Hi fi стандарты и их описание. «Рабочие лошадки» Hi-Fi: собираем бюджетную систему. Современные форматы и продолжение обмана

Компьютер Выбрать кабель Выбрать кабель Выбрать кабель Выбрать кабель Выбрать кабель ЦАП Усилитель для наушников Наушники Стереоусилитель Акустическая система Активная акустика

Кабель акустический готовый

Для подключения акустических систем к стереоусилителю используются специальные акустические кабели. Обратите внимание на разъёмы, которыми оборудованы ваши громкоговорители. Как правило, это разъёмы типа "банан" или "лопатка". Учитывайте это при выборе кабеля. Правда, большинство акустических систем и усилителей оборудованы универсальными клеммами.

Кабель акустический в нарезку

Если хотите, можете купить провода без разъёмов и изготовить кабель самостоятельно. Для этого у нас есть всё необходимое. Иногда акустические кабели используют без разъёмов, если это позволяют клеммы усилителя и акустики. Но мы настоятельно рекомендуем использовать кабели с разъёмами, так как это может значительно улучшить контакт, и, как следствие, звучание.

Кабель USB

Для соединения компьютера и внешнего ЦАПа используется USB кабель типа USB-A Plug - USB-B Plug, при этом разъём типа A подключается к компьютеру, а разъём типа B - к ЦАПу. Это совершенно типичное подключение компьютера к внешним устройствам по USB интерфейсу.

Внешний ЦАП и усилитель для наушников соединяются межблочным кабелем с разъёмами RCA. Не забывайте, что от выбранного вами кабеля может зависеть качество звука, и, как следствие, ваши впечатления от прослушивания. Кроме того, вы можете приобрести .

Кабель межблочный аналоговый RCA

Передать сигнал с внешнего ЦАПа на стереоусилитель вы сможете при помощи межблочного аналогового кабеля с разъёмами RCA. Сэкономив на таком кабеле, вы можете значительно потерять в качестве звучания.

Кабель межблочный аналоговый RCA

Практически любые модели активных акустических систем можно подключить к внешнему ЦАПу межблочным аналоговым кабелем с разъёмами RCA.

Кабель miniJack-2RCA

В некоторых случаях может понадобиться кабель mini-jack - RCA. Выбирайте необходимый кабель исходя из особенностей вашей акустики и ЦАПа.

Как выбрать

Сегодня персональный компьютер или ноутбук часто используется в качестве музыкального источника. Но всё большее число людей соглашается с тем, что, для получения действительно впечатляющего звука, недостаточно просто подключить к ПК стандартную компьютерную акустику. А, между тем, собрать Hi-Fi систему на базе ПК не так сложно.

Встроенная звуковая карта даже очень дорогого компьютера не сможет обеспечить достойного качества звучания, потому прежде всего следует выбрать цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) . Он возьмёт на себя функции внешней звуковой карты. Если вы планируете слушать музыку, используя наушники , обязательно дополните систему усилителем для наушников . Заметим, что существуют

Определённого ответа на этот вопрос у народа нет, а те, что есть изобилуют словами «дорого» или «круто». Это конечно не ответ, но и технический термин тому, что такое Hi-Fi не чёткого объяснения тоже даёт. Аббревиатура Hi-Fi - High Fidelity ("высокая верность") - является знаком «звукового качества» с 70-х годов прошлого столетия и сегодня практически потеряла свою актуальность. И произошло это не потому, что все производители стали делать высококлассные высокотехнологические продукты. Просто диапазон воспроизводимых акустической системой частот от 20 Гц до 20 КГц, и 3 % коэффициента нелинейных искажений – не гарантия ее качественного звука

Что такое Hi-Fi?

