Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерные технологии в машиностроении. Информационные технологии в различных областях деятельности

Если раньше каждый пользователь должен был сам программировать алгоритмы в своей профессиональной деятельности, то сегодня "кустарное" программирование стало ненужным. Его заменяет знание и умение пользоваться существующими информационными технологиями в каждой профессиональной области. И это в первую очередь касается специалистов в области машиностроения и металлообработки. В ней созданы системы автоматического проектирования, такие, как AutoCAD, КОМПАС-3D, системы автоматизированного проектирования технологических процессов (CAM), технологии обеспечения жизненного цикла изделия от маркетинга до утилизации отслужившего свой срок изделия или детали (CALS).

До изобретения компьютеров все проектирование новых изделий велось по так называемой бумажной технологии. Любое конструкторское бюро представляло собой зал с рядами чертежных столов - кульманов, за которыми конструкторы разрабатывали чертежи нового изделия на бумаге. Далее эти чертежи копировали на кальку и затем размножали их. Вся документация хранилась на бумаге. Все инженерные расчеты производились с помощью арифмометров и логарифмических линеек. При изготовлении опытных образцов изделий и их серийном производстве наладка станков производилась вручную. Далее производились натурные испытания изготовленных опытных образцов. По их результатам вносились необходимые изменения в конструкцию, корректировались чертежи и начиналась подготовка к серийному выпуску изделия.

С изобретением компьютеров многие этапы создания новых изделий подверглись коренным изменениям. Стало возможным перейти на безбумажную технологию. Компьютер, оснащенный соответствующими программами, совместно с принтером, плоттером и графическим планшетом (дигитайзером) заменил собой кульман, бумагу, карандаш, арифмометр и логарифмическую линейку. При этом компьютер позволил автоматизировать и значительно ускорить инженерные расчеты.

Примером может служить автоматизированный расчет зубчатой передачи с помощью программы Microsoft Excel. Исходными данными служат передаточное число и модуль данной передачи. Формулы расчета вводятся в соответствующую строку таблицы Excel. Введя в формулы значения передаточного числа и модуля, получаем полный расчет всех параметров зубчатой передачи любого типа.

Другим, гораздо более сложным примером может служить расчет лопаток паровой турбины, требующий привлечения компьютеров большой производительности.

Использование современных компьютерных технологий позволяет существенно сократить длительность проектно-конструкторских работ, по-новому реализовать проектные процедуры и в результате получить более эффективные технические решения.

Аппаратное обеспечение автоматизированных рабочих мест (АРМ) для работников самых различных профессий мало отличается друг от друга. Его основой является профессиональный компьютер. Главное различие состоит в их программном обеспечении, которое и отличает, например, АРМ инженера-проектировщика от АРМ инженера-технолога.

Новейшие компьютерные технологии позволяют организовать автоматизированное рабочее место конструктора-проектировщика. Базовыми программными продуктами АРМ конструктора-проектировщика являются операционная система Microsoft Windows и универсальная графическая платформа AutoCAD 2004 фирмы Autodesk.

Системы автоматизированного проектирования (САПР), называемые в английском переводе CAD-системами (Computer Aided Design), применяются для решения разнообразных инженерных и конструкторских задач. К наиболее популярным следует отнести мощную систему машинного проектирования AutoCAD фирмы Autodesk, используемую для создания чертежей.

Применение САПР-технологий позволяет сократить время на выполнение проекта и выпуск изделий, уменьшить возможные ошибки, повысить качество конструкторской документации, а при использовании программно-управляемого оборудования - готовить необходимые для этого данные в нужном формате. Полный спектр задач, решаемых с помощью САПР, чрезвычайно богат, и программ, предназначенных для этого, разработано достаточно много.

Для эффективной работы с программами САПР лучше применять монитор с большим размером экрана. Для получения твердой копии результатов работы (чертежи, схемы) обычно используются плоттеры, позволяющие работать с большими форматами бумаги.

AutoCAD - это графическое ядро систем автоматизированного проектирования (САПР). Богатые функциональные возможности, широкие возможности программирования, связь с базами данных, большой выбор совместимых периферийных графических устройств фактически сделали графический пакет AutoCAD мировым промышленным стандартом в своей области. Выпускаются версии программы для различных платформ и под различные операционные системы. Программа совместима со всеми выпускаемыми видами принтеров и плоттеров.

При создании новых инженерных конструкций может применяться математическое моделирование (машинный эксперимент) - моделирование реально существующих объектов, осуществляемое средствами языка математики и логики с помощью компьютера.

Математическое моделирование основано на создании и исследовании на компьютере математической модели реальной системы - совокупности математических соотношений (уравнений), описывающих эту систему. Уравнения (математическая модель) вместе с программой их решения вводят в компьютер и, имитируя различные значения входных (по отношению к исследуемой системе) сигналов и условий работы системы, определяют величины, характеризующие поведение системы.

Математическое моделирование, в отличие от материального (экспериментального, предметного), является теоретическим, происходящим только в компьютере, а не в реальности. Оно позволяет обойтись без сложного, дорогого или опасного эксперимента, например при создании автомобилей, самолетов, локомотивов.

Математическое моделирование процесса или явления не может дать полного знания о нем. Это особенно существенно в том случае, когда предметом математического моделирования являются сложные системы, поведение которых зависит от значительного числа взаимосвязанных факторов различной природы. Поэтому иногда математическое моделирование дополняют созданием натуральной модели.

Система трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D предназначена для создания трехмерных ассоциативных моделей отдельных деталей и сборочных единиц, содержащих как оригинальные, так и стандартизованные конструктивные элементы. Параметрическая технология позволяет быстро получать модели типовых изделий на основе однажды спроектированного прототипа. Многочисленные сервисные функции облегчают решение вспомогательных задач проектирования и обслуживания производства. Задача, решаемая системой, - моделирование изделий с целью существенного сокращения периода проектирования и скорейшего их запуска в производство. Чертежный редактор "КОМПАС-График" предоставляет широчайшие возможности автоматизации проектно-конструкторских работ в различных отраслях промышленности. Он успешно используется в машиностроительном проектировании, при проектно-строительных работах, составлении различных планов и схем.

На смену информационной поддержке отдельных этапов создания инженерных конструкций в конце 20-го века пришла идеология ведения бизнеса CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) или, в более современном изложении, PLM (Product Lifecycle Management). За термином "жизненный цикл" ("Lifecycle") стоят два понятия - "маркетинговый жизненный цикл" (МЖЦ) и "функциональный жизненный цикл" (ФЖЦ). МЖЦ имеет отношение к поведению определенного вида продукции на рынке и завершается моральным износом и снятием с производства, а ФЖЦ связан с функциональным предназначением изделия и завершается физическим износом и утилизацией. Примером могут служить персональные компьютеры. Маркетинговый жизненный цикл систем на базе Pentium II закончился, но физически их успешно продолжают эксплуатировать во многих организациях.

