалась в основном в течение 1996 — 2003 гг. За этот период многие исходные научно-технические решения по структуре, функциям и задачам, решаемым информационной системой, существенно изменились. Это обусловлено интенсивным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, ростом информационных потребностей Совета Федерации.

Проведенное в 2005 г. обследование информационно-технологического обеспечения Совета Федерации определило условия и направления развития ИКС Совета Федерации на основе анализа ее возможностей с учетом современных достижений в области информационных технологий. Результаты и рекомендации проведенного обследования положены в основу разработанной Концепции развития ИКС Совета Федерации до 2010 г. Реализация Концепции позволит вывести информационное обеспечение Совета Федерации на качественно более высокий уровень.

Литература:

1. Никитов В. А., Орлов Е. И., Старовойтов А. В., Гиричев Б. И., Шаров Ю. Л. Концепция создания информационно-коммуникационной системы Совета Федерации // Научно-техническая информация. Серия 1. 1995. N 8.

2. Никитов В. А., Шаров Ю. Л. Информационный Web-сервер Совета Федерации в сети Интернет // Информационные ресурсы России. 2000. N 1.

3. Шаров Ю. Л. Архитектура парламентских информационных систем (функциональный аспект) // Информационные ресурсы России. 2000. N 4.

4. Шаров Ю. Л., Толчеев Ю. К., Голубев С. А. Информационный архив Совета Федерации // Открытые системы. 2001. Сент.

5. Шаров Ю. Л. Вопросы совершенствования информационного взаимодействия Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Аналитический вестник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. 2002. N 2 (158).

6. Никитов В. А., Шаров Ю. Л. Интернет как эффективное средство связи между национальным парламентом и обществом: сравнительная перспектива в Европе и в России // Информационные ресурсы России. 2002. N 1 — 2.

7. Гужов А. В., Толчеев Ю. К., Шаров Ю. Л. Проблемы информационно-технологического сопровождения процесса мониторинга правового пространства и правоприменительной практики в Совете Федерации. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». Москва, май 2004 г.

8. Гужов А. В., Толчеев Ю. К., Шаров Ю. Л. Проблемы интегрированной обработки и хранения неструктурированной информации в ИКС Совета Федерации. Сборник трудов II Всероссийской практической конференции «Электронный документооборот и документационное обеспечение в органах власти». Москва, 2 — 4 февраля 2004 г.

9. Гужов А. В. Концепция создания специализированной информационной системы «Парламентский портал» в сети Интернет. Материалы семинара-совещания на тему «О создании и внедрении специализированной информационной с истемы «Парламентский портал» в сети Интернет». Москва, Совет Федерации, 24 июня 2005 г.

10. Шаров Ю. Л. О текущем состоянии и перспективах развития Интернет-сайта Совета Федерации. Материалы семинара-совещания на тему «О создании и внедрении специализированной информационной системы «Парламентский портал» в сети Интернет». Москва, Совет Федерации, 24 июня 2005 г.

——————————————————————

Кафедра менеджмента и бизнеса

Контрольная работа по ИТУ на тему:
«Информатизация Федерального
Собрания Российской Федерации»

Введение………………………………………………………… …………….3

    Начало работ по информатизации ………………………………………..3
    Организационно - распорядительные документы по информатизации...4
    Базовые положения и направления информатизации…………………5
    Состав и структура ИКС Совета Федерации…………………………..8
    Электронный информационный фонд Совета Федерации……………11
    Основные направления развития ИКС Совета Федерации………….12
Заключение…………………………………………………… ……………..14
Список использованной литературы………………………………………18

Введение

Совет Федерации по уровню информатизации процессов и процедур, оснащенности информационными ресурсами и базами данных, обеспеченности автоматизированными системами взаимодействия с субъектами Федерации, странами СНГ и другими зарубежными государствами – один из наиболее наукоемких и компьютеризированных высших органов государственной власти России. Его информатизация базируется на современной научной методологии, находится в поле зрения отечественной и зарубежной научной общественности и согласуется с мировыми тенденциями автоматизации парламентской деятельности.

