Эмоциональный интеллект. Что такое EQ, и в чем его отличие от IQ? Информационная культура общества

Информационная культура

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура -- умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле -- это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК) , которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение , данное в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия . Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности , отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Как отмечается в работе , в настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

Представляя собой важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура, вместе с тем, как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Этим и определяется важность анализа информационной культуры. “Из этого следует, - пишет А.И.Ракитов, - что вопрос об информатизации культуры имеет не “остаточный”, но фундаментальный характер. Здесь завязываются в один узел культурные процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации” (83, 15). Что же представляет собой информационная культура?

Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры еще не существует. В одном случае она определяется как информационные качества личности (Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как “гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации” (Зиновьева Н.Б.). В другом - как информационная деятельность (Хангельдиева И.Г.), как “информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры” (Гречихин А.А.). Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, “позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию” (Медведева Е.А.)., с новым типом общения (Михайловский В.Н.). Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Соснина Т.Н.). Такой разнобой в понимании информационной культуры отражает как уровень ее осмысления в социально-философской и культурологической литературе, так сложность и разноплановость этого феномена.

Известно, что при анализе сложных феноменов правомочно применение системного подхода, дающего возможность делать различные структурные “срезы” изучаемых объектов, выделять его различные аспекты. При исследовании информационной культуры, по нашему мнению, возможно выделение двух основных таких аспектов, которые в первом приближении можно назвать социологическим и технологическим. В первом случае мы рассматриваем информационную культуру как социокультурный феномен, во втором - как феномен технико-технологический.

Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. В этом плане можно согласиться с А.И.Ракитовым, который пишет, что “информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность” (83, 28).

Однако, понимая информационную культуру как часть общей культуры, следует иметь ввиду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Это и дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры.

В социокультурном смысле информационная культура - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения - принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога. В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

В технико-технологическом смысле информационная культура - это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В таком понимании она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять эти знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления. В этом аспекте информационная культура - это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования в практических целях.

Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную. Если раньше мы были озадачены вопросом “Что почитать?”, то теперь все чаще возникает вопрос “Что не читать?”. Если стремиться читать все по той или иной проблеме, то не останется времени для того, чтобы в решение этой проблемы внести свой вклад. “На первый план сегодня выдвигается не сбор информации, - пишет Э. Тоффлер, - а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному заказчику” (105, 358). Боле того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. “В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, - пишет Э. Дайсон. - Сложности нашего общества - и возможности “цифрового века” - накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения” (13, 121).

Следует отметить, что информационная культура на сегодня еще является в основном показателем не общей культуры в ее социотехническом аспекте, а профессиональной культуры. Умение работать с информационной техникой часто сочетается, в лучшем случае, со знанием информатики, математики и английского языка - т.е. тех областей знания, которые обеспечивают практическое взаимодействие человека с техническими средствами получения и выдачи информации. Однако, рассматривая информационную культуру более широко, следует сказать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в около компьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире, диапазон ее содержания гораздо богаче.

Отметим, что современная информационная культура - продукт многовековой эволюции человечества, их знаний и деятельности. Ее история начинается тогда, когда много тысячелетий назад у людей формальное отношение к сигналу ситуации, свойственное животному миру, сменилось на содержательное. Человек стал понимать содержание сигнала, что послужило основой для развития специфического средства общения - языка вначале в виде звука, слова, а затем в виде других средств - письменности, документов и т.д. о чем у нас уже шла речь. Сейчас человек обладает многообразными средствами передачи информации. Однако они представляют собой органическое единство и вместе с тем продукт исторического развития.

Известно, что структура системы есть итог ее развития, т.е. то, что в развитой системе находится одно возле другого, в процессе развития системы одно возникло вслед за другим. Это положение системного подхода применимо к исследованию культуры. Вырывать произвольно один элемент из контекста современной информационной культуры и современной культуры вообще - значит обесценивать вырванный из своей среды культурный артефакт, исказить его смысл. Когда у нас, на Западе люди занимаются системой физических упражнений по системе Йогов, они не понимают, что эти упражнения имеют свой культурный текст в системе Раджа -йога (“царственной Йоги”) как техники самообладания, технического аспекта изоляции чувств от внешних влияний, овладения дыханием, концентрации мысли и освобождения от телесной оболочки. Система Йоги может быть понята лишь в контексте древнеиндийской культуры. Это касается любого элемента любой культуры. В середине XX века в пустыне Австралии было обнаружено племя аборигенов, живущих еще в доисторическом времени. Когда их уговорили приехать в город, они с удивлением и испугом смотрели на высокие здания, автомобили, пароходы, радиоприемник и телевизор. Но по-настоящему они были потрясены спичкой, которую, закуривая, зажег один из ученых. Спичка, производящая огонь, для них имела большую культурную ценность, чем телевизор, который они не понимали. Телевизор, радио или пароход не вписывались в их культуру.

