Яркость проекторов – ANSI-люмены и «китайские» люмены. Выбираем проектор для дома по ключевым параметрам

Марат Габдрахманов

Много ли нужно знать, чтобы подобрать подходящий мультимедиа-проектор? На первый взгляд, вовсе нет - не таким уж большим числом параметров определяются возможности аппарата, а для их понимания вполне достаточно знаний в объеме школьной программы и элементарной компьютерной грамотности. Между тем, обратившись к любой проекторной базе данных, не специалист скорее всего сразу же столкнется с проблемой - просматривать все модели подряд бессмысленно, а для сужения зоны поиска нужно указать приемлемые характеристики: яркость, разрешение, массу, цену. С последними тремя все достаточно просто. Другое дело яркость, а точнее, мощность светового потока проектора, от которой, кстати, во многом зависит и его стоимость. Скажем, 1000 ANSI-лм - это много или мало?

Реальная контрастность изображения

Поразмыслив над тем, что является фундаментом для определения необходимого уровня светового потока проектора для разных приложений, нетрудно прийти к выводу, что этим самым фундаментом может служить только реальная контрастность изображения. Именно она в первую очередь определяет качество воспринимаемой глазом картинки и как исходный критерий годится для любых ситуаций.

Рис. 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Возьмем для примера самый обычный вариант применения проектора - компьютерную презентацию в офисе при искусственном или естественном освещении, т. е. в условиях внешней засветки. При использовании стандартного отражающего экрана для прямой проекции реальная контрастность изображения определяется простым выражением:

К = (Белое поле + Засветка) / (Черное поле + Засветка).

Белое поле - это измеренная в полной темноте освещенность участка экрана, на котором воспроизводится белый цвет (стандартный цвет фона в редакторе Word). Черное поле - аналогичным образом измеренная освещенность участка экрана черного цвета (цвет букв в редакторе Word). Засветка - освещенность экрана в реальных условиях проведения презентации при выключенном проекторе. Все эти величины измеряются люксметром (такие приборы имеются в продаже).

Для определения количественного критерия качества изображения автор выполнил небольшую экспериментальную работу в помещении “Лаборатории средств отображения информации”, воспользовавшись для этого проектором LG LP-XG2, люксметром, цифровой фотокамерой Olympus E10, регулируемым источником света и специальной тестовой картинкой, подготовленной в программе Excel.

При отсутствии внешней засветки освещенность белого поля тестовой картинки составила 480 люкс, черного - 12. Таким образом, реальная контрастность изображения оказалась равной К = 480/12 = 40 (для большинства современных проекторов можно принять оценку K = 50).

Это существенно меньше величины, указанной в техническом паспорте проектора, что не удивительно. Дело в том, что паспортная контрастность определяется соотношением уровней освещенности экрана при воспроизведении на всей его поверхности сначала белого цвета, а затем черного. При таком способе измерения исключается влияние светлых участков экрана на темные. Совсем иная ситуация складывается при проведении презентации: отраженные светлыми участками экрана лучи переотражаются стенами и потолком и частично засвечивают темные участки изображения, снижая его контрастность. Как на контрастность влияет внешняя засветка, наглядно демонстрируют данные, приведенные в табл. 1 и на рис. 1 .

№ фото Уровень внешней засветки, лк Суммарная освещ-ть белого поля, лк Суммарная освещ-ть черного поля, лк Контрастность Примечание
1 1700 2180 1712 1,27:1 -
2 900 1380 912 1,51:1 -
3 400 880 412 2,13:1 -
4 250 730 262 2,79:1 -
5 100 580 112 5,18:1 Приемлемый уровень внешней засветки
6 25 505 37 13,6:1 -
7 0 480 12 40:1 Полная темнота

Таблица 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Вполне приемлемый уровень контрастности для текстовой картинки составляет 5:1. Для комфортного просмотра презентаций с использованием тонких линий, полутонов, фотографий и видеофильмов он должен быть несколько выше. Оптимальный вариант - 10:1.

Внешняя засветка

Определив фундамент для расчетов и зная простую зависимость, связывающую освещенность экрана, его площадь и мощность падающего на него светового потока, несложно вычислить искомую характеристику проектора. Правда, для этого еще нужно уточнить, с каким уровнем внешней засветки приходится сталкиваться на практике. Почерпнутые из литературы и добытые экспериментальным путем данные сведены в табл. 2 .