    Начало работ по информатизации
Сентябрь - октябрь 1993 г. В России происходит жесткое противостояние Парламентской и Президентской власти.
Расстрел из танков здания парламента России – Белого дома в Москве. Декабрь, 1993 г. В России принята на референдуме новая Конституция. Россия объявлена демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Образован новый двухпалатный парламент России – Федеральное Собрание Российской Федерации. Верхняя палата (палата регионов) – Совет Федерации, нижняя палата – Государственная Дума. Новый парламент России не имел специального здания. Государственную Думу разместили в центре Москвы в здании бывшего Госплана СССР. Совет Федерации разместили в здании бывшего Дома архитекторов по ул. Большая Дмитровка, 26. Каждая палата парламента имела свой отдельный Регламент работы, состав комитетов и комиссий, автономный Аппарат.
Все работы по информатизации Совета Федерации пришлось начинать заново, с "чистого листа". Уместно отметить, что от "расстрельного" в октябре 1993г. парламента России в "наследство" Совету Федерации не досталось ни компьютеров, ни информационных ресурсов и программных средств, ни других средств информатики.
Из сложившейся ситуации выход был найден с помощью Администрации Президента России. Для этого информационное обеспечение первых заседаний Совета Федерации осуществлялось с помощью компьютеров, которые "брались взаймы" у Администрации Президента Российской Федерации, а по окончании заседаний палаты возвращались на Старую площадь.
В январе-феврале 1994 г. формировался Аппарат Совета Федерации вместе с помощниками вновь избранных членов верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Вопросы оснащенности Совета Федерации средствами вычислительной техники, информационными ресурсами, обеспечения круглосуточного взаимодействия членов палаты с регионами России неоднократно резко ставились и обсуждались на заседаниях верхней палаты.
    Организационно-распорядительны е документы
по информатизации

В начале 1995 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 159 от 17 февраля 1995 г. "О создании Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания". В соответствии с этим Указом головной организацией по созданию Информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации было определено Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Выпуск данного Указа активизировал работы по информатизации верхней палаты, по всем направлениям им придавался статус приоритетных разработок. В первую очередь Отделом информационных ресурсов и технологий Аппарата Совета Федерации совместно с ФАПСИ и привлеченными сторонними организациями была разработана Концепция создания Информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В дальнейшем силами Аппарата Совета Федерации, ФАПСИ, других организаций было разработано несколько десятков методических и организационно- распорядительных документов по созданию ИКС (технические задания, постановки функциональных задач, исходные данные, операционная технология прохождения законов и законопроектов и т.д.).