Представляя по своему содержанию органическое целое, современная информационная культура предстает как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности.

Информационная культура, представляя собой систему, имеет системо-образующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

* в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

* в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

* в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

* во владении основами аналитической переработки информации;

* в умении работать с различной информацией;

* в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Эта деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие информационного потенциала общества. Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи. Последнее обстоятельство, касающееся своевременной выдачи информации, чрезвычайно важно. Информация в современном обществе быстро стареет, отражая ускоряющейся ход общественной жизни, развития науки и промышленности, техники и способов общения людей друг с другом. Сегодняшняя информация, имеющая большую ценность, может завтра быть обесцененной. Своевременная выдача информации повышает ее актуальность и практическую значимость.

С целью повышения своей практической значимости и в зависимости от способов жизнедеятельности людей информационная культура выступает в самых разнообразных формах - научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д., которые, в свою очередь, имеют дальнейшее членение. Так, сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая влияет на способ использования информации, информационное поведение и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

1. Функциональная культура. В таких организациях информацию используют прежде всего для влияния на других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными и влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

2. Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям.

3. Культура исследования. В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций_и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение. Мёнеджеры и служащие ищут информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям. Сегодня во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации.

4. Наконец, есть культура открытости. Здесь менеджеры и служащие открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен, ищут способы прорыва к конкурентоспособности. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции новых рынков и отраслей. Подобной компанией является корпорация Microsoft, которая одновременно конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции, чем радикально изменила традиционное представление о производителе программного обеспечения. Компания не просто предвидит изменения или адаптируется к ним, но перекраивает саму базу конкуренции в самых разных отраслях. Немало компаний обладают "зонами" культуры открытости, где собирают и обрабатывают информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но пока что есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру нововведений неотъемлемой частью своей стратегии.

Информационная культура представляет собой органический синтез информации и культуры. Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Это культура взаимодействия человека с информацией на уровне общества и личности.

Информация и культура - два феномена, у которых существуют много общих черт. К этим чертам, прежде всего, следует отнести их глобальность, универсальность, которые выражаются в наличии у них связей с самыми различными формами человеческой жизнедеятельности. Информация и культура как бы пронизывает разные способы человеческой деятельности, обеспечивая ей такие характерные черты как творческий характер, целеполагание и др. Далее следует иметь ввиду, что существование информации и культуры взаимообуславливают друг друга: культурные процессы реализуются через информационные, - и наоборот. Культура может эффективно воздействовать на человека и общество лишь через механизм сбора и распространения информации о наличной среде, в которых она функционирует и о самой культуре. Для информации, как и для культуры характерны существование в семиотических знаковых системах. Основным продуктом культуры являются артефакты, которые одновременно имеют и информационную значимость. Наконец, информация и культура образуют органическое единство в процессе образования. Культура и информация представляют собой единое многообразное целое.

Однако это единство диалектически противоречиво и включает различие. Различие между информацией и культурой заключается в способах освоения мира. Информация отражает мир в знаковой форме, имеющей численное значение. Артефакты культуры могут выступать в виде художественных образов, нравственных норм и других специфических культурных феноменов. Различны и сами внутренние идеи развития: для культуры - философско-эстетические нормы, для информации - научно-технические элементы.

