Что является основным видом информационных ресурсов. Вопросы и задания. Классификация информационных ресурсов

Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

Общие сведения

Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

  • полные курсы;
  • учебные материалы;
  • модули;
  • учебники;
  • потоковое видео;
  • тесты;
  • программное обеспечение и любые другие инструменты, материалы или методы, данные используемые для поддержки доступа к знаниям.

Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

Уровень открытости : для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

  • использование, повторное использование и изменение ресурсов;
  • бесплатное использование в образовательных целях учителями и учащимися;
  • охватывают все типы цифровых носителей.

Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

Они включают в себя:

  • учебный контент;
  • программное обеспечение;
  • инструменты для разработки;
  • использования и распространения контента.

Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать - многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной; лекции более убедительными, информативными и разнообразными; чтение заданий более обширными, интересными и доступными; дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы) . Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

Необходимые инструменты

Но владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то , очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

Библиотека как информационный образовательный ресурс

На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

Возникновение библиотек

Стремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

Использование библиотечных электронных ресурсов

Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера , содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

Библиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому , что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

Библиотека - это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.

, фотография , видеофрагмент . Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю.

Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт , портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

"Информационный ресурс" - это отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационный ресурс" в других словарях:

    Информационный ресурс - совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439 ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ… … Официальная терминология

    информационный ресурс - 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 ). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… …

    Информационный ресурс адресной программы - 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология

    внешнее воздействие на информационный ресурс - Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… …

    информационный остров - Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. Тематики информационные технологии в целом EN information island … Справочник технического переводчика

    информационный - 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия

    Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

    Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия

    Электронные деньги - (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Эректус бродит между нами. Покорение белой расы , Ферле Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…
  • Даймонд. Ферле Эректус бродит между нами , Ферле, Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов в целом, могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры.

Тематика информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, медицинская и прочие.

Форма собственности - государственная, общественных организаций, акционерная и частная.

Доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная.

Принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т.п..

Источник информации - официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п..

Назначение и характер использования - массовое, региональное, ведомственное и т.п..

Форма представления - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.

Вид носителя - бумажная, электронная.

Формы информационных ресурсов

Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме информационного ресурса относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, то есть не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные формы информационного ресурса: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационного ресурса имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект - конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационного ресурса непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы информационного ресурса - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

Информационное общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.

Тема 1. Информация и информационные ресурсы

Информация. Основные определения

Издревле человек использовал информацию. Практически с момента появления человечество собирало, осмысливало, обрабатывало, хранило и передавало разнообразную информацию. Первые информационные сообщения представляли наскальные рисунки. Еще в VI веке до н.э. в Персии рабы стояли на высоких башнях и голосами, криками передавали сообщения от одного к другому.

В Древней Греции термин «информация» означал «придать форму» или «обрисовать». При этом «придать форму» (изобразить) понимается не как перенести информацию или зафиксировать ее на соответствующем носителе: камне (каменных плитах), глине (глиняных табличках), пергаменте, папирусе и бересте, в дальнейшем: бумаге, пластмассе, фотоматериале, магнитных и других материалах, а как «обрисовать» - «смоделировать», «описать» информацию. Например, классифицировать информационные ресурсы (ИР).

Человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией, однако строгого научного определения этого понятия нет. Существует мнение, что в различных предметных областях используется более 300 толкований данного термина. Причем человек (индивид) и его генетический код являются носителями и одновременно хранителями информации.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, а также содержание сообщения, сведения с учетом их передачи в пространстве и времени.

Наиболее расхожее значение этого термина - любые сведения и данные об окружающем мире (живой и неживой природе, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и другом) независимо от формы представления и их носителей. При этом все живое питаетсяинформацией, создавая, накапливая и активно используя ее, а под формами понимаются различные входные и выходные формы, отчеты, запросы и таблицы.

Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией и сферы ее применения. И различных науках понятие «информация» воспринимается исходи из ставящихся ими задач. Так, под термином «информация» понимают независимые и извечно существующие категории - материя и энергия; меру организации системы, математически равную энтропии* с обратным знаком; содержание сообщения или сигнала; результат (вероятность) выбора из набора возможных альтернатив и другое, в том числе информацию предлагается воспринимать как абстрактное понятие которого нет в природе.