ОСВЕЩЕН-НОСТЬ, лк ВНЕШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Менее 1 Темнота Эксперим. данные
1 Человек легко ориентируется в пространстве, различает препятствия. При переходе из ярко освещенного помещения требуется короткое время для адаптации Эксперим. данные
5 Легко читаются заголовки статей, показания наручных часов Эксперим. данные
10 Освещенность около свечи Справочные данные
15-20 Свет от сигареты на расстоянии 30 см Справочные данные
15-35 Свет в кинотеатре во время перерыва Справочные данные
50 Можно читать газету, но зрение напрягается Эксперим. данные
100 Длительное чтение утомляет глаза Эксперим. данные
300 Комфортные условия для чтения Эксперим. данные
400-500 Стандартное освещение офисов, библиотек Справочные данные
1000 Ясный день, за 1 час до заката Справочные данные
2000 Ясный день, через 1 час после восхода Справочные данные
25 000 Облачный летний день в 10 утра Справочные данные
65 000 Ясный летний день в 10 утра Справочные данные
100 000 Ясный летний день в полдень Справочные данные

Таблица 2. Реальные уровни освещенности

Выбор проектора

Теперь у нас есть все, чтобы составить таблицы для практических нужд. При этом можно выделить два подхода к выбору проектора. Первый предполагает установление минимальной необходимой мощности светового потока аппарата, исходя из приблизительной (или точной, с помощью люксметра) оценки освещенности в зоне установки проекционного экрана (см. табл. 3), а второй - обратные действия, позволяющие для доступного по цене проектора определить максимально допустимый уровень внешней засветки (см. табл. 4) и соответствующие меры по затемнению помещения. В обоих случаях придется сделать поправку с учетом многократно проверенного факта - реальный световой поток проектора составляет примерно 70% от указанного в паспорте.

Из таблиц видно, что при разумном выборе размеров экрана и места его размещения (освещенность вблизи экрана должна быть низкой) светового потока современных проекторов вполне достаточно для проведения презентаций или учебных семинаров. При этом нет необходимости покупать самый яркий и дорогой аппарат - лучше предусмотреть возможность затемнения помещения исходя из того, что при уровне внешней освещенности в 50 люкс и выше слушатели смогут не только следить за презентацией, но и делать записи или знакомиться с подготовленными для них печатными материалами. Следует также иметь в виду, что в отличие от офисов и гостиных оснащение больших помещений (лекционных аудиторий, конференц-залов) презентационным оборудованием неизбежно требует предварительной проектной проработки с привлечением специалистов. В этом случае и выбор проектора нужно доверить им.

Вопреки распространенному мнению, ярче не всегда лучше. Не существует твердого правила об оптимальной светоотдаче. Однако существует ряд факторов, которые необходимо учитывать, чтобы купленный проектор не разочаровал вас при использовании. Вооружившись представленной ниже информацией, вы наверняка сможете сэкономить на покупке презентационного оборудования.

Освещенность помещения

От этого параметра сильно зависит реальная контрастность изображения. Большинство семинаров, презентаций требуют определенную освещенность, чтобы наладить зрительный контакт со слушателями и дать им возможность записать важные моменты выступления. Бывают ситуации, когда окна попросту не могут быть закрыты. В подобных случаях требуется более яркий .

Полностью затемненная комната обеспечит лучшее качество отображаемой информации, но в таких условиях нельзя забывать, что использование оборудования многократно превышающее необходимое значение в ANSI (люменах) способно вызвать быструю усталость глаз и головную боль у аудитории.

Качество полотна экрана

Этот пункт имеет важное влияние на яркость и качество изображения. Большинство выпускаемых проекционных обеспечивают значительное отражение света. При правильной настройке проектора с относительно низкой яркостью можно получить довольно удачную картинку. В хорошо затемненных помещениях отлично себя зарекомендовали экраны прямой проекции, в осветленных – обратной проекции.

Белые матовые полотна одинаково рассеивают падающий на них свет во всех направлениях. Качество, детализация и цветопередача картинки у таких полотен вне всякой критики. Глянцевые экраны усиливают яркость в центре и ослабляют по периферии. Серое полотно в разы повышает контрастность, но при этом требует проектор с очень высокой яркостью, так как уровень отраженного светового потока снижается порой до 30%. Коэффициент отражения матового экрана равен 1, глянцевого – больше 1, серого – меньше 1.

Черная окантовка по периметру – это не дань стилю. Она дает четкий край кадру и улучшает зрительное восприятие яркости.

Расчет яркости проектора

Например, рассчитаем какой яркости нам нужен DLP проектор для белого матового экрана 2 x 1,5 метра с коэффициентом отражения равным 1, при освещении лампами дневного света. Получаем (2 x 1,5 ) x 1 x 600 = 1 800 ANSI Lm.

Таблица значений полезной освещенности


Таким образом, четкое осознание цели и места будущих демонстраций приблизит вас к наилучшему выбору.