    Базовые положения и направления информ атизации
В основу работ по информатизации Совета Федерации были положены: а) модели информационных агрегатов как унифицированные средства, адекватно отображающие на концептуальном уровне государство, его парламент, организационно-функциональную структуру государственно-правовой сферы в целом;
б) результаты фактографического обследования и выявления информационных потребностей Руководства Совета Федерации, его комитетов, комиссий, членов Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации;
в) системный анализ информационного взаимодействия Совета Федерации с участниками законодательного процесса государственно-правовой сферы (Государственная Дума, Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ и его Аппарат, федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, министерства, ведомства РФ, Российская академия наук, органы власти государств СНГ, зарубежных государств, международные организации и др.);
г) опыт проведения работ по информационному обеспечению высших органов государственной власти (Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР, Администрации Президента РФ), других федеральных и региональных органов власти;
д) организационно- распорядительные документы и системы, обеспечивающие формирование информационного пространства государств – участников СНГ и автоматизированный обмен информацией между ними; е) анализ информатизации парламентской деятельности зарубежных государств (США, Канады, Европарламента, государств Европы, в том числе Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Португалии, Швейцарии и др.).
Информатизация Совета Федерации как объекта организационного управления велась в следующих разрезах: организационно-функциональном; функциональном; информационном; программном; техническом; технологическом; организационно-кадровом.
Практическое внедрение и развитие информационного обеспечения осуществлялось поэтапно по следующим основным направлениям:
      систематическое фактографическое обследование и анализ информационных потребностей пользователей Информационно-коммуникационной системы;
      разработка и внедрение прикладных функциональных задач, формирование информационных ресурсов, баз данных и поддержание их в актуальном состоянии;
      проведение комплекса работ по созданию ИКС Совета Федерации в соответствии с упомянутым Указом Президента РФ;
      оперативное информационно-справочное обслуживание Совета Федерации, его комитетов, комиссий, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации;
      организация сети внешних источников информационной поддержки законодательной деятельности;
      информационно-технологическое обеспечение заседаний Совета Федерации;
      оснащение и оперативное сопровождение программно-технических средств и оргтехники в зданиях Совета Федерации;
      обучение членов Совета Федерации, их помощников, работников структурных подразделений Аппарата методам и средствам работы с использованием современных информационных технологий;
      обеспечение информационного взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой, Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, министерствами, ведомствами, субъектами РФ, Российской академией наук, парламентами стран СНГ и других зарубежных государств.
При всех различиях в деятельности палат, раздельном проведении заседаний и территориальной удаленности одним из главных требований к Информационно- коммуникационной системе СФ была необходимость ее работы в тесной информационной взаимосвязи и едином технологическом цикле с аналогичной системой Государственной Думы. В рамках такого взаимодействия предполагалось реализовать идею автоматизации законотворчества как многофазного процесса. Среди наиболее важных его этапов можно отметить такие, как формирование приоритетных направлений законодательной деятельности на основе анализа целей развития общества, оценка эффективности принятых законов и другие.
Создаваемая ИКС была призвана охватить все сферы деятельности Совета Федерации, его комитетов и комиссий, структурных подразделений Аппарата и обеспечить доступ к открытым и защищенным государственным информационным ресурсам.
Не меньшее значение имела и проблема информационной поддержки решений Совета Федерации по стратегическим вопросам, касающимся национальных интересов страны. ИКС должна иметь соответствующие программно-технические средства для коллективной и индивидуальной подготовки и принятия упомянутых решений, быть многопользовательской, многофункциональной, территориально распределенной, обеспечивать эффективную поддержку законодательной деятельности Совета Федерации, а также возможность удаленного доступа к базам данных высших федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации и других организаций России, СНГ, зарубежных стран.
    Состав и структура ИКС Совета Федерации
В настоящее время Информационно- коммуникационная система Совета Федерации создана и успешно функционирует. ИКС Совета Федерации включает в свой состав взаимосвязанные комплексы, технологические системы, прикладные информационные системы и электронные информационные ресурсы.
Комплексы в составе ИКС Совета Федерации включают:
    корпоративную компьютерную сеть;
    выделенную сеть для доступа в интернет;
    телекоммуникационный узел;
    программно-технический комплекс (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации;
    ПТК Удостоверяющего центра.
В состав технологических систем ИКС Совета Федерации входят:
    технологическая информационная система делопроизводства и документооборота;
    технологические системы обеспечения заседаний и мероприятий Совета Федерации;
    система цифровой звукозаписи;
    система обеспечения тиражирования и выпуска печатных изданий;
    система защиты информации;
    корпоративная электронная почта;
    центр обучения на базе учебного компьютерного класса;
    организационно-сервисное бюро.
Прикладные информационные системы в составе ИКС Совета Федерации делятся на системы общего и специализированного назначения.
В состав прикладных информационных систем общего назначения входят следующие системы:
    «Члены Совета Федерации»;