ЮНЕСКО дает следующее определение информации - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В зависимости от области знаний это определение отражает специфику как области, так и задачи исследования.

В естественных науках понятие информации отождествляется с сигналами в технических и биологических системах, которые можно измерять, а также обрабатывать и хранить.

В компьютерных системах под информацией понимают любые данные, находящиеся в памяти вычислительной системы; любое сообщение, пересылаемое в сети; любой файл, хранящийся на каком-либо носителе электронных данных.

В новой редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2003 г.) термин «информация» означает сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения.

Поскольку информацию понимают как любые сведения, сообщения, данные и знания, рассмотрим эти понятия.

Данные - это обычно выраженные в формализованном виде факты или идеи, обеспечивающие возможность их хранения, обработки и передачи.

Специалисты отмечают, что «все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные»*.

Данные (числа, символы или буквы, применяемые для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий) используются для передачи и обработки автоматическими средствами с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

Сообщение понимается нами как форма представления информации в виде текста, цифровых данных, изображения, звука, графиков, таблиц и др.

Сведения практически являются синонимом понятия «сообщения». Обычно они носят бытовой характер.

Знания (вид информации, отражающей опыт и восприятие человека, например, специалиста в определенной предметной области) можно представить как способность индивида извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию. Они являются ее особой формой, совокупностью синтаксических, семантических, прагматических и иных отношений и положений предметной области, позволяющих, в частности, решать различные прикладные задачи.

В зависимости от потребностей одни и те же данные могут представлять разную информацию. При этом следует иметь в виду, что информация не всегда превращается в знания.

Очевидно, что информация не появляется из ниоткуда. Существуют различные (живые и неживые) источники ее возникновения (появления). Зачастую они возникают в процессе деятельности людей -чаще всего, когда начинают обрабатываться абстрактные данные. Например, человек, интерпретируя полученные знания (данные, сведения, сообщения), оценивает их, в результате чего создает собственные знания и информацию.

Источники информации представляют систему (некоторую сущность), состоящую из сообщений, их мест хранения и носителей информации.

В простейшем виде источники информации - это люди и живая природа. В общем случае можно говорить, что источником информации является ее поставщик (живое существо, датчик, документ на любом физическом носителе информации). В совокупности им может быть «генератор информации». Данное понятие отражает как саму информацию, так и процесс ее получения.

Источники информации делятся на: социальные, политические, экономические, военные, технические и т.п. Следует отметить, что Интернет является глобальным всемирным источником информации.

Информация бывает структурированной (базы данных и прикладные информационные системы) и неструктурированной - простые документы. \

Документ-это информация, отраженная (зафиксированная) на определенном носителе (бумажном и ином традиционном или машиночитаемом).

Под документом понимается социальная, семантическая, оперативная материализованная информация, имеющая форму сообщения и включаемая с помощью системы реквизитов в определенную информационную систему. Хотя документ как отдельный вид информации характеризуется неструктурированностью, в то же время он являет собой организованную форму представления информации.

Совокупность документов представляет некоторый их массив (множество или подмножество), в качестве которого могут выступать традиционные и компьютерные энциклопедии, справочники и тому подобные документы. Например, в науке им в большей степени соответствуют статьи и тезисы.

С точки зрения восприятия существует, по крайней мере, четыре компоненты информации:

1)собственно информация;

2)субъект, передающий информацию (поставщик, передатчик);

3)субъект, воспринимающий ее (потребитель, приемник);

4)процесс познания объекта, о котором передается информация*.

5)Этот подход используется в теории передачи информации и в данном курсе не рассматривается. Создание, хранение и прочие процессы, связанные с информацией, в большинстве случаев, ориентированы на предоставление пользователям возможности получать ее в нужном объеме и в нужное время. Эта функция реализуется в результате поиска информации в различных источниках и хранилищах. К средствам, обеспечивающим доступность информации, относятся информационно-поисковые системы (ИПС) и лингвистическое обеспечение.

Пользователи информации

Приемником информации (ее получателем, потребителем, пользователем) может быть живое существо, растительный мир или техническое устройство, в том числе имеющее физический носитель информации.

1. Создатели информации и посредники, ориентированные на ее организацию и доставку различным категориям пользователей: ИТ-специалисты, обслуживающие пользователей информационные и библиотечные работники.