Марат Габдрахманов

Много ли нужно знать, чтобы подобрать подходящий мультимедиа-проектор? На первый взгляд, вовсе нет - не таким уж большим числом параметров определяются возможности аппарата, а для их понимания вполне достаточно знаний в объеме школьной программы и элементарной компьютерной грамотности. Между тем, обратившись к любой проекторной базе данных, не специалист скорее всего сразу же столкнется с проблемой - просматривать все модели подряд бессмысленно, а для сужения зоны поиска нужно указать приемлемые характеристики: яркость, разрешение, массу, цену. С последними тремя все достаточно просто. Другое дело яркость, а точнее, мощность светового потока проектора, от которой, кстати, во многом зависит и его стоимость. Скажем, 1000 ANSI-лм - это много или мало?

Реальная контрастность изображения

Поразмыслив над тем, что является фундаментом для определения необходимого уровня светового потока проектора для разных приложений, нетрудно прийти к выводу, что этим самым фундаментом может служить только реальная контрастность изображения. Именно она в первую очередь определяет качество воспринимаемой глазом картинки и как исходный критерий годится для любых ситуаций.

Рис. 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Возьмем для примера самый обычный вариант применения проектора - компьютерную презентацию в офисе при искусственном или естественном освещении, т. е. в условиях внешней засветки. При использовании стандартного отражающего экрана для прямой проекции реальная контрастность изображения определяется простым выражением:

К = (Белое поле + Засветка) / (Черное поле + Засветка).

Белое поле - это измеренная в полной темноте освещенность участка экрана, на котором воспроизводится белый цвет (стандартный цвет фона в редакторе Word). Черное поле - аналогичным образом измеренная освещенность участка экрана черного цвета (цвет букв в редакторе Word). Засветка - освещенность экрана в реальных условиях проведения презентации при выключенном проекторе. Все эти величины измеряются люксметром (такие приборы имеются в продаже).

Для определения количественного критерия качества изображения автор выполнил небольшую экспериментальную работу в помещении “Лаборатории средств отображения информации”, воспользовавшись для этого проектором LG LP-XG2, люксметром, цифровой фотокамерой Olympus E10, регулируемым источником света и специальной тестовой картинкой, подготовленной в программе Excel.

При отсутствии внешней засветки освещенность белого поля тестовой картинки составила 480 люкс, черного - 12. Таким образом, реальная контрастность изображения оказалась равной К = 480/12 = 40 (для большинства современных проекторов можно принять оценку K = 50).

Это существенно меньше величины, указанной в техническом паспорте проектора, что не удивительно. Дело в том, что паспортная контрастность определяется соотношением уровней освещенности экрана при воспроизведении на всей его поверхности сначала белого цвета, а затем черного. При таком способе измерения исключается влияние светлых участков экрана на темные. Совсем иная ситуация складывается при проведении презентации: отраженные светлыми участками экрана лучи переотражаются стенами и потолком и частично засвечивают темные участки изображения, снижая его контрастность. Как на контрастность влияет внешняя засветка, наглядно демонстрируют данные, приведенные в табл. 1 и на рис. 1 .

№ фото Уровень внешней засветки, лк Суммарная освещ-ть белого поля, лк Суммарная освещ-ть черного поля, лк Контрастность Примечание
1 1700 2180 1712 1,27:1 -
2 900 1380 912 1,51:1 -
3 400 880 412 2,13:1 -
4 250 730 262 2,79:1 -
5 100 580 112 5,18:1 Приемлемый уровень внешней засветки
6 25 505 37 13,6:1 -
7 0 480 12 40:1 Полная темнота

Таблица 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Вполне приемлемый уровень контрастности для текстовой картинки составляет 5:1. Для комфортного просмотра презентаций с использованием тонких линий, полутонов, фотографий и видеофильмов он должен быть несколько выше. Оптимальный вариант - 10:1.

Внешняя засветка

Определив фундамент для расчетов и зная простую зависимость, связывающую освещенность экрана, его площадь и мощность падающего на него светового потока, несложно вычислить искомую характеристику проектора. Правда, для этого еще нужно уточнить, с каким уровнем внешней засветки приходится сталкиваться на практике. Почерпнутые из литературы и добытые экспериментальным путем данные сведены в табл. 2 .

ОСВЕЩЕН-НОСТЬ, лк ВНЕШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Менее 1 Темнота Эксперим. данные
1 Человек легко ориентируется в пространстве, различает препятствия. При переходе из ярко освещенного помещения требуется короткое время для адаптации Эксперим. данные
5 Легко читаются заголовки статей, показания наручных часов Эксперим. данные
10 Освещенность около свечи Справочные данные
15-20 Свет от сигареты на расстоянии 30 см Справочные данные
15-35 Свет в кинотеатре во время перерыва Справочные данные
50 Можно читать газету, но зрение напрягается Эксперим. данные
100 Длительное чтение утомляет глаза Эксперим. данные
300 Комфортные условия для чтения Эксперим. данные
400-500 Стандартное освещение офисов, библиотек Справочные данные
1000 Ясный день, за 1 час до заката Справочные данные
2000 Ясный день, через 1 час после восхода Справочные данные
25 000 Облачный летний день в 10 утра Справочные данные
65 000 Ясный летний день в 10 утра Справочные данные
100 000 Ясный летний день в полдень Справочные данные