    «Архив материалов заседаний Совета Федерации» (постановления Совета Федерации и стенограммы заседаний Совета Федерации);
    «Электронные пакеты» материалов к заседаниям Совета Федерации и Совета палаты;
    «Новости Совета Федерации»;
    «Аналитические материалы»;
    «Телефонный справочник Совета Федерации» (в составе прикладной информационной системы «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»);
    «Архив социального законодательства Российской Федерации»;
    «Архив обзоров событий в странах СНГ»;
    «Новостная лента СМИ» (в составе прикладной информационной системы «Обзор-СМИ»);
    «Данные о торгово-экономической деятельности и торгово-правовой базе сотрудничества субъектов Российской Федерации со странами СНГ и другими иностранными государствами»;
    «Мониторинг телевизионных политических, аналитических, информационных и новостных программ, выходящих на основных федеральных каналах телевидения»;
    «Архив Верховного Совета РСФСР»;
    «Свод законов Российской империи»;
    «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности» (АСОЗД), внедряемая совместно со структурными подразделениями Государственной Думы в части ввода информации о прохождении законопроектов в Совете Федерации;
    «Налоговая отчетность»;
    Правовые информационно-справочные системы («КонсультантПлюс», «Гарант», «Юсис», «Эталон», НТЦ «Система» и др.).
Прикладные информационные системы специального назначения состоят из следующих систем:
    «Мониторинг материалов о деятельности Председателя Совета Федерации;
    «Кадры»;
    «Электронная версия сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики»;
    «Бухгалтерский учет»;
    «Финансово-экономический учет»;
    «Дело – ТСФ»; «Архив Совета Федерации»;
    «Приемная Совета Федерации»;
    «Диспетчерская служба Совета Федерации;
    «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»;
    «Межпарламентское сотрудничество».
    Электронный информационный фонд Совета Федерации
Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов.
Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации.
Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы и внешние электронные информационные ресурсы. В свою очередь собственные электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы общего доступа и ресурсы ограниченного доступа.
Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на публичном сайте Совета Федерации в сети Интернет, на корпоративном Интранет - сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего назначения.
К собственным электронным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как система «Кадры», «Бухгалтерский учет» и др.
Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями. Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации:
      организация доступа к Интранет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интранет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD дисков или через сеть Интернет;
      организация удаленного доступа к базам данных.
    Основные направления развития ИКС Совета Федерации
Проведенные научные, технические и организационные мероприятия в рамках создания и ввода в эксплуатацию ИКС Совета Федерации позволяют уже в настоящее время решать важные вопросы автоматизации процесса обработки различного рода информации, необходимой для обеспечения деятельности Совета Федерации, внедрить в повседневную практику прикладные информационные системы, начать реализацию комплекса мер по повышению уровня информационной безопасности, создать условия для эффективной информационной поддержки деятельности Совета Федерации.
Вместе с тем, ИКС Совета Федерации создавалась в течение 1995-2005 годов. За этот период многие исходные научно-технические решения по структуре, функциям и задачам, решаемым информационной системой существенно изменились. Это обусловлено интенсивным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, ростом информационных потребностей Совета Федерации.
Необходимость соответствия ИКС Совета Федерации уровню современных требований к информационно- коммуникационным системам подобного класса требует постоянного развития ИКС Совета Федерации.
Проведенное в 2005 году обследование информационно-технологического обеспечения Совета Федерации определило условия и направления развития ИКС Совета Федерации на основе анализа ее возможностей с учетом современных достижений в области информационных технологий.
В ходе обследования были выявлены проблемные точки в построении и функционировании ИКС Совета Федерации, которые кратко можно описать следующим образом:
информационные технологии в основном используются для поддержки старых, докомпьютерных деловых процессов;
в ИКС Совета Федерации разделены сети Интранет и Интернет, но отсутствуют развитые механизмы межконтурного информационного обмена;
отсутствует единая система документирования процедур разработки подсистем, функционирующих в составе ИКС Совета Федерации;
существующая сетевая инфраструктура ИКС Совета Федерации не реализует полностью функциональность по управлению, безопасности, по развертыванию прикладных информационных систем и администрированию сетевых ресурсов.
Перечисленные направления должны быть взяты за основу при развитии технологического аспекта функционирования ИКС Совета Федерации.
    Официальные сайты и особенности их работы в системе электронного правительства
    Интернет-сайт Совета Федерации.
В сентябре 2005 г. открыта новая версия сайта. Принципиальное отличие этой версии сайта от предыдущих заключается в следующем:
    изменился дизайн главной страницы и всех разделов сайта, достигнута однородность и единый стиль дизайна по всему сайту благодаря внедрению единой системы управления контентом;
    появились интерактивные сервисы такие, как: поиск, обращения граждан, форум, опросы (голосования), подписка;
    появились вспомогательные информационные сервисы такие, как: карта сайта, новости сайта, о сайте.
Информационное сопровождение Интернет-сайта Совета Федерации осуществляет Управление информационного и документационного обеспечения совместно с другими структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации .

Заключение

Кроме развития технологической составляющей, большое значение имеет совершенствование концептуальных направлений информатизации деятельности Совета Федерации и Федерального Собрания в целом.
Направление 1. В Совете Федерации необходимо образовать Центр генерации государственных целей и проблем. В его функцию должна входить генерация стратегических и тактических целей развития Российской Федерации на перспективу и текущие периоды. Он должен обосновывать и формировать желаемые состояния государства, используя результаты прогнозирования на перспективы (долгосрочную и краткосрочную). Центр должен анализировать и формировать перечень и содержание актуальных государственных проблем, находящихся в ведении законотворческой деятельности палаты.
Для этого необходимо, чтобы в Совете Федерации был координатор проблем (законодательных инициатив) и персонально ответственное лицо за это направление деятельности палаты.
В качестве варианта возможно предусмотреть группу стратегического планирования
и т.д.................

Информатизация Сонета Федерации (СФ) преследует следующие цели : ¦ повышение эффективности законотворческой деятельности и принятия управленческих решений; ¦ совершенствование взаимодействия руководства и членов Сонета Федерации с органами государственной власти и гражданами; ¦ повышение эффективности функционирования Аппарата СФ. Автоматизированная информационная система Совета Федерации (АИС СФ) выполняет следующие функции : ¦ информационное обеспечение деятельности членов СФ, комитетов, комиссии и подразделений Аппарата; ¦ формирование и ведение информационных фондов; ¦ информационное взаимодействие членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений аппарата, как между собой, так и с внешними абонентами; ¦ организация прохождения законодательных актов и законопроектов; ¦ аналитическая поддержка деятельности Совета Федерации; ¦ коллективная подготовка и принятие решений; ¦ организация документооборота и делопроизводства; ¦ реакционно-издательская деятельность; ¦ организация доступа пользователей АИС СФ к информационным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубежных стран; ¦ технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых валах; ¦ информационное обеспечение Поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ. Система состоит ИЗ функциональной и обеспечивающей частей. Основные функциональные подсистемы АИС СФ представлены на рис. 1.2 . Основные функциональные подсистемы АИС СФ Парламентские слушания Регион Планирование Парламентские процедуры и регламент Законопроект Согласительные комиссии Заседание Совета Федерации Межпарламентские связи Законодательство Выборы Делопроизводство Материально-техническое обеспечение Контроль Пресс-центр Кадры Содружество независимых государств Аналитика Комитет по делам Севера и малочисленных народов Статистика Общественно-политические партии Электронные и движения справочники Рис. 1.2. Функциональные подсистемы АИС СФ Основу информационного обеспечения системы составляют балы данных, электронные справочники, образующие гак называемый информационный фонд Совета Федерации (ИФ). В структуре ИФ условно выделяются три уровня обработки информации : ¦ верхний, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений; ¦ локальный, обеспечивающий выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации; ¦ индивидуальный - для сотрудников аппарата. Базы данных можно классифицировать по принадлежности и содержанию (рис. 1.3). По содержанию информации они классифицируются на правовые, экономико-статистические балы, справочно-аналитические и внутрипарламентские |32|. Признак классификации Принадлежность Содержание Собственные Внешних организаций Правовые Установленные в Совете Федераций (целиком или фрагментарно) Экономико-статистические Справочно-аналитические Доступные в удаленном режиме Внутрипарламентские Информационные Служебные Рис. 1.3. Классификация БД, используемых Советом Федерации Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерация и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента, Аппаратом Правительства и Министерством юстиции РФ. БД экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Федеральной службой государственной статистики, органами СНГ, подразделению ми ФАС, Центральным банком России и другими организациями. БД справочно-аналнтического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, федеральных министерств, ФАС, научных учреждений, периодической печати, а также из региональных центров и избирательных округов. Внутрипарламептские базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными . Первые, формируемые информационными службами и отдельными пользователями, содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах СФ, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, а также справочники адресов, телефонов и пр. Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую автоматизированный ввод и обработку информации (классификаторы, кодификаторы, рубрикаторы, описания информационных блоков и др.). Состав и структура АИС СФ : ¦ информационно-справочный центр; ¦ информационно-коммуникационный центр; ¦ информационно-аналитический центр; ¦ ситуационный центр; ¦ технологическая автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства; ¦ информационные системы подразделений, установленные в комитетах, комиссиях, приемной Совета Федерации и в подразделениях Аппарата; ¦ система обработки и хранения секретной информации; ¦ электронные офисы руководства; ¦ электронные офисы членов СФ; ¦ мобильные информационные системы; ¦ система технологического обеспечения заседаний Совета Федерации; ¦ система администрирования и информационной безопасности АИС; ¦ технологическая система сопровождения и развития АИС; ¦ центр обучения членов СФ и сотрудников Аппарата. АИС СФ относится к классу территориальных информационных систем государственного значения. Схема информационных ресурсов Совета Федерации приведена на рис. 1.4 . Существует специальный каталог информационно-коммуникационных ресурсов , в котором перечислены БД, используемые Советом Федерации. Источники информационных ресурсов Совета Федерации Аппарат Правительства РФ Государственная Дума Администрация Президента РФ Городская дума г. Москвы Абоненты Совета Федерации Государства участники СНГ Субъекты РФ Исполнительный Секретариат СНГ Министерства, службы, агентства РФ Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Институты РАН Другие государства Агентства, отраслевые НИИ Предприятия, организации Внешние источники нормативно-правовая информация; экономическая информация; общественно-политическая информация Рис. 1.4. Структура информационных ресурсов Совета Федерации Ответ на простые запросы (например, сведения о члене Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) предоставляется немедленно, в том числе по телефону. Ответ на сложные запросы, требующие проведения информационно-аналитических работ, предоставляется по получении данных от соответствующих подразделений. ДЛЯ оперативного информирования комитетов, комиссий, руководства Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата о событиях в стране и в мире на систематической основе осуществляется выпуск сводок . Совет Федерации имеет собственный Интранет-сайт, а также Интернет-сайт, созданный в 1998 году (http:// www.council.gov.ru). Выход на Интернет-сайты других органов государственной власти РФ возможен через портал http://www.gov.ru. Телекоммуникационная связь Совета Федерации с регионами России обеспечивается с помощью системы «Почта» ФАС. Для межпарламентского обмена с государствами Содружества используются в основном отечественные российские информационные сети, например «Почта» (Администрация Президента РФ), «Дионис» (Госдума). «Атлас» (ФАС). Обмен информацией с парламентами государств дальнего зарубежья осуществляется через Интернет . Существует сеть, основой которой являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Институт социально-политических исследований (ИСПИ). В список организаций, сотрудничающих с Аппаратом СФ, входят : ¦ Научно-технический центр «Информрегистр»; ¦ Научный центр правовой информации при Минюсте РФ; ¦ ГУИС ФАС; ¦ Институт географии РАН; ¦ Центральный институт военно-технической информации Минобороны РФ; ¦ Институт экономики РАН; ¦ Институт проблем управления РАН; ¦ ИНСТИТУТ информатизации общества и развития науки (ИНФОРАН). Кроме того, заключены соглашения об информационном взаимодействии с аппаратами органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Наряду с основными центрами, снабжающими Совет Федерации информационно-аналитической информацией, во внешнюю сеть также входят организации, обеспечивающие информационную поддержку по узким направлениям. Установлен телекоммуникационный доступ к базам данных следующих организаций : ¦ ГУИР ФАС; ¦ ИТАР-ТАСС; ¦ Статкомитет СНГ; ¦ ГУИС ФАС; ¦ Федеральная служба государственной статистики; ¦ АП РФ, РИА, ПОСТФАКТУМ, ИНТЕРФАКС; ¦ Государственная Дума; ¦ Московская городская дума и Мэрия Москвы; ¦ Верховные Сонеты Украины и Беларуси; ¦ Исследовательская служба