Понятие "жизненный цикл" включает в себя следующие этапы: маркетинг, проектирование, производство, продажи, поставки и эксплуатацию. Примером применения понятия "жизненного цикла" в нашей стране может служить его использование в крупнейшем авиастроительном комплексе "Сухой". Он охватывает четыре основных этапа: проектирование, производство, послепродажное обслуживание и утилизация.


Рис. 12.11.

Сегодня производство сложных машинотехнических изделий стало невозможным без обеспечения информационной поддержки на всех стадиях их жизненного цикла. Информационная поддержка - это целый комплекс вопросов, включающий автоматизацию процессов проектирования, обеспечение технологических процессов производства, автоматизацию управленческой деятельности предприятий, создание электронной эксплуатационной документации, внедрение автоматизированных систем заказа запасных частей и т. д.

Важную роль в жизненном цикле играет маркетинг (англ. marketing, от market - рынок) - система управления, основанная на комплексном анализе производственно-сбытовой деятельности и воздействия на нее с целью получения прибыли.

Маркетинг возник как вид управленческой деятельности во второй половине XX века. Но если вначале он применялся исключительно в целях сбыта произведенной продукции, то со второй половины 1970-х гг. он становится элементом стратегического управления фирмой, философией бизнеса. Отсюда новая концепция маркетинг-менеджмента, то есть построения всей управленческой деятельности фирмы.

Маркетинг включает товарную, ценовую политику, а также политику продвижения товара и продаж.

Основными принципами современного маркетинга являются: производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателя, рыночной ситуации и реальных возможностей фирмы; эффективное решение проблем потребителя; нацеленность фирмы на долгосрочный коммерческий успех; активное воздействие на формирование потребностей на рынке.

Проектирование и производство неразрывно связаны между собой. Конструктор разрабатывает геометрию изделия, устанавливает технические требования и оформляет конструкторскую документацию, а технолог обеспечивает изготовление изделия с учетом специфики производства, технических процессов и оборудования.

Электронное описание изделия дает исчерпывающее описание спроектированного изделия и фактически заменяет бумажную конструкторскую документацию. На его основе появляется возможность автоматизировать планирование технологических процессов. Таким образом, выполняется еще один принцип CALS - принцип безбумажного представления информации.

В фирме "Сухой" ОКБ "Сухой" находится в Москве, а основные заводы-производители в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске. При такой географической удаленности друг от друга их согласованная работа обеспечивается средствами сети Интернет и защиты информации.

Организация технологического процесса изготовления опытных образцов и серийного производства изделий осуществляется с помощью систем автоматизированного проектирования технологических процессов, так называемых САМ-систем (Computer Aided Manufacturing). Они обеспечивают наиболее рациональный выбор станочного оборудования, инструментов и режимов обработки деталей.

Комплексные решения при этом базируются на передовых технологиях гибридного моделирования, интегрированных средствах электронного документооборота, а также на широком спектре специализированных модулей, среди которых важное место занимают программы для виртуального моделирования процессов механической и электроэррозионной обработки с выходом на станки с числовым программным управлением (ЧПУ).

Современные металлообрабатывающие станки и многооперационные обрабатывающие центры оснащены числовым программным управлением (ЧПУ). Это управление обработкой заготовки на станке по программе, заданной в цифровой форме. Устройство ЧПУ выдает управляющие воздействия на исполнительные органы станка в соответствии с программой и информацией о состоянии управляемого объекта. Станки с ЧПУ сочетают высокую производительность, присущую станкам-автоматам, с гибкостью, быстротой переналаживания на другие режимы работы, что характерно для универсальных станков. Обрабатывающий центр оснащен инструментальным магазином большой емкости и устройствами для автоматической смены инструмента. Станок позволяет вести комплексную механическую обработку большого числа поверхностей заготовки различными способами - точением, фрезерованием, сверлением и др.

В современном машиностроении и приборостроении происходит усложнение выпускаемой продукции, номенклатура ее увеличивается, а серийность производства уменьшается. Это ведет к значительному увеличению объемов и сроков выполнения работ в сфере конструкторско-технологической подготовки производства. Требования рыночной экономики заставляют предприятия постоянно улучшать потребительские свойства и качество изделий, а сроки их выпуска максимально сокращать.

Это вызвало к жизни концепцию сквозного цикла проектирования и производства "от идеи до металла". Суть ее состоит в том, что компьютерные системы и оборудование должны рассматриваться как единый информационный технологический процесс на всем протяжении от проектирования до изготовления изделий. Сквозной цикл состоит из блоков САD/САМ/САЕ/PDM. САМ-системы являются частью этой более общей концепции.

Кроме трехмерных (виртуальных) моделей на экране монитора компьютера современные информационные и лазерные технологии дают возможность создавать "твердые" модели отдельных деталей из светочувствительного пластика. Эта технология носит название "лазерная стереолитография". Она основана на использовании фотополимеризации лазерным излучением.

Сначала по проекту конструктора создается компьютерная (виртуальная) модель, которая через минимальное время может быть воплощена в виде реальной модели. Производятся все детали для сборки. Собранную модель можно покрасить, проверить возможность установки и размещения электронных компонентов, оптики, эргономику, предъявить для утвержения дизайна заказчиком и т.д.

Пластиковая модель легко поддается обработке, покраске, металлизации. Модель может быть использована для проверки идей конструктора, использоваться на презентациях, в маркетинговых акциях и т.п.

Области применения лазерной стереолитографии:

  • изготовление оснастки для разных видов литья;
  • точное литье по сплошным выжигаемым моделям.

Лазерная стереолитография позволяет создавать детали самой сложной формы с максимальными размерами 250x250x250 мм.

Сначала объемный виртуальный образ делят на набор послойных изображений тонких сечений (0,1-0,2 мм). В ванну, наполненную фотополимеризующейся жидкостью, помещают плоскую подставку, на которой впоследствии появится объект, так, чтобы она была погружена на толщину формируемого слоя (те самые 0,1-0,2 мм). Затем поверхность жидкости обрабатывают лучом лазера, и в тех местах, которые он облучает, образуются твердые участки. Так возникает нижний слой модели. Платформу чуть притапливают и формируют второй слой. Операцию повторяют до тех пор, пока модель не будет целиком готова.

