Обзор очков виртуальной реальности Oculus Rift DK1: заявленные характеристики и впечатления. Наиболее интересные игры для VR? Снижение минимальных требований к ПК

На днях стало известно о возможной . По слухам, именно дискуссии по поводу Rift S способствовали .

Rift S + контроллеры по цене 200-300 $

Основной аспект, который поможет привлечь к ПК VR , это снижение общей стоимости аппаратного обеспечения.

Примерная стоимость Samsung Odyssey или HTC Vive составляет 500$. Oculus Rift с контроллерами стоит 400$, плюс еще нужны датчики (по 60$). Если в Rift S будет применена система отслеживания Oculus Insight, используемая в предстоящей автономной гарнитуре (400$), то это облегчит процесс настройки Rift и снизит общую стоимость оборудования. Чтобы свободно перемещаться по комнате в VR, не нужны будут специальные дополнительные камеры или датчики в углах комнаты (как в или ).

При грамотной реализации отслеживания перемещений пользователя/контроллеров и высоком качестве графики Oculus Rift должен быть в одной ценовой категории с .

Снижение минимальных требований к ПК

Здравствуйте, уважаемые читатели. Компания Oculus, организовавшая на Kickstarter сбор средств на выпуск первого VR-шлема, успешно справилась с поставленной задачей.

Модель oculus rift dk1 хотя и предназначается главным образом для разработчиков контента, доступна и обычным пользователям. Ее можно заказать в онлайн магазинах, приобрести на интернет-аукционах или испытать на выставках, посвященных компьютерным играм.

И хотя первая версия является не более чем пилотным продуктом, она позволяет представить, как может пойти развитие VR устройств в будущем.

Принцип работы Окулус Рифт дк1 нельзя назвать революционным или необычным. Попытки создать VR-шлемы предпринимались и в прошлом, однако они не имели большого успеха из-за сравнительно низкого качества контента, недостатка вычислительных мощностей персональных компьютеров и значительного веса самих устройств.

Шлем оснащен датчиками, позволяющими отслеживать повороты головы. Изображение, поступающее на экран очков, синхронизируется с данными о поворотах. Вы смотрите влево, и картинка автоматически поворачивается в ту же сторону.

Изображение объемное, для левого и правого глаза формируется отдельная картинка, в итоге возникает стереоэффект.

Забегая вперед, сразу сообщим, что устройство не способно отслеживать наклоны. Соответствующих датчиков на его корпусе нет, но можно не сомневаться, что они появятся в последующих моделях. Пока что перед нами пробная версия, да еще и созданная в первую очередь для разработчиков, о чем говорит аббревиатура dk – development kit.

Особенности модели

Так как это первый по-настоящему массовый VR-шлем, его просто не с чем сравнивать и, по сути, каждое решение, в нем реализованное, является особенным. И все же, некоторые вещи нас удивили больше других.

Во-первых, очки виртуальной реальности очень легкие. Несмотря на несколько громоздкую конструкцию, устройство имеет малый вес и практически не оказывает давления на лицо и шею. Это, безусловно, положительный момент. Нельзя сказать, что в шлеме можно провести весь день, но час-полтора игры пролетают незаметно.

Во-вторых, несмотря на приставку DK, опыт общения с устройством оказался положительным с самого начала. Хотя в комплект не входит установочный диск с драйверами, их можно скачать с сайта Oculus.

Процесс первичной настройки очень быстрый, буквально через полчаса после распаковки мы смогли запустить первое демо. При чем добрую половину времени мы настраивали ремни и подгоняли их размер.

В интернете можно увидеть отзывы, что устройство отказывалось работать с ранними версиями драйверов, но это, скорее, проблема совместимости с конкретными моделями видеокарт. Мы с такой проблемой не столкнулись. В любом случае, перед установкой советуем скачать самые свежие драйвера для вашей видеокарты.

В-третьих, устройство поставляется в шикарном пластиковом кейсе, способном перенести не один авиаперелет.

Ну и самое главное, это изображение. Да, оно не лишено недостатков и может вызвать головокружение, но те ощущения, что возникают, когда впервые одеваешь VR-шлем, незабываемы и их сложно описать словами. Действительно, оказываешься в другой реальности, в другом мире и кажется, что книги фантастов стали правдой, а далекое будущее уже наступило.

Для использования Rift необходим ПК с мощной видеокартой. Именно видеокарта будет заниматься обработкой картинки, разделяя ее на две составляющие – одну для правого глаза, и одну для левого. На слабых видеокартах картинка будет тормозить, дергаться, эффект 3D не возникнет.

Собственно, покупка игрового компьютера или апгрейд уже существующего могут стать заметной статьей расходов. Подробнее о требованиях к ПК можно почитать на сайте Oculus.

Материалы корпуса и габариты

Корпус пластиковый и в данном случае это плюс, ведь чем меньше общий вес устройства, тем комфортнее играть. На многочисленных фото Rift выглядит довольно массивным, но в реальности его габариты не столь ощутимы. Производитель не приводит данных о размерах устройства, но его можно сравнить с маской аквалангиста. Вес модели составляет 380 грамм.

К внутренней части корпуса прикреплена мягкая поролоновая прокладка. Именно она прилегает к лицу, когда шлем одет на голову.

Качество сборки

У нас не возникло претензий к качеству сборки. Хотя корпус не является монолитным, а сам пластик довольно тонкий, ничего не скрипит и не болтается.

Позиционирование

Устройство, способное изменить, как минимум, мир цифровых развлечений – именно так мы воспринимаем Rift.