Конгресса США, ООН, ЮНЕСКО, международные парламентские организации, Фонд по правам человека Конгресса США. Информационно-технологическое обеспечение проведения заседаний Совета Федерации включает следующие системы : ¦ электронную систему голосования Большого зала заседаний; ¦ конференц-системы и системы звукоусиления Большого и малых залов заседаний; ¦ телевизионную систему Большого зала заседаний; ¦ систему синхронного перевода; ¦ систему информационного обеспечения выездных мероприятий руководства Совета Федерации; ¦ систему радиотехнической безопасности большого и малых залов заседаний. Электронная система голосования и конференц-система Большого зала обеспечивают предоставление результатов поименных голосований, общих результатов голосований, списков выступивших членов Совета Федерации и приглашенных на заседания. Активное использование конференц-системы с индивидуальными микрофонами позволило сократить время проведения заседаний. С помощью этой системы осуществляется идентификация выступающих членов Совета Федерации и вывод их фамилий и наименований соответствующих субъектов Федерации на экраны мониторов и телевизоров, установленных в здании, черен телевизионные системы. Это позволяет повысить качество стенографических отчетов, а также информативность телетрансляций . 1.2.2. Информатизация Государственной Думы Основная цель информационной системы Госдумы - формирование упорядоченной информационной среды, обеспечивающей эффективную работу руководства и Совета ГД, комитетов, комиссий, фракций и депутатских групп, депутатов и подразделений Аппарата . Информационный фонд (ИФ) ГД представляет собой совокупность интегрированных бал данных и программно-технологического инструментария, обеспечивающего поиск и выдачу информации пользователю. Можно выделить следующие основные компоненты ИФ : ¦ законодательный фонд: ¦ внутрипарламентский фонд сведений о деятельности Госдумы; ¦ статистический фонд; ¦ предметно-справочный фонд; ¦ фонд информационно-справочных и аналитических материалов; ¦ служебные файлы поддержки технологии ведения и организации доступа к информационному фонду. Распределение информационного фонда ГД по рубрикам и базам данных можно посмотреть в . В дополнение к ресурсам Интернета Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы предоставляет по договору информационные ресурсы американского центра этой библиотеки : ¦ оперативную информацию по американскому законодательству и текущей политике США из базы данных Legislate; ¦ обзор новостей и содержание статей «Вашингтон пост» и ряда других галет и журналов; ¦ аннотированные обзоры конференций, выступлений и интервью президента, госсекретаря США, членов правительства. В организационном плане информационно-справочная служба состоит ил администраторов сети, администраторов бал данных, специалистов по обработке данных, определяющих перспективы развития информационного фонда и технологию информационного обслуживания. Администраторы сети управляют процессом доступа к информационным ресурсам сервера информационно-справочного центра, хранения информационного фонда и выполнения основных запросов, поступивших от пользователей по телефону. Администраторы бал данных обеспечивают ведение информационного фонда, включающего следующие основные процедуры: создание баз данных, их модификацию и обновление, контроль состояния, архивирование и восстановление бал данных. Они также осуществляют поиск, формирование и исполнение запросов пользователей Государственной Думы, поступающих в информационно-справочный центр. Информационная система Государственной Думы состоит из следующих подсистем : ¦ компьютерная сеть; ¦ комплекс обеспечения заседаний (электронное голосование, телевизионные системы, звукоусиление, конфереиц-связь. диктофонная запись и расшифровка); ¦ кабельное телевидение; ¦ информационно-справочная служба; ¦ радиотрансляция; ¦ подсистема факсимильной связи; ¦ цифровая АТС; ¦ подсистема ТВ-информ; ¦ реакционно-издательская система; ¦ подсистемы охранной и пожарной сигнализации и др. В состав компьютерной сети входят : ¦ центральный вычислительный комплекс, который реализует функ- ции информационного фонда и сервера системы; ¦ информационно-коммуникационный центр, который служит «шлюзом» между компьютерной сетью и внешней средой и обеспечивает взаимодействие с офисами депутатов в избирательных округах и внешними информационными ресурсами через сети передачи данных общего назначения; ¦ локальные центры обработки информации; ¦ индивидуальные средства обработки информации; ¦ компьютерная сеть.