Важную роль в машиностроении играет логистика (от англ. logistics - материально-техническое снабжение) - контроль за всеми видами деятельности, связанными с закупкой ресурсов для производства и доставкой готовой продукции покупателю, включая необходимое информационное обеспечение этих процессов. Логистика также координирует взаимоотношения всех членов системы снабжения и распределения. К непосредственным функциям логистики относятся: транспортировка, складирование, сбор заказов, распределение продукции, упаковка, сервисное обслуживание.

Система логистики включает логистику на входе и логистику на выходе. Первая управляет всеми операциями с сырьем и материалами, начиная с выбора поставщика и заканчивая возвратом некачественного сырья; вторая контролирует распределение готовой продукции, включая ее доставку конечному потребителю.

Логистика используется участниками каналов товародвижения для снижения издержек, повышения качества обслуживания покупателей и поддержания объема запасов на складе на минимальном необходимом уровне.

Так информационные технологии в машиностроении и металлообработке из важного, но вспомогательного средства сегодня превратились в главную организующую силу - реальную сквозную автоматизацию производственных процессов.

информационная технология машиностроение

Оперативно - производственное планирование в условиях ИАСУ. (Интегрированная Автоматизированная Система Управления)

Нормой хозяйствования отечественных предприятий в рыночных условиях является применение средств вычислительной техники в процессе внутрифирменного планирования. Применение их в условиях немассовых типов производства обусловлено необходимостью выполнения большого объема трудоемких расчетов и весьма сложных графических построений.

Реализация процессов производственного планирования и управления осуществляется в настоящее время на большинстве современных предприятий с использованием комплекса ИТ, включающего программное обеспечение и аппаратные средства вычислительной техники, которые в совокупности образуют автоматизированную систему управления (АСУ).

При построении эффективных АСУ осуществляют согласованную автоматизацию как сферы материального производства, так и сферы собственно информационной технологии на всех уровнях и стадиях на основе концепции интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ). ИАСУ осуществляет автоматизацию как материальной, так и информационной составляющих производственного процесса в их взаимосвязи от формирования портфеля заказов до сбыта и отгрузки готовой продукции. АСУ являются составной частью систем информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) изделия - САЬ8-технологий. Это направление включено в состав критических технологий, утвержденных Президентом Российской Федерации.

ИАСУ многономенклатурным производством состоит из функционально и эксплуатационно-законченных подсистем, каждая из которых может функционировать самостоятельно, обмениваясь информационными массивами с другими подсистемами. Эти подсистемы могут быть резидентными на различных иерархических уровнях и эксплуатироваться в составе различных организационных служб. Подсистемами, на которые можно подразделить ИАСУ, являются: подсистема управления производственно-хозяйственной деятельностью (АСУ ПХД); подсистема управления технологической подготовкой производства (АСУ ТТ1П); подсистема оперативного управления ходом автоматизированного производства (АСУ АП).

Головным компонентом ИАСУ, обеспечивающим управление организационно-экономическими процессами предприятия на всех уровнях, является АСУ ПХД. В состав АСУ ПХД, в свою очередь, входят следующие подсистемы: технико-экономическое планирование; управление финансовой деятельностью; бухгалтерский учет; оперативное управление основным производством; управление качеством; управление кадрами; управление вспомогательным производством.

Центральное место в подсистеме оперативного управления производством занимают функции планирования и моделирования хода производственного процесса. Их можно распределить на две подсистемы:

1) подсистема календарного планирования и учета. Функции подсистемы:

составление межцехового календарного плана, координирующего работу цехов и служб;

расчет производственных программ цехов и участков;

расчет нормативов движения производства;

расчет календарных графиков, определяющих порядок, последовательность и сроки изготовления продукции;

оперативный пооперационный учет;

учет наличия готовых деталей, сборочных единиц и изделий на складах;

учет технической готовности заказов и пр.;

2) подсистема оперативного регулирования хода производства. Функции подсистемы:

анализ отклонений от установленных плановых заданий и календарных графиков производства и принятие оперативных мер по их ликвидации.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»

(ГБПОУ «КПК имени С.В. Хохрякова»)

ИНФОРМАТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

По специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Копейск, 2018

на заседании ЦК

математических и естественнонаучных дисциплин

Л.Г. Королева

«____»______________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

Н.В. Типушкова

«____»______________2018г.

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.

Организация – разработчик: ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»

Разработчик: _______________ О.Н. Иванова, – преподаватель информатики и информационных технологий КПК

стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика является частью рабочей основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышения квалификации и переподготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина Информатика относится к математическому и общему естественнонаучному циклу дисциплин специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

уметь:

    выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

    использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

    использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

    обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств вычислительной техники;

    получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

    применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

    применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

    основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;

    методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

    методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

    общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

    основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

Практических занятий 40 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа:

    работа над учебными материалами, конспектами лекций;

    выполнение индивидуальных заданий;

    работа с дополнительной учебной и научной литературой

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины информатика

Тема 1.1.

Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем

Устройство персонального компьютера

Практические занятия

Практическая работа №1. Изучение архитектуры персонального компьютера

Составление таблицы по архитектуре компьютера

Тема 1.2.

Компьютерные сети

Классификация компьютерных сетей. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Локальные и глобальные компьютерные сети. Топология ЛВС. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы

Самостоятельная работа обучающихся.

Заполнение шаблона «Тестирование сети»

Заполнение шаблона «Сравнение поисковых систем»

Тема 1.3.

Сетевые технологии обработки информации

Службы сети Интернет

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с электронной почтой.

Раздел 2. Защите информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации

Тема 2.1. защита информации от несанкционированного доступа

Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль прав доступа. Архивирование информации как средство защиты.

Самостоятельная работа обучающихся

Алгоритмы кодирования информации (на примере конкретного алгоритма)

Тема 2.2.

Антивирусные средства защиты информации

Компьютерные вирусы: классификация, методы распознавания, профилактика заражения. Защита информации от компьютерных вирусов. Антивирусные программы.

Практические занятия

Практическая работа №2. Тестирование на наличие компьютерного вируса, лечение зараженных файлов

Самостоятельная работа обучающихся

Использование антивирусных программ

Раздел 3. Программное обеспечение. Информационные технологии

Тема 3.1.

Классификация прикладного программного обеспечения

Прикладное программное обеспечение: программы-архиваторы, утилиты, САПР, офисные пакеты

Практические занятия

Практическая работа №3. Работа с программами-архиваторами

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу пакеты прикладных программ

Тема 3.2.