Сегодня никого не удивляет, и особо не радует лейбл "Hi-Fi" на передней панели аудиотехники. Произошло это не потому, что техника обладающая выкококачественным звучанием стала массовой, а технологический уровень разработчиков поднялся на невиданные ранее высоты. Просто произошла дискредитация формата, а стандарт Hi-Fi теперь является не столь техническим форматом, сколько торговой маркой. Современные микросхемы с легкостью позволяют технике воспроизводить частотный диапазон от 20 герц, до 20 килогерц, однако конструкции и материалы акустических систем идущих под маркой Hi-Fi, порой просто несовместимы с качественным звуком. Такие системы, а их на рынке львиная доля, порой даже с мультимедийными задачами справляются не в полном объёме. Дело дошло до того, что многие производители настоящего Hi - Fi стараются сегодня для определения качества звука использовать другие слова, например «высококачественный» или «высокоточный». Так как же определить для себя, что такое настоящий Hi-Fi и что такое ненастоящий?

Кроме диапазона воспроизводимых частот формат Hi-Fi ничего больше и не регулирует

Классификация Hi-Fi

Итак, если вы решили обзавестись настоящим Hi - Fi -комплектом, то вам изначально необходимо определить задачи, которые будут поставлены перед вашей будущей системой. Это первый шаг на пути к выбору конечных компонентов. По параметру задач Hi - Fi -техника делится всего на два типа: прослушивание музыки и кинотеатральные задачи. Кто-то спросит: «А разве нельзя послушать музыку на крутом домашнем кинотеатре»?Разумеется, можно, но раз мы решили говорить о высококачественном воспроизведении различного контента, то без разделенияне обойтись! Ведь недаром сегодня выходят новые модели стереоусилителей (да-да, просто стерео!), стоящих, порой, как 10 кинотеатральных « Hi - Fi -комплектов» вместе взятых.Это плата за нюансы, за возможность «потрогать звук», «увидеть», как дирижер взмахнул палочкой. Даже очень дорогие и высококлассные кинотеатральные ресиверы таких тонкостей не передадут. Не потому, что они плохи, а потому, что работа у них другая – они профессионалы в своём деле.

Hi-Fi и не Hi-Fi

Сейчас всё большую популярность набирают кинотеатральные комплекты, поставляемые как «всё в одном». За не самую большую сумму (до 1000 американских долларов) нам предлагают DVD - проигрыватель, как правило, с уже встроенным многоканальным усилителем, полный комплект акустики. Отнести такой комплект к Hi - Fi можно только номинально, о чём уже говорилось в начале статьи, – его характеристики просто вписываются в параметры воспроизводимых частот. Но любая высококлассная техника столько стоить не может по определению. Если вы хотите получить звук на высоком уровне, то будьте готовы выложить от 500 до 1000 долларов минимум за каждый компонент системы (проигрыватель CD или DVD , предусилитель, усилитель или ресивер, комплект акустики).

Hi-Fi –бренды

Надо знать также, и своих «героев» – фирмы, которые специализируются на производстве высококлассной техники, они, кроме как настоящего Hi - Fi , не производят ничего, поэтому им доверять в большинстве случаев можно. Назвать можно, например, B & W , производящую акустические системы, или Onkyo , изготовляющую высококлассные компоненты. Не надо расстраиваться и в том случае, если вы не готовы потратить около 4000 долларов за право слушать музыку. Многие компании, не имеющие узкой специализации, тоже производят компоненты Hi - Fi и даже, иногда, весьма удачные. Например, в своё время акустические системы серии CB-CD 120 от Technics стали хитом благодаря сочетанию не самой высокой цены и очень хорошего качества звучания.