Схожими словами его описывает и производитель, позиционируя шлем как первое массовое устройство для виртуальной реальности. Внимание к шлему колоссальное, что подтверждает не только успех на Kickstarter, но и практически моментальную продажу всей первой партии.

Можно не сомневаться, что свои модели VR-очков выпустят и другие технологичные компании, но Rift в любом случае останется первым шлемом для виртуальной реальности и, по всей видимости, позволит зародиться новому рынку VR-устройств.

Технические характеристики

Основные параметры следующие:

  • Размер экрана 7 дюймов
  • Разрешение 1280×800 (картинка 640×800 на каждый глаз)
  • Частота обновления 60 Гц
  • Угол обзора 110 градусов
  • Задержка 50-60 мс
  • Гироскоп, акселерометр, магнитометр

Вес

Вес устройства составляет 380 грамм. Это заметно меньше, чем вес велосипедного шлема, однако основная проблема заключается в расположении центра тяжести. Очевидно, что он сильно смещен вперед, так как вся электроника и экран располагаются в передней части.

Для того, чтобы избежать избыточного давления на переносицу, нужно правильно настроить ремни, с помощью которых шлем удерживается на голове. Советуем потратить на это некоторое время, чтобы впоследствии не отвлекаться от игры.

Угол обзора

Угол обзора составляет 110 градусов. Как показала практика, этого вполне достаточно даже для динамичных игр. Вы всегда можете повернуть голову и посмотреть в соответствующую сторону или даже оглянуться назад.

Разъемы и датчики

На самом устройстве разъемов нет, все они сосредоточены на идущем в комплекте адаптере. От шлема отходит один кабель, подключаемый к адаптеру.

Что касается датчиков, то Rift оснащен гироскопом, акселерометром и магнитометром. Повторимся, датчики способны фиксировать только повороты, но не наклоны.

Совместимость с устройствами

Rift совместим с Windows и Mac OS компьютерами. На сайте Oculus доступны драйверы и программное обеспечение для популярных версий операционных систем.

Комплектация, внешний вид и дизайн устройства

Упаковка заслуживает отдельного упоминания. Шлем поставляется в качественном пластиковом кейсе с ручкой. Кейс довольно крупный, но легкий. Внутренняя конструкция напоминает устройство рюкзаков для фотоаппаратов. Отделы сформированы из поролона, уберегающего очки и аксессуары от возможных повреждений. В комплект входят:

  • Адаптер Control Box
  • Адаптер питания
  • Набор переходников для розеток
  • Кабель HDMI->DVI
  • Набор сменных линз
  • Микрофибра

Набор можно считать исчерпывающим. Сменные линзы позволяют использовать шлем как людям с нормальным зрением (линза А), так и людям с близорукостью (линзы B и С). Подобная забота о пользователях радует. Процесс смены линз совершенно несложный.

Шлем необычно выглядит и его сложно сравнить с каким-либо другим бытовым устройством. На лицевой панели, за которой скрывается электроника и дисплей с окулярами, присутствует название устройства и две ломаные линии, образующие острые углы. Кстати, схожие линии присутствуют и на кейсе. По бокам располагаются крепления с ремнями. Еще один ремень проходит через верх.

Эргономика

Благодаря поролоновой прокладке, шлем плотно прилегает к лицу, но не давит и не вызывает чувства дискомфорта.

Главное – настроить ремни таким образом, чтобы Rift удобно сидел на голове и не давил. В первые несколько минут его вес практически не ощущается, но, если ремни плохо затянуты или наоборот перетянуты, голова начнет быстро уставать.

Фронтальную часть можно немного выдвинуть вперед. Это позволит увеличить количество свободного места внутри, что может быть полезно, если вы захотите использовать шлем в очках. Впрочем, очки с большой оправой внутрь скорее всего не поместятся.

Элементы управления

Шлем лишен элементов управления, что можно считать недостатком. К примеру, совершенно не помешал бы регулятор громкости и кнопка включения/выключения. Впрочем, для первого устройства подобные недочеты простительны.

Зато управляющие кнопки присутствуют на адаптере Control Box. На нем есть кнопка включения, с его помощью можно выполнить калибровку яркости и контраста. Также адаптер содержит все необходимые разъемы – Micro-USB, HDMI, DVI, разъем для подключения питания. Размеры адаптера сравнимы с размером роутера. Он небольшой и много места на столе не займет.

Специальных внешних контроллеров в комплекте нет. Внутри игры действие совершается либо по повороту головы, либо с помощью обычной мыши/клавиатуры. При желании можно использовать беспроводной джойстик, например, от Xbox, или приобрести комплект контроллеров Leap Motion, способных захватывать движения не только рук, но и пальцев.

Изображение

Ожиданий от Rift DK1 было много, и значительная их часть так или иначе касалась изображения. Еще до появления в продаже первой версии было известно, что устройство сможет распознавать только повороты, но не наклоны, что для работы с ним будет необходим мощный игровой компьютер, и что о передвижениях по комнате можно пока только мечтать. Однако основной интерес вызывала именно картинка и способность шлема создать эффект 3D.

Качество изображения

Первое, что мы бы хотели сказать – пиксели различимы, их несложно заметить. Очевидно, что суммарного разрешения экрана недостаточно для того, чтобы сделать их слабо различимыми. Но на пиксели очень быстро перестаешь обращать внимание.