Текстовые процессоры

Основные приемы работы с текстовым процессором

Практические занятия

Практическая работа №4. Создание документа, набор и редактирование текста

Практическая работа №5. Шрифтовое оформление и форматирование текста

Практическая работа №6. Работа с таблицами, рисунками, диаграммами

Практическая работа №7. Редактирование набранного текста. Печать текста

Самостоятельная работа обучающихся .

Подготовка реферата в текстовом процессоре

Тема 3.3.

Электронные таблицы

Основные приемы работы с электронными таблицами

Практические занятия .

Практическая работа №8. Создание, заполнение и редактирование электронной таблицы.

Практическая работа №9. Проведение расчетов в таблице с использованием формул.

Практическая работа №10. Использование функций в электронных таблицах

Практическая работа №11. Фильтрация данных в электронных таблицах

Практическая работа №12. Изучение графических возможностей электронной таблицы.

Практическая работа №13. Использование условного форматирования в электронных таблицах

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий по темам: «Абсолютные и относительные ссылки», «Фильтрация и поиск данных в электронных таблицах».

Тема 3.4.

Системы управления базами данных

Понятие базы данных. Понятие поля и записи. Связи в базах данных. Ключ.

Практические занятия

Практическая работа №14. Создание базы данных. Схема данных. Связи в таблицах.

Практическая работа №15. Создание формы и заполнение базы данных.

Практическая работа №16.Сортировка записей. Организация запроса в базе данных.

Самостоятельная работа обучающихся .

Выполнение заданий по нормализации баз данных

Тема 3.5.

Графические редакторы

Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Системы цветов RGB, CMYK , HSB

Практические занятия

Практическая работа №17. Изучение возможностей растрового графического редактора

Практическая работа №18. Изучение возможностей векторного графического редактора

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы сравнения векторной и растровой компьютерной графики

Тема 3.6.

Мультимедийные технологии

Основные принципы оформления мультимедийных проектов

Практические занятия

Практическая работа №19. Работа с основными объектами презентаций

Практическая работа №20. Добавление к презентации мультимедийных объектов

Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентации «Моя будующая профессия»

Всего

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики, компьютерного класса; мастерских не требует.

Оборудование учебного кабинета: учебная интерактивная доска, проектор, плакаты.

Технические средства обучения: Видеопроектор, рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером.

Оборудование компьютерного класса: Компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключенную к сети Интернет, сканер, принтер, видеопроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Учебник для СПО / М. С. Цветкова – М.: Академия, 2014 – 352 с.

    Колмыкова Е. А., Кумскова И. А. Информатика: Учеб. пособие для СПО / Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова – М.: Академия, 2014 – 416 с.

    Информационные технологии: Учебник для СПО / Г. С. Гохберт, А. В. Зафиевский, А. А. Кфоткин – М.: Академия, 2014 – 208 с.

    Левин В. И. Информационные технологии в машиностроении: Учебник для В. И. Левин – М.: Академия, 2014 – 240 с.

    Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие для СПО / Е. В. Михеева – М.: Академия, 2011 – 384 с.

    Михеева Е. В. Практикум по информатике: Учебное пособие для СПО / Е.В. Михеева – М.: Академия, 2016 – 192 с.

    Михеева Е. В., Титова О.И. Информатика: Учебник для СПО / Е. В. Михеева, О.И. Титова – М.: Академия, 2015 – 352 с.

    Михеева Е. Информатика: Учебное пособие для студентов СПО. – М., «Академия», 2010;

    Михеева Е. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов СПО. – М., «Академия»,2013;

    Э. В. Фуфаев, Л. И. Фуфаева, Пакеты прикладных программ: Учебное пособие - М., «Академия», 2014;

Дополнительные источники:

    Н. Д. Угринович, Информатика и информационные технологии. 10-11 класс: С-П; БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014 г.

    Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса; М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

    Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса; М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

    Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

    Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Практикум для 10-11 классов; М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Интернет ресурсы:

    1. (Интернет-Университет Информационных Технологий)

      http://www.alleng.ru (Образовательные ресурсы интернета – Информатика)

      http://new.bgunb.ru (Электронные образовательные ресурсы Интернет)

  1. http://www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)

    http://edusource.ucoz.ru (Образовательные ресурсы)

    http://ru.wikipedia.org (Википедия)

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, контрольных и самостоятельных работ во время итоговой аттестации.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

    выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

    использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

    использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

    обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

    получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

    применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

    применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.

Обучающийся должен знать:

    базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

    основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;

    устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;

    методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

    методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

    общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем.

    Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.

Текущий контроль:

    оценивание практических работ;

    фронтальный опрос;

    тестирование;

    выполнение самостоятельной работы.

Промежуточный контроль:

Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет

Схема слева идеальна.

На первом уровне формулируются какие-то требования к детали, требования к ее свойствам, к финансовым затратам. Можно сказать, что на этом уровне формируется объект, обладающий рядом свойств. Свойства эти необходимо обеспечить тем или иным образом, и эта задача возлагается на исполнителя.

Следующий уровень – конструкторско-технологический. Тут объект формируется окончательно, происходит его разработка с точки зрения конструктора и технолога. Конструктор разрабатывает объект, технолог продумывает, как этот объект будет воплощаться в реальности.

Производственный уровень – это реальное воплощение объекта, подготовка оснастки для его производства – тут идея объекта воплощается материально.

Последний уровень – выдача заказа.

Со второго и третьего уровня происходит пополнение базы конструкторских и технологических решений, оттуда же берутся уже готовые решения, когда-то отработанные и проверенные, либо какие-то решения отвергаются как заведомо невыполнимые, убыточные.

Но это, как уже говорилось, идеальная схема.

На деле, в данной схеме возможны многочисленные обратные связи, показанные на схеме справа синими стрелками.

Самый простой пример – недостаточно определены требования на первом уровне. Приходиться вновь обращаться к заказчикам (будь это заказчики со стороны или дизайнерский отдел), и просить их доработать изделие заново.

И идеальная схема приобретает такой вот вид – множество обратных связей, от производства к конструкторам, и прочих. Слишком много времени будет теряться на доработку уже готового продукта.

Приведенный ранее пример – достаточно простой, и его легко избегать, просто требуя возможно большую информацию об изделии. Но возможен и такой вариант, на примере пресс-форм. Предположим, что геометрические параметры литниковых каналов, через которые в пресс-форму заливается расплав, определены неправильно – размер канала оказался слишком велик. И придется переделывать всю формообразующую. Или готовое изделие прилипает к толкателям, и не сбрасывается.