Ведущие производители Hi-Fi-компонентов

Бренды Hi-Fi Компонент Cтрана Класс техники
B&W акустические системы Великобритания Элит-класс
Cambridge Audio Усилители мощности, Проигрыватели CD и DVD Великобритания Элит-класс
Dali акустические системы Дания Элит-класс
Denon ресиверы Япония *
Harman/Kardon AV ресиверы США *
Hitachi DVD проигрыватели Hitachi Япония *
Infinity акустические системы США Элит-класс
M&K Сабвуферы США *
Magnat Комплекты акустики для домашних кинотеатров Германия Элит-класс
Marantz Япония Элит-класс
Mirage акустические системы Канада Элит-класс
NAD CD и DVD проигрыватели, усилители мощности, AV-ресиверы Великобритания Элит-класс
Onkyo Процессоры, усилители мощности, AV-ресиверы Япония Элит-класс

* – имеет в линейке модельные ряды с демократичным уровнем цен

Дизайн или звук

Однако, надо заметить, что даже именитые бренды в последнее время ради погони за покупателем стали изготавливать модели так называемого Life Style -класса, или, если говорить по-русски,«дизайнерские». В большей степени это относится к акустическим системам, и тут надо помнить, что изысканные узенькие сателлиты с динамиками не больше, чем у хороших наушников, могут прекрасно вписаться в ваш интерьер, однако вряд ли доставят вам удовольствие от качественного звука. А потому подбирать акустику под обстановку, безусловно, нужно, но помня законы «хорошего звука».

В Hi-Fi всегда так – или красиво или качественно

Hi-Fi и Hi-End

Говоря о высококлассной технике, нельзя не упомянуть о Hi - End . Если переводить на родной язык, то получится что-то вроде «дальше некуда». И действительно, в этом классе техники границ почти не существует - как по фантазии разработчика, так и по ценам на такую аппаратуру. «Простой» усилитель класса Hi - End может стоить десятки тысяч долларов. Такой же порядок цен относится ко всему, связанному с этой техникой. Взять хотя бы блок питания. В Hi - End он должен соответствовать очень высоким требованиям и его стоимость нередко достигает 5000 условных единиц. Надо отметить, что, в отличие от традиционного Hi - Fi , где производители как раз борются за отсутствие окраски звука и максимально точную передачу звучания, в Hi - End действуют несколько иные правила. Здесь свой характер имеет не только каждая модель, а даже каждый её экземпляр. Эта техника чем-то сродни старинным музыкальным инструментам и порой ламповый усилитель Hi - End -класса можно смело ассоциировать со скрипкой Страдивари.

Нельзя забывать и о том, что техника - это ещё не всё, и для успешного результата необходима грамотно проведённая инсталляция (установка), потому что если при каждом ударе барабана вы будете заодно прослушивать дребезг оконного стекла и звон хрусталя в серванте, то восприятие будет смазано чрезвычайно. Сюда же можно отнести и соединительные кабели, и акустические провода, соединяющие вашу систему, – плохой провод может перечеркнуть все старания и высокие затраты на приобретение акустики и компонентов. Сегодняшней статьёй мы хотели просто осветить сами «стандарты» высококлассной звуковой техники. В дальнейшем мы опишем принципы построения Hi - Fi -комплектов, а также то, на что нужно обратить внимание при их покупке и установке.


Как мы характеризуем звучание hi-fi? Большинство аудиофилов, скорее всего, скажут, что мы пытаемся воспроизводить звучание как можно более близкое к звучанию оригинала. Поэтому, если вы закрываете глаза, то можете вообразить, что слышите реальный звук.

То, насколько близко можно подойти к реальному звучанию, зависит не только от качества громкоговорителей и электроники, но также и от фундаментальных ограничений стереофонического и многоканального форматов, используемых в настоящее время. Хорошая система в хорошей комнате для прослушивания способна создавать абсолютно убедительную иллюзию реального звучания. Именно такого эффекта необходимо было достичь с естественно записанной акустической музыкой.

Мы стараемся сохранить естественную тональность инструментов и голосов, их относительное расположение в пространстве, а также обеспечить точность воспроизведения в широком динамическом диапазоне. Легче всего достичь этого с камерными ансамблями и солистами, когда помещение прослушивания не слишком отличается по размеру от помещения, в котором производилась запись.