В остальном, мы испытали полный восторг. В первые минуты просто отказываешься верить, что это возможно. Датчики точно определяют повороты головы, изображение в шлеме моментально изменяется в зависимости от того, в какую сторону повернут шлем.

Мы просмотрели несколько 3D фильмов и видеороликов 360, и качество картинки нас удовлетворило. При использовании качественных наушников эффект погружения дополнительно усиливается.

Долго наслаждаться 3D картинкой вряд ли получится. Нужно признать, что глаза устают довольно быстро. Но вряд ли кто-то всерьез рассчитывал, что в Rift можно будет сидеть часами.

Для фокусировки используйте набор линз, входящих в комплект. Также можно немного выдвинуть переднюю панель, чтобы получить больше места внутри или для того, чтобы отдалить изображение от глаз.

Прежде чем подключать шлем к компьютеру, необходимо установить драйверы. Для этого нужно посетить сайт Oculus и выбрать подходящую версию программной оболочки Oculus Configuration Utility. После того, как программа будет скачана и установлена, устройство автоматически определится при подключении.

Что касается первичной настройки, то она очень проста. Необходимо выбрать соответствующий пункт в меню Configuration Utility, после чего несколько раз повернуть шлем в разные стороны, держа его в руках.

Программное обеспечение

Oculus Configuration Utility предоставляет инструменты для настройки Rift. Утилита довольно функциональная, хотя нельзя сказать, что она содержит много пунктов меню. Разобраться с ней можно очень быстро. Если у вас не запустится самая свежая версия Configuration Utility, советуем установить более ранний вариант.

Какие приложения можно установить

На момент выхода далеко не все игры корректно работали с VR-шлемом, что, впрочем, неудивительно. Oculus специально выпустила DK версию, чтобы познакомить разработчиков с возможностями устройства и помочь им в создании нового контента.

Однако совсем без игр владельцы Rift не остались. Список наиболее интересных приложений мы приведем в конце обзора. Для корректного запуска некоторых игр могут потребоваться специальные драйверы.

Помимо игр, доступны 3D и панорамные видеоролики.

Интересный момент: изображение, которое видит человек, одевший VR шлем, можно транслировать и на рядом стоящий монитор.

Возможные баги и проблемы

За время тестирования мы не столкнулись с какими-то характерными багами. Да, не все приложения корректно отображались на дисплее шлема, но, вероятно, новые драйверы и ПО помогут решить эту проблему.

Уход за линзами

Уход за линзами сводится к их периодическому протиранию микрофиброй.

Шлем не требует какого-то особенного обслуживания. По сути, это еще один игровой аксессуар, мирно стоящий рядом с ПК наряду с джойстиками и игровым рулем. Версия DK явно не предназначена для того, чтобы совершать в ней перемещения по комнате.

Кабель не очень длинный, да и отслеживать перемещения пользователя в пространстве устройство не способно. Оптимальный сценарий использования: сидя перед компьютером, с мышкой или джойстиком в руках.

Цена и доступность

С ценами сложилась любопытная история. Ввиду значительного ажиотажа, первая партия, продававшаяся на официальном сайте Oculus за 300$ была распродана за 5 минут после старта продаж. В американских розничных и онлайн магазинах устройство можно купить за 400$.

Время уже пришло. Уже сейчас можно приобрести первую версию VR-очков для массового рынка – Oculus Rift CV1. Цена конечно кусается, но сам гаджет и эмоции которые он дарит, стоит того.

После выпуска нескольких образцов для разработчиков Oculus VR явила взору модель VR-шлема CV1, что расшифровывается как Consumer Version 1 – потребительская версия под номером 1. На момент написания статьи финальную версию шлема виртуальной реальности Oculus Rift можно приобрести за $599 (в цену не включена доставка и налоги, так как она указана в официальном онлайн-магазине производителя). Плюс ко всему, более одного шлема на руки вы заказать не сможете. Давайте рассмотри все плюсы и минусы нового гаджета.

Преимущества и недостатки Oculus Rift CV1

Финальная версия гаджета
+ Невероятные ощущения в процессе игры
+ Удобство ношения на голове
+ Довольно длинный кабель
– Потребность в очень мощном компьютере
– Чрезмерно большое количество проводов
Высокая стоимость гаджета
– При длительном использовании кабель начинает напоминать о себе и сильно мешать
– Приступы тошноты (при долгом использовании)

Oculus Rift CV1: технические характеристики VR-шлема

Oculus Rift CV1 обладает довольно внушительными характеристиками. Конструкция данного VR-шлема базируется на системе с парой OLED-дисплеев, которые располагаются на максимально близком расстоянии к глазам пользователя. Дисплеи демонстрируют изображение с разрешением 1080×1200 пикселей для каждого глаза, что суммарно делает разрешение равным 2160×1200 пикселей с частотой обновления кадров 90 Гц.

Шлем Oculus Rift CV1 подключается к компьютеру с помощью шлейфа длиной 4 метра и совместим с ОС Windows. Использовать гаджет можно как в сидячем положении, так и стоя. Ваше расположение в пространстве устройство определит благодаря встроенным инфракрасным датчикам. Распознавание месторасположения работает без ошибок, вы можете свободно передвигаться с большим радиусом действия и не боятся поворотов на 360 градусов вокруг своей головы.

Следует отметить, что в отличие от VR-шлема HTC Vive, Oculus Rift не может похвастаться большой свободой перемещения в виртуальном пространстве, ведь передвижение игрового персонажа происходит благодаря использованию контроллера, шлем вам необходим только для управления камерой с помощью движений головы. Для управления гаджетом от Oculus в комплектации вы найдете небольшой пульт ДУ и уже привычный контроллер от Xbox One. Я, например, до сих пор его использую для гейминга на ПК, начиная с версии для Xbox 360.