Противоречивое единство информации и культуры является конкретным проявлением противоречия между технократией и культурой, которое характерно для современного общества. “Напряженность, существующая между технократией и культурой, - пишет Д. Бэлл, - в равной мере является одной из основных проблем современного общества” (2, 460). Дело в том, что техника и информационные технологии позволяют развивать культуру, и они же порождают деградацию, а порой и уничтожение духовных ценностей. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, происходит широкое внедрение передовой техники и технологии, с другой - острая критика технократии. Это парадоксальное положение, однако, лишь подтверждает наличие существенной связи между культурой и техникой. Лучшим олицетворением этой связи является информационная культура. “На мой взгляд, - пишет К.Э.Разлогов, - XX век не только и не столько породил конфликт между техникой и культурой, сколько углубил взаимодействие между ними, ибо современные формы культуры (кино, радио, звукозапись, ТВ, видео, компьютеры в сфере досуга и творчества) связаны с техникой, вырастают из техники” (65, 17).

Информационная культура, как важнейшая составляющая общей культуры, имеет глубоко гуманистическую направленность. Она представляет собой богатейший кладезь, содержащий в обобщенном виде весь предшествующий опыт человеческой деятельности в области получения и использования информации. Это, однако, не означает, что “внедрение” современной информационной культуры в общество проходит гладко, без сучка и задоринки, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одним из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является появление информационного неравенства.

В эпоху информатизации общества основной социальный водораздел происходит на границе между теми, кто может работать с информацией и обладает ею, и теми, кто такой возможностью не располагает. Между этими двумя конгломератами образуется то, что назвали “цифровым барьером” или “цифровой разрыв”. Как видим, сами эти термины свидетельствуют о том, что основной массив информации люди нынче все в большей и большей степени получают через компьютер, цифровые устройства. Общественная значимость субъекта все больше определяется степенью его информированности, которая выступает как главное социальное богатство, тесня на второй план производство материальных товаров и обладание деньгами. Приоритеты все более смещаются от собственности и капиталов к научным знаниям и информации. “Благополучие людей, - пишет Э.Дайсон, - все меньше зависит от того, что они имеют в руках и на банковском счете, и больше соответствует тому, что они умеют делать с помощью своих умов. Это означает, что задача поддержания равенства, даже равенства возможностей, значительно сложнее, чем просто перераспределение собственности” (13, 124).

Прежде всего, информационное неравенство возникает между субъектами одного и того же поколения. На одной и той же кафедре учебного заведения возникает если не конфликт, то существенное различие между членами кафедры, работающими и не работающими на компьютере. Первые имеют большую возможность в своей научной и педагогической деятельности, чаще выступают с научными сообщениями, пишут статьи и книги. Люди, могущие работать с информацией и обладающие ею, получают значительные преимущества. Общественная и научная значимость отождествляется с информационной значимостью.

Второй фронт водораздела между информированными и не информированными субъектами проходит межу старым и молодым поколениями. “Многие родители не чувствуют себя свободно в среде, которую их ребенок понимает лучше, чем они сами” - пишет Э.Дайсон (Там же, с.142). Старое поколение, более консервативное и трудно поддающееся информационной “перестройке” порой со скепсисом (за которым скрывается боязнь нового) относится к “компьютерным выдумщикам” и часто проявляет свою информационную безграмотность. Молодое поколение часто называют “компьютерным поколением. Оно увлеченно осваивает информационную технологию, умеет ее использовать в своей учебе и работе, в часы досуга. В результате юные живут одной культурой, а преподаватели - другой.

Третий фронт информационного неравенства находится внутри развитых стран, ядром которых стала индустрия знаний. Поскольку традиционные культурные ценности вытесняются информационными ценностями “начинают размываться границы среднего класса. Все большее число людей начинают жить в границах бедности, их квалификация обесценивается с появлением современных технологий; в то же время из носителей знаний и интеллектуальных технологий начинает формироваться новый “правящий класс”. Этот слой населения, занимающий господствующее положение в обществе, создает информационную среду. Наряду с этим существует слой населения, который делает только первые шаги в этом направлении, слой отчужденных людей от новой информационной среды и, наконец, часть населения, активно противостоящая нововведениям, считающая их общественно вредными. Такой цифровой раскол населения развитых стран влияет на их социальную структуру или социальную стратификацию.

Укажем еще на один фронт информационного неравенства - это информационное неравенство между развитыми и развивающимися странами. Сейчас всего лишь менее 5%компьютеров с доступом в Интернет находятся в развивающихся странах, в то время как 88% пользователей Интернет находятся в развитых странах. Последствия такого разрыва очевидны, поскольку недостаточное развитие информационных технологий несет за собой замедление темпов экономического развития в огромном регионе земного шара.