Таблица 2. Реальные уровни освещенности

Выбор проектора

Теперь у нас есть все, чтобы составить таблицы для практических нужд. При этом можно выделить два подхода к выбору проектора. Первый предполагает установление минимальной необходимой мощности светового потока аппарата, исходя из приблизительной (или точной, с помощью люксметра) оценки освещенности в зоне установки проекционного экрана (см. табл. 3), а второй - обратные действия, позволяющие для доступного по цене проектора определить максимально допустимый уровень внешней засветки (см. табл. 4) и соответствующие меры по затемнению помещения. В обоих случаях придется сделать поправку с учетом многократно проверенного факта - реальный световой поток проектора составляет примерно 70% от указанного в паспорте.

Из таблиц видно, что при разумном выборе размеров экрана и места его размещения (освещенность вблизи экрана должна быть низкой) светового потока современных проекторов вполне достаточно для проведения презентаций или учебных семинаров. При этом нет необходимости покупать самый яркий и дорогой аппарат - лучше предусмотреть возможность затемнения помещения исходя из того, что при уровне внешней освещенности в 50 люкс и выше слушатели смогут не только следить за презентацией, но и делать записи или знакомиться с подготовленными для них печатными материалами. Следует также иметь в виду, что в отличие от офисов и гостиных оснащение больших помещений (лекционных аудиторий, конференц-залов) презентационным оборудованием неизбежно требует предварительной проектной проработки с привлечением специалистов. В этом случае и выбор проектора нужно доверить им.

Илья 0

Найти подходящий проектор проще, чем вы могли предположить. В настоящее время на рынке существуют сотни моделей проекторов. Ответив всего на четыре простых вопроса, вы найдете для себя лучший вариант:

1. Каким уровнем яркости должен обладать проектор?
2. Какого он должен быть разрешения?
3. Играет ли какую-либо роль вес проектора?
4. В какую сумму он вам обойдется? Яркость Чем ярче проектор, тем дороже он стоит. Правило, касающееся оптимального уровня яркости, гласит: выбирайте самый яркий проектор, какой только сможете себе позволить. Параметры, на которые следует обратить внимание при выборе уровня яркости Выбирая уровень яркости проектора, учитывайте следующие моменты: 1. Какое количество человек предположительно будет находиться в комнате, для которой предназначен проектор?

Данный фактор определяет размер проецируемого изображения: необходимо, чтобы всем присутствующим было хорошо видно изображение. По мере увеличения количества человек в комнате, изображение также должно увеличиваться, а при его увеличении яркость проектора заметно сокращается, так как свет распространяется на большую территорию. 2. Насколько сильно освещена комната? Чем темнее комната, тем лучше изображение, невзирая на уровень яркости проектора. Однако большинство собраний подразумевает наличие освещения для осуществления записей и непосредственно для межличностного контакта. Условия, которые не предполагают выключение света или его приглушение, или если на проецируемое изображение падают прямые солнечные лучи, подразумевают наличие проектора с высоким уровнем яркости. 3. Какой тип проекционного экрана имеется в распоряжении? Тип проекционного экрана может существенно повлиять на яркость и качество изображения. Большинство проекционных экранов сегодня обеспечивают значительный уровень отражения света, что позволяет проектору даже с относительно низким уровнем яркости четко проецировать изображение. Если в комнате отсутствует проекционный экран, что вполне закономерно для передвижных торговых презентаций, в таких случаях было бы неплохо иметь проектор с высоким уровнем яркости, так как стена слабо отражает свет. 4. В какой области применяется проектор? Если вы применяете проектор в качестве средства обучения, на тренингах или на деловых собраниях, в таких ситуациях потребуется более высокий уровень яркости, для того, чтобы все детали были отчетливо видны, и чтобы текст воспринимался без напряжения для глаз. Данные ситуации также предполагают более сильное освещение помещения для комфортного осуществления записей и общения. Если проектор применяется для демонстрации графических изображений или видео материалов, в данном случае к освещению не предъявляется столь высоких требований и просмотр можно проводить в затемненной комнате. Если вы собираетесь перемещать проектор в пределах здания или брать его с собой в путешествия, подумайте, какие настройки вам наиболее пригодятся.Яркость измеряется в ANSI люменах (люмен - единица светового потока). Чем ярче проектор, тем выше уровень ANSI люменов. (ANSI - Американский национальный институт стандартов). Проекторы могут быть разделены на следующие группы по количеству светового потока: - Менее 1000 люменов - данные проекторы являются моделями с самой низкой световой отдачей на современном рынке, и, как правило, они самые доступные по цене. Если вы ограничены в средствах, то в этой категории можно найти ряд устройств, которые идеально вам подойдут. Однако не забывайте: низкая световая отдача означает, что презентации необходимо будет проводить в темной или плохо освещенной комнате, чтобы изображение на экране не выглядело расплывчатым из-за попадающего на него света от источника. - От 1000 до 2000 люменов - данная категория проекторов на шаг вперед обгоняет предыдущую категорию по качеству исполнения и по стоимости. В этом классе устройств доступны модели проекторов с разрешением 800x600 пикселей и 1024x768 пикселей. Они подойдут для применения в средней по размеру комнате для проведения бизнес конференций и для использования в классных комнатах. Для того чтобы получить изображение максимально высокого качества, презентации следует проводить в условиях едва приглушенного света, а создавать условия слабого освещения комнаты или полного отсутствия света вовсе не требуется. - От 2000 до 3000 люменов - устройства данного типа представляют собой категорию портативных или полу портативных проекторов высокого качества исполнения. Модели этого класса подойдут для применения в больших конференц-залах и классных комнатах. Данный тип проекторов даст вам больше свободы в плане освещения помещения. Дело в том, что изображение само по себе обладает достаточным уровнем яркости, поэтому комнатное освещение не оказывает на него отрицательного влияния. Также вы получите больше свободы в плане количества присутствующих в помещении, так как такие проекторы могут освещать большие экраны без ущерба для качества изображения. - От 3000 люменов и более - ультра яркие проекторы, которые в своем классе включают ещё несколько подклассов: от 3000 люменов до 12000 и более. Цены на них тоже варьируются в зависимости от характеристик, которыми оснащены проекторы. Проекторы данного типа используются в больших по площади помещениях (залы заседания, конференц-залы, учебные центры, аудитории, актовые залы, концертные залы, ночные клубы и прочее). Вывод:

