Что такое HTML5. HTML5 – новый подход к разметке: мультимедиа внутри. В чём разница между локальным хранилищем и cookies

Последнее обновление: 08.04.2016

HTML (HyperText Markup Language) представляет язык разметки гипертекста, используемый преимущественно для создания документов в сети интернет. HTML начал свой путь в начале 90-х годов как примитивный язык для создания веб-страниц, и в настоящий момент уже трудно представить себе интернет без HTML. Подавляющее большинство сайтов так или иначе используют HTML.

В 2014 году официально была завершена работа над новым стандартом - HTML5, который фактически произвел революцию, привнеся в HTML много нового.

Что именно привнес HTML5?

    HTML5 определяет новый алгоритм парсинга для создания структуры DOM

    добавление новых элементов и тегов, как например, элементы video , audio и ряд других

    переопределение правил и семантики уже существовавших элементов HTML

Фактически с добавлением новых функций HTML5 стал не просто новой версией языка разметки для создания веб-страниц, но и фактически платформой для создания приложений, а область его использования вышла далеко за пределы веб-среды интернет: HTML5 применяется также для создания мобильных приложений под Android, iOS, Windows Mobile и даже для создания десктопных приложений для обычных компьютеров (в частности, в ОС Windows 8/8.1/10).

В итоге, как правило, HTML 5 применяется преимущественно в двух значениях:

    HTML 5 как обновленный язык разметки гипертекста, некоторое развитие предыдущей версии HTML 4

    HTML 5 как мощная платформа для создания веб-приложений, которая включает не только непосредственно язык разметки гипертекста, обновленный HTML, но и язык программирования JavaScript и каскадные таблицы стилей CSS 3.

Кто отвечает за развитие HTML5? Этим занимается World Wide Web Consortium (сокращенно W3C - Консорциум Всемирной Паутины) - независимая международная организация, которая определяет стандарт HTML5 в виде спецификаций. Текущую полную спецификацию на английском языке можно посмотреть по адресу https://www.w3.org/TR/html5/ . И надо отметить, что организация продолжает работать над HTML5, выпуская обновления к спецификации.

Поддержка браузерами

Надо отметить, что между спецификацией HTML5 и использованием этой технологии в веб-браузерах всегда был разрыв. Большинство браузеров стало внедрять стандарты HTML5 еще до их официальной публикации. И к текущему моменту большинство последних версий браузеров поддерживают большинство функциональностей HTML5 (Google Chrome, Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Microsoft Edge). В то же время многие старые браузеры, как например, Internet Explorer 8 и более младшие версии, не поддерживают стандарты, а IE 9, 10 поддерживает лишь частично.

При этом даже те браузеры, которые в целом поддерживают стандарты, могут не поддерживать какие-то отдельные функции. И это тоже надо учитывать в работе. Но в целом с поддержкой данной технологии довольно хорошая ситуация.

Для проверки поддержки HTML5 конкретным браузером можно использовать специальный сервис http://html5test.com .

Необходимые инструменты

Что потребуется для работы с HTML5? В первую очередь, текстовый редактор, чтобы набирать текст веб-страниц на html. На данный момент наиболее популярным и продвинутым текстовым редактором является Notepad++ , который можно найти по адресу http://notepad-plus-plus.org/ . К его преимуществам можно отнести бесплатность, подсветка тегов html. В дальнейшем я буду ориентироваться именно на этот текстовый редактор.

Также стоит упомянуть кроссплатформенный текстовый редактор Visual Studio Code . Данный редактор обладает несколько большими возможностями, чем Notepad++, и кроме того, может работать не только в ОС Windows, но и в MacOS и в операционных системах на основе Linux.

И также потребуется веб-браузер для запуска и проверки написанных веб-страничек. В качестве веб-браузера можно взять последнюю версию любого из распространенных браузеров - Google Chrome, Mozilla Firefox, Microsoft Edge, Opera.

В последние несколько лет ведется активная разработка HTML5. Инновационный язык разметки гипертекста должен разом решить все проблемы и вопросы, связанные с проектированием и разработкой веб-сайтов.

Правда, до последнего момента так и не было заявлено о завершении работ и достижении успешного результата. Чтобы лучше понять, что такое HTML5, полезно обратиться к истории и проанализировать результаты предыдущих этапов поиска идеального кода. Несмотря на незаконченность работы, все больше появляется HTML5-сайтов.