2. Пользователи или потребители информации.

При этом четкую границу между ними провести трудно, так как в различных ситуациях первые могут становиться вторыми, и наоборот.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией с учетом законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров. Полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями информация может использоваться ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов. Предоставленная информационная услуга не дает ее пользователю права авторства на полученную в результате документированную информацию.

Виды и свойства информации

Существуют различные деления и классификации информации. Приведем наиболее известные и используемые.

По области возникновения информацию классифицируют, как: элементарную - отражающую процессы и явления неодушевленной природы; биологическую - процессы живой природы и социальную-человеческого общества.

Виды информации по способу восприятия. Человек живет в мире информации и является ее носителем. У него пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию о внешнем мире. Органы чувств с видами информации соотносятся следующим образом:

1) зрение - визуальная.

2) слух - аудиальная.

3) обоняние - обонятельная.

4)вкус - вкусовая.

5) осязание - тактильная.


По разным оценкам от 75 до 90% информации человек получа-от при помощи органов зрения. Специалисты, утверждающие, что 90% информации человек получает через органы зрения, примерно 9% относят к информации, получаемой с помощью органов слуха, и 1% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Основные классы информации по структуре и форме представлены в табл. 1.1, а классификация информации по содержанию (предметная область) - в табл. 1.2.

Виды информации по форме представления:

1)текстовая;

2)графическая;

3)числовая (цифровая);

4)звуковая;

5)видео (статическая и динамическая);

6)мультимедийная (комбинированная), а также оптическая и электромагнитная.

Виды информации по общественному значению:

1)личная (знания, умения, навыки, интуиция);

2)массовая (общественная, обыденная, эстетическая);

3)специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).

Пo назначению информация систематизируется на экономическую, научную, техническую, социальную, организационную, учебнуюличностную и т.д.

Для современного индивида, особенно молодого, получающего среднее или высшее образование, значимым становится умение и дать и актуализировать личную информационную среду (личное информационное пространство). Определенный интерес представит «научная информация».

Научная информация. Наука - это систематизированное познание действительности, подразумевающее наблюдения, изучение фактов, на основе которых устанавливаются закономерности исследуемых вещей и явлений.

Различают эмпирические и теоретические методы науки. Первые подразумевают наблюдение, измерение и эксперимент. Вторые позволяют устанавливать факты, проверять истинность гипотез и теорий, сравнивая их с результатами наблюдений и экспериментов.

Специалисты позиционируют науку как информационную систему. Ученые и научные сотрудники имеют специфические информационные потребности. Эффективность современных научных исследований напрямую зависит от качества их информационного обеспечения.

Термин «научная информация» (англ. - «Scientificinformation", 1 SI) означает логически организованную информацию, получаемую в процессе научного познания и отображающую явления и законы природы, общества и мышления.

В общем случае под научной информацией понимают совокупность любых научных текстов. Ее можно представить в виде трудов ученых (диссертации, авторефераты, монографии, статьи, тезисы, рефераты и т.п.). Она содержится в специализированных научных периодических и сериальных изданиях, а также в общих изданиях в виде научно-популярных материалов. Другую ее разновидность причисляют к сопутствующей информации, то есть к информации о конференциях, грантах и стипендиях, персональные данные ученых и т.п.

Научная, как и любая иная, информация характеризуется свойствами. Среди них, например, «старение» означает утрату информацией практической полезности для потребителя вследствие ее кумулятивное™ или изменения самого описанного объекта. Степень старения документальной информации неодинакова для разных видов документов и может изменяться во времени.

Под «кумулятивностью» понимается способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.

Отдельным направлением научной информации является научно-техническая информация - НТИ, представляющая документированную информацию, возникающую в результате научного и технического развития, а также информацию, необходимую руководителям, научным, инженерным и техническим работникам в процессе их деятельности.

Выделяют открытую и закрытую научную информацию.

Закрытая информация подразумевает документы для служебного пользования или представляющие личную, коммерческую и государственную тайну.

Открытая научно-техническая информация включает доступные широким кругам общественности сведения, отражающие научно-технические, экономические и социальные знания, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, иной подобной деятельности.

Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами, на которые влияют свойства данных и методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании процесса его информационные свойства переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Информация обладает четырьмя основными свойствами. Ее можно:

1)создавать (генерировать),

2)передавать и распространять (а значит, принимать),

3)хранить (и, как правило, долговременно сохранять),

4)обрабатывать (перерабатывать).

Существенными составляющими информации являются ее потребительские свойства, то есть те из них, которые наиболее важны для ее потребителей. Основные потребительские свойства информации представлены на рис. 1.1.

Отметим, что однозначных классификаций нет. Несложно заметить, что некоторые свойства информации одновременно входят в состав нескольких классификаций, например полнота, достоверность и др.

Среди требований, предъявляемых к информации с точки зрения передачи и использования, выделяют следующие: адресность, актуальность, возможность кодирования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, достаточность, достоверность, многократность использования, правовая корректность, полнота, своевременность. При этом качество сохранности информации зависит от ее целостности (точности, полноты) и готовности к постоянному использованию.

Информация может быть классифицирована следующим образом.

По свойствам объекта определяют такие свойства информации, как: показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

По принадлежности к подсистеме системы управления информация выделяется по: целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам.

По форме передачи информацию делят на вербальную (словесную) и невербальную.

По изменчивости во времени отмечают: условно-постоянную и условно-переменную (недолговечную) информацию.

По способу передачи выделяют: письменную, телефонную, телеграфную, факсимильную, электронную, радио, спутниковую и тому подобную информацию.

По режиму передачи информация делится на передаваемую: в нерегламентированные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.

По отношению объекта управления к субъекту выделяют информацию: между организацией и внешней средой, между подразделениями внутри организации по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, а также неформальные коммуникации.

Какими бы свойствами информация не обладала, в подавляющем большинстве случаев она должна храниться и долговременно сохраняться. Любая социальная деятельность людей построена на создании, передаче, обработке и хранении информации. Обеспечение сохранности информации производится на основе применения соответствующих носителей, специальных мер организации хранения и подготовки, восстановления и регенерации информации и специализированных устройств резервирования.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). К ним относят рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре, образовании, личной жизни и т.п.

Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и иных задач.

Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научно-исследовательских работ или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях.

Различают ИР: национальных, территориально-административных образований, информационных служб, библиотек, других организаций и их подразделений, а также персоналий.

Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе страны, называют «национальными информационными ресурсами». Этот термин появился на рубеже 1980-х годов и представляет собой совокупность источников социальной, технической, экономической, политической, военной и иной значимой для государства информации, базирующихся на использовании средств передачи и переработки информации. Практически его синонимом можно считать понятие «информационные ресурсы общества», позиционируемое как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляла научно-техническая информация. Однако развитие рыночных отношений приводит к массовому созданию и распространению самых различных видов информации, включающих ба

ИР могут являться товаром. В современном обществе ИР, наряду с материальными, считаются наиболее важным, стратегическим видом ресурсов, определяющим экономическую, политическую и (или) военную мощь их владельца. Современные информационные ресурсы, как правило, электронные или имеющие электронные аналоги.

Информационный ресурс - понятие емкое. Им может быть текстовый и иной (графический, аудиовизуальный и т.д.) документ в любой форме, зафиксированный на любом носителе. ИР представляет физический объект (например, книгу на полке в библиотеке), биологическую систему или структуру, в том числе человека (например, автора). В этом смысле информационные ресурсы представляют собой отдельные документы или массивы данных в информационных системах (первичные и вторичные, опубликованные неопубликованные, полнотекстовые, фактографические и иные).

Человек одновременно выступает как носитель, создатель, потребитель и интерпретатор ИР. Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является его уникальным информационным ресурсом, реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно прекращением его деятельности в той или иной сфере. Чем выше квалификация, профессиональный опыт и навыки специалиста, тем юнее вероятно, что он может быть заменен другим специалистом 1 даже группой специалистов). Очевидно, что информации отводится некоторый жизненный цикл. Для управления жизненным циклом информации (InformationLifeCycleManagement, ILM) используют, в частности, технологии хранения данных. Суть их заключается в том, то данные, в зависимости от заключенной в них информации, имеет разную ценность. По мере устаревания информации ее ценность может уменьшаться, поэтому должен быть механизм, обеспечивающей перемещение данных таким образом, чтобы наиболее ценные з них находились на надежных и быстродействующих носителях.