В таком случае приходиться переделывать всю пресс-форму, а это затраты не только материальные, но и временные.

Как же выходят из этого положения в мире?

Фирма Siemens (Германия), являющаяся одной из старейших промышленных компаний мира, считает, что существует два решающих фактора, позволяющих сильно сократить время в практически любой технологической цепочке и избежать подобных ситуаций. Это:

1. Использование технологии CAE-CAD-CAM.

2. Использование технологических баз данных при работе над проектами.

(Например, в случае с пресс-формой использование технологических баз данных – это базы данных фирм, которые занимаются производством пресс-форм и разработкой новых стандартов для их производства).

Надо отметить, что оптимальный эффект получается при использовании обеих факторов совместно.

Технология CAE-CAD-CAM призвана обеспечить ускорение и упрощение процесса производства.

Данная технология направлена не на исключение человека из процесса производства – она всего лишь позволяет сильно сократить количество занятых на производстве людей, то есть – позволить меньшему количеству людей управлять сложным циклом разработки и производства детали, избежать ошибок, учесть многие факторы, которые ранее не учитывались из-за сложности расчетов.

Одно из средств, позволяющих сильно сократить время проектирования – это САПР, системы автоматизации проектирования.

В машиностроении САПР – это средство для представления объекта производства, создание его модели. Объект производства можно представить разным образом – от двухмерного чертежа по правилам ЕСКД до математической формулы. Модули (о которых будет рассказано ниже) всего лишь выполняют вспомогательную роль.

Вообще, любой объект в машиностроении требует представления – один человек должен объяснить другому, что именно он имеет в виду. Для этого была разработана система ЕСКД – чтобы избежать разночтений в способах представления объекта производства.

Так возникло понятие «модель объекта» - моделью объекта называется любой другой объект, все либо отдельные свойства которого полностью или частично совпадают со свойствами исходного. То есть, мы создаем какой-то объект производства со всеми заданными свойствами, что нас интересуют.

Модель создается ради исследований, которые провести на реальном объекте проводить либо невозможно, либо дорого, либо просто неудобно. Можно выделить несколько целей, ради которых создается модель:

–Модель как средство осмысления помогает выявить взаимозависимости переменных, характер их изменения во времени, найти существующие закономерности. При составлении модели изучается, классифицируется и становиться наиболее понятной структура объекта производства.

–Модель как средство прогнозирования позволяет научиться предсказывать поведение объекта производства и управлять им, испытывая различные варианты поведения модели. Эксперименты с реальным объектом достовернее, но они занимают больше времени и требуют гораздо более больших затрат, а иногда такие эксперименты и просто невозможны (в том случае, если объект производства еще только проектируется).

–Построенные модели могут использоваться для нахождения оптимальных параметров, исследования особых режимов и параметров объекта производства.

–Модель может так же в некоторых случаях заменить исходный объект при обучении.

С помощью САПР возможно наиболее быстро сформировать модель практически любого объекта производства.

Как уже говорилось, существуют множество самых разных САПР, как похожих друг на друга, так и весьма отличающихся.

В основном существует такая классификация пакетов САПР.

1.Тяжелые САПР. Обеспечивают полный цикл проектирования, полную привязку всей конструкции. Полный цикл – это совокупность всего, что необходимо – от разработки внешнего вида объекта (то, что иностранцы называют модным словом «дизайн»), до подготовки документации и разработки управляющих программ.

2.Средние САПР. Полного цикла не обеспечивают, обычно имеют провалы в цепи проектирования, не обеспечивая полного цикла. Но в рамках своей задачи эти САПР справляются весьма успешно. Средние САПР разрабатывались либо фирмами, не обладающими достаточной квалификацией для создания тяжелого САПР, либо не ставящими перед собой такой задачи. В основном, средние САПР имеют обязательно понятие «сборка-деталь», и ряд модулей для помощи в процессе проектирования-производства.

3.Легкие, или т.н. «специализированные» САПР, которые решают только узкие задачи проектирования – например, только проектирование кулачков или пресс-форм. Иногда такие САПР называют «экзотическими», потому что они решают отдельную узкую задачу под конкретное небольшое производство.

Рассмотрим все три типа несколько подробнее.

Тяжелые САПР предлагают полный цикл проектирования – все, что только может понадобиться конструктору. Скажем, при проектировании самолета в тяжелый САПР вкладываются модули, предназначенные для аэродинамических расчетов, расчеты по сопротивлению материалов, производство пресс-форм для отливки корпуса приборной панели, модули ЧПУ – все, что только может понадобиться при расчете и подготовке к производству конструкции. В России пока что не создано что-то подобное, в частности, из-за недостаточной квалификации программистов.

Обычно завод имеет один пакет тяжелой САПР с набором необходимых модулей, создаваемых либо самостоятельно, либо закупаемых на стороне, которая и решает все задачи по проектированию. ТакиеСАПР – это Unigraphi сs, CATIA, Pro/Engineer.

Средние САПР такого полного проектирования не дают, хотя и очень стараются к этому приблизиться, как Solid Works и AutoDesk Inventor . Нельзя сказать, что в этом они не добились определенных успехов, но все же пока что отстают от тяжелых САПР. Средним САПР нельзя доверить весь цикл производства, потому что они просто его не обеспечат на должном уровне. Из российских производителей среднего САПР наиболее широко известны фирма «Аскон», САПР «Компас», и фирма «Топ-системы», которая разрабатывает САПР Тфлекс (на примере продукции этой фирмы можно проследить наиболее широко известные ошибки создателей подобного программного обеспечения).

Специализированные САПР полностью провязывают только что-то одно, и им обычно нет нужды в тщательной проработке деталей. Честно говоря, с такой задачей может справиться и модуль под тяжевый или даже средний САПР – например, специальная программа для расчета раскроя материала или специальная программа для проектирования пресс-форм. При некоторых условия такие САПР могут полностью удовлетворить какие-то отдельные потребности производства – например, технологии литья или подготовка управляющих программ для станковс ЧПУ. В качестве примера можно привести продукцию фирмы Delcam , которая никак не может обеспечить полный цикл проектирования (Power Shape , хотя и обладает великолепными средствами построения поверхностей, не может быть использован как полноценный CAD для моделирования, так как лишен параметризации и многих весьма важных для проектирования возможностей), но зато обеспечивает великолепные инструменты создания управляющих программ для фрезерных станков с ЧПУ. Из российских вариантов специализированного САПР можно выделить ГЕММУ и ADEM .

