Какие сервисы предоставляет клиент серверная архитектура. Хорошая клиент-серверная архитектура

Независимо от того, как определяется понятие архитектуры «клиент-сервер» (а таких определений в литературе много), в основе этого понятия лежит распределенная модель вычислений. В самом общем случае под клиентом и сервером понимаются два взаимодействующих процесса, из которых один является поставщиком некоторого сервиса для другого.

Термин «клиент-сервер» означает такую архитектуру программного комплекса, в которой его функциональные части взаимодействуют по схеме «запрос-ответ». Если рассмотреть две взаимодействующие части этого комплекса, то одна из них (клиент) выполняет активную функцию, т. е. инициирует запросы, а другая (сервер) пассивно на них отвечает. По мере развития системы роли могут меняться, например некоторый программный блок будет одновременно выполнять функции сервера по отношению к одному блоку и клиента по отношению к другому.

Сервер — один или несколько многопользовательских процессоров с единым полем памяти, который в соответствии с потребностями пользователя обеспечивает им функции вычисления, коммуникации и доступа к базам данных. Сервер можно назвать программу, представляющая какие-то услуги другим программам. Примеры серверов - вебсервер Apache, серверы баз данных - MySQL, ORACLE, сетевые файловые системы и принтера Windows.

Клиент — рабочая станция для одного пользователя, обеспечивающая режим регистрации и др. необходимые на его рабочем месте функции вычисления, коммуникацию, доступ к базам данных и др. Клиентом можно назвать это программа, использующая услугу, представляемую программой сервера. Примеры клиентов - MSIE (MS Internet Explorer), клиент ICQ.

Часто люди клиентом или сервером просто называют компьютер, на котором работает какая-то из этих программ.

В сущности клиент и сервер - это роли, исполняемые программами. Клиенты и сервера физически могут находиться на одном компьютере. Одна и та же программа может быть и клиентом, и сервером одновременно, и т.д… это только роли.

Если проводить аналогию с обществом - банк или магазин - «сервера». Они представляют какие-то услуги своим клиентам. Но банк может в то же время быть клиентом какой-то другой фирмы и т. д…

Обработка Клиент — Сервер — среда, в которой обработка приложений распределена между клиентом и сервером. Нередко в обработке участвуют машины разных типов, причем клиент и сервер общаются между собой с помощью фиксированного множества стандартных протоколов обмена и процедур обращения к удаленным платформам.

СУБД с персональных ЭВМ (такие, как Clipper, DBase, FoxPro, Paradox, Clarion имеют сетевые версии, которые просто совместно используют файлы баз данных тех же форматов для ПК, осуществляя при этом сетевые блокировки для разграничения доступа к таблицам и записям. При этом вся работа осуществляется на ПК. Сервер используется просто как общий удаленный диск большой емкости. Такой способ работы приводит к риску потери данных при аппаратных сбоях.

По сравнению с такими системами системы, построенные в архитектуре Клиент — Сервер, имеют следующие преимущества:

    позволяют увеличить размер и сложность программ, выполняемых на рабочей станции;

    обеспечивает перенесение наиболее трудоемких опе-раций на сервер, являющийся машиной большей вычислительной мощности;

    уменьшает до минимума возможность потери содержащейся в БД информации за счет применения имеющихся на сервере внутренних механизмов защиты данных, таких, как, например системы трассировки транзакций, откат после сбоя, средства обеспечения целостности данных;

    в несколько раз уменьшает объем информации, передаваемый по сети.

    В архитектуре «клиент-сервер» сервер базы данных не только обеспечивает доступ к общим данным, но и берет на себя всю обработку этих данных. Клиент посылает на сервер запросы на чтение или изменение данных, которые формулируются на языке SQL. Сервер сам выполняет все необходимые изменения или выборки, контролируя при этом целостность и согласованность данных, и результаты в виде набора записей или кода возврата посылает на компьютер клиента.

    Она позволяет оптимальным образом распределить вычислительную нагрузку между клиентом и сервером, что также влияет на многие характеристики системы: стоимость, производительность, поддержку.

    1.2. История…

    Архитектура и термин «клиент-сервер» впервые использовались в начале 80-тых годов. Первые приложения с архитектурой «клиент-сервер» были базы данных.

    До этого не было ясного разделения - программа обычно всё делала сама - в том числе работала с данными в файловой системе, представлением данных пользователю и др. Со временем рос объем и критичность данных для бизнеса, и это со временем начало породить проблемы (быстродействия, безопасности и другие).

    Тогда придумали, что удобно поставить базу данных на мощном отдельном компьютере (сервере) и разрешить эту базу данных использовать многим пользователям малого компьютера (клиентам) через сеть, что и было сделано.

    По существу «взрыв» популярности технологии «клиент-сервер» был вызван изобретением фирмой IBM простого языка запросов к реляционным базам данных SQL. Сегодня SQL всеобщий стандарт работы с базами данных. В последнее время этот «взрыв» продолжает изобретение Интернета, в котором буквально каждое взаимодействие происходит по архитектуре «клиент-сервер».