Эффективность и постоянность использования информационных ресурсов в значительной степени зависит от возможности управления ими. Для реализации этих функций создаются системы управления ИР, включающие четыре основных компоненты, осуществляющих управление:

1)телекоммуникации;

2)информационная инфраструктура (сервера и приложения);

3)рабочие места пользователей;

4) эксплуатация (ресурсы и сервисы) и взаимодействие с пользователями.

Кодирование информации

Кодирование информации означает процесс формирования определенного представления информации.

Считается, что впервые кодирование появилось в V веке до н.э. к Греции. Наиболее ярким представителем такого кодирования является алфавит. В любом случае получателю информации следует знать правила ее формирования и отображения. Такие правила принято называть «кодом».

Код (англ. - «code») представляет собой набор условных обозначений для записи или передачи заранее определенных понятий. Это правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова.

Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. Такой код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. При кодировании каждый образ представляется отдельным знаком.

Знак является элементом конечного множества отличных друг от друга элементов.

Процесс кодирования порой называют процессом «шифрования», хотя этот термин имеет, по крайней мере, два значения. Первое - перевод информации из одной системы представления в другую, а другое - шифрование любой системы с целью ограничения возможности пользоваться ею.

Количество знаков, используемое при кодировании, называется «длиной кода». Код может иметь постоянную и непостоянную (переменную) длину. Кодом непостоянной длины является троичный код Морзе.

В обиходе пользуются десятичной системой счисления, применяющей набор цифр от «0» до «9». Любое число в данной системе состоит из единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. Например, число 53 можно представить как 1 сотню, 5 десятков и 3 единицы, или 10 2 + 5*10 + 3*10°. Следовательно, основанием данной системы деления является число 10.

Количество символов в элементе кодирования и длина кода абсолютно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 символа, слова могут быть длиной в один, два и более символов. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход из одной формы представления информации в друга, более удобную для хранения, передачи или обработки. В вычислительной технике (ВТ) компьютер может обрабатывать формацию, представленную только в числовой форме, поэтому компьютерной среде любую информацию (звук, изображение, лазания приборов и т. д.) специальным образом кодируют. При ом все необходимые преобразования выполняют компьютерные юграммы. В частности, для осуществления обработки информации в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) вносимые в нее иные (буквы, цифры, специальные знаки) кодируются. В вычислительных системах целесообразно применять простую систему счисления, понятную электронно-вычислительным устройствам. С целью унификации приемов и методов работы в ней пользуется двоичная система счисления. Эта система состоит из двух цифр «0» и «1», что весьма удобно я любых электронных устройств. Естественно, что основанием кой системы будет цифра 2 - двоичное кодирование с алфавитом (0, 1). Ноль и единица воспринимается системой как наличие (команда «Включено») или отсутствие (команда «Выключено») сиг-па, как логически ложное или верное утверждение и так далее, затем их легко преобразовать в электрические сигналы для их дальнейшей обработки.

Любое число, представленное в двоичной форме, состоит из суммы чисел, имеющих значения 2 в степени «п 2 ». Так, 2° = 1, 2 1 = 2, 2 2 = 4, 2 3 = 8, 2 4 = 16, 2 5 = 32, 2 6 = 64, 2 7 = 128, 2 8 = 256 и т.д. В качестве примера представим рассмотренное выше чис-153 десятичной системы счисления в виде двоичного числа: 1·2 7 +1·2 4 +1·2 3 +1·2°. Если произвести соответствующие вычисляется, то получим 128+16+8+1 = 153.

Двоичный код, представляющий совокупность двоичных знаков, снимающих значение нуля или единицы, получил название «бит». Термин «бит» происходит от английского словосочетания «binarudigit», что означает двоичная цифра или двоичный разряд. Порой в вычислительной технике говорят, что бит (по сути циф-«1» или «0») является минимальной единицей информации, я практически это всего лишь наличие или отсутствие сигнала, одиниз двоичных знаков. С подобным предложением можно согласиться лишь при условии, что количество возможных комбинаций символов в такой системе будет равно двум (ноль и единица) - одноразрядная последовательность. Двухразрядная последовательность содержит четыре значения 01, 10,11), трехразрядная - восемь, (000, 001,... 110,111) и т.д. То есть добавление одного разряда увеличивает вдвое количество сочетаний единиц и нулей. В вычислительной технике для кодировки необходимых значением букв, цифр и знаков изначально выбрано 256 символов, что повило использование восьмиразрядной последовательности цифр «1» и «0». В этом случае кодирование одного символа, цифры, знака и т.п. требует восемь последовательных бит, составляющих один байт, являющийся единицей представления данных или единицей информации (буква, цифра, знак) в электронных вычислительных устройствах и системах. Таким образом, 1 байт = 8 битам, то есть он представляет последовательность из восьми единиц и нулей и является основой следующих производных единиц измерения информации:

1 килобайт (Кб) = 1024 байтам,

1 мегабайт (Мб) = 1024 Кб,

1 гигабайт (Гб) = 1024 Мб,

1 терабайт (Тб) = 1024 Гб,

1 петабайт (Пб) = 1024 Тб.

Объем в 1 Пб впервые достигнут в 2003 году в NCAR (Национальный центр атмосферных исследований, США). Отметим, что информация в один петабайт эквивалентна 500 миллиардам страниц формата А4 или 500 миллионов флоппи-дисков, что в 100 раз превышает объем информации Библиотеки Конгресса США.

Петабайт (англ. - «Petabyte») равен 2 50 байт - не самая большая единица информации.

Так, йотабайт (англ. - «Yottabyte») равет 2 80 байт, что приблизительно соответствует 10 24 (1,000,000,000,000,000,000,000,000) байт.

Средством кодирования служит таблица соответствия, устанавливающая взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем (байтами и символами).

Существует несколько видов таблиц кодов. В США была разработана специальная таблица восьмибитной кодировки символов ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange - американский стандартный код обмена информацией), которой пользуются во всем мире (рис. 1.2). Каждому символу, цифре или знаку в ней присваивается десятичный код от 0 до 255 (2 8). Это значит, что все таблицы кодов содержат 256 символов, при этом один байт представляет значение одного из 255 возможных символов.

Первые 32 символа и символ с кодом 127 в таблицах ASCII являются служебными. Символы с кодами от 32 до 127 определены как стандартные для всех IBM-совместимых компьютеров, включают латинский алфавит и утверждены ISO (международная организация по стандартизации в различных областях жизнедеятельности человека). Символы от 128 до 255 используются для реализации национальных алфавитов - расширенная часть кодовой таблицы.

Обычно в России используют альтернативную кириллическую кодировку, содержащую символы русского алфавита. Таковых насчитывается не менее четырех. Среди отечественных кодировок можно выделить двоичный код обмена информацией (ДКОИ) и КОИ-8 (рис. 1.3).

Легко заметить, что в альтернативной русской кодировке KOI-8 (код обмена информацией длиной 8 бит) некоторые буквы русского алфавита имеют следующую десятичную кодировку: заглавная «А» соответствует коду 128, строчная «а» -160, строчная «м» -172, заглавная «М» - 140, а рассмотренное выше преобразование с десятичным числом 153, представленным в этой таблице одноименным кодом, соответствует русской заглавной букве «Щ».

Корпорация Microsoft в своих программных продуктах предлагает использовать кириллическую кодировку Windows (СР-1251) -рис. 1.4.

При вводе в компьютер текстовых данных каждая буква кодируется определенным числом в соответствии с таблицей кодов. Такая кодировка происходит следующим образом - при нажатии клавиши на клавиатуре компьютера с изображением символа осуществляется ввод в ЭВМ соответствующего ему знака алфавита, цифры или иного знака, например псевдографики. Таким образом выполняется его кодирование, то есть преобразование знака в компьютерный (машинный) код. Для вывода на внешние устройства (экран или печать) по этим числам строятся изображения букв, то есть при выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс - декодирование. В этом случае знак из компьютерного кода преобразуется в графическое изображение.

Кодирование широко применяется в программировании и при проведении мероприятий по защите информации. В вычислительной технике используется единица информации «слово» - 16 бит (2 байта) данных. 16-разрядным словом можно представить положительные числа от 0 до 65535.

Информационное пространство

Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:

  • информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих технических носителях информации);
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
  • средств информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
  • маркетинга в предметной области информатизации с целью оперативного учета изменений рыночных потребностей в информационных услугах.