500 -1000 люменов - подойдет для использования в неосвещенных комнатах и домашнего просмотра фильмов.

1000 - 1500 люменов - идеально подойдет для слабо освещенных классных комнат с очень низким уровнем проникновения дневного света. 1500 - 2000 люменов - обладает достаточным уровнем яркости, обеспечивает проекцию изображения большого размера в хорошо освещенной комнате, подойдет для больших хорошо освещенных классных комнат. 2000 люменов и более - очень яркие проекторы, которые отлично подойдут для создания четкого изображения на больших экранах в лекционных залах или очень хорошо освещенных классных комнатах, куда поступает большое количество дневного света. Разрешение Ясность и четкость изображения на экране зависит от уровня разрешения проектора. Разрешение - количество пикселей (элементов картинки), из которых складывается изображение. Чем больше пикселей, тем выше разрешение. Обычно разрешение записывается в виде двух числовых величин, например, "800x600", где первая величина обозначает количество пикселей по горизонтали, а вторая величина - по вертикали. Базовое разрешение Говоря о разрешении проектора, обычно подразумевают базовое разрешение. Если базовое разрешение проектора - 800x600 пикселей, это означает, что реальное количество физических пикселей на экране устройства - 800x600. Преимущества более высокого разрешения Проекторы высокого разрешения отображают картинку более детально, чем проекторы низкого разрешения. Ввиду того, что высокое разрешение подразумевает большее количество пикселей, создающих изображение, каждый индивидуальный пиксель имеет меньший размер, поэтому пиксели становятся менее заметными на экране. Однако за проекторы высокого разрешения придется заплатить более высокую цену.

Преимущества более низкого разрешения
Проекторы более низкого разрешения значительно доступней по цене, при этом они могут воспроизводить изображение, которое ничем не уступает по яркости проекторам более высокого разрешения. Если вам не требуется отображение мельчайших деталей, то проекторы более низкого разрешения станут для вас лучшим выбором.

Варианты базового разрешения:
1. SVGA (800x600) - это самое популярное разрешение проекторов на сегодняшний день, потому что они воспроизводят отличное изображение и стоят совсем недорого.

2. XGA (1024x768) - проекторы с разрешением XGA стоят дороже, чем проекторы с разрешением SVGA. Однако они ничем не уступают друг другу в плане популярности.

3. SXGA (1280x1024) - проекторы с разрешением SXGA являются устройствами более высокого разрешения, и они значительно дороже, чем проекторы с разрешением XGA. Проекторы данной категории предназначены для продвинутых компьютерных пользователей. Главным образом их используют для управления и контроля, а также при работе с инженерными и CAD/CAM программами, где важна четкость изображения мельчайших деталей.

4. UXGA (1600x1200) - формат проекторов UXGA предназначен для рабочих станций очень высокого разрешения, которые содержат большое количество деталей и информации. Данная категория проекторов отличается очень высокой стоимостью. Относительно мало проекторов на современном рынке имеют данный уровень базового разрешения.