Таким образом, информационное неравенство порождает конфликты между людьми одного и того же поколения, людьми различных поколений, обостряет социальную напряженность между населением развитых стран и между развитыми и развивающимися странами. Все это усиливает экономическое неравенство между отдельными людьми, слоями населения и странами. “Информационное неравенство в эпоху формирования информационного общества, - пишет С.В.Бондаренко, - становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп, в том числе, как следствие, по имущественному признаку” (5, 33).

Все более жесткое и необратимое разделение людей и общества по степени их участия в получении и использовании информации приводит к тому, что, параллельно с тенденцией глобализации постепенно набирает силу противоположная тенденция - разделенности людей, народов, стран и регионов. “Становится очевидным, - пишут авторы одной книги, - что информационные технологии, эти технологии всеобщей коммуникации и мгновенной связи всего со всем, парадоксальным образом несут человечеству эпоху многообразия, глубокой и окончательной разделенности, рядом с которой эпоха феодальной раздробленности выглядит праздником международной и межклассовой солидарности” (81, 133). Миру грозит разделение на “информационное сообщество” и всех остальных. Это может привести не только к замедлению прогресса за пределами развитых стран, но и к необратимой социальной и финансовой деградации отсталых стран. В свою очередь, этот процесс не может не повлиять на изменения в жизни развитых стран, простор жизни которых будет неминуемо сужаться границами бедности и нищеты большей части населения земли.

Если экстраполировать указанную современную тенденцию в более или менее отдаленное будущее, то получается довольно мрачная картина, которую описал, в частности, Ю.А.Фомин. По мере эволюции человечества происходит непрерывное повышение среднего интеллектуального уровня общества. Вместе с тем, общее повышение среднего интеллектуального уровня общества сопровождается непрерывной его дифференциацией, то есть все увеличивающимся разрывом между лицами с высоким и низким интеллектом. В результате все возрастающей дифференциации человечество расслоится на группы, значительно отличающиеся друг от друга по уровню интеллектуального развития.

Процесс дифференциации общества происходит со все увеличивающимся ускорением. Все это не может не найти отражения в социальной структуре общества и взаимоотношениях его членов. Информатизация общества базируется на интеллектуальной активности отдельных личностей и, выделяя её из общей массы людей, способствует, таким образом, постепенному, все прогрессирующему расслоению общества. Отмечая, что в дальнейшем в обществе произойдут еще более существенные перемены, Ю.А.Фомин приходит к мрачному выводу о том, что активизация информационного неравенства “в конечном счете может привести к делению общества на непримиримые, антагонистические части или группы” (115, 41-42). Возникают глубокие социальные противоречия, препятствующие дальнейшему развитию общества. “Все расширяющаяся дифференциация человечества и непрерывно ускоряющейся научно- технический прогресс, - заключает Ю.А. Фомин, - обгоняют по темпам своего развития эволюцию социальных структур общества, и они уже не в состоянии разрешить на должном уровне стоящие перед ним задачи и гармонически развиваться” (Там же, с.51).

Будем надеется, что у человечества хватит разума для того, чтобы эти мрачные перспективы будущего не сбылись. Потенциальные возможности человеческого рода на земле дают реальную возможность его гармоничного развития, создания общества, где свободное развитие каждого из его членов будет условием свободного развития общества в целом. Будем надеяться, что многовековая мечта человечество о создании такого общества, и не важно, как оно будет называться - Городом Солнца, обществом разума, коммунизмом и или еще как нибудь - будет реализована. Накопленный за тысячелетия огромный культурный потенциал общества, получивший мощный стимул своего дальнейшего развития в условиях дает основания для такой надежды.

Эмоциональный интеллект. Что такое EQ, и в чем его отличие от IQ?

Понятие эмоционального интеллекта EQ появилось сравнительно недавно. В 1990-е годы Питер Салоуэй выпустил статью с названием «Эмоциональный интеллект» в США. В этой статье он выделял 4 основных навыка, характеризующих человека, обладающего высоким EQ:

  1. Умение воспринимать и идентифицировать эмоции как свои, так и чужие.
  2. Уметь использовать эмоции для управления мыслительным процессом. Например, позитивные эмоции развивают мыслительный процесс в позитивном направлении, т.е. способствуют процессу продумывания и планирования будущих мероприятий.
  3. Собственно понимание эмоций, т.е. определение источника эмоций, понимание стадий и динамики их развития, способность типологизировать и классифицировать эмоции.
  4. Управление эмоциями, умение целенаправленно вызывать определенные эмоции как у себя, так и у других. Противопоставление эмоционального EQ и обычного интеллекта IQ не совсем верно, поскольку EQ включает в себя частично и когнитивные функции, которые традиционно относятся к IQ. Можно говорить о том, что EQ - это более широкое понятие, нежели IQ.