HTML1 и HTML2

Первые версии были очень несовершенны, да к тому же не стандартизированы. Каждый дизайнер писал код, как ему казалось лучше. Поэтому сайты часто неадекватно отражались в разного типа браузерах. Поэтому от этих языков очень быстро отказались.

HTML3.0

Третья версия уже приобрела некий единообразный формат и позволяла делать сайты приличного качества. Однако были и серьезнейшие проблемы. Например, в HTML3 все форматирование и выравнивание делалось в рамках самого кода станицы.

На странице размещалась и графика и скрипты. Это сильно увеличивало вес веб-страниц и серьезно замедляло загрузку сайта. Постепенно представление о качественном сайте существенно расширилось. Потребовалась гораздо большая интерактивность и медийные возможности. Пользователи интернета стали гораздо более взыскательными к возможностям веб-проекта.

HTML4.1

Считается самым совершенным вариантом. Все внутреннее форматирование было вынесено в каскадные таблицы стилей, работающие по принципу стилей в MS Word. Кроме того, сами таблицы было принято выносить за пределы страниц и размещать в отдельных директориях. Введение в действие CSS привело к достижению соответствия внешнего вида страницы в браузере задумкам веб-мастера.

Отдельно стали располагаться графические и программные элементы. Все это привело к значительному снижению веса кода и ускорению работы сайтов. Людям такая ситуация понравилась и до сегодняшнего дня большая часть сайтов сделана именно на HTML4.1.

XHTML и DHTML

Довольно сомнительные попытки сделать сайты более стандартными и динамичными. Сложности кодирования и чрезмерная строгость языка не способствовали широкому распространению этих версий.

Истоки появления HTML5

Появились мобильные компьютеры, экраны стали сенсорными. При этом каждый производитель устанавливает на своих девайсах операционную систему собственной разработки. Пользователи привыкли пользоваться компьютерами не просто как электронной пишущей машинкой, а как многофункциональными медиа-развлекательными центрами. Общение по видеотелефонии через интернет стало массовым явлением.

Поэтому от нового кода требовались современные условия.

  1. Обеспечить кроссплатформенность, одинаковость отображения во всех типах браузеров.
  2. Сайт должен быть одинаково хорошо читаем в десктопах, смартфонах и планшетах любых производителей.
  3. Приспособленность к сенсорному управлению для мобильных компьютеров.
  4. Способность воспроизводить видео без помощи Flash–плейера. Многие планшеты вообще не поддерживают эту технологию.
  5. Возможность открывать документы разных форматов без дополнительных приложений, которые необходимо устанавливать на компьютер.
  6. Повысить быстродействие сайтов. Что особенно важно для мобильного интернета, который обеспечивает меньшую скорость.
  7. Сделать сайты динамичными и интерактивными. Современный пользователь желает общаться с интернет-ресурсом почти как с человеком.

Короче говоря – HTML5 должен удовлетворить самые изысканные вкусы пользователей и позволить разработчикам легко и просто делать великолепные веб-сайты.

Насколько успешно идут работы по созданию самого совершенного и стандартного языка гипертекста? Такие сайты действительно многое могут. Если у вас нет Flash-плейера, сайт сам это понимает и предлагает просматривать видео и слушать музыку с помощью своих возможностей.

HTML5–сайты на самом деле стали очень шустрыми. Что касается динамических возможностей и интерактивности, большинство пользователей интернета привыкли пользоваться всеми этими прекрасными вещами уже на подсознательном уровне.

Люди просто пользуются удобствами современных технологий, не вспоминая, что так было далеко не всегда. Вполне возможно, что затянувшаяся разработка HTML5 так никогда и не закончится.

Интернет и компьютеры так быстро совершенствуются, что достаточно тяжело предвидеть будущее. Возможно, появятся такие возможности компьютеров, о которых сегодня никто и не подозревает. Сегодня голосовой набор текста представляется почти чудом, а ведь специалисты прогнозируют, что буквально через пять лет никто не будет пользоваться клавиатурой и мышью. Возможно, компьютеры научатся читать мысли человека и понимать его желания.