Какой ПК необходим для комфортной игры в Oculus Rift CV1

Те геймеры, которые делают регулярный апгрейд «большого брата» не увидят в технических требованиях ничего необычного. Да, по причине весьма высокого разрешения изображения и немалым требованиям VR-игр к ресурсам ПК, чтобы достичь комфортной частоты смены кадров понадобится производительный компьютер. Если вы используете устаревшее или даже современное железо, но среднего уровня, то гейминг без тормозов вам никто гарантировать не сможет.

ПК для использования с Oculus Rift CV1 должен нести на борту процессор уровня Intel Core i5-4590, но это только рекомендуемый минимум. Видеокарта тоже не «отстает», ведь вам понадобится графический ускоритель не ниже GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 390. Менее производительные графические ускорители могут попросту испортить впечатление от игры. Это самые дорогие комплектующие, которые вам понадобятся для игры без притормаживаний.

Минимальные требования для VR-шлема от Oculus также подразумевают:

  • 8 Гб оперативной памяти;
  • ОС Windows 7 SP1;
  • 3 порта USB 3.0;
  • порт USB 2.0;
  • разъем HDMI 1.3.

В будущем производитель обещает обеспечить совместимость Oculus Rift CV1 с Microsoft Xbox One.

Oculus Rift CV1: впечатления от игры

Даю гарантию 99%, что если вы никогда не играли в виртуальной реальности, то вам все понравится и вы будете в восторге. Мне уже есть с чем сравнить, поэтому скажу суше – впечатления отличные, особенно для любителя играть в виртуальной реальности. Гаджет очень крутой и продуманный, линзы легко настраиваются и расстояние между ними не мешает, а постепенно оно становится незаметным, так как по истечении времени объединяется в целое изображение.

Большинство беспокоит вопрос удобства использования гаджета во время игры. Шлем Oculus VR очень эргономичен, он великолепно сидит на голове и не вызывает чувства дискомфорта. По-моему скромному мнению, гаджет от Oculus немного обскакал Vive по этому показателю. Единственный момент который лично меня немного раздражал – мешающийся кабельный шлейф. При подключении также поражает количество кабелей, я никак не ожидал увидеть их в таком количестве.

Адаптированных игр для шлема Oculus VR уже довольно много, поэтому вы найдете себе занятие по вкусу. Вы будете полностью погружены в игру, эффект полного присутствия обеспечивается великолепно. Но спешу вас расстроить, high-end графики в играх не ждите. В первую очередь, низкая детализация изображения связана с необходимостью частой регенерации изображения для достижения нужного числа fps при высоком и фиксированном разрешении.

HTC Vive и PS VR как альтернатива Oculus Rift CV1

Явные конкуренты на рынке шлемов виртуальной реальности уже присутствуют, даже несмотря на то, что устройства только стали появляться и происходит формирование рынка. Что касается альтернативы Oculus VR, то наибольшую конкуренцию ему составляет компания HTC со своими VR-очками Vive. Гаджет работает по аналогичному методу, но обладает явным преимуществом – находясь в ограниченном пространстве вы сможете перемещаться в реальном мире, а эти движения будут переводиться в виртуальный. Правда это потребует больше места при использовании HTC Vive. Купить HTC Vive можно уже сейчас на официальном сайте производителя по цене от 900 евро плюс расходы на доставку.

Более бюджетный вариант VR-шлема предлагает пользователям консоль PS4 с гаджетом , но их шлем виртуальной реальности придется подождать. Очки виртуальной реальности от Sony способны работать только с PlayStation 4, а их стоимость более демократична - около 400 евро (плюс PS Camera – обязательно, и PS Move – необязательно). Функционал будет полностью аналогичен Oculus Rift, но разрешение VR-очков будет значительно меньшее.

Oculus Rift CV1 представляет собой интересное изобретение, достойное детище инженеров из Oculus и привлекательный гаджет для погружения в мир виртуальной реальности. Владельцам производительного ПК Rift CV1 обещает эффект максимального присутствия. Из недостатков я бы отметил только высокую цену и ненавистные провода.

РЕПОСТОВ

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

По мере наполнения блога я понял, что весь этот огромный массив информации, о различных устройствах виртуальной реальности, нуждается в том, чтобы его структурировать в одном месте. Именно этой цели и служит данная страница. На ней, чуть ниже, я не только опубликую всю основную и важную информацию о шлеме виртуальной реальности Oculus Rift , которая имеется на сегодняшний день, но и буду стараться поддерживать её в актуальном состоянии, редактируя изменившуюся информацию и добавляя, ближе к концу страниц, свежие и актуальные новости. Если же вы не нашли ответ на какой-то вопрос — пишите в комментариях, тем самым вы не только получите ответ на этот вопрос, но и поможете остальным страждущим найти его в будущем, на этой странице. Итак, как говорил Гагарин - Поехали.

Для начала, на случай, если вы забрели сюда абсолютно ничего не зная о виртуальной реальности в общем и об Oculus Rift в частности (а таковых даже в США, по недавним подсчетам около 60-70% геймеров), я предлагаю кратко познакомится с этим явлением, уже пару лет будоражащим умы многих людей. Для этого стоит обратиться с специально написанной для этого статье, доходчиво поясняющей, . После чего, следуем дальше. Герой этой страницы - шлем виртуальной реальности Oculus Rift и всё о нём .