Понятие EQ не возникло на пустом месте. Очень многое из того, с чем мы сейчас работаем в сфере EQ, было ранее разработано а трудах таких ученых как Гилфорд, Торндайк и Айзенк в рамках концепции социального интеллекта. Как бы там ни было, когда мы говорим об EQ, мы преимущественно говорим об эмоциональной сфере, а когда об IQ - о когнитивной (т.е. о мышлении, памяти, внимании и воображении), и это вполне оправданно. В 60-70-х годах прошлого века был настоящий всплеск интереса к исследованиям в сфере IQ. Делались не совсем оправданные гипотезы о том, что люди с высоким IQ будут более успешны на работе. На практике же оказалось, что IQ - это всего лишь один из критериев успешности, и в большинстве случаев даже не самый главный. Работы в сфере психодиагностики потенциально успешных работников медленно, но уверенно смещались в сторону EQ. Особенно критичным показатель EQ оказался для профессий связанных со сферой коммуникации: управленцы, продавцы, сотрудники сервиса, не говоря уже о СМИ и шоубизнесе. Мне как тренеру ближе и понятнее термин не эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность , поскольку он в большей мере затрагивает сферу навыков и умений. Подобно Салоуэю я также выделяю 4 основных умения в сфере эмоциональной компетентности, но они у меня несколько отличаются:

  • Способность встать на место другого человека и понять, что он сейчас испытывает, какие у него сейчас мысли, чувства и переживания и что он в этой связи собирается делать. Такой навык вполне соотносим с явлением, которое в современной психологии называют эмпатией.
  • Способность адекватно выражать свои эмоции как вербально, т.е. словами, так и не вербально: жестами, мимикой, интонацией и тоном голоса.
  • Способность контролировать собственные эмоции, не дать им себя захватить. Обычно это называется «держать себя в руках». При этом речь не идет о том, чтобы погасить или вытеснить эмоции, а, скорее о том, чтобы направить их энергию в позитивное русло.
  • Способность через изменение своего эмоционального состояния воздействовать на эмоции и настроение других. Яркий пример тому выдающиеся артисты, ораторы и полководцы.
  • В этой связи вспоминаются отрывки из поэмы «Дон Жуан» в которых Байрон описывает Суворова:
    «Суворов появлялся здесь и там,
    Смеясь, бранясь, муштруя, проверяя.
    (Признаться вам, Суворова я сам
    Необъяснимым чудом называю!)
    То прост, то горд, то ласков, то упрям,
    То шуткою, то верой ободряя,
    То Бог, то арлекин, то Марс, то Мом,
    Он гением блистал в бою любом»

    Действительно А.В.Суворов может служит ярким примером эмоциональной компетентности, ведь его эмоциональное влияние на солдат было практически безгранично, и в то же время его разум в бою всегда оставался чистым и незамутненным.

    Можно ли научиться управлять эмоциями?

    Вопрос риторический. Учиться управлять эмоциями можно и нужно. Кстати говоря, тренинги актерского и ораторского мастерства этому значительно способствуют. Есть также тренинги по развитию самого EQ. Можно заниматься развитием эмоционального интеллекта и самостоятельно. В этом нам может помочь знаменитый цикл Деминга.:

    Пример: Вы-руководитель и Вам необходимо провести совещание. Нужно будет вдохновить людей на достижение плановых покателей в условиях падющего рынка. Начинаем со стадии планировния. Четко продумываем повестку дня и трудные моменты, составляем текст своего обращения к людям. Переходим к стадии Выполнение, т.е. сосбвтенно проводим собрание. Далее наступает очередь стадии рефлекссии (Контроль), в ходе которой, мы сравнивам то, что у нас в итоге получилось с тем, чего мы хотели достичь, думаем о том как улучшить свое выступление в будущем т.е. плавно переходим к стадии Корректирующие действия, а из них снова к планированию. Цикл Деминга, по другому еще называетс яциклом непрерывного улушения.