В этой статье из раздела "для новичков" мы в простых словах поговорим о пятой версии языка HTML, которая в настоящее время находится в процессе разработки. Однако, несмотря на то, что HTML5 еще далек от совершенства, его работоспособность уже признана повсеместно.

Как известно, HTML (HyperText Markup Language ) - это язык разметки веб-страниц. Его главная задача - интерпретация передаваемой по сети информации в виде читабельного контента. Посредством HTML мы видим интернет именно таким, какой он есть на сегодняшний день, т.е. красивым, цветастым и многогранным. Ну а появление новой версии HTML - это бесспорно великое событие, которое еще долгое время будет будоражить умы интернет сообщества.

Давайте же, для начала, остановимся на отличиях пятой версии от четвертой - разумеется, сделаем мы это кратко, дабы уложиться в формат ликбезного материала.

Первым делом следует отметить тот факт, что HTML4 был полностью закончен в конце 90-х годов, а работа над HTML5 началась относительно недавно - где-то в 2005-м. Разработчики новой версии HTML основное внимание сконцентрировали на вопросе совместимости новинки со всеми популярными на сегодняшний день типами браузеров - как следствие, никаких сверх революционных перемен в плане демонстрации веб-страниц не произошло, но, зато, потенциальные способности отображения контента были расширенны.

К примеру, в HTML5 можно наблюдать определенное количество новых элементов - появились section, nav, header, article и footer . Напомним, что ранее существовал только один элемент - div . Стандартный img , теперь дополнен тэгами audio и video . Один из самых важных атрибутов id дополнен tabindex и repeat . Помимо этого полностью упраздняются давно вышедшие из моды элементы типа font, center и т.п.

Поскольку главный упор сделан именно на бесконфликтность новой версии языка с движками старых браузеров, то предусмотрена возможность полного игнорирования такими просмотрщиками правил отображения заданных в HTML5, что ни в коем случае не сказывается на качестве визуализации загруженного контента.

Теперь давайте немного остановимся на структуре и разметке языка HTML5.

Как известно, старая версия полностью опиралась на элемент div . Иными словами, все, что было связанно с сайдбарами, навигационными панелями, менюшками, разделами и т.п. подчинялось именно этому элементу. В HTML5 появились альтернативные варианты, что, вне всякого сомнения, сделало структуру веб-страницы более наглядной и функциональной.

  • header (не путаем с head) - можно задавать не только заголовок страницы, но и подзаголовки;
  • nav - элемент предназначен исключительно для ссылок навигации, что в высшей степени удобно при создании внутристраничной навигации по сайту, а так же и для межстраничных переходов.
  • section - данный элемент интерпретируется как секция общего пользования. Допустим, его можно использовать тогда, когда требуется в заранее определенном блоке текста задать специальный заголовок или параграф.
  • article - посредством этого элемента можно задать независимые зоны текстового наполнения страницы. К примеру, выделение важных публикаций из архива, трансляция текущих новостей, последние сообщения на форуме и т.д. и т.п. Помимо этого, элемент article можно использовать и в обычном режиме - т.е. определять им весь контент страницы.
  • footer - самый нижний элемент страницы или же "завершающий блок секции". Представляется в виде колонтитула. Там могут размещаться информационные сообщения касательно вышеопубликованного контета (например, копирайты) и т.п. вещи.
Теперь несколько слов про новшества, которые касаются элементов блокового уровня. Таких новшеств замечено несколько:
  • aside - этот контейнер можно использовать для материалов, которые считаются вспомогательными. К примеру, цитаты, сноски отделенные от основного повествования, колонки с пояснительным текстом и т.п.
  • dialog - контейнер, позволяющий красиво оформить диалог.
  • figure - контейнер, позволяющий описать любое графическое изображение с текстовой подписью.
А как насчет нескольких слов касательно мультимедийных элементов?

В принципе, уже давно ожидалось, что такие элементы рано или поздно появятся - и вот, на сегодняшний день, мы уже имеем video и audio . Основная задача этого новшества - более тесная интеграция мультимедийного контента с основной частью веб-страницы.

Другой момент - посредством этих элементов отпадает потребность в использовании сторонних продуктов (плагинов) для просмотра и прослушивания мультимедийного контента.

