Информационные ресурсы и средства. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам. Электронные базы данных

Информация может поступать практически из любого места - СМИ, блогов, личного опыта, книг, журналов и газетных статей, мнений экспертов, энциклопедий и даже развлекательных сайтов. Каждый из перечисленных источников можно определить как информационный ресурс.

Это сведения, которые мы пытаемся получить в качестве ответа на наши вопросы. Источник ответа будет разниться в зависимости от того, какой вопрос мы задали. Использование информационных ресурсов сегодня все более и более переносится в интернет, что вполне естественно. Какие используются наиболее часто?

Журнал

Журнал представляет собой сборник статей и изображений на различные популярные темы, а также отображений текущих событий. Как правило, эти статьи написаны журналистами или учеными и ориентированы на среднего взрослого человека. Для чего могут использоваться журналы?

  • чтобы найти информацию или мнения о популярной культуре;
  • чтобы найти последнюю актуальную информацию о текущих событиях;
  • прочитать общие статьи для людей, которые не обязательно являются специалистами по данной теме.

Журналы могут охватывать очень серьезный материал и иметь узкую специализацию. Несмотря на то что доступ к информационному ресурсу такого типа открыт всем, зачастую они представляют интерес лишь для отдельной группы людей. Такой журнал представляет собой сборник статей, написанных, как правило, учеными в академической или профессиональной сфере. Редакция рассматривает статьи, чтобы решить, должны ли они быть приняты. Статьи в журналах могут охватывать очень конкретные темы или узкие области исследований. Такой (что такое узкая сфера деятельности, в объяснении не нуждается) может использоваться:

  • при выполнении научных исследований;
  • чтобы выяснить, что было изучено по той или иной теме;
  • чтобы найти источники, которые указывают на другие соответствующие исследования по данной теме.

База данных

База данных содержит цитаты из статей в журналах и газетах. Они могут также содержать ссылки на подкасты, блоги, видео и другие типы носителей. Некоторые базы данных содержат тезисы или краткие резюме статей, в то время как другие содержат полные тексты. В настоящее время они выглядят как электронные информационные ресурсы и могут использоваться для поиска как общих сведений, так и узкоспециальных.

Газеты

Газета представляет собой сборник статей о текущих событиях, как правило, публикуемых ежедневно. Поскольку они выпускаются по крайней мере по одной в каждом городе, это отличный местный информационный ресурс. Что такое газета как источник сведений? Итак, она помогает:

  • найти актуальную информацию о международных, национальных и местных мероприятиях;
  • найти редакционные статьи, комментарии, экспертные или популярные мнения.

Каталоги

Каталоги представляют собой организованные информационные системы и ресурсы, в которых каждый элемент имеет название и может быть найден по упорядоченному перечню названий. Каталог укажет на местоположение конкретного источника или группы источников по вашей теме. Они могут помочь:

  • выяснить, какими источниками библиотека или сайт владеют по вашей теме (сегодня преобладают электронные библиотеки, следовательно, каталоги в наши дни - это информационные ресурсы интернета);
  • найти, где конкретный элемент находится в библиотеке.

Книги

Книги охватывают практически любую тему и могут быть как научными, так и художественными. Для исследовательских целей, вам, вероятно, будут необходимы книги, которые синтезируют всю информацию по одной теме (для поддержки конкретного аргумента или диссертации). Кроме того, книги - это наиболее распространенные образовательные информационные ресурсы как в сети, так и офлайн. Они необходимы:

  • при поиске большого объема информации на одну тему;
  • для сравнения определенной темы в контексте с другими важными вопросами;
  • поиска исторической информации;
  • поиска различных резюме и результатов исследований.

Энциклопедия

Энциклопедии - это сборники коротких фактических записей, часто написанных разными участниками, которые хорошо разбираются в той или иной теме.

Существует два типа энциклопедий: общие и тематические. Общие справочники предоставляют краткие обзоры по широкому кругу тем. Предметные энциклопедии содержат углубленные элементы фокусировки на одной области исследования. Они используются:

Веб-сайты

Система позволяет получить доступ к большинству типов информации в интернете через браузер. Одной из главных особенностей сети является возможность быстро связаться с другим источником соответствующей информации. Веб-система содержит информацию в других форматах, помимо обычного текста, в том числе в виде звуков, изображений и видео. Таким образом, сайты, как информационные ресурсы интернета, могут иметь самую разную форму и нужны, чтобы:

  • найти актуальную информацию;
  • получить сведения о конкретном объекте;
  • изучить экспертные и популярные мнения на разные темы;
  • заняться хобби и найти личные интересы.

Итак, можно заметить, что информация и информационные ресурсы в наши дни используются наиболее часто именно в сети Интернет. Причиной тому служит развитие Всемирной сети, но так ли это было ранее?

История развития интернет-ресурсов

Концепция информационного ресурса в сети эволюционировала в течение истории веб-поиска, начиная с раннего понятия статических адресуемых документов или файлов. В настоящее время это понятие охватывает конкретный источник, который может быть идентифицирован, имеющий название и адрес в интернете или в какой-либо сетевой системе.

Информационный ресурс - что такое понятие означало в начале развития Сети?

В начале развития спецификации сайтов (1990-1994 годы) такого определения еще не существовало. Сайты загружались в Сети в виде более или менее статических адресуемых объектов, в основном в форме файлов и документов, связанных с использованием единых локационных средств (URL). Веб-ресурс неявно определяется как нечто такое, что может быть идентифицировано. Идентификация при этом выполнялась двумя способами: присвоением названий и адресов, причем последнее было в зависимости только от протокола. На тот момент появление объекта в URI, URL и URN еще не воспринималось как информационный ресурс в современном виде.