Все САПР основываются на представлении каким-либо образом объектов производства, т.е. определении объекта производства. Под определением объекта производства (детали или какой-либо конструкции) понимается четкое и недвусмысленное толкование всех ее параметров – геометрических, физических, химических и прочих.

Рассмотрим подробнее используемые на сегодняшний день способы определения объекта производства.

Это может быть:

1.Двухмерный чертеж.

2.Трехмерная модель.

3.Математическая модель объекта.

4.Готовая деталь.

Двухмерные чертежи – это те же ручные чертежи, только в электронной форме. Скорость черчения увеличивалась ненамного, в среднем в полтора раза, но зато сам процесс черчения становился намного удобнее. Пример таких чертежей – это AutoCAD , который нацелен именно на двухмерное черчение (Аналог AutoCAD а, Mechanical Desktop , все же использует большей частью трехмерные модели). Двухмерное черчение обогатилось новыми инструментами – создание фасок, скруглений и прочих атрибутов чертежа, и весьма сильно упростилось по сравнению с ручным проектированием.

Трехмерные модели сегодня используют большинство САПР, но одним из первых это сделал Unigraphiсs. Преимущества трехмерных моделей – это прежде всего простота их создания и однозначность толкования. Если в составлении двухмерного чертежа еще возможны какие-то ошибки, которые могут привести к пространственному искажению поверхности, то при трехмерном проектировании такие искажения исключены (при правильной работе ядра САПР). Трехмерные модели создавать быстрее, и получать по ним двухмерные чертежи удобнее, чем рисовать эти чертежи в двухмерной проекции.

Математическая модель объекта – это прежде всего расчеты, которые каким-то образом определяют объект производства. Рассмотрим пример – человек создает модель детали, о которой до того времени ничего не слышал. Более того, данная деталь уникальна для своего класса, которые до сих пор не создавались. В таком случае нужно сначала провести серию экспериментов с похожими деталями, чтобы выявить обще закономерности и хоть как-то описать создаваемый объект.

Но такие уникальные объекты – вещь довольно редкая в инженерной практике. Скорее всего для описания данной детали можно применить универсальные законы физики, химии, механики – и модели похожих деталей можно отыскать в справочной литературе.

Такую форму используют в основном тяжелые САПР, а также специализированные программы, предназначенные для каких-то конкретных действий, например, программы, предназначенные для математического моделирования.

Также возможно представление по модели – то есть по готовой уже детали. Например, требуется сделать пресс-форму на уже известную деталь, которая у нас уже есть, и нам нет необходимости готовить на нее рабочую документацию. Готовая деталь измеряется на измерительной машине, эти данные передаются в САПР, которая уже сама строит деталь в электронной форме – например, как море точек.

Вспомним схемы вверху. Основные проблемы там – это недостаток информации об обете производства и/или ее неверное истолкование, а также большие затраты времени на обработку этой информации. То есть информация есть, а как корректно передать ее с одного уровня на другой, не знают.

Какой же вид представления детали (или конструкции) для нас наиболее удобен? Предложим ряд требований, которые нам будут крайне необходимы.

Итак.

Нам необходимо, чтобы деталь (или конструкцию) можно было просто разработать – то есть, создать, провести какие-то расчеты, скорректировать по ним готовую деталь (или конструкцию).

Нам необходимо полностью исключить возможность двойного толкования детали (или конструкции). Чтобы любой человек понял абсолютно правильно каждую линию, каждый размер.

Нам необходимо сделать так, чтобы деталь (или конструкция) была понятна всем – или, по крайней мере, мы могли бы ее перевести в понятный на конкретном этапе производства формат. Проще говоря, мы должны обмениваться информацией с минимальными потерями и минимальными искажениями.

Несомненно, существует еще ряд требований, но все вышеизложенное – это главное, остальные требования будут второстепенны.

Рассмотрим с этих трех позиций все изложенные выше способы определения деталей.

Двухмерные чертежи слишком сложны, их слишком долго создавать, особенно если деталь сложной пространственной формы. При определенных навыках искажения информации об объекте производства (детали или конструкции) будет минимальна, но такие навыки требуют долгого развития и не каждый начинающий инженер обладает ими в должной мере.

Трехмерная модель – создавать ее намного проще, чем двухмерные чертежи. Это обусловлено тем, что любая деталь прежде всего представляется в трех измерениях, в том числе и на начальных этапах проектирования. С точки зрения геометрических характеристик трехмерная модель идеальна. Но с ней нельзя провести расчеты, определить ее прочие, не геометрические параметры. Трехмерная модель определяет только пространственную геометрию объекта, а в некоторых случаях этого нам недостаточно.

Математическая модель, которая определяет не только пространственную геометрию, но и физико-химические параметры модели – идеальна для проведения расчетов, но не все САПР ее могут создавать и корректно с ней работать.

Готовая модель объекта – не всегда она присутствует в наличии.

Наибольшее распространение сейчас получили все же трехмерные модели – как наиболее простые и функциональные, исключающие возможность двойного толкования и удобные в построении. В самом деле, гораздо удобнее представить большинство деталей в трехмерном построении, чем в виде математических зависимостей. Но математическое моделирование все больше и больше распространяется в мире, уже во многие САПР умеют работать именно с математическими моделями.

Рассмотрим трехмерные детали подробнее.

Мне удалось выделить три основных метода получения трехмерной твердотельной модели, используемой практически повсеместно.

1. Большинство деталей машиностроения можно представить как совокупность простых геометрических тел – параллелепипед, шар, тороид и прочих. То есть, рисуется простейший эскиз – контур, с ним проводятся операции – вытягивание или вращение, и получается твердое тело. Из этих фигур методами логических операций – логическое сложение, логическое вычитание, логическое пересечение – получают желаемую фигуру. Наиболее удобные инструменты проектирования простых геометрических фигур представляет Solid Works.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ »

Направление подготовки: 151000 - Технологические машины и оборудование

Программа подготовки:

«Металлургические машины и оборудование»

«Оборудование нефтегазопереработки»

«Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений»

«Технологические процессы в машиностроении»

Квалификация (степень) выпускника : магистр

Составитель: доцент

Санкт-Петербург

1.Цель изучения дисциплины – повышение основ знаний, умений и навыков по проектированию и современным методам расчета деталей, сборок и механизмов на прочность, жесткость, устойчивость и колебания при действии статических и динамических нагрузок.

Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами методики построения физических и математических моделей рассчитываемых конструкций и выработка ими практических навыков работы на ЭВМ с современными программами CAD+CAE, используя метод конечных элементов (МКЭ).

2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Компьютерные технологии в машиностроении» относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в его базовую часть. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, устанавливаемыми ФГОС для высшего профессионально образования по общепрофессиональным дисциплинам : Детали машин и основы конструирования, Теория механизмов и машин, Технологические процессы в машиностроении, Начертательная геометрия, Инженерная графика. Для успешного освоения дисциплины необходимо знание высшей математики и программирования на ЭВМ в следующем объеме: дифференциальное исчисление, интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, элементы математического программирования, основы программирования на одном из алгоритмических языков; а также умение использовать компьютер в качестве пользователя в объеме курса «Информатика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения данной ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию при постановке целей в сфере профессиональной деятельности с выбором путей их достижения (ОК-2);

– способен собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);

– способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

– способен выбирать аналитические и численные методы при разработке математических моделей машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов в машиностроении (ОК-6);

– способен на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы в сфере проведения научных исследований (ОК-7);

– способен получать и обрабатывать информацию из различных источников с использованием современных информационных технологий, умеет применять прикладные программные средства при решении практических вопросов с использованием персональных компьютеров с применением программных средств общего и специального назначения в том числе в режиме удаленного доступа (ОК‑8);

профессиональными:

– умеет разрабатывать методические и нормативные материалы , а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ (ПК-4);

– разрабатывать физические и математические модели исследуемых машин, приводов, систем, процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере, разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов с анализом их результатов (ПК-20);

– разрабатывать методические и нормативные документы, предложения и проводить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-25);

профильными профессиональными:

участвовать в составлении аналитических обзоров и научно-технических отчетов по результатам выполненной работы , в подготовке публикаций результатов исследований и разработок в виде презентаций, статей и докладов (ПКД-2).

производить расчеты и проектировать отдельные узлы и устройства технологических машин и оборудования в соответствии с техническим заданием (ПКД-5);

способность разрабатывать прикладные (функциональные) программы с использованием сред программирования, осуществлять моделирование технических объектов и их элементов с использованием математических методов в инженерии (ПКД-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать : твёрдотельное объёмное параметрическое проектирование на современных CAD программах; компьютерные технологии в машиностроении; основные идеи метода конечных элементов (МКЭ) и область его применения; типы основных конечных элементов (КЭ), их характеристики и области применения; современные методы прочностных расчетов оборудования и гидроаэромеханику потоков в аппаратах; наиболее мощные пакеты прикладных программ, реализующих МКЭ; методику организации расчётов МКЭ на ЭВМ; методики построения физической и математической моделей; соотношения между напряжениями, деформациями и температурой, а также между деформациями и перемещениями; уравнения равновесия и граничные условия;

уметь: работать с графическими редакторами CAD программ; создавать с помощью программы SolidWorks объёмные параметрические детали, сборки, оборудование и механизмы; создавать их расчетные схемы; выбирать типы КЭ; моделировать конструкцию с помощью КЭ; задавать свойства материалов и различные нагрузки; описывать начальные и граничные условия; задавать контактные условия; проводить расчеты на прочность, жесткость и устойчивость; рассчитывать собственные частоты и формы колебаний; проводить динамический анализ механизмов; визуализировать результаты расчетов; проводить анализ результатов расчета; принимать решения, направленные на достижение необходимой работоспособности и надёжности конструкции;

владеть: методиками расчёта запаса прочности, жесткости, устойчивости и надёжности конструкции в условиях статических и динамических нагрузок; приёмами работы на ПК.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

Подготовка к практическим занятиям

Подготовка к зачету

Защита, зачет

Защита, зачет

Общая трудоемкость час

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Введение

Структура дисциплины, ее цель и задачи. Основные тенденции внедрения компьютерных технологий машиностроении. Автоматизация конструкторской (КПП) и технологической подготовки производства (ТПП). Понятие единого информационного пространства предприятия.

Имитационное моделирование.

Классификация моделей, используемых в технике: инженерно - физические, структурные, геометрические, информационные. Основные свойства моделей. Цели и задачи компьютерного моделирования. Структурная оптимизация. Параметрическая оптимизация. Содержание основных этапов компьютерного моделирования. Методология имитационного моделирования. Методы формализации в компьютерном моделировании. Основные этапы и подходы к реализации имитационного моделирования. Программные средства имитационного моделирования. Языки имитационного моделирования GPSS Word Автоматизированные инструментальные среды: математический редактор MathCad, математический пакет программ MATLAB, среда имитационного моделирования Arena, автоматизированная система моделирования AnyLogic.

Основные принципы и соотношение численных методов инженерного анализа. Сравнительный анализ существующих методов расчета деталей машин и оборудования. Классификация и применимость конечных элементов. Общая схема компьютерной реализации МКЭ. Учет нелинейности в процедурах МКЭ. Методы оптимизации в инженерном анализе: параметрическая оптимизация, структурная оптимизация. Комплексные решения задач оптимального проектирования. Методы визуализации в системах инженерного анализа. Ошибки идеализации. Погрешности моделирования. Погрешности расчетов. Ошибки интерпретации результатов. Принятие проектного решения.

Векторные графические модели. Растровые графические модели. Компьютерные геометрические модели: плоские, объемные (трехмерные), конструктивная твердотельная геометрия, представление с помощью границ, позиционный подход. Моделирование линий. Построение поверхностей. Геометрическое моделирование объемных тел. Гибридные геометрические модели. Параметризация геометрических моделей. Моделирование объемных сборок. Проекционные виды и ассоциативные связи 3D и 2D – моделей. Прикладное программное обеспечение геометрического моделирования. Комплексное использование геометрических моделей. Экономическая эффективность использования технологий компьютерного геометрического моделирования

Системы автоматизированного проектирования. Ретроспективный обзор развития автоматизированных систем промышленного назначения. История автоматизации машиностроения в России. Этапы развития САПР. Научные основы и стандарты САПР. Основные термины и определения компьютерных технологий и автоматизированных систем. Структура, состав и компоненты САПР. Международная классификация САПР. Полно масштабные автоматизированные системы. Отечественные машиностроительные программно – методические комплексы САПР. Типовой состав модулей машиностроительной САПР

SolidWorks – это полнофункциональное приложение для автоматизированного механико-машиностроительного конструирования, базирующееся на параметрической объектно-ориентированной методологии. Этот пакет служит программной платформой для прочностных расчетов методом конечных элементов деталей и сборок с помощью программ SolidWorks Simulation и Cosmos/M, для динамического анализа механизмов в среде SolidWorks Motion. Составные части пакета и их назначение. Предварительная подготовка и вход в программу. Основные стадии решения задач. Предпроцессорная подготовка; задание начальных и граничных условий; физических и механических свойств материалов; построение сетки конечных элементов; приложение поверхностных и объёмных нагрузок; выбор решателя. Решение задачи. Постпроцессорная обработка. Основные этапы твердотельного проектирования в SolidWorks: построение эскиза, создание объемной модели, создание сборок, генерация чертежей. Примеры расчётов деталей и оборудования.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование раздела дисциплины

Практ. зан.