Краткая история Окулус Рифт

А начнём мы с истоков. С того, как всё начиналось. Здесь я замечу, что история виртуальной реальности 21 века начинается именно с Окулус Рифт. Я не зря упомянул 21 век. Попытки собрать такое устройство предпринимались гораздо раньше, еще до 2000 года. Однако, развитие технологий не позволило собрать достойное устройство и они лишь вызывали смех и не пользовались большой популярностью. Пока о таком проекте в 2011 году не вспомнили два товарища - Палмер Лаки и Джон Кармак, именно они в последующем стали руководителями компании Oculus VR.

Одно из первых устройств виртуальной реальности 20 века

В августе 2012 года, была создана кампания на Kickstarter, с целью сбора денег, на разработку и сборку первой версии шлема виртуальной реальности Oculus Rift. Публике даже был представлен работающий прототип устройства, которое получило название Oculus Rift Developer Kit 1 (DK1) . Кампания привлекла столько внимания, что всего за 4 часа была собрана вся необходимая сумма в 250 тысяч долларов США . Но сбор не был остановлен и в течении следующих 30 дней, свои деньги в устройство вложило порядка 9,5 тысяч человек, собрав в общей сложности около 2,5 миллионов долларов. Забегая чуть вперёд упомяну, что .

В октябре 2013 года, публике пыла представлена улучшенная версия Oculus Rift для разработчиков, получившая название Oculus Rift Developer Kit 2 (DK2) . Новинка обзавелась более качественным дисплеем от Samsung (в дальнейшем эти компании сотрудничали ещё несколько раз). Стоит заметить, что и DK1 и DK2 можно было купить всем желающим, не обязательно было быть разработчиком.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В марте 2014 года, видя бешеную популярность устройства, компанию Oculus VR покупает социальный гигант - Facebook . Его руководитель увидел в технологии виртуальной реальности будущее. После покупки, в разработку были вложены значительные средства.

И уже в сентябре 2014 года была выпущена новая версия шлема виртуальной реальности Oculus Rift Crescent Bay . Получив массу изменений, относительно своих прародителей, он уже был больше похож на финальную версию устройства, которая вскоре поступила в продажу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Имя этому финальному, на данный момент, устройству - Oculus Rift Consumer Version (CV1) . Первые продажи начались 6 января 2016 года, но об этом — чуть ниже по тексту.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Технические характеристики Oculus Rift

Считаю, что стоит привести характеристики всех моделей Oculus Rift , а чтобы было проще ориентироваться в них — оформляю сводной сравнительной таблицей.

Характеристики разных версий Oculus Rift

Параметр Oculus Rift DK1 Oculus Rift DK2 Oculus Rift CV
Разрешение дисплея (на каждый глаз) Пиксели 640х800 960х1080 1080х1200
Частота Гц 60 75 90
Отклик мс 5 2 2
Угол обзора Градус 90 100 100
Датчики Гироскоп
Акселерометр
Гироскоп
Акселерометр
Магнитометр
Гироскоп
Акселерометр
Магнитометр

Применимость Oculus Rift

Изначально, начиная с момента DK1, Osulus Rift позиционировался как исключительно развлекательное устройство. Его предлагалось использовать в играх виртуальной реальности, смотреть фильмы. Но, чем дальше прорабатывался этот вопрос, чем больше подключались к этому делу всевозможные конкуренты и партнеры. Тем больше становилось понятно, что игры далеко не единственная сфера применения устройств виртуальной реальности. В настоящее время их уже применяют в медицине, в бизнесе и в обучении. И я упомянул лишь то, что сразу пришло мне в голову. На самом деле сфер применения куда как больше, и я как-нибудь более плотно исследую этот вопрос и напишу статью.

Цена Oculus Rift

Так сколько же стоит такая радость? На сегодняшний день, цена на Oculus Rift составляет 600 долларов США . Плюс, для его использования потребуется собрать довольно мощный компьютер, с ценником около 1000 долларов США . Разумеется, речь идёт про сборку с нуля. К примеру, у меня уже и так довольно мощная машина, которая проходит аккурат по нижней планке системных требования Oculus Rift. Кому-то возможно придётся докупить только видеокарту.

Требования к компьютеру Oculus Rift

Иными словами, лучше убедиться, чтобы знать наверняка. Вообще, рекомендуемые системные требования Oculus Rift таковы:

  • Видеокарта NVIDIA GTX 970 / AMD R9 290
  • Процессор Intel i5-4590
  • Оперативная память 8GB
  • Разъем на видео HDMI 1.3
  • Разъемы на системном блоке 3x USB 3.0 ports 1x USB 2.0 port
  • OS Windows 7 SP1 64

Но, рискну предположить, что мало кто способен так сразу, навскидку, сказать о том, что его начинка мощнее и круче рекомендуемых. Всё-таки, это не та информация, которая стоит запоминания и заучивания. Осознавая этот факт, компания Oculus VR выпустила программу, позволяющую проверить, . Немного отклонюсь от конкретно этого шлема, и посоветую дополнительно воспользоваться , для их шлема. В отличие от Окулусовской, она тестирует более предметно, на уровне более-менее реальной производительности, а не одно лишь наличие железа.

Устройство и Россия

В Россию на сегодняшний день, официальной доставки Окулус Рифт нет. И оформления предварительного заказа тоже. Оно доступно только в следующих странах:

США, Великобритания, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Испания, Швеция, Тайвань.