Какое разрешение проектора вам подойдет?
Одним из ключевых факторов при выборе правильного для вас разрешения являются условия эксплуатации проектора. Определитесь, есть ли необходимость в очень точном отображении мельчайших деталей. Если проектор будет использоваться для работы с графиками в стиле "Powerpoint", секторными диаграммами, схемами и обычными бизнес презентациями, в таком случае не следует платить лишние деньги за высокое разрешение. Для работы такого уровня прекрасно подойдет разрешение SVGA, за вполне доступную цену проекторы данной категории станут отличным выбором. С другой стороны, если вы часто проводите презентации с использованием таблиц и схем типа Excel, где содержится большое количество цифровых данных, разрешение XGA станет для вас оптимальным вариантом. Данный формат хорошо воспроизводит более четкое и ясное изображение маленьких по размеру чисел и других данных. И, наконец, если вы проектируете технические чертежи или другие изображения, относящиеся к технической сфере, вам понадобится проектор очень высокого разрешения SXGA, в этом случае изображение будет полностью отвечать вашим потребностям. Сопоставляем разрешение компьютера и проектора Имейте в виду, что лучшим разрешением для вашего проектора является разрешение компьютера, который вы собираетесь использовать в работе с проектором. Если обычно вы применяете ноутбук с разрешением SVGA, для того, чтобы получить очень четкое и ясное изображение, следует приобретать проектор с базовым разрешением SVGA. Точно так же, если вы пользуетесь компьютером с разрешением XGA, лучшее качество изображения вы получите, применяя проектор с базовым разрешением XGA (1024x768).Многие проекторы на сегодняшнем рынке могут распознавать входные сигналы, отличные от их базового разрешения. Например, вы можете подключить компьютер разрешения XGA (1024x768) к проектору разрешения SVGA (800x600). Проектор автоматически осуществит конвертирование поступающего сигнала 1024x768 в его базовый формат 800x600. Однако следует заметить, что в процессе конвертирования всегда происходит потеря четкости и детальности изображения, поэтому полученная картинка будет не такой четкой, как ожидалось. Поступающий сигнал трансформируется в базовое разрешение проектора, и картинка получается соответствующего качества. Точно такая же потеря четкости происходит, когда вы подключаете компьютер разрешения SVGA (800x600) к проектору более высокого разрешения XGA (1024x768). В общем и целом, изображение будет вполне приличного качества, но конвертирование сигнала 800x600 в формат 1024x768 обусловит некоторую нечеткость картинки, которая разочарует вас, учитывая, что вы потратили приличную сумму денег за качество разрешения XGA. Некоторые проекторы очень хорошо справляются с конвертированием входного сигнала в базовый формат разрешения, поэтому нечеткость конечной картинки практически нивелируется, изображение воспроизводится на достойном уровне в независимости от источника. Проекторы обладают различным качеством конвертирования поступающих сигналов, и так же, как прочие технологии, они постоянно совершенствуются. Если конвертирование поступающих сигналов является для вас важным фактором при выборе проектора, при покупке удостоверьтесь в качестве воспроизводимого изображения.

Какое значение имеет вес проектора?
Еще одним существенным фактором при выборе идеального для вас проектора является его вес. Если вы постоянно пребываете в разъездах, наиболее подходящим для вас вариантом будет самый легкий и портативный проектор. Если вам иногда приходится совершать деловые поездки, и вы хотите несколько лучшее качество исполнения проектора, и чтобы получить его, готовы возить с собой более тяжелую модель, рекомендуем обзавестись проектором, который будет весить от 4 до 6 кг. Данная категория портативных проекторов отличается более высоким качеством исполнения: они воспроизводят более яркое изображение и обладают большим количеством характеристик, чем модели, чей вес не превышает 3 кг. Если вы не намереваетесь совершать деловых поездок и путешествий с проектором, но хотите, чтобы его без проблем можно было перемещать по офису, из кабинета в кабинет или забирать домой на выходные, то вам подойдет проектор, который будет весить от 4 до 7 кг. На современном рынке представлено множество проекторов данной весовой категории отличного качества. И, наконец, если вы намереваетесь использовать проектор в специально отведенном месте, и вам не придется перемещать его, в таком случае вес не имеет значения. Поэтому, не останавливаясь на факторе веса, делайте выбор в пользу других характеристик и факторов исполнения.

Другие факторы
Соотношение контрастности Соотношение контрастности - соотношение между самыми яркими и самыми темными участками изображения. Соотношение контрастности должно быть высоким (400:1 или выше) для того, чтобы воспроизводимое видео изображение было как можно лучшего качества или графическое/компьютерное изображение обладало как можно большей четкостью. На соотношение контрастности в значительной степени влияет комнатное освещение. Если вы планируете использовать проектор при включенном свете, выбирайте такую модель, которая будет обладать очень высокой степенью соотношения контрастности.