    1.3. Протоколы

    Сервер и клиент в сети между собой «разговаривает» на «языке» (в широком смысле слов), понятном обеим сторонам. Этот «язык» называют протоколом.

    В случае банка, протоколом можно назвать бланки, которые заполняет клиент.

    В нашем же случае, примеры протоколов:

    FTP (File Transfer Protocol)

    HTTP (Hyper Text Transfer Protocol)

    SMTP (Simple Mail Transfer Protocol)

    IP (Internet Protocol)

    MySQL Client/Server Protocol

    Заметим, что протоколы может быть разных уровней. Классификационные системы уровней может быть разные, но одна из самых известных линеек - OSI (Open Systems Interconnection), в котором 7 уровней.

    Например, HTTP - протокол прикладного (седьмого - самого высокого) уровня, а IP - протокол сетевого (третьего) уровня.

    1.4. Распределение функций в архитектуре «клиент-сервер»

    В классической архитектуре клиент-сервер приходится распределять три основные части приложения по двум физическим модулям. Обычно ПО хранения данных располагается на сервере (например, сервере базы данных), интерфейс с пользователем — на стороне клиента, а вот обработку данных приходится распределять между клиентской и серверной частями. В этом-то и заключается основной недостаток двухуровневой архитектуры, из которого следуют несколько неприятных особенностей, сильно усложняющих разработку клиент-серверных систем.

    Процесс разработки таких систем достаточно сложен и одной из наиболее важных задач является как раз решение о том, как функциональность приложения должна быть распределена между клиентской и серверной частью. Пытаясь решить эту задачу, разработчики получают двух-звенные, трехзвенные и многозвенные архитектуры. Все зависит от того, сколько промежуточных звеньев включается между клиентом и сервером.

    Основная задача, которую решает клиентское приложение, - это обеспечение интерфейса с пользователем, т. е. ввод данных и представление результатов в удобном для пользователя виде, и управление сценариями работы приложения.

    Основные функции серверной СУБД - обеспечение надежности, согласованности и защищенности данных, управление запросами клиентов, быстрая обработка SQL-запросов.

    Вся логика работы приложения - прикладные задачи, бизнес-правила - в двух-звенной архитектуре распределяются разработчиком между двумя процессами: клиентом и сервером (рис. 1).

    Сначала большая часть функций приложения решалась клиентом, сервер занимался только обработкой SQL-запросов. Такая архитектура получила название «толстый клиент - тонкий сервер».

    Появление возможности создавать на сервере хранимые процедуры, т. е. откомпилированные программы с внутренней логикой работы, привело к тенденции переносить все большую часть функций на сервер. Сервер становился все более «толстым», а клиент - «утоньшался».

    Такое решение имеет очевидные преимущества, например его легче поддерживать, т. к. все изменения нужно вносить только в одном месте - на сервере.

    рассмотренные выше модели имеют следующие недостатки.

    1. «Толстый» клиент:

    – сложность администрирования;

    – усложняется обновление ПО, поскольку его замену нужно производить одновременно по всей системе;

    – усложняется распределение полномочий, так как разграничение доступа происходит не по действиям, а по таблицам;

    – перегружается сеть вследствие передачи по ней необработанных данных;

    – слабая защита данных, поскольку сложно правильно распределить полномочия.

    2. «Толстый» сервер:

    – усложняется реализация, так как языки типа PL/SQL не приспособлены для разработки подобного ПО и нет хороших средств отладки;

    – производительность программ, написанных на языках типа PL/SQL, значительно ниже, чем созданных на других языках, что имеет важное значение для сложных систем;

    – программы, написанные на СУБД-языках, обычно работают недостаточно надежно; ошибка в них может привести к выходу из строя всего сервера баз данных;

    – получившиеся таким образом программы полностью непереносимы на другие системы и платформы.

    Для решения перечисленных проблем используются многоуровневые (три и более уровней) архитектуры клиент-сервер. многоуровневая архитектура клиент-сервер позволяет существенно упростить распределенные вычисления, делая их не только более надежными, но и более доступными.

    Однако язык, на котором пишутся хранимые процедуры, не является достаточно мощным и гибким, чтобы на нем было удобно реализовывать сложную логику приложения.

    Тогда возникла тенденция поручить выполнение прикладных задач и бизнес-правил отдельному компоненту приложения (или нескольким компонентам), которые могут работать как на специально выделенном компьютере - сервере приложений, так и на том же компьютере, где работает сервер базы данных. Так возникли трехзвенные и многозвенные архитектуры «клиент-сервер».


    Рис. 1. Распределение функций между клиентом и сервером

    Появилось специальное программное обеспечение (ПО) промежуточного слоя, которое должно обеспечить совместное функционирование множества компонентов такого многокомпонентного приложения. Такие приложения являются гибкими, масштабируемыми, но сложными в разработке.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой.–М.: Финансы и статистика, 1998.

    Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. СПб.: Питер, 2004.