Оформление предварительного заказа Oculus Rift

Как я сказал, начало оформления предварительного заказа на Oculus Rift стартовало 6 января 2016 года. Буквально за несколько минут, размели всю партию устройств. Однако, исходя из принципа оформления заказов, само , вот только доставка будет осуществляться уже в августе 2016 года .

Оформившие предзаказ до апреля, получали в подарок две игры - и Eve: Valkire . На сегодняшний день, в комплекте идёт только первая игра, являющая собой аркаду про лисёнка, в стиле «Марио» в виртуальной реальности.

Комплектация Oculus Rift

В комплекте со шлемом Oculus Rift поставляется геймпад Xbox One, пульт управления для встроенной оболочки Oculus Remote, наушники, и сенсор, для простого отслеживания положения шлема в пространстве. И, как выше писалось, игра Lucky’s Tale.

О недостатках комплектации Oculus Rift

Не обходится устройство и без ложки дёгтя. Следующий абзац, это исключительно моё личное мнение, сложившееся из наблюдения за ситуацией вокруг Окулус Рифт со стороны. В стремлении поскорее выйти на рынок, быть первым и снять самые вкусные сливки с покупателей, компания Oculus VR выбросила на рынок сырое и недоработанное устройство. Об этом свидетельствует ряд серьезных косяков.

У шлема, в нынешней его комплектации, отсутствуют , чей выход планируется во второй половине 2016 года, разумеется за дополнительную плату. Сейчас в комплектации идёт геймпад от Xbox One.

Кроме того, помимо отсутствующих контроллеров, шлем предлагает довольно сильно урезанную версию отслеживания положения пользователя в пространстве. Оно не способно создавать «игровую зону», как его конкурент, в чём сильно ему проигрывает.

Уже на сегодняшний день, существует , что используют возможности контроллеров и такой системы Room Scale. Так что эти два недостатка сильно бьют по количеству качественных игр на системе Oculus Rift.

Ситуация должна будет частично выправиться, когда Oculus Touch и система отслеживания пользователя от Oculus VR появятся в продаже, но остаётся открытым вопрос цены на эти элементы.

Дата поступления Oculus Rift в продажу

В настоящий момент, Oculus Rift можно купить только оформив предварительный заказ либо у перекупщиков (см. информацию выше). Сборочные линии забиты заказами и компания не успевает их выполнять, в связи с нехваткой компонентов. Информации о поступлении Окулус Рифт в продажу в розничные магазины пока нет. Едва ли это случится раньше августа-сентября, поскольку именно на этот срок сейчас принимаются заказы по предоплате. Иными словами - ближе к августу линии заводов разгрузятся настолько, чтобы появились «излишки» шлемов. Информации о дате начала продаж в России пока нет.

Наиболее интересные игры для Oculus Rift

В силу ряда обстоятельств, я буду публиковать здесь список из игр виртуальной реальности для Oculus Rift, которые есть у меня на сайте. Список интересных игр для Oculus Rift не претендует на полноту , какие-то из них могли ускользнуть от моего внимания или ожидают своей очереди. Кроме того, стоит понимать, что это исключительно моё «имхо», и моё мнение, может отличаться от вашего вкуса .

Игры, на которые стоит обратить внимание:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Актуальные новости Oculus Rift

У компании Oculus VR к покупателям. Объяснили отсутствием на сборочной линии важного компонента шлема, компенсировали бесплатной доставкой. В общей сложности вся очередь отодвинута примерно на месяц.

Владельцы , поскольку даже самая дорогая модель, слишком слаба для игр и приложений виртуальной реальности.

Японский стартап на основе Oculus Rift, позволяет Чтобы быть рядом со своими близкими даже тогда, когда вы не можете быть рядом с ними.



В ближайшие месяцы в продажу поступят сразу несколько устройств виртуальной реальности:
- Oculus Rift (28 марта 2016)
- HTC Vive (апрель 2016)
- PlayStation VR (первая половина 2016)
- Microsoft Hololens (девкиты в первом квартале 2016)

Самое время суммировать все, что известно об этих устройствах, и решить, стоит ли их брать сейчас, на чем остановить свой выбор, а также под какое устройство наиболее перспективно разрабатывать игры.

Зачем нужен шлем и заменит ли он мониторы и телевизоры?

Технологии виртуальной реальности дают совсем другой уровень погружения. Когда вы в шлеме, в поле зрения есть только игра, а обзор осуществляется не мышью или стиком, а движениями головы. Качество изображения по сравнению с мониторами и телевизорами все еще отличается в худшую сторону, но даже с учетом этого виртуальная реальность действует сильно. Поездка на американских горках укачивает, а самая обычная хоррор-игра пугает как в детстве.

Появление шлемов не означает, что дисплеи уйдут в прошлое. Технологии виртуальной реальности все еще далеки от совершенства, а в некоторых играх их применение нерационально (многие стратегии, двухмерные игры).

Какие шансы на успех? Шлемы виртуальной реальности пытались выпускать и раньше, но распространения они так и не получили.

Да, действительно попытки были и раньше. Первый коммерческий шлем виртуальной реальности (Virtuality) появился еще в 1990-м. Но тогда еще не существовало технологий, которые позволяли бы массовый доступный продукт, который мог иметь успех у покупателей. Например, Oculus Rift выводит изображение разрешением 2160x1200 (1080x1200 на каждый глаз) при частоте развертки 90 Гц. Это требует компьютер в 2-3 раза более мощный, чем для игры в 1080p.