Гораздо сложнее сделать это с большим оркестром, так как в этом случае потребуется создать иллюзию пространства концертного зала в комнате весьма скромных размеров. Конечно же, необходимо принимать во внимание, что инженер звукозаписи учитывает это в своей работе. Поэтому при прослушивании классической и акустической музыки с помощью акустических систем класса «hi-fi» главным вопросом, который мы себе задаем, является: «Это звучание реальное?»

Для студий, записывающих рок или поп-музыку, ситуация немного отличается. Эта музыка создается в студии звукозаписи, и её баланс достигается электронным способом в зависимости от того, как она звучит во время воспроизведения через мониторы в аппаратной студии. Если студия спроектирована правильно, то запись, хорошо звучащая из мониторов аппаратной, будет так же хорошо звучать и при воспроизведении на домашней аудиосистеме в типовой комнате. Подобные записи не имеют такого же эталонного звучания, какое имеет акустическая музыка. Мы полагаемся на то, что звукорежиссёр создает разумно сбалансированную фонограмму, которая будет правильно воспроизводиться типовой домашней аудиосистемой. Сохраняется общее стремление записывать источники звука так, как они звучат в естественном виде, например, электрогитару с усилителем, однако всё чаще для улучшения того, что было записано в студии, используются электронные эффекты.

Например, при студийной записи джазового ансамбля инженер звукозаписи обычно располагает микрофоны рядом с разными группами инструментов с тем, чтобы затем свести их вместе в одной ровной гармоничной фонограмме. Одна группа может записываться «ярко» звучащим микрофоном (или в ярко звучащем месте), а другая с немного другими характеристиками, что помогает свести их вместе с наиболее приятным совместным звучанием, даже если их индивидуальное звучание может в чем-то отличаться от того, что можно услышать, сидя прямо перед ними.

Таким образом, необходимо помнить, что запись не всегда отражает реальное звучание, и учитывать это при использовании студийных записей для оценки качества звучания акустических систем.

Что же касается звуковых дорожек кинофильмов, нужно быть также очень внимательным, так как они чаще гораздо ближе к «эффектам», чем к реальности. При этом качество звучания голосов часто страдает из-за методов их записи и последующей обработки. Однако, как и в случае других жанров, мы собираем вместе записи, которые затем используются как единое целое, и это скажет нам то, что мы должны знать о работе акустических систем.

В повседневной жизни мы часто используем иностранные слова, не задумываясь об их содержании. Одним из таких терминов является Hi-Fi. Мы говорим: «Hi-Fi аппаратура», «Hi-Fi индустрия» и даже «все будет Hi-Fi». При этом всегда подразумевается нечто качественное, серьезное, но при этом вполне доступное, если поднакопить деньжат. Так что же такое Hi-Fi на самом деле?

Сокращение Hi-Fi получено от английских слов High Fidelity. Дословный перевод этого выражения – «высокая верность». Обратите внимание на слово «верность». Используется именно оно, а не «точность» (precision) или «четкость» (definition). Речь идет о том, чтобы звуковая и визуальная информация до слушателя доходила верно, то есть подразумевается целый комплекс характеристик, обуславливающих передачу сигнала с малыми искажениями. Для сравнения, термин «высокая четкость» (high definition) также существует и сейчас активно используется при продвижении тех или иных продуктов. Но обозначает он только одну сторону вопроса качественного воспроизведения видео – количество строк в изображении. Однако, если мы разложим изображение на большее число строк, чем обычно, но, скажем, не обеспечим качественное воспроизведение цветов, то это не будет верной передачей.

Проблемой оценки верности звуковоспроизведения люди интересовались еще на заре звукозаписи. В XIX веке считалось, что запись сделана с высоким качеством, если собака узнает голос своего хозяина, воспроизводимый на граммофоне. Вот почему в 1899 году собака, сидящая у граммофона, стала эмблемой звукозаписывающей компании EMI.