Касательно интерактива, HTML5 тоже не остался в долгу - тут тоже появились новые элементы. Вот некоторые из них:

  • details - посредством этого элемента можно паковать необязательную информацию.
  • datagrid - используется для демонстрации данных таблицы. От стандартных таблиц отличается тем, что посетитель страницы может самостоятельно управлять отображением информации, т.е. убирать таблицу, перемещать колонки и т.п.
  • menu, command - элементы, которые непосредственно относятся к визуальному представлению всех менюшек имеющихся на сайте.
Еще одно новшество - это элементы отвечающие за уровень текста. К примеру, в новой версии можно задавать такие параметры, как, скажем, прогресс какого-либо процесса (progress ), динамическое отображение времени (time ), дат и т.п.

Ну и в заключение парочка слов про новшества связанные с API!

Первым делом бросается в глаза расширение существующих DOM интерфейсов и добавление новых API - данные можно хранить в браузере, реализована технология Drag-and-drop, стало доступным рисование в онлайне и т.д.

Думается, что на этом мы поставим точку, т.к. наша цель была просто познакомить начинающего веб-мастера с новой технологией и не в коем случае не загружать его технической, сложно перевариваемой информацией. Если вас действительно интересует структура нового языка HTML5 и вы готовы приступить к его изучению, то без труда нагуглите огромное количество полезных материалов!

что такое seo - введение в seo seo термины - обзор терминов и понятий, непосредственно касающихся c seo полезные термины - обзор терминов и понятиев, связаных с seo

Перевод: Влад Мержевич

1. Это не одна большая вещь

Вы можете спросить: «Как я могу использовать HTML5, если старые браузеры его не поддерживают?». На самом деле этот вопрос ошибочен. HTML5 не одна большая вещь, это набор разных возможностей. Вы не можете написать «поддерживается HTML5», потому что это противоречит здравому смыслу, но можете определить поддержку некоторых технологий HTML 5, таких как рисование, видео и геолокация.

Вы можете думать об HTML как о тегах и угловых скобках. Это конечно важная часть, но не вся. Спецификация HTML5 также устанавливает, как эти угловые скобки взаимодействуют с JavaScript посредством объектной модели документа (Document Object Model, DOM). HTML5 не просто определяет тег

2. Вам не надо откидывать имеющееся

Нравится вам это или нет, но вы не сможете отрицать, что HTML4 это наиболее удачный формат разметки. HTML5 основывается на этой удаче, поэтому вам не придется выкидывать имеющуюся разметку и переучиваться. Если ваше веб-приложение сегодня работает в HTML4, оно также будет работать в HTML5 и точка.

Вот конкретный пример: HTML5 поддерживает все элементы форм, что и HTML4, а также включает новые элементы. Некоторые из них, вроде ползунков и выбора даты, напрашивались давно, другие не столь очевидны. К примеру, поле для ввода адреса электронной почты это рядовое текстовое поле, но современные браузеры для этого поля позволяют упростить набор адреса. Старые браузеры не поддерживают input type="email" , поэтому покажут обычное текстовое поле, и формы будут работать с ним без всяких дополнительных ухищрений. Это позволяет вам уже сегодня улучшить свои формы, даже если некоторые пользователи до сих пор привязаны к IE6.

3. Легко начать

«Обновление» до HTML5 можно сделать простым изменением доктайпа. Элемент должен всегда располагаться в первой строке кода любой веб-страницы. Предыдущая версия HTML определяла несколько вариантов доктайпа и выбор правильного был делом нелегким. В HTML5 есть только один доктайп:

Смена доктайпа не разрушает существующую верстку, потому что все теги, определенные в HTML4 также поддерживаются и в HTML5. Ко всему прочему, вы можете использовать, и корректно, новые семантические элементы вроде

,
,
и
.

4. Это уже работает

Если вы желаете сделать рисунок, проигрывать видео, улучшить функциональность форм или построить оффлайновое веб-приложение, то обнаружите, что HTML5 прекрасно поддерживается браузерами. Firefox, Safari, Chrome и мобильные браузеры работают с тегом , видео, геолокацией, локальным хранилищем и др. Google понимает аннотацию микроданных. Даже Майкрософт, который обычно тащится в хвосте стандартов, поддерживает основные возможности HTML5 в своем браузере Internet Explorer 9.