В пользу того, что нынешний бум не фальстарт, указывают широкая распространенность Oculus Rift еще на стадии прототипа для разработчиков и большой интерес людей.

Какой из трех шлемов выбрать? Oculus Rift?

Пока сказать сложно. По характеристикам все три шлема схожи. Новую волну VR запустил Oculus Rift, и он пока привлекает самое большое внимание. Oculus Rift начинался как проект на Kickstarter, который собрал несколько миллионов долларов, а позже был куплен Facebook. Глава компании Палмер Лаки интересовался VR с детства, у него одна из самых больших в США коллекция шлемов виртуальной реальности. Техдиректор в Oculus VR Джон Кармак известен как создатель движков для игр id Software (Doom, Quake), т.е. человек в игровой индустрии далеко не последний.

Тем не менее опыта создания и популяризации игровых устройств у компании нет. Oculus Rift может оказаться сложным в настройке для неискушенного пользователя и к тому же он рассчитан на платформу РС (пока только Windows, в будущем появится поддержка OS X и Linux), рынок которой в разы меньше рынка консольных игр.

Что касается характеристик, то в Oculus Rift два экрана, каждый выдает разрешение 1080x1200 с частотой 90 Гц. Продаваться будет в комплекте с геймпадом от Xbox One, а также играми EVE: Valkyrie и Lucky Tale. Список поддерживаемых игр включает уже сотни тайтлов . В перспективе планируется выпуск специализированного контроллера Oculus Touch, который позволит управляться в играх не только с помощью кнопок и стиков, но и движениями рук.

Что известно о PlayStation VR?

У Sony уже есть опыт работы над такими устройствами - в 1997 году она выпускала шлем Glasstron, который поддерживался MechWarrior 2. PlayStation VR его продолжатель. Компания работает над ним с 2011 года.

Шлем Sony рассчитан на работу с PlayStation 4 и может выдавать на каждый глаз картинку 960?1080 с частотой 120 Гц. Список поддерживаемых игр исчисляется десятками , среди них 20 эксклюзивов, включая Ace Combat 7 и Gran Turismo Sport. Играть можно с помощью геймпада или на двух PlayStation Move. В будущем планируется выпуск нового поколения Move (возможно, называться будут уже по-другому), заточенных под VR.

Какие шансы у HTC Vive от Valve?

Valve вступила в VR-гонку позже всех: первые прототипы были показаны в 2014 году. Шлем разрабатывается совместно с HTC. Характеристики как у Oculus Rift: 1080x1200 на каждый глаз, 90 Гц. В комплекте идут специализированные контроллеры, так же, как у PS VR и Oculus Rift. Поддержка Vive заявлена в 37 играх .

Несмотря на авторитет Valve, большой перспективы у шлема пока не просматривается. Опыта в «железном» бизнесе у Valve мало, и неудачный старт Steam Machines показывает это в полной мере. У HTC дела тоже обстоят не лучшим образом: деловая пресса ситуацию в компании описывают словами «коллапс», «штопор» и «котировки акций ниже, чем стоимость активов».

Какие еще есть шлемы?

Есть курьезный проект Google Cardboard: можно по специальной схеме вырезать из картона шлем, вставить в него линзы, магнит и смартфон в качестве экрана. Большого эффекта от него ждать не стоит. Удивительно, но есть российский аналог .

Есть также много шлемов, которые сделаны по аналогии с Google Cardboard (смартфон вместо экрана), но заводского производства: Samsung Gear VR (работает в связке с Samsung Galaxy Note 4), Homido VR, 3D VR, 3D VR Box, VR BAOFENG3, VR Shinecon, Magic Glass, Carl Zeiss VR One, Vortex VR One, Fibrum Pro, Durovis Dive, Merge VR, Freefly VR. Все они уже в продаже, но ни один большого ажиотажа не вызвал.

Кроме того, есть second tier-аналоги Oculus Rift, т.е. полноценные шлемы с собственными экранами: NVR (российская разработка, в продаже), OSVR от Razer (в продаже), Total Vision VR2 (предзаказ на 2016), Omimo Uranus One (в продаже), ANTVR (в продаже), VRVANA Totem (в продаже).

Наиболее интересную альтернативу под названием HoloLens предлагает Microsoft. Это не шлем, а очки для создания дополненной реальности, которые показывают трехмерные голограммы в реальном мире рядом с пользователем. В отличие от шлемов это самостоятельное автономное устройство (как Google Glass) и его применение выходит далеко за пределы игр. Скорее всего даже так: за пределами игр Hololens найдется куда больше вариантов применения, чем в играх.

Релиз Hololens анонсировался на текущий квартал по цене $3000.

Наиболее интересные игры для VR?

В России наиболее популярны Minecraft и танковые игры. В Minecraft поддержка Oculus Rift появится весной этого года, а, кроме того, будет поддержка Hololens. War Thunder уже поддерживает Oculus Rift и будет поддерживать PlayStation VR. «Армату » можно подружить с Oculus при помощи VorPX. Для World of Tanks есть мод под Oculus Rift.

Что до эксклюзивов, то есть игр, разработанных специально под шлемы, то наибольший интерес представляют EVE: Valkyrie (космический симулятор во вселенной EVE Online), The Climb (симулятор скалолаза от Crytek), Private Eye (нуар-триллер), The London Heist (криминальный экшен), The Deep (симулятор дайвера), Edge of Nowhere (что-то вроде «Хребтов безумия» от Insomniac Games), будущая игра от авторов хоррора Until Dawn. В целом наиболее сильная линейка на данный момент у Sony.