Термин High Fidelity появился в 50-х годах XX века. Те времена были переломными для индустрии бытовой аппаратуры. Пластинки на 78 об/мин, характеризующиеся высоким уровнем шума, уступили свое место виниловым дискам. Делаются первые опыты в области стереофонической записи. Появляются первые бытовые магнитофоны. Развивается радиовещание в FM-диапазоне, обеспечивающее более высокое качество звука по сравнению с AM-станциями. Но обычным пользователям во всем этом многообразии новинок было разобраться трудно, и тогда придумали термин, обозначающий аппаратуру, воспроизводящую звук лучше, чем раньше. Обратим внимание, что сначала High Fidelity относилось только ко звуку.

В 60-х – 70-х годах бытовая аппаратура значительно усовершенствовалась и устройства, обеспечивающие вполне приемлемое качество звука, стали массовыми. Тогда возникла необходимость отделить «очень хорошую» аппаратуру от «просто хорошей». В 1973 году западногерманский институт стандартизации DIN создал стандарт DIN 45000, в котором впервые были сформулированы требования к аппаратуре класса High Fidelity. Полностью приводить этот стандарт мы здесь не будем, в качестве примера приведем лишь нормы на усилитель. Для того, чтобы усилитель можно было отнести к классу High Fidelity, диапазон воспроизводимых частот должен лежать в пределах от 40 Гц до 16 кГц при неравномерности АЧХ не более +/- 1,5 дБ. Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне 40 – 12500 Гц не должен превышать 1%. Конечно, у кого-то эти параметры могут вызвать улыбку.Намного более высокие показатели можно найти сейчас даже у самой дешевой аппаратуры. Но не будем забывать, что DIN 45000 описывал характеристики, измеряемые жестко определенным способом. А производители дешевой аппаратуры нередко измеряют параметры своей продукции в режимах, не имеющих ничего общего с реальными условиями эксплуатации и получают при этом высокие показатели, хотя на самом деле качество звука не очень хорошее. Если честно мерить по DIN 45000, то даже в наши дни очень немногие образцы аппаратуры будут соответствовать этому стандарту.

В 70-е годы появляются первые бытовые видеомагнитофоны и проигрыватели лазерных видеодисков (LD). Тогда же, в 70-х годах, термин High Fidelity сокращается до аббревиатуры Hi-Fi.

Появление бытовой видеоаппаратуры привело к распространению термина Hi-Fi и на видео. Однако, для видео ничего подобного стандарту DIN 45000 создано не было. Поэтому использование понятия Hi-Fi применительно к видео носит произвольный характер, каждый при этом понимает свое. Иногда подразумевается, что аудио-видео система соответствует требованиям Hi-Fi, если звуковое сопровождение в ней соответствует этому стандарту.

В 80-х годах термин Hi-Fi, можно сказать, зажил своей жизнью, не связанной напрямую со стандартом DIN 45000. Так стали обозначать все, что обеспечивает высокое качество звука и изображения. Кстати, стандарт DIN 45000 сохранился до наших дней, но, как уже отмечалось, далеко не каждый производитель возьмет на себя смелость использовать его.

Дело дошло до того, что в понятие Hi-Fi те или иные группы пользователей стали вкладывать каждый свое. Например, иногда Hi-Fi обозначают стереофонические аудиосистемы в противовес домашним кинотеатрам. Дело в том, что в многоканальном домашнем кинотеатре требования к качеству звука несколько ниже, чем в стереофонической аудиосистеме. Когда пользователь захвачен происходящим на экране действием, то он не замечает некоторых огрехов в звуке. С другой стороны, задача создания пространственной звуковой картины с использованием только двух колонок предъявлет более высокие требования к аппаратуре, чем при использовании многоканальной системы. Другой вариант использования термина Hi-Fi – использование источника сигнала, не подразумевающего сжатие – CD, «винил» - в противовес MP3 и подобным ему форматам.

В общем, под термином Hi-Fi в наше время нужно понимать аппаратуру, обеспечивающую высокую верность воспроизведения путем использования современных технологий, пригодных для крупносерийного производства. Когда речь заходит об индивидуальной сборке и настройке, широком использовании драгоценных металлов и особых сплавов, а также об особенностях воспроизведения, которые не могут быть описаны математическим формулами, тут уже начинается High End. Но это тема для отдельной статьи.