Все разделы этой книги содержат таблицу совместимости популярных браузеров. Гораздо важнее, что включено обсуждение вариантов для поддержки старых браузеров. Такие технологии HTML5 как геолокация и видео были реализованы с помощью плагинов вроде Gears или Flash. Другие возможности, вроде рисования, могут быть эмулированы через JavaScript. Эта книга рассказывает, как использовать встроенные функции современных браузеров без отбрасывания старых версий.

5. Он уже здесь

Тим Бернерс-Ли изобрел всемирную паутину в начале девяностых. Позже он основал W3C для поддержки веб-стандартов, организацию с более чем пятнадцатилетней историей. Вот что объявил W3C о будущем веб-стандартов в июле 2009:

Сегодня руководство заявило, что когда устав Рабочей Группы XHTML 2 завершится в конце 2009 года, он не будет продлен. Это сделано для повышения ресурсов рабочей группы по HTML. W3C надеется, что это ускорит продвижение HTML5 и разъясняет позицию W3C относительно будущего HTML.

HTML5 уже здесь. Давайте погрузимся в него.

Все вы наверняка хоть что-то слышали о HTML5 – новой версии языка разметки страниц в интернете. Она до сих пор считается находящейся в разработке, хотя со времени официального утверждения действующей версии HTML4 прошло более пятнадцати лет – фактически всё время активного развития Всемирной сети. В чём же заключаются преимущества HTML5 и принципиальные его отличия от HTML4?

1. HTML5 – новый подход к разметке: мультимедиа внутри

В отличие от разработанного ещё в девяностых языка разметки HTML4, когда даже относительно несложный мультимедийный контент был слишком «тяжёлым» для подавляющего большинства пользователей интернета, в 2004 году, в котором фактически началась работа над новой версией стандарта, в Сети уже вовсю шло распространение аудио- и видеозаписей, как официальное, так и неофициальное. Хорошим тоном для веб-сайтов стало размещение на своих страницах анимационных фильмов и видеороликов, вошли в моду аудиоблоги-подкасты.

Однако действующий стандарт не предусматривал описания мультимедийного контента средствами самого языка: для этого использовалась функция вставки некоего объекта («object»), возможность воспроизведения которого зависела от того, установлены ли в браузере клиента совместимые с таким контентом дополнительные плагины третьих разработчиков.

Говоря о подобных плагинах, мы прежде всего имеем в виду Adobe Flash, QuickTime или менее распространённые Real Player и Silverlight. Всё это – «надстройки», дополнения к браузерам, не являющиеся их составной частью и выполняющие роль неких посредников, которые преобразуют загружаемый цифровой контент в видео и звук.

Эта система до сих пор вполне работоспособна, однако отсутствие общепринятых стандартов приводит к тому, что на разных сайтах используются разные технологии, для просмотра их медиаконтента требуются разные плагины и, самое главное, поскольку такие плагины не входят непосредственно в составе браузера, необходима их отдельная установка.

В стандарте HTML5, представляющем собой сочетание собственно HTML, а также CSS и JavaScript, изначально реализуется принципиально иной подход, в котором медиаконтент представляет собой неотъемлемую часть кода страницы. HTML5 обеспечивает единый стандартный способ описания (синтаксис) встраиваемого в страницы аудиовизуального контента.

Для интеграции аудио или видео в HTML5 достаточно использовать простой набор тэгов, описывающих, какой тип контента вы намерены поместить («video» или «audio»), и обычные ссылки на соответствующие медиафайлы.

Разумеется, у HTML5 есть и множество других нововведений, но это самое главное из них – изменение идеологического подхода.

2. Проблема обратной совместимости: сначала HTML, потом плагины

К сожалению, в мире остаётся значительная часть пользователей, у которых установлены устаревшие браузеры, вполне их устраивающие, но не поддерживающие все возможности HTML5. Прежде всего, речь идёт об Internet Explorer версии 8, до сих пор самой популярной для этого браузера. Последующие версии – IE 9 и 10 – уже практически полностью поддерживают HTML5. Что касается Chrome, Opera и Safari, то они уже в течение нескольких лет способны обрабатывать теги «video» и «audio».