    Казаков С.И. Основы сетевых технологий – М.: Радио и связь, 2004.

    Когаловский М.Р., Технология баз данных на персональных ЭВМ, – М.: Финансы и статистика, 2003.

    Попов В.В. Основы компьютерных технологий. –М.: Финансы и статистика, 2001.

    Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М., 2000.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS-DOS . ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОМАНДЫ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: БАЗА ДАННЫХ, СУБД, СУЩНОСТЬ, АТРИБУТ, СВЯЗЬ (ОДИН-К-ОДНОМУ, ОДИН-КО-МНОГИМ, МНОГИМ-КО-МНОГИМ), ОТНОШЕНИЕ, ПЕРВИЧНЫЙ КЛЮЧ

  • Разработка под iOS ,
  • Разработка мобильных приложений
  • Сразу оговорюсь, что я мобильный разработчик, а статья предназначается в основном разработчикам по ту сторону облака - мобильщики итак про все это знают. Последнее веб-приложение я писал много лет назад и могу ошибаться в веб-терминологии, не знать некоторых последних тенденций.NET-, PHP- или Java- веб-сервисов, так что не судите строго.

    Как и любому front-end разработчику, мне почти в каждом проекте приходится сталкиваться с клиент-серверными протоколами – без них никак. И очень, крайне часто приходится работать с плохо продуманной архитектурой.

    Также очень часто разработка протокола и архитектуры ложится на плечи веб-разработчика, что не всегда верно – она в большинстве случаев должна разрабатываться только совместно с теми, кто под эту архитектуру будет подстраиваться. К сожалению, работая за последние три года на нескольких десятках проектов, мне доводилось участвовать в планировании этого участка архитектуры только 3 или 4 раза – во всех остальных случаях она уже была предоставлена в разной степени готовности заказчиком. А ведь насколько мир мог бы быть лучше!

    Обработка ошибок

    Чаще всего мне попадалось что-то вроде этого:

    HTTP code 200 (OK) false The username or password is incorrect. Please try again.
    Т.е. результат обработки запроса содержится в самом отдаваемом XML, HTTP-код возврата – 200, т.е. нормально, данные представлены в виде обычного RPC. Например, похожим образом в 90% случаев реализуется обработка ошибок в протоколе SOAP.

    В особо запущенных случаях, особенно характерных для индусского кода, false может находиться в различных местах XML, что существенно усложняет парсинг, ведёт к переусложнённым и безмерно радует скучающего программиста.

    Но давайте рассмотрим недостатки данного подхода в принципе.

    • Во-первых, приходится парсить XML. Это лишние данные, переданные по сети, лишнее процессорное время, затраченное на парсинг XML, лишняя оперативная память для хранения текстовых данных. Всё это не так страшно на современных девайсах в зоне Wi-fi, но даже такие излишества могут иметь значение в метро между станциями в приложении, посылающем одновременно десятки запросов (а ведь при таком подходе пустые блоки для обработки ошибок должны быть в каждом запросе, даже успешном).
    • Во-вторых, веб-разработчику приходится самому выдумывать тексты ошибок. Очень часто они совершенно непонятны пользователю, т.к. точность формулировки – последнее, о чём думает веб-разработчик в момент написания сервиса. Текст ошибки в 90% случаев не согласовывается с native-спикерами и последнее, но самое важное – огромное количество мобильных приложений нуждается в локализации. В то время как текст ошибки, скорее всего, пишется всегда только по-английски, следовательно он абсолютно бесполезен для фронтэнд-программиста – он не может его просто взять и вывести.

    А ведь время, нужное веб-программисту, чтобы выдумать текст сообщения, потрачено впустую, да ещё и канал загружен ненужной информацией.

    Как решить проблему?

    В протоколе HTTP уже много лет заложена возможность добавлять свои коды ошибок, для этого они просто должны принадлежать диапазону от 512 до 597. Такого количества ошибок, я уверен, хватит для покрытия всех возможных ошибок в приложении среднего размера. Очевидно, какие плюсы это даёт, но всё же подытожим:

    1. Нет избыточности. Передаётся только HTTP код в хэдере, тела запроса просто нет.
    2. На стороне клиента существуют только две ветки кода обработки запросов – успешное выполнение, либо ошибка при выполнении (оба колбэка уже имплементированы из коробки в любой библиотеке запросов). Нет веток “запрос выполнился успешно, но логическая ошибка может быть в теле ответа”.
    5xx Server Error

    The server failed to fulfill an apparently valid request.
    Response status codes beginning with the digit «5» indicate cases in which the server is aware that it has encountered an error or is otherwise incapable of performing the request. Except when responding to a HEAD request, the server should include an entity containing an explanation of the error situation, and indicate whether it is a temporary or permanent condition. Likewise, user agents should display any included entity to the user. These response codes are applicable to any request method.

    Т.е. клиенты должны показывать пользователю сообщение, переданное сервером. Сразу видно, что писали американцы. Русские, кстати, тупо перевели .