    Как выстпроить долгосрочную стратегию эмоционального самоуправления?

    Здесь хотелось бы выделить как минунм два важных аспекта. Во-первых, необходимо вести дневник самонаблюдений, в котором в течние достаточно долгого времени отмечать смену своих эмоциональных состояний. Можно для этой цели, например, использовать шкалу позитивных и негативных эмоций в 10-ти бальном выражении.

    Как правило людям свойственна такого рода иллюзия: если у меня сейчас все плохо, то, скорее всего, так дальше и будет продолжаться. Или если у меня сейчас все хорошо, -ведь я этого достиг, я это заслужил! Теперь так будет всегда. Человек который начинает заниматься регулярными наблюдениями за сменой своих эмоционалоных сосотояний, очень быстро начинает понимать, что они никогда не бывают стабильными надолго, они текут, трансформируются, они меняются. Со временем начинаешь понимать, что сама это смена вполне естевственна и нормальна. И тогда уходит желание в своем плохом настроении винить других «Ты меня расстроил, это ты во всем виноват!»

    Более того регулярное наблюдение за своими эмоциями позволяет выявить цикличность в смене эмоций, есть дневные циклы, недельные, двухнедельные есть и многолетние. У каждого человека эти циклы уникальны и индивидуальны, но в группах людей могут синхронизироваться. Очень важно осознать циклы измнения моих эмоциоанльных состояний, и тогда появиться возможность использовать позитивные эмоционалные состояния по максимуму, и сводить вляние негативные эмоциоанальных состояний к минимуму.

    Во-вторых, можно и нужно выявлять источники позитивных и негативных эмоций и целенаправленно их использовать для управления своими эмоциональными состояниями. В частности целесообразно больше времени и пространства своей жизни предоставлять позитивным источникам. Это могут песни, книги, фильмы, люди, музыка. Опираясь на эти источники Вы можете целенаправленно формировать у себя тот настрой, который сейчас наиболее актуален вашей жизненной ситуации. Для кого сейчас больше подойдет героический пафос, для кого-то комедия, для кого-то что то бодрящее, для кого-то, наоборот, успокаивающее. Важно, чтобы Вы делали все это осмысленно и осознанно.

    Эмоции и стресс

    Разберем природу стресса. Прежде всего, стресс - это мобилизационная реакция организма на негативное воздействие внешней среды. В древние времена эта мобилизация была крайне необходима для выживания. Мобилизация организма была необходима либо для борьбы, либо для бегства. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась, источники угрозы переместились в социальное, психологическое и даже виртуальное пространство, а мобилизационная реакция организма осталась прежней. Бежать и драться при этом чаще всего бывает не нужно и неуместно. В этом процессе эмоции несут сигнальную функцию. Речь идет о таких эмоциях как тревога и страх.

    В профилактике деструктивных последствий стресса очень важно не сидеть на месте, а осуществлять поисковую активность. Как говорил тот же Суворов: «Лучше самому идти опасности на встречу, нежели ждать когда она придет к тебе. Дело в том, что очень часто тревога может быть вызвана не столько реальной угрозой, сколько мнимой, и тогда прояснение сути вопроса может быстро снять тревожное состояние. Да и сама по себе двигательная активность приводит к психофизической разрядке, препятствует процессам психосоматизации.

    Тем не менее, тревога - это не всегда плохо, небольшая тревожность помогает мобилизоваться для решения трудных задач. Главное здесь не перенапрячься, не перетревожиться. В случае же сильного напряжения необходима сначала разрядка: активный спорт, высказаться, выплакаться, прокречаться, а затем необходимо выспаться, побыть в тишине, восстановиться.

    Ни в коем случае нельзя подавлять эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям разного характера, прежде всего, речь идет о сердечно-сосудистой системе и желудочно-кишечном тракте. Длительное пребывание в состоянии стресса быстро изнашивает эти системы, они дают сбой. Эмоциональная компетентность избавит вас от негативных последствий стресса и сохранит здоровье.