Тем не менее для обеспечения обратной совместимость в HTML5 сохраняется поддержка использования плагинов (тега «object»), но по схеме «сначала HTML, а потом уже плагины». Это означает, что браузер должен сначала осуществлять рендеринг страницы с использованием тегов «video» и «audio» – и лишь при невозможности сделать это применять код плагинов.

Для обеспечения правильного функционирования такого подхода можно использовать одну из множества доступных библиотек JavaScript, часть из которых предоставляет полностью интегрированный программный интерфейс (API) для управления как HTML-контентом, так и встроенными объектами. Среди них, в частности, можно назвать Projekktor или программный видеоплеер Video.js , обеспечивающие полную совместимость как с HTML5, так и со старыми браузерами, в которых применяются плагины.

3. Единый подход к десктопным и мобильным платформам

Поддержка нового стандарта HTML5 обеспечивается и практически на всех современных мобильных устройствах, включая iOS, Android и Windows Phone, в чём заключается ещё одно его важное достоинство. Веб-мастеру уже не нужно размещать несколько версий медиаконтента для «полноценных» компьютеров и мобильных устройств. Известно, что iOS полностью несовместима с Flash, а ОС Android совместима лишь частично. В случае с HTML5 эта проблема полностью снимается.

Кроме того, многие современные мобильные устройства поддерживают аппаратное декодирование видео в широко распространённом формате H.264, что вновь избавляет веб-мастеров от лишней работы и необходимости выкладывания видео в нескольких разных кодеках. Владельцы же таких устройств получают низкую нагрузку на систему и длительное время автономной работы.

4. Поддержка разных форматов видео и звука

Несмотря на то что HTML5 позволяет размещать на веб-страницах медиафайлы простыми стандартными тэгами, такие файлы могут быть закодированы в самые разные форматы и самыми разными кодеками. Между тем пока не существует какого-то стандартного сочетания формата (контейнера) и кодека, которое с равным успехом работало бы во всех браузерах и мобильных системах.

Самые популярные контейнеры для интернет-видео – это AVI, MP4, FLV и WebM, а основных «сетевых» видеокодеков всего три: H.264, Ogg Theora и VP8. При этом каждому кодеку обычно (но далеко не всегда) лучше всего соответствует свой формат контейнера: H.264 – MP4, Theora – OGG, VP8 – WebV.

Кодек H.264 сжимает видео с потерями, чтобы получить файл высокого качества, но небольшого размера. При этом спецификация предусматривает несколько профилей с разным качеством и степенью сжатия, чтобы на маломощные мобильные устройства можно было транслировать «лёгкие» файлы, а на десктопы с широкополосными доступом – более качественное видео.

Хотя H.264 – коммерческий кодек, то есть предполагает лицензионные отчисления, он наиболее универсален: его встроенная поддержка есть в Internet Explorer, Chrome, Firefox, Safari, iOS и Android, а отсутствует лишь в Opera, где такое видео декодируется только через внешний плагин.

Кодек Ogg Theora, изначально рассчитанный на системы под Linux, вначале тоже был коммерческим, но теперь лицензируется бесплатно. Встроенная поддержка имеется в браузерах Chrome, Firefox и Opera, в Internet Explorer и Safari доступен только через плагины.

Кодек VP8, ориентированный на мобильные устройства, распространяется Google на условиях Open Source и обеспечивает качество, сходное с H.264, при меньшей сложности декодирования. Встроенная поддержка есть в Chrome, Firefox и Opera, а также в мобильных устройствах под управлением Android.

Таким образом, чтобы обеспечить воспроизведение видеоконтента практически на всех существующих системах, достаточно выкладывать файлы в контейнерах MP4 в стандарте кодирования H.264 и в формате WebM с кодеком VP8. Поскольку изо всех современных десктопных браузеров встроенная поддержка H.264 отсутствует только в Opera, такие сочетания будут самыми универсальными.

5. Существует обширная общедоступная документация

Несмотря на то что HTML5 пока ещё не имеет статуса окончательного стандарта, его поддерживает подавляющее большинство современных браузеров и мобильных устройств. Потому не удивительно, что для веб-разработчиков уже существует обширная общедоступная документация – бо льшая часть которой, естественно, опубликована на английском языке.

Кроме того, на русский язык переведено уже довольно много книг по HTML5, среди которых, например,