    Хотя не будем обобщать – идею использовать HTTP коды мне подсказал как раз-таки американец несколько лет назад.

    В общем, идеология такая - клиент всегда лучше знает, как сообщить об ошибке. А сервер должен проинформировать клиент об ошибке самым быстрым и малозатратным способом.

    Привязка к сессии или cookie.

    Такая привязка возникает, скорее всего, в том случае, если сначала создавался веб-сайт, и только потом заказчик решил сделать мобильный фронтэнд. Хотя работа с переменными сессии и возможна с мобильной стороны, это не является хорошей практикой, т.к. зачастую отсутствует нормальный инструментарий для работы с этими средствами.

    Вторым, глобальным недостатком является то, что Safari (или любой браузер на Android) не шарят свои cookie и переменные сессии с приложением, что, конечно, правильно с точки зрения секьюрности, но приводит к ряду проблем и костылей.

    Допустим, ваше мобильное приложение реализует только 70% функционала веб-сайта. Остальные 30% функционала доступны только в вебе, а ваше приложение лишь содержит ссылки на соответствующие веб-страницы.

    Также, возможно, эти страницы доступны только для авторизированных пользователей. В итоге пользователю, который уже залогинился в мобильный клиент, будет предложено логиниться ещё раз – теперь уже в неудобную веб-форму, и счастьем будет если после логина пользователь будет перенаправен в искомый раздел сайта.

    Вывод – если вы проектируете универсальный протокол, забудьте про такие вещи как переменные сессии и cookie. Намного лучшим способом будет передавать некий уникальный токен, полученный при авторизации, явно в теле каждого запроса. А веб-страницам и веб-приложениям – подстроиться под использование единого API. Я уверен, все мобильные разработчики часто видели две версии API – одно для веб-приложений, другое – для мобильных. А ведь это – дублирование функционала, которое всегда дороже как на этапе разработки, так и на этапе отладки. Лучше всегда с самого начала выделять веб-сервисы в отдельный слой системы, а не встраивать в другие, близкие к веб-технологиям, части.

    Возврат HTML

    Это уже ведёт корнями к устройству самих веб-серверов, которые изначально были заточены только под браузер. Ошибки 403, 404, а порой и более сложные очень часто отдаются в виде HTML-страницы, которую зачастую просто нет средств показать в мобильном приложении. Точнее, средства есть, но увидев “404 page not found” здоровенным черным Arial Black на белом фоне внутри веб-вью, мобильный пользователь испугается и закроет приложение.

    Запомните, сервер на любое обращение к веб-сервисам должен отдавать XML (или JSON), и только в том формате, который был изначально оговорен. Мобильный разработчик не может сделать ничего путного с HTML, который приходит с сервера.

    Используйте WSDL

    На майкрософтовский технологиях ситуация еще ничего - большинство их современных технологий поддерживает WSDL из коробки. Чего не скажешь про PHP и Java - особенно PHP-разработчики очень любят создавать вручную обычные странички, которые по сути являются веб-сервисами. А ведь для того, чтобы интегрироваться с WSDL-совместимым веб-сервисом, мобильному разработчику достаточно использовать тулзу для генерации кода, в то время как составленные «вручную» ответы веб-сервисов тоже нужно парсить «руками».

    Правда, и здесь есть тонкости - стандартные реализации WSDL от MS и Sun (Oracle) всё-таки имеют несовместимости, но все же быстрее подправить напильником эти несовместимости, чем писать все вручную.

    Заключение

    Я затронул только самые наболевшие ошибки проектирования, с которыми изо дня в день приходится сталкиваться мобильным разработчикам. Если статья будет востребованной, я обязательно напишу ещё о десятке клиент-серверных тонкостей, которые очень хотелось бы видеть в API веб-сервисов, с которыми работаешь каждый день.

    Являются неравноправными составляющими информационной сети. Одни владеют каким-то ресурсом, поэтому называются серверами, другие обращаются к этим ресурсам и называются клиентами. Рассмотрим, как же они взаимодействуют между собой и что собой представляет клиент-серверная архитектура.

    Клиент-серверная архитектура

    Архитектура «Клиент-Сервер» представляет собой взаимодействие структурных компонентов в сети на основе определенных данной сети, где структурными компонентами являются сервер и узлы-поставщики определенных специализированных функций (сервисов), а также клиенты, которые пользуются данным сервисом. Специфические функции принято делить на три группы на основе решения определенных задач:

    • функции ввода и представления данных предназначены для взаимодействия пользователя с системой;
    • прикладные функции - для каждой имеется собственный набор;
    • функции управления ресурсами предназначены для управления файловой системой, различными базами данных и прочими компонентами.

    Например, компьютер без сетевого подключения, представляет компоненты представления, прикладного назначения и управления на различных уровнях. Такого рода уровнями считаются операционная система, прикладное и служебное программное обеспечение, различные утилиты. Точно так же и в сети представлены все вышеуказанные компоненты. Главное - правильно обеспечить сетевое взаимодействие между этими составляющими.