Люди долгое время шли к идеальному звуку - от первого фонографа Томаса Эдисона до сегодняшних записей в lowless-качестве - и добились своего. Великолепное звучание любимых песен без искажений и посторонних шумов можно слушать дома уже как минимум несколько десятилетий. Техника воспроизведения, усиления, сами носители и акустика достигли невероятных высот качества, а производители стараются найти еще хоть что-то, что может положительно повлиять на звук.

Hi-Fi

Системы Hi-Fi (сокращение от High Fidelity - высокая точность) стали для большинства синонимом высочайшего качества звука. И это вовсе не удивительно: вся аппаратура соответствует стандартам DIN 45500 и IEC 60581 - это широкий диапазон амплитудно-частотных характеристик, уровень шума и низкий коэффициент нелинейных искажений. Такие жесткие рамки позволили производителям вести честную конкуренцию, однако в погоне за клиентами многие стараются удешевить производство, используя недорогие материалы: вместо натурального дерева в ход идет ДСП, а процессоры обработки звука в ресиверах используются от моделей предыдущих лет.

Стоит понимать, что сегмент Hi-Fi-техники рассчитан на массового потребителя, привыкшего к звуку автомагнитолы по пути на работу и бубнению старенькой магнитолы на кухне, но желающего чего-то большего. На апаратуре Hi-Fi-уровня звуки обретают очертание, раскрываются, а чистота записи сначала шокирует - все это создает непередаваемый эффект. Возвращаться в мир хрипящего радио уже не хочется, человек попадает в завивсимость от качественного звука.

Правила инсталляции компонентов Hi-Fi

Все элементы обычно выполнены в современном стиле и отлично впишутся практически в любой интерьер, кроме совсем уж вычурного и пестрого барокко. Традиционно они имеют прямоугольную форму и сочетаются между собой, даже если произведены разными вендорами. Нейтральные тона, минимум украшений - один внешний вид уже способен рассказать всем о музыкальных предпочтениях владельца. Лучше всего эта техника раскрывает себя на классических произведениях, джазе, роке.

Обилие мебели и элементов интерьера может заметно ухудшить качество звучания - звук будет отражаться от множества поверхностей, потеряет целостность.

Идеальный вариант размещения - гостиная или кабинет. Из Hi-Fi-компонентов можно собрать великолепный домашний кинотеатр, который затмит звучанием любой кинозал.

Hi-End

С техникой Hi-End-класса все намного сложнее. Здесь вопрос цены стоит, наверное, на самом последнем месте. Это скорее произведения искусства, чем компоненты для прослушивания музыки. Вся Hi-End-техника прекрасна как изнутри, так и снаружи. Здесь не действуют стандарты и объективные измерения - такой звук оценивается с точки зрения его приятности, «ламповости», «теплоты» и еще миллиона других факторов, понятных порой только самим аудиофилам.

Чтобы приобщиться к миру идеального звука, недостаточно иметь хороший слух, нужно еще обладать хорошим доходом - цены на компоненты измеряются десятками тысяч долларов. Сложно сказать, насколько лучше золотой кабель с тройным экранированием передает цифровой сигнал из нулей и единичек, но специалисты и аудиофилы склоняются к единому мнению: Hi-End - единственно возможный вариант прослушивания музыки для тех, кому медведь не наступил на ухо.

Стоит согласиться: по частотным характеристикам или другим параметрам в тестах эта аппаратура может показать себя хуже бюджетного Hi-Fi-сегмента, но при прослушивании вам откроется невероятная глубина музыки и звуки, которых вы ни разу не слышали, хотя знаете композицию наизусть - это действительно стоит своих денег.

Правила инсталляции компонентов Hi-End

В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах - пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка.

Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты - в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

Можно сказать, что Hi-End - это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель - все меркнет перед погоней за идеальным звуком.