    Образцова Татьяна Ивановна,
    преподаватель информатики
    высшей квалификационной категории
    ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
    г. Егорьевск Московской области

    Об информационной культуре

    В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретённой другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введён термин информационная культура.
    Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека.
    Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

    • в конкретных навыках по использованию технических устройств;
    • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
    • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать;
    • во владении основами аналитической переработки информации;
    • в умении работать с различной информацией;
    • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

    Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют её развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение её применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
    В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
    Для техникума социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры обучающегося, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причём наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закреплённых устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
    В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.
    Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных её осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.
    Выпускник техникума должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций, в том числе и в информационной сфере, так как информационная культура - необходимая составляющая как общей, так и профессиональной культуры молодого специалиста. Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы обучающихся, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.
    Самостоятельная работа обучающихся техникума - это деятельность обучающихся в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя носит всё более опосредованный характер, а обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).
    Опыт преподавания информатики в системе СПО показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении данной дисциплины, как правило, приводит к повышению познавательной активности обучающихся и качественному усвоению знаний. Систематическая и рациональная организация самостоятельной работы обучающихся в техникуме способствует формированию их информационной культуры, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и повышения качества подготовки будущих специалистов.

    Литература

    1. Астафьева Е.Н. Роль социальной компетентности в формировании современного специалиста. СПО №1. 2011. С. 42.
    2. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. - Кемерово, 1999. - 238 с.
    3. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.
    4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М., 2001.

    В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

    Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

    Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

    В конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

    В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

    В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

    Во владении основами аналитической переработки информации;

    В умении работать с различной информацией;

    В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

    Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

    В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

    В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

    Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК) , которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

    Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

    В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение , данное в двух аспектах.

    Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

    В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

    Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

    История информационной культуры насчитывает тысячелетия . Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

    Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

    Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

    Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности , отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

    Как отмечается в работе , в настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

    Переход к информационному обществу обязывает специалиста владеть современными средствами, методами и технологией работы с информационными ресурсами. Кроме того, все более актуальной становится проблема коллективной работы с информацией. Это предполагает формированию у человека некоторого уровня информационной культуры.

    Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

    Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

    в навыках использования технических устройств для работы с информацией (от телефона до компьютера);

    в способности использовать в своей деятельности современные программные средства;

    в знании информационных потоков в своей сфере деятельности.

    Для высшего учебного заведения социальным заказом информационного общества считается такое обеспечение уровня информационной культуры студента, при котором наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени уделяется компьютерным информационным технологиям.

    Информация

    Данные

    Взаимодействие материальных объектов сопровождается изменением внутренней структуры вещества или его энергетического поля. Это приводит к образованию сигналов. Порыв ветра, удар молотком, хлопок в ладоши, нагревание предмета в пламени свечи это всего несколько примеров сигналов.

    Сигналы оказывают влияние на окружающие предметы изменяя их. Эти изменения называются регистрацией сигналов. Регистрацию некоторых сигналов можно наблюдать визуально, регистрацию других выполняют при помощи специальных приборов – датчиков. Часть сигналов вообще не поддается регистрации современными средствами, а о существовании некоторых сигналов люди даже не догадываются.

    Информатика интересуется сигналами с точки зрения факта их регистрации. Для информатики не важна природа сигнала. Если сигнал зарегистрирован и различим на фоне регистрации других сигналов, то он может стать источником для получения информации о событиях, которые имели место, или источником информации о предполагаемых событиях (при прогнозировании). Таким образом, в информатике данные – это зарегистрированные сигналы.

    Информация

    Слово информация очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Происходит оно от латинского informatio, что означает разъяснение, изложение. Несмотря на древнее происхождение этого слова, строгого научного определения информации до последнего времени не существует. В разных областях человеческой деятельности это понятие вводится по-разному. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, обозначающее обмен сигналами в живой и неживой природе. В информатике используют понятие, заимствованной из кибернетики.

    Информация – это сведения, уменьшающие неопределенность об объектах и явлениях окружающей среды.

    Например, прогноз погоды на следующий день является ярким примером информации. Сигналы регулировщика на перекрестке тоже информация, но не для всех. Пешеходы, не изучавшие правила дорожного движения, скорее всего эти сигналы не поймут. А сведения о расстоянии между объектами могут быть получены только с использованием специальных методов.

    Информация, в отличие от данных, не является объектом материальной природы и образуется в результате обработки данных адекватными методами. Например, чтобы определить температуру плавления металла нужно его нагревать. Ударяя по слитку молотком, температуру плавления определить не удастся, хотя этот метод позволить косвенно судить о хрупкости предмета.