    Принцип работы клиент-серверной архитектуры

    Клиент-серверная архитектура наиболее часто используется для создания корпоративных баз данных, в которых информация не только хранится, но и периодически поддается обработке различными методами. Именно база данных является главным элементом любой корпоративной информационной системы, а на сервере располагается ядро этой базы. Так, на сервере происходят наиболее сложные операции, касающиеся ввода, хранения, обработки и модификации данных. Когда пользователь (клиент) обращается к базе данных (серверу), происходит обработка запроса: непосредственно обращение к базе данных и возврат ответа (результата обработки). Результат обработки - это сообщение сети об успешном проведении операции или ошибке. Серверные компьютеры могут обрабатывать одновременно обращение нескольких клиентов к одному и тому же файлу. Такая работа и по сети позволяет ускорить работу используемых приложений.

    Клиент-серверная архитектура: применение технологии

    Данная архитектура используется для доступа к различным ресурсам с использованием сетевых технологий: баз данных, почтовые серверы, файрволы, прокси-серверы. Разработка клиент-серверных приложений позволяет повысить безопасность, надежность и производительность используемых приложений и сети в целом. Наиболее часто клиент-серверные приложения используются для автоматизации бизнеса.

    Клиент-сервер (англ. Client-server) - вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг (сервисов), называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Нередко клиенты и серверы взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами, так и программным обеспечением.

    Преимущества

    Делает возможным, в большинстве случаев, распределить функции вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети. Это позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера, не затрагивают клиентов.

    Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.

    Позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами и т.п.

    [править]

    Недостатки

    Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть.

    Поддержка работы данной системы, требует отдельного специалиста - системного администратора.

    Высокая стоимость оборудования.

    [править]

    Многоуровневая архитектура клиент-сервер

    Многоуровневая архитектура клиент-сервер - разновидность архитектуры клиент-сервер, в которой функция обработки данных вынесена на один или несколько отдельных серверов. Это позволяет разделить функции хранения, обработки и представления данных для более эффективного использования возможностей серверов и клиентов.

    Частные случаи многоуровневой архитектуры:

    Трёхуровневая архитектура

    [править]

    Сеть с выделенным сервером

    Сеть с выделенным сервером (англ. Client/Server network) - это локальная вычислительная сеть (LAN), в которой сетевые устройства централизованы и управляются одним или несколькими серверами. Индивидуальные рабочие станции или клиенты (такие, как ПК) должны обращаться к ресурсам сети через сервер(ы).

    Введение

    О технологии клиент-сервер написано уже очень много. Можно заметить, что некий ажиотаж вокруг этой темы, имевший место еще два года назад, теперь определенно спал. Статьи в прессе и разговоры в кулуарах приобрели спокойный, деловой тон и обсуждают теперь, как правило, конкретные аспекты применения этой технологии. Вопроса "Быть или не быть архитектуре клиент-сервер?" теперь уже никто не поднимает - все знают, что "Быть!".

    Однако многие читатели, возможно, только недавно стали интересоваться этой темой, поэтому, на наш взгляд, стоит еще раз к ней вернуться и спокойно, по-деловому, обсудить - что такое архитектура клиент-сервер, зачем она нужна и как к ней подступиться.

    Что такое архитектура клиент-сервер?

    Вообще говоря, клиент-серверная система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов - клиента и сервера, которые, в общем случае, могут выполняться на разных компьютерах, обмениваясь данными по сети. По такой схеме могут быть построены системы обработки данных на основе СУБД, почтовые и другие системы. Мы будем говорить, конечно, о базах данных и системах на их основе. И здесь удобнее будет не просто рассматривать клиент-серверную архитектуру, а сравнить ее с другой - файл-серверной.

    В файл-серверной системе данные хранятся на файловом сервере (например, Novell NetWare или Windows NT Server), а их обработка осуществляется на рабочих станциях, на которых, как правило, функционирует одна из, так называемых, "настольных СУБД" - Access, FoxPro, Paradox и т.п..

    Приложение на рабочей станции "отвечает за все" - за формирование пользовательского интерфейса, логическую обработку данных и за непосредственное манипулирование данными. Файловый сервер предоставляет услуги только самого низкого уровня - открытие, закрытие и модификацию файлов, подчеркну - файлов, а не базы данных. База данных существует только в "мозгу" рабочей станции.

    Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается несколько независимых и несогласованных между собой процессов. Кроме того, для осуществления любой обработки (поиск, модификация, суммирование и т.п.) все данные необходимо передать по сети с сервера на рабочую станцию (см. рис. Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей)

    В клиент-серверной системе функционируют (как минимум) два приложения - клиент и сервер, делящие между собой те функции, которые в файл-серверной архитектуре целиком выполняет приложение на рабочей станции. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер баз данных, в качестве которого может выступать Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase и т.п..

    Формированием пользовательского интерфейса занимается клиент, для построения которого можно использовать целый ряд специальных инструментов, а также большинство настольных СУБД. Логика обработки данных может выполняться как на клиенте, так и на сервере. Клиент посылает на сервер запросы, сформулированные, как правило, на языке SQL. Сервер обрабатывает эти запросы и передает клиенту результат (разумеется, клиентов может быть много).

    Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается один процесс. При этом, обработка данных происходит там же, где данные хранятся - на сервере, что исключает необходимость передачи больших объемов данных по сети.

    Когда вам нужна архитектура клиент-сервер?

    Даже очень детальный анализ особенностей архитектуры клиент-сервер может не ответить на вопрос "А что мне это даст?" Посмотрим на данную архитектуру с точки зрения потребностей бизнеса. Какие же качества привносит клиент-сервер в информационную систему:

    Надежность

    Тот, кто хоть раз побывал в роли администратора базы данных в тот момент, когда эта база данных "погибла" по причине "зависания" сервера или рабочей станции, сбоя питания или еще какой-либо напасти, никогда уже не станет пренебрегать вопросами надежности (если, конечно, сумеет сохранить за собой эту роль). Если Вы еще не побывали в этой роли, надеюсь, у Вас достанет воображения, чтобы прокрутить этот триллер у себя в голове, и благоразумия, чтобы максимально обезопасить свою базу данных (и себя заодно). Чем же тут поможет архитектура клиент-сервер?

    Сервер баз данных осуществляет модификацию данных на основе механизма транзакций, который придает любой совокупности операций, объявленных как транзакция, следующие свойства:

    атомарность - при любых обстоятельствах будут либо выполнены все операции транзакции, либо не выполнена ни одна; целостность данных при завершении транзакции;

    независимость - транзакции, инициированные разными пользователями, не вмешиваются в дела друг друга;

    устойчивость к сбоям - после завершения транзакции, ее результаты уже не пропадут.

    Механизм транзакций, поддерживаемый сервером баз данных, намного более эффективен, чем аналогичный механизм в настольных СУБД, т.к. сервер централизованно контролирует работу транзакций. Кроме того, в файл-серверной системе сбой на любой из рабочих станций может привести к потере данных и их недоступности для других рабочих станций, в то время, как в клиент-серверной системе сбой на клиенте, практически, никогда не сказывается на целостности данных и их доступности для других клиентов.

    Масштабируемость

    Масштабируемость - способность системы адаптироваться к росту количества пользователей и объема базы данных при адекватном повышении производительности аппаратной платформы, без замены программного обеспечения.

    Общеизвестно, что возможности настольных СУБД серьезно ограничены - это пять-семь пользователей и 30-50 Мб, соответственно. Цифры, разумеется, представляют собой некие средние значения, в конкретных случаях они могут отклоняться как в ту, так и в другую сторону. Что наиболее существенно, эти барьеры нельзя преодолеть за счет наращивания возможностей аппаратуры.

    Системы же на основе серверов баз данных могут поддерживать тысячи пользователей и сотни ГБ информации - дайте им только соответствующую аппаратную платформу.

    Безопасность

    Сервер баз данных предоставляет мощные средства защиты данных от несанкционированного доступа, невозможные в настольных СУБД. При этом, права доступа администрируются очень гибко - до уровня полей таблиц. Кроме того, можно вообще запретить прямое обращение к таблицам, осуществляя взаимодействие пользователя с данными через промежуточные объекты - представления и хранимые процедуры. Так что администратор может быть уверен - никакой слишком умный пользователь не прочитает то, что ему читать неположено.

    Гибкость

    В приложении, работающем с данными, можно выделить три логических слоя:

    пользовательского интерфейса;

    правил логической обработки (бизнес-правил);

    управления данными (не следует только путать логические слои с физическими уровнями, о которых речь пойдет ниже).

    Как уже говорилось, в файл-серверной архитектуре все три слоя реализуются в одном монолитном приложении, функционирующем на рабочей станции. Поэтому изменения в любом из слоев приводят однозначно к модификации приложения и последующему обновлению его версий на рабочих станциях.

    В двухуровневом клиент-серверном приложении, показанном на рис. 1, как правило, все функции по формированию пользовательского интерфейса реализуются на клиенте, все функции по управлению данными - на сервере, а вот бизнес-правила можно реализовать как на сервере используя механизмы программирования сервера (хранимые процедуры, триггеры, представления и т.п.), так и на клиенте. В трехуровневом приложении появляется третий, промежуточный уровень, реализующий бизнес-правила, которые являются наиболее часто изменяемыми компонентами приложения (см. рис. Трехуровневая модель клиент-серверного приложения)

    Наличие не одного, а нескольких уровней позволяет гибко и с минимальными затратами адаптировать приложение к изменяющимся требованиям бизнеса.

    Попробуем все вышеизложенное проиллюстрировать на маленьком примере. Предположим, в некоей организации изменились правила расчета заработной платы (бизнес-правила) и требуется обновить соответствующее программное обеспечение.

    1) В файл-серверной системе мы "просто" вносим изменения в приложение и обновляем его версии на рабочих станциях. Но это "просто" влечет за собой максимальные трудозатраты.