С развитием интернет-технологий к концу 1990 годов информационным ресурсом в сети стали называть все, что имеет идентичность. В это понятие включали изображение, услугу (например, прогноз погоды онлайн), а также систему других источников. Таким образом, ресурс может оставаться постоянным, даже если его содержание изменяется с течением времени, при условии что концептуальное отображение не изменяется в процессе.

Формат RDF

Будучи впервые выпущенным в 1999 году, RDF был предназначен для описания ресурсов, другими словами, средством, объединяющим метаданные ресурсов стандартным способом. Описание RDF-ресурса представляет собой набор троек (субъект, предикат, объект), где субъект представляет ресурс, который должен быть описан, т. е. предикат - тип собственности, имеющей отношение к этому ресурсу, и объект - это группа данных или тематика ресурса.

Сам предикат рассматривается как ресурс и идентифицируется URI. Следовательно, такие свойства, как «название» и «автор», представлены в RDF в качестве ресурсов, которые могут быть использованы рекурсивным образом (как субъект других троек). Основываясь на этом принципе, такие RDF-словари, как RDFS, OWL и SKOS, будут накапливать определения абстрактных ресурсов - их классы, свойства, концепции и т. д., которые были определены в URI.

RDF также указывает на определение анонимных ресурсов или пустых узлов, которые не являются отображаемыми в URI.

Использование HTTP URI

URL-адреса, в частности HTTP URI, часто используются для идентификации абстрактных информационных ресурсов. Поскольку такие идентификаторы URI связаны с встал вопрос о том, какой вид идентификации следует получить для таких ресурсов через данный протокол с помощью веб-браузера и может ли синтаксис самого URI помочь дифференцировать «абстрактные» и «информационные» ресурсы? Спецификации URI не дают никакого ответа на этот вопрос. Было высказано предположение о том, что HTTP URI отвечает за идентификацию ресурса в первоначальном смысле - например, файл, документ или любой вид так называемого информационного ресурса должен иметь ключевое слово в своем наименовании.

Как формируется информация для источников?

Образовательные информационные ресурсы (и многие другие тоже) функционируют на сведениях внешних либо внутренних.

Внешняя информация - это данные, которые были получены за пределами какого-либо объекта и носят общий, глобальный характер. Такая информация зачастую может быть неполной и противоречивой. В качестве примера можно привести сведения о состоянии рынка, о конкуренции в разных сферах бизнеса, о различных техниках продаж и так далее.

Внешнюю информацию можно получить из таких источников, как:

  • Средства массовой информации - журналы на определенную газеты и тому подобное.
  • Специализированная информация на определенную тему - к примеру, экономические сведения о курсах валют и состоянии валютного рынка на сайте Центробанка.
  • Специфическая информация - сегодня для ее получения используют поисковые системы интернета либо различные каталоги.
  • Информация от госорганов - законодательство и тому подобное.

Внутренняя информация - это данные, формируемые внутри какой-либо организации или объекта. К таковой можно отнести, например, сведения о наличии средств и ресурсов в какой-либо организации. Еще одним примером таковых данных могут послужить разного рода внутренние статистики и подсчеты.

, фотография , видеофрагмент . Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю.

Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт , портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

"Информационный ресурс" - это отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационный ресурс" в других словарях:

    Информационный ресурс - совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439 ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ… … Официальная терминология

    информационный ресурс - 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 ). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… …

    Информационный ресурс адресной программы - 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология

    внешнее воздействие на информационный ресурс - Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… …

    информационный остров - Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. Тематики информационные технологии в целом EN information island … Справочник технического переводчика

    информационный - 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия

    Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

    Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия

    Электронные деньги - (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Эректус бродит между нами. Покорение белой расы , Ферле Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…
  • Даймонд. Ферле Эректус бродит между нами , Ферле, Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Введение

Глава 1. Понятия информационных ресурсов

Глава 3.Информационные ресурсы современного общества

Глава 4. Национальные информационные ресурсы России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Информационные ресурсы и услуги как товар – весьма интересная тема, в своей работе я постараюсь раскрыть нужную информацию и сущность этой темы и углубится в нее как можно глубже.

Рынок информационных ресурсов и услуг рассматривается в экономической науке как наиболее эффективный из известных инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность к саморегулированию, поскольку независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель и производитель, стремится к уравновешиванию спроса и предложения товаров.

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.


Глава 1. Понятие информационных ресурсов

Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.



Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы- отдельные документы иотдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.). Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке 1. Прокомментируем его.


В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Не будем комментировать далее, тем более что рисунок 1. не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов. Отметим лишь, что само это понятие сформировалось не так давно, в начале 80-х годов, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов в целом, могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры.

Тематика информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, медицинская и прочие.

Форма собственности - государственная, общественных организаций, акционерная и частная.

Доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная.

Принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т.п..

Источник информации - официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п..

Назначение и характер использования - массовое, региональное, ведомственное и т.п..

Форма представления - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.

Вид носителя - бумажная, электронная.

Формы информационных ресурсов

Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме информационного ресурса относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, то есть не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные формы информационного ресурса: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационного ресурса имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект - конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационного ресурса непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы информационного ресурса - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

Информационное общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.