Крепление к потолку
Если вы хотите повесить проектор на потолок, выбирайте модель, которая обладает возможностью проецирования перевернутого изображения. В настоящее время большинство проекторов включает подобную функцию, однако при покупке удостоверьтесь, что выбранный вами проектор оснащен данной характеристикой.

Форматное соотношение
Соотношение форматов в проекторах, как правило, бывает двух типов - 4:3 или 16:9. Соотношение форматов 4:3 - наиболее часто используемое соотношение в компьютерах. Проекторы с соотношением 16:9 предназначены для домашних кинотеатров. Срок службы лампы В среднем срок службы лампы составляет 2000 часов, однако современные и экономичные проекторы отличаются более длительным сроком службы лампы - в среднем до 6000 часов. Учитывать срок службы лампы имеет смысл, поскольку большинство ламп стоят достаточно дорого. Чем выше уровень яркости и разрешения проектора, тем меньше срок службы лампы.

Объектив с переменным фокусным расстоянием
Если вы планируете использовать проектор в поездках, объектив с переменным фокусным расстоянием придется весьма кстати. Это даст вам возможность поставить проектор в удобное для вас место и отрегулировать размер проецируемого изображения. Если данная функция отсутствует, то единственным способом настройки размера изображения является перемещение проектора вперед или назад. Обратите внимание: многие портативные мини проекторы оснащены объективами с ограниченным фокусным расстоянием. Устройство с фактором увеличения 1.2x позволит увеличить размер изображения всего лишь на 20%. Чтобы получить увеличение или уменьшение размера изображения подобного масштаба, достаточно будет передвинуть проектор на фут или два вперед или назад соответственно.

Возможно, вам приходилось ранее видеть заявления, что у проекторов Epson цвета в три раза ярче ? В этом посте мы попробуем обосновать нашу позицию и обратить ваше внимание на такой важный показатель любого проектора, как «цветовая яркость», о котором многие даже не подозревают, выбирая проектор для дома или офиса.

Прежде, чем говорить о «цветовой яркости», давайте слегка коснемся просто «яркости». И предлагаю сразу уточнить, что на самом деле «яркостью проектора» принято для простоты называть «световой поток ». Данный параметр измеряется в люменах и характеризует количество света, которое проектор способен излучать, его «мощность».

Световой поток

Многие знают, что чем больше световой поток (яркость) проектора, тем большую диагональ изображения можно получить. На самом деле, получить большую диагональ можно с помощью совершенно любого проектора, однако при этом никто не даст гарантии, что изображение окажется приемлемым по качеству, цветопередаче, а также достаточно четким и ярким.

Рассмотрим световой поток проектора с точки зрения качества изображения . Вспомним, что каждый цвет можно описать с помощью всего трех характеристик, одной из которых будет яркость . Именно на этом принципе построены многие стандарты, используемые, в том числе, при оценке качества изображения различных устройств.

Ниже — изображения, проецируемые двумя проекторами, отличающиеся по яркости в два раза:
(Понимаем, что некорректно сравнивать на экране монитора яркости с двух разных проекторов, но в данном случае это делается для наглядности.)


Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы констатировать, что правое изображение — менее качественное, поскольку вместо белого оно отображает серый, вместо красного — темно-красный и пр. Изображение справа менее качественное, потому что проектор недостаточно яркий (для тех условий, где оно было получено).

Есть и ряд других обстоятельств, в которых от проектора потребуется дополнительная яркость , чтобы обеспечить приемлемое качество изображения:

  • когда нужно использовать более точный по цветопередаче режим изображения;
  • при просмотре 3D;
  • когда используется экономичный режим работы лампы;
  • когда проектор работает в освещенной комнате.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не одна проблема:

Световой поток и цветовая яркость

Дело в том, что световой поток проектора традиционно определяется по белому цвету . Учитывая, что данный параметр является одной из важнейших характеристик, в последнее время производители стали завышать его, усиливая отображаемый проектором белый цвет. Таким образом, изображения, полученные с двух проекторов с одинаковым световым потоком (яркостью) могут выглядеть следующим образом:


Действительно, по белому цвету их яркость (световой поток) одинаковая, однако цвета они передают совершенно по-разному.

В связи с этим необычным обстоятельством, в обиход был введен еще один параметр: «цветовая яркость », или «световой поток по цветам » (англ. Color Light Output). Цветовая яркость состоит из трех слагаемых: из яркости (светового потока) проектора по красному, по зеленому и по синему.

На изображениях выше оба проектора имеют одинаковую яркость, однако у проектора слева цветовая яркость равна «обычной» яркости, а у проектора справа она в три раза ниже. Мы заявляем, что для того, чтобы проектор имел правильную цветопередачу, его яркость и цветовая яркость должны быть равны. Из чего это следует?

Математика цвета

Дело в том, что большинство устройств отображения информации используют для образования цветов принцип RGB (смешение красного, зеленого и синего). Каждый пиксел ЖК монитора, к примеру, состоит из красной, зеленой и синей полос, причем:
  • когда три точки светятся с максимальной яркостью, получается белый цвет;
  • когда с минимальной – получается черный свет;
  • когда с максимальной яркостью светятся красная и зеленая точки, получается желтый свет;
  • и т.д. и т.п.


Вернемся к «цветовой яркости ». Мы сказали, что максимальная яркость проектора должна быть равна цветовой яркости. Другими словами, если мы измерим яркость по белому экрану, то она должна быть равной сумме яркостей по красному, по зеленому экрану и по синему экрану.

Тем не менее, как мы показали ранее, существуют проекторы, в которых эта арифметика не работает и цветовая яркость до трех раз ниже, чем максимальная. И вот тут мы и сталкиваемся с особенностями технологий формирования изображения, используемых в проекторах!

Особенности технологий проекторов

Дело в том, что различные технологии используют свет лампы по-разному. Созданная компанией Epson технология 3LCD использует для формирования изображения три жидкокристаллические матрицы. Благодаря использованию трех матриц, белый свет лампы разделяется в 3LCD проекторе на красный, зеленый и синий с помощью специальных светофильтров, после чего каждый поток проходит через отдельную матрицу. Эти три компонента затем совмещаются вместе, пиксель в пиксель, и на экран проецируется цветное изображение. При этом все компоненты воспроизводятся одновременно и постоянно.

Такой способ использования света лампы позволяет свести потери света к минимуму, так как в технологии 3LCD благодаря трем матрицам сразу используются все три базовых цвета.

Если бы в проекторе использовалось не три, а одна матрица, то в каждый момент времени мы могли бы работать только с одной цветовой составляющей из трех, а остальные бы отфильтровывались, или попросту «выбрасывались». Это приводило бы к огромным потерям света, компенсировать которые удалось бы только повышением мощности лампы (а значит – удорожанием проектора и увеличением уровня шума из-за использования более мощной охладительной системы).


Думаю, этот пример наглядно объясняет, почему на рынке так много проекторов, использующих различные трюки с усилением белого. Благодаря высокой эффективности технологии 3LCD, с ней непросто честно конкурировать.

Технология 3LCD формирует цвета почти тем же методом, что и другие RGB устройства, такие как телевизор и монитор. У каждого проектора, использующего технологию 3LCD, максимальная яркость равна цветовой яркости , что обеспечивает более правильную цветопередачу. Компания Epson всегда публикует параметр цветовой яркости для своих проекторов, тогда как многие по понятным причинам не готовы раскрывать эту информацию.

На сайте www.colorlightoutput.com/ru приводятся независимые измерения цветовой яркости для ряда популярных моделей проекторов на базе других технологий. Эти измерения говорят о том, что у многих моделей цветовая яркость в три раза ниже максимальной яркости, в связи с чем мы и говорим, что трехматричные проекторы на базе 3LCD технологии обладают до трех раз более яркими цветами .

Одним из преимуществ параметра цветовой яркости является то, что его легко измерить самостоятельно — для этого достаточно иметь люксметр и рулетку.

Несмотря на то, что параметр цветовой яркости не оглашается многими производителями проекторов, он был принят представителями экспертного сообщества. К примеру, ведущий англоязычный сайт по проекторам, Projectorcentral.com , включил его в спецификации всех проекторов, наряду с яркостью и контрастностью.

Подведем итог

Цветовая яркость 3LCD проекторов всегда равна их максимальной яркости , что означает более правильную цветопередачу. Такой проектор гарантирует хорошее качество изображения даже в самом ярком режиме проектора — можно использовать каждый люмен!

Это особенно важно для проекторов, используемых в аудиториях, переговорных и учебных классах, поскольку позволяет получить красивое изображение с живыми цветами на большом экране и даже в освещенном помещении.

Для домашних проекторов правильная цветовая яркость важна, поскольку она является обязательным условием для правильной цветопередачи кино, ТВ и видео. Низкая цветовая яркость заведомо означает ошибку в цветопередаче.

В связи с тем, что цветовую яркость исключительно легко измерить, этот параметр является одним из эффективных и доступных способов получить общее впечатление о цветопередаче проектора.

Напоследок хотелось бы сказать, что технология 3LCD — предмет гордости компании Epson. Логотип 3LCD на проекторе стал для покупателя своего рода гарантией, что данная модель обладает правильной цветовой яркостью и будет радовать пользователя яркой и сбалансированной картинкой на долгие годы!