    2) В двухуровневой клиент-серверной системе, если алгоритм расчета зарплаты реализован на сервере в виде правила расчета зарплаты, его выполняет сервер бизнес-правил, выполненный, например, в виде OLE-сервера, и мы обновим один из его объектов, ничего не меняя ни в клиентском приложении, ни на сервере баз данных.

    Этапы построения клиент-серверной системы.

    Предположим, Вы сегодня используете приложение, реализованное в файл-серверной архитектуре, средствами, Microsoft Access, и думаете о его развитии. Можно рассмотреть следующие шаги.

    1.Перенести базу данных на Microsoft SQL Server, сохранив интерфейс и логику работы неизменной. Вы при этом не будете использовать все преимущества архитектуры клиент-сервер, но можете быть спокойны за надежность хранения ваших данных.

    2.Разработать полноценное двухуровневое клиент-серверное приложение, используя все ту же связку Access - SQL Server, которая работает очень хорошо. Делать это можно, например, постепенно меняя отдельные компоненты приложения, полученного на шаге 1. Альтернативой может быть разработка полностью нового приложения с использованием в качестве клиента Visual Basic, Delphi или любого другого из десятков имеющихся инструментов.

    3.Если Вы планируете серьезный рост Вашей организации, то использование трехуровневой архитектуры позволит Вам более гибко распределять растущую нагрузку между серверами и минимизировать затраты на сопровождение и развитие системы.

    Надеемся, что эта статья дала Вам общее представление об архитектуре клиент-сервер и ее преимуществах. В следующих номерах мы планируем подробнее рассказать о Microsoft SQL Server и построении систем на его основе.

    Департамент общего и профессионального образования Брянской области

    Государственное образовательное учреждение

    Клинцовский текстильный техникум

    ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

    Технология «Клиент – сервер»

    Студент гр. А-90______________________(Петроченко А.О.)

    Преподаватель _______________________ (Широкова А.Л.)

    Клинцы – 2011

    1. Серверы. Основные понятия серверов

    2. Модель клиент-сервер

    3. Классификация стандартных серверов

    4. Вывод

    1. Серверы. Основные понятия серверов

    Сервер (от англ. server, обслуживающий). В зависимости от предназначения существует несколько определений понятия сервер.

    1. Сервер (сеть) - логический или физический узел сети, обслуживающий запросы к одному адресу и/или доменному имени (смежным доменным именам), состоящий из одного или системы аппаратных серверов, на котором выполняются один или система серверных программ

    2. Сервер (программное обеспечение) - программное обеспечение, принимающее запросы от клиентов (в архитектуре клиент-сервер).

    3. Сервер (аппаратное обеспечение) - компьютер (или специальное компьютерное оборудование) выделенный и/или специализированный для выполнения определенных сервисных функций.

    3. Сервер в информационных технологиях - программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам.

    Взаимосвязь понятий. Серверное приложение (сервер) запускается на компьютере, так же называемом "сервер", при этом при рассмотрении топологии сети, такой узел называют "сервером". В общем случае может быть так, что серверное приложение запущено на обычной рабочей станции, или серверное приложение, запущенное на серверном компьютере в рамках рассматриваемой топологии выступает в роли клиента (т.е. не является сервером с точки зрения сетевой топологии).

    2. Модель клиент-сервер

    Клиент-серверная система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов - клиента и сервера, которые, в общем случае, могут выполняться на разных компьютерах, обмениваясь данными по сети.

    Процессы, реализующие некоторую службу, например службу файловой системы или базы данных, называются серверами (servers). Процессы, запрашивающие службы у серверов путем посылки запроса и последующего ожидания ответа от сервера, называются клиентами (clients) .

    По такой схеме могут быть построены системы обработки данных на основе СУБД, почтовые и другие системы. Мы будем говорить о базах данных и системах на их основе. И здесь удобнее будет не просто рассматривать клиент-серверную архитектуру, а сравнить ее с другой - файл-серверной.

    В файл-серверной системе данные хранятся на файловом сервере (например, Novell NetWare или Windows NT Server), а их обработка осуществляется на рабочих станциях, на которых, как правило, функционирует одна из, так называемых, "настольных СУБД" - Access, FoxPro, Paradox и т.п..

    Приложение на рабочей станции "отвечает за все" - за формирование пользовательского интерфейса, логическую обработку данных и за непосредственное манипулирование данными. Файловый сервер предоставляет услуги только самого низкого уровня - открытие, закрытие и модификацию файлов. Обратите внимание - файлов, а не базы данных. Система управления базами данных расположена на рабочей станции.

    Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается несколько независимых и несогласованных между собой процессов. Кроме того, для осуществления любой обработки (поиск, модификация, суммирование и т.п.) все данные необходимо передать по сети с сервера на рабочую станцию (см. рис. Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей)


    Рис. Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей

    В клиент-серверной системе функционируют (как минимум) два приложения - клиент и сервер, делящие между собой те функции, которые в файл-серверной архитектуре целиком выполняет приложение на рабочей станции. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер баз данных, в качестве которого может выступать Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase и т.п..