Специалисты отмечают, что период бурного роста информационных технологий займет 30-40 лет. К 2017 году прогнозируется начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы, переход систем связи на цифровые стандарты, развитие микросотовой персональной телефонии (PSC), что обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов. В области информационных услуг ожидается широкое использование систем проведения телеконференций путем голосовой и видеосвязи, с помощью передачи в реальном режиме времени аудиовидеоинформации между несколькими абонентами.

Билл Гейтс отмечает, что все компьютеры будут постепенно соединены друг с другом, чтобы общаться с нами и для нас. Глобально взаимосвязанные, они образуют грандиозную сеть - так называемую информационную магистраль (information highway).

Информационный барьер двуедин - это объективный и субъективный факторы, препятствующие получению нужной информации и затрудняющие использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые 2-5 лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую. Информационный барьер порождает функциональное расслоение информации, т.е. ее появление на различных языках, в различных по функциональному назначению документах (отчетах, статьях, монографиях, практических пособиях и т.д.), качественные изменения в характере информационных потребностей, вызванные процессами дифференциации и интеграции научного знания, информатизацией общества.

Различают:

Пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших массивах данных;

  • количественные, отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям;
  • географические (территориальные), связанные с расстоянием между документом и потребителем;
  • языковые информационные барьеры - незнание потребителем языка, на котором написан документ.

Выделяются также внутриязыковые информационные барьеры, обусловленные используемой терминологией внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей применение информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

К субъективным информационным барьерам относят:

  • психологические, основанные на недооценке роли информации в технической, производственной, предпринимательской, управленческой деятельности, боязни трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
  • стратегически-поисковые, вытекающие из неумения выбрать правильную стратегию информационного поиска;
  • отсутствие необходимых навыков в работе с информационными системами;

Экономические, связанные с недостатком у потребителя средств для приобретения источников информации и оплаты соответствующих услуг.

Особую разновидность информационных барьеров составляют идеологические и политические, препятствующие обмену информацией как внутри страны, так и между странами.

Появлению и углублению информационного барьера способствуют другие, связанные явления, например, информационный шум, психологический барьер и др.

По мере развития уровня информатизации общества неизбежно растет количество и разнообразие самой информации. При достижении некоторого порогового значения возникает эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию.

При этом возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. При этом, если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

В массиве информационно-поисковых систем или документов (ссылок) информационный шум характеризует наличие нерелевантной информации, полученной в результате поиска по запросу пользователя. Он исчисляется с помощью коэффициента информационного шума - количественной характеристики, определяемой отношением числа выданных в результате поиска нерелевантных документов к общему числу выданных документов (релевантных и нерелевантных). К источникам информационного шума при организации поиска в Интернете относят нерелевантные и частично релевантные результаты поиска, а также рекламу.

Так называемый психологический барьер обычно возникает как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема неоднозначна и многогранна, обычно она обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных данных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.

Неэффективность применения компьютерных систем в первую очередь, заключается в потерях времени сотрудников на выполнение работ, не связанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

Это явление получило название «FutzFactor» - использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса, или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении*.

Существуют и другие факторы, например, связанные с длительным временем проведения за компьютером вообще и в Интернете в частности. Кроме значительных потерь времени и негативного воздействия на здоровье людей, они влияют и на морально-психологическое их состояние. Так, к негативным последствиям использования Интернета относят сайты с сомнительными или иными услугами, нарушающими конституционные права личности, не соответствующие этическим и моральным нормам, вносящие смуту и т.п.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие информации.

2. Расскажите о взаимосвязи понятий «информация», «данные», «сведения» и «сообщения».

3.Что такое научная и научно-техническая информация?

4.Охарактеризуйте известные вам источники информации.

5.Охарактеризуйте пользователей информации.

6.Какие вам известны компоненты, виды и свойства информации?

7.Что такое информационные ресурсы? Охарактеризуйте их.

8.Что такое кодирование информации? Дайте характеристику.

9.Что такое информационное пространство?

10.Назовите и охарактеризуйте негативные последствия внедрения информатизации.

11.Что такое субъективные, языковые и иные информационные барьеры? Каковы способы решения?

12.Раскройте понятия «информационный барьер», «информационный
шум» и «психологический барьер».

13.Что такое Futz Factor? Дайте характеристику.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.