Введение

Имитационное моделирование.

Инженерный анализ и компьютерное моделирование.

Компьютерная графика и геометрическое моделирование.

Компьютерные технологии и моделирование в САПР.

Основы объемного проектирования в программе SolidWorks.

Заключение

6. Лабораторный практикум. Не предусмотрен учебным планом.

7. Практические занятия (семинары).

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

Моделирование простейшего потока событий.

Определение показателей системы массового обслуживания.

Динамический расчет плоской рамы методом конечных элементов.

Расчет кольца методом конечных элементов.

Использование прямоугольного квадратичного элемента в методе конечных элементов.

Векторные графические модели. Растровые графические модели

Компьютерные геометрические модели. Геометрическое моделирование объемных тел

Гибридные геометрические модели. Параметризация геометрических моделей

Моделирование объемных сборок

Проекционные виды и ассоциативные связи 3D и 2D-моделей

Моделирование изделий в КОМПАС 3D.

Чертежный редактор КОМПАС-ГРАФИК

Знакомство с интерфейсом пакета трехмерного моделирования SolidWorks 2009. Создание эскиза.

Создание деталей в SolidWorks. Конфигурация деталей.

Создание деталей из листового материала в SolidWorks.

SolidWorks. Создание сварных деталей.

Сборка

«Разработка конструкции редуктора технологической машины с использованием компьютерных технологий».

Примерные темы рефератов представлены ниже:

Информационные системы поддержки жизненного цикла изделий

Безбумажный документооборот в машиностроительном производстве

Системы управления проектами

Автоматизированная классификация и кодирование объектов в процессах конструирования и изготовления изделий машиностроения

Сравнительный анализ CAD/CAM/CAE систем

Развитие и применение высокопроизводительных вычислительных кластерных технологий в машиностроении

Самостоятельная работа студентов предполагает теоретическую и практическую подготовку по дисциплине.

Теоретическая подготовка состоит в изучении учебного материала по конспектам и учебникам из перечня рекомендованной литературы. Полезно обращение к специализированным периодическим изданиям. Особого внимания заслуживает посещение (участие в) выставок, научных семинаров и конференций. В сети ИНТЕРНЕТ ежегодно появляется много статей и электронных материалов о современном состоянии и направлениях слияния компьютерных и машиностроительных технологий.

Самостоятельная практическая подготовка состоит в выполнении учебных заданий, курсовой работы по программе изучения дисциплины. Закрепление приобретенных навыков производится при прохождении производственных практик, выполнении заданий по смежным дисциплинам. Возможности самостоятельной практической подготовки значительно ограничиваются политикой лицензирования специализированных программных продуктов (в настоящее время доступна только ограниченная версия КОМПАС-3D V13). Поэтому практическую работу целесообразно проводить в учебных помещениях кафедры.

Виды контроля занятий

В ходе изучения дисциплины проводится контроль уровня знаний студентов, состоящий из:

1. Текущего – по результатам практических занятий, а также в виде экспресс-опроса после лекции (или в форме тестов);

2. Рубежного – по результатам написания реферата и выполнения курсовой работы;

3. Промежуточного – дифференцированного зачета.

Для допуска к зачету необходимо успешное выполнение всех заданий текущего и рубежного контроля.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Черепашков А. А., Носов Н. В. Компьютерные технологии, моделирование и автоматизированные системы в машиностроении: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. Гриф УМО АМ. – Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2009, 592 с.

2. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженернорй практике. / и др. – BHV-Петербург, 2008, 1040 с.

3. Дударева Н. Ю., Загайко С. А. SolidWorks 2009 на примерах. СПб: БХВ-Петербург, 2009, 544 с..

б) дополнительная литература

1. Ковшов А. Н. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения: принципы, системы и технологии CALS/ИПИ/ Ковшов А. Н. и др. – М.: Академия, 2007, 304 с.

2. Кондаков А. И. САПР технологических процессов: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007, 272 с.

3. Макаров Е. Г. Инженерные расчеты в Mathcad 15: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2011, 400 с.

4. Потемкин А. Инженерная графика. – М.: Лори, 2002, 446 с.

5. Потемкин А . Трехмерное твердотельное моделирование. – М.: Компьютер Пресс, 2002, 296 с.

6. Рыжиков моделирование. Теория и технологии. – М.: Альтекс, 2004, 384 с.

7. Черепашков А. А. Компьютерная графика и геометрическое моделирование в машиностроении. Учебное пособие. Гриф УМО. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008, 134 с.

8. Черепашков А. А. Компьютерные технологии. Создание, внедрение и интеграция промышленных автоматизированных систем в машиностроении: Учебное пособие. Гриф УМО. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008, 143 с.

9. Беляев. В.В., Журов Г. Н., Косовцева Т. Р Системы массового обслуживания. Методические указания к лабораторным работам . СПб.:СПГГИ(ТУ),. 2011, 58 с.

в) программное обеспечение

Система трехмерного твердотельного параметрического моделирования механических узлов и конструкций SolidWorks 2009, разработанная американской фирмой SolidWorks Inc. специально для Windows XP и Window Vista.

Dassault Systèmes [сайт] URL: http:/// (дата обращения: 29.11.2012);

SolidWorks Russia [сайт] URL: http://www. ***** (дата обращения: 29.11.2012);

Autodesk [сайт] URL: http://www. *****/ (дата обращения: 29.11.2012);

САПР и графика [сайт] URL: http://www. *****/(дата обращения: 29.11.2012).

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные лаборатории учебного компьютерного центра. При выполнении лабораторных работ студенты используют ПЭВМ с установленным соответствующим дисциплине программным обеспечением (КОМПАС-3D, MathCad, GPSS).

Наименование оргтехники

Номера учебных помещений

1. Мультимедиа-проектор

2. Проекционный экран «MEDIUM»

3. Автоматизированные рабочие места обучаемых (ПЭВМ)

Разработчик

Доцент каф. И и КТ