    Формированием пользовательского интерфейса занимается клиент, для построения которого можно использовать целый ряд специальных инструментов, а также большинство настольных СУБД. Логика обработки данных может выполняться как на клиенте, так и на сервере. Клиент посылает на сервер запросы, сформулированные, как правило, на языке SQL. Сервер обрабатывает эти запросы и передает клиенту результат (разумеется, клиентов может быть много).

    Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается один процесс. При этом, обработка данных происходит там же, где данные хранятся - на сервере, что исключает необходимость передачи больших объемов данных по сети.

    Что дает архитектура клиент-сервер?

    Посмотрим на данную архитектуру с точки зрения потребностей бизнеса. Какие же качества привносит клиент-сервер в информационную систему?

    Надежность

    Сервер баз данных осуществляет модификацию данных на основе механизма транзакций, который придает любой совокупности операций, объявленных как транзакция, следующие свойства:

    • атомарность - при любых обстоятельствах будут либо выполнены все операции транзакции, либо не выполнена ни одна; целостность данных при завершении транзакции;
    • независимость - транзакции, инициированные разными пользователями, не вмешиваются в дела друг друга;
    • устойчивость к сбоям - после завершения транзакции, ее результаты уже не пропадут.

    Механизм транзакций, поддерживаемый сервером баз данных, намного более эффективен, чем аналогичный механизм в настольных СУБД, т.к. сервер централизованно контролирует работу транзакций. Кроме того, в файл-серверной системе сбой на любой из рабочих станций может привести к потере данных и их недоступности для других рабочих станций, в то время, как в клиент-серверной системе сбой на клиенте, практически, никогда не сказывается на целостности данных и их доступности для других клиентов.

    Масштабируемость

    Масштабируемость - способность системы адаптироваться к росту количества пользователей и объема базы данных при адекватном повышении производительности аппаратной платформы, без замены программного обеспечения.

    Общеизвестно, что возможности настольных СУБД серьезно ограничены - это пять-семь пользователей и 30-50 Мб, соответственно. Цифры, разумеется, представляют собой некие средние значения, в конкретных случаях они могут отклоняться как в ту, так и в другую сторону. Что наиболее существенно, эти барьеры нельзя преодолеть за счет наращивания возможностей аппаратуры.

    Системы же на основе серверов баз данных могут поддерживать тысячи пользователей и сотни ГБ информации - дайте им только соответствующую аппаратную платформу.

    Безопасность

    Сервер баз данных предоставляет мощные средства защиты данных от несанкционированного доступа, невозможные в настольных СУБД. При этом, права доступа администрируются очень гибко - до уровня полей таблиц. Кроме того, можно вообще запретить прямое обращение к таблицам, осуществляя взаимодействие пользователя с данными через промежуточные объекты - представления и хранимые процедуры. Так что администратор может быть уверен - никакой слишком умный пользователь не прочитает то, что ему читать неположено.

    Гибкость

    В приложении, работающем с данными, можно выделить три логических слоя:

    • пользовательского интерфейса ;
    • правил логической обработки (бизнес-правил);
    • управления данными (не следует только путать логические слои с физическими уровнями, о которых речь пойдет ниже).

    Как уже говорилось, в файл-серверной архитектуре все три слоя реализуются в одном монолитном приложении, функционирующем на рабочей станции. Поэтому изменения в любом из слоев приводят однозначно к модификации приложения и последующему обновлению его версий на рабочих станциях.

    В двухуровневом клиент-серверном приложении, показанном на рисунке выше, как правило, все функции по формированию пользовательского интерфейса реализуются на клиенте, все функции по управлению данными - на сервере, а вот бизнес-правила можно реализовать как на сервере используя механизмы программирования сервера (хранимые процедуры, триггеры, представления и т.п.), так и на клиенте.

    В трехуровневом приложении появляется третий, промежуточный уровень, реализующий бизнес-правила, которые являются наиболее часто изменяемыми компонентами приложения (см. рис. Трехуровневая модель клиент-серверного приложения )

    Рис. Трехуровневая модель клиент-серверного приложения

    Наличие не одного, а нескольких уровней позволяет гибко и с минимальными затратами адаптировать приложение к изменяющимся требованиям бизнеса.

    Попробуем все вышеизложенное проиллюстрировать на маленьком примере. Предположим, в некоей организации изменились правила расчета заработной платы (бизнес-правила) и требуется обновить соответствующее программное обеспечение.

    1) В файл-серверной системе мы "просто" вносим изменения в приложение и обновляем его версии на рабочих станциях. Но это "просто" влечет за собой максимальные трудозатраты.

    2) В двухуровневой клиент-серверной системе, если алгоритм расчета зарплаты реализован на сервере в виде правила расчета зарплаты, его выполняет сервер бизнес-правил, выполненный, например, в виде OLE-сервера, и мы обновим один из его объектов, ничего не меняя ни в клиентском приложении, ни на сервере баз данных.