Изменится ли вместе с появлением шлемов управление играми?

Несомненно. Пока самым удобным способом управления остается обычный геймпад - не случайно разработчики Oculus Rift включают его в стандартный комплект поставки. Но в перспективе наилучшие впечатления, скорее всего, будут доставлять специализированные контроллеры, которые похожи на разрезанный надвое геймпад и способны отслеживать движения рук. В этом направлении работают все три производителя (Oculus VR, Sony, Valve/HTC).

Помимо того, разрабатывается и другая периферия: жилет , который имитирует попадания пуль, костюм на все тело с обратной отдачей (скорее всего, нужную сумму не соберут, но вряд ли это последний такой проект), беговая дорожка Virtuix Omni , оружие с отдачей , устройство для отслеживания зрачков, помогающее целиться, симулятор полета птицы и даже контроллер для тискания женской груди (придумали, естественно, японцы).

Широкое распространение такого рода устройства вряд ли получат: они требуют дополнительных расходов, много места (особенно Omni) и поддержки со стороны разработчиков. Сомнения остаются даже в успехе специализированных контроллеров вроде Oculus Touch, которые будут поставляться в комплекте со шлемами. На словах управление движениями рук звучит здорово, но на практике это требует места, да и просто утомительно. Стандартный геймпад пока никто не смог превзойти, хотя попыток было много.

Где еще, помимо игр, могут быть задействованы устройства виртуальной реальности?

- Видео с обзором 360 градусов. Уже снимаются фильмы под Oculus Rift.

Социальные сервисы. Linden Lab (создатели Second Life) в прошлом году заявили, что работают над новым виртуальным миром Project Sansar для Oculus Rift и Samsung Gear VR.

Проектирование. Несколько архитектурных фирм выразили заинтересованность в Oculus Rift.

Спортивные трансляции. Компания LiveLike обещает их в VR.

Продажа автомобилей. Audi с прошлого года использует Oculus в дилерских центрах для подбора машин и виртуальных тест-драйвов.

Армия. Шлемы удобны для тренировки пилотов и водителей бронемашин. И даже в бою они пригодятся: экипажи танков получают куда лучший обзор. Норвежская армия уже экспериментировала с Oculus в этом направлении.

Вариантов применения масса, и большинство из них еще даже не придуманы.

А как же порно?

Это вообще самое главное. Порно-индустрия взяла Oculus Rift на вооружение с первых дней его существования (NSFW). На порносайтах отдельные разделы с VR еще не появились, но специализированные сайты уже существуют .

Отзывы пробовавших виртуальное порно смешанные. Одни говорят, что эффект присутствия настолько сильный, что можно рефлекторно отпрянуть или «почувствовать» запах партнера. Другие жалуются, что VR-порно, вопреки ожиданиям, не так интересно: шлем на голове отключает тебя от реальности и не дает сосредоточиться на своем теле, к тому же твои органы слуха и зрения изолированы, из-за чего возникает страх, что кто-нибудь войдет в комнату и застанет тебя в таком виде.

Наверняка можно сказать, что VR вдохнет новую жизнь в ту разновидность адалта, когда девушка по видеочату за деньги делает то, что от нее просят. Эффект присутствия в таких видео явно вырастет, к девушкам можно будет «почти прикоснуться».

Что до игр на взрослую тему, то наибольшее внимание пока получила Summer Lesson. Это японский симулятор свиданий для PlayStation 4.

Никакого порно там, конечно, не будет, только флирт.

На РС VR-игры будут куда откровеннее, но, как обычно, малоинтересные (кто пытался играть в Sexy Beach знает, что от скуки там умрешь раньше, чем увидишь хотя бы обнаженную грудь). Про Summer Lesson очевидцы, впрочем, тоже говорят, что она глупая и скучная.

Сколько придется заплатить за VR?

Потребительская версия Oculus Rift обойдется в $600 + $1000 за компьютер. Рекомендуемые системные требования: CPU Intel i5-4590 или выше, видеокарта NVIDIA GTX 970 / AMD R9 290 или выше, оперативная память 8 GB+, Windows 7 SP1 64 bit или выше.

Цена на HTC Vive не объявлена, но по слухам она будет в диапазоне от $600 до $1500.

Дешевле всего PlayStation VR: приставка за 25 000 руб. и примерно столько же за шлем.

Так какой шлем лучше выбрать?

Можно осторожно предположить, что оптимальным выбором по соотношению цена/качество будет PlayStation VR: цена шлема будет сопоставима с Oculus, а вот приставка обойдется дешевле игрового компьютера. Кроме того, PS VR может быть проще в обращении ввиду ориентации менее подкованную технически аудиторию и большой опыт Sony в создании игровых устройств.

Перед покупкой обязательно протестируйте шлем продолжительное время - хотя бы полчаса-час. Может оказаться, что в шлеме вам дискомфортно по физиологическим причинам.

Стоит ли брать VR сейчас?

Первопроходцем быть интересно, но, как всегда, за это придется заплатить свою цену. Потребительские версии шлемов будут лучше девкитов, но вряд ли в них до конца решат проблемы быстрой усталости глаз, головной боли, укачивания. Наверняка будут и технические проблемы. Да и денег придется заплатить немало.

В другой стороны, оказаться среди early adopters бывает бесценно.

Бонус-трек: сборник закладок на сайты про VR

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта