Социальное служение. Мониторинг сми: молитва о путине, боевые яйца и другие капельки добра. православная социальная сеть «елицы» призвала просить у господа сохранения для владимира путина

В конце июля компания «Елицы», в 2014 году запустившая одноименную православную соцсеть, о скором появлении православного мессенджера. По словам создателей, сервис предназначен для «укрепления связей между православными людьми во всем мире и развития приходской жизни вокруг храмов». Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, насколько в «Елицах» сильны духовные скрепы и чем сеть превосходит «ВКонтакте» и Facebook.

Я создам свою соцсеть с пожертвованиями и храмами…

Религиозные социальные сети - явление не новое, в интернете существует немало религиозных ресурсов. Это и созданная бразильскими евангелистами Facegloria, и православная Ixram.ru, и даже полноценный браузер для верующих Rublev.com с вдохновляющим слоганом «Ищите и обрящете».

Основное отличие религиозных ресурсов ожидаемо заключается в отсутствии троллинга, нецензурных ругательств и провокационного контента сексуального характера, что позволяет верующим пользователям спокойно ставить «аминь» и делиться «благословением» с прочими прихожанами соцсети.

Заявления юзеров, идущие вразрез со взглядами модераторов, как правило, подвергаются жесточайшей цензуре. Пользователи, осмелившиеся высказать свою точку зрения или просто пошутить, с легкой подачи инквизиторов-админов быстро «предаются анафеме».

А еще религиозные соцсети не стесняются собирать пожертвования на развитие ресурса, за которые пользователи получают разнообразные бонусы. Например, в «Елицах» донатеру присваивается элитный статус «Сподвижник», значок которого будет сообщать остальным пользователям о «великих жертвах» в помощь делу Христа.

Православный игнор

В остальном же манящие обещания «Елицы» об «укреплениях связей между православными людьми во всем мире» на деле оказались лишь громкими словами, совершенно не подтвержденными практикой. С этим необычным феноменом столкнулся и корреспондент «Ленты.ру», когда попытался пообщаться с православными пользователями. К удивлению корреспондента, в «Елицах» оказалась бесплатная и совершенно стандартная процедура регистрации - никто не собирался проверять его вероисповедание или взимать деньги за переход в сетевое православие.

Не самый удобный интерфейс и жуткие тормоза социальной сети почти сразу были сглажены подарком от администрации сайта - увесистым бонусом в 70 монет (местная валюта). Впрочем, сеть сразу же предложила потратить все благоприобретенное на виртуальный подарок патриарху Кириллу, чей профиль расположен даже выше, чем линк на пожертвования для «Елиц».

Среди возможных православных презентов по неведомой причине обнаружилось огромное количество разнообразных изображений фруктов, цветов и насекомых. А вот личные сообщения у главы РПЦ предусмотрительно оказались закрыты.

Далее соцсеть потребовала «указать свой храм», которых, к слову, можно набрать до десяти штук, но менять разрешается лишь четыре раза, ибо больше - «неправославно». Найдя ближайший к месту жительства храм, корреспондент попытался вступить в сообщество, однако был отвергнут служителями, поскольку внезапно «исчерпал максимальное количество смен храмов».

Совершенно потерянный неофит «Елицы» в тщетных попытках «укрепить связь с православными всего мира» обратился к пользователям за православной же помощью, но в ответ получил самый настоящий православный игнор.

Интересно, что в «друзья» к корреспонденту добавлялись все кому не лень, но отвечать единоверцы не торопились и оставались глухи к его просьбам «пообщаться и объяснить, что здесь вообще происходит».

Даже в комментариях под новостями «Елицы», на которые все юзеры подписаны по умолчанию, совершенно не замечали искренних просьб корреспондента, зато исправно заявляли «Спасибо Богу за все» и «Спасибо, Отче». Некая Нина Сергеевна даже написала «Слава Богу за такое благо» - за какое, правда, не уточнила.

Затем страница неожиданно обновилась, и корреспонденту поступило крайне заманчивое предложение вступить в ряды «Православного интернет-воинства», чтобы защищать православных интернет-пользователей от «пропаганды, как в Facebook и Twitter».

В качестве бонуса администраторы сообщества настоятельно рекомендовали продвигать учение Христа в сети. «Интернет-воинство состоит не из безликих виртуальных ботов, ставящих лайки по команде, а из настоящих людей, катехизированных православных христиан. Многие участники движения имеют специальную миссионерскую подготовку, полученную на приходах и в православных учебных заведениях», - гласила запись на странице сих крестоносцев, чья численность, кстати, недавно перевалила за две тысячи.

Тем временем у корреспондента «Ленты.ру» крепло впечатление, что его подвергают изощренному троллингу. Потеряв веру в православных пользователей, он обратился за ответами в службу поддержки соцсети с говорящим названием «Надежда».

Туториал по поиску храма и смысла

В отличие от необщительных юзеров «Елицы», служба поддержки оказалась разговорчивой и довольно оперативно ответила на вопрос корреспондента о присоединении к храму. По их словам, юзер волен самостоятельно выбирать себе приход, исходя из того, какой именно храм он посещает в реальной жизни.

На резонное замечание корреспондента о том, что он «новенький» и своего прихода не имеет, «Надежда» отделалась от возможного кандидата в «Православное интернет-воинство» ссылкой на туториал по грамотному выбору храма.

Правда, инструкция оказалась применима только к православным пользователям, уже имеющим свой собственный приход и не нуждающимся в советах и наставлениях по поиску нового храма. Для новичков же туториал не представлял собой никакой информационной ценности.

Совсем уж было отчаявшись в своих скитаниях по православной соцсети, корреспондент «Ленты.ру» неожиданно наткнулся на любопытный интерактив под названием «Вопросы батюшке» и, взвесив все «за» и «против», решил осведомиться у священника, с какой целью была создана социальная сеть для христиан и что она может дать «православным новичкам».

Несмотря на часто встреченные предупреждения окружающих, что «батюшки очень долго отвечают, если, конечно, вообще отвечают», выбранный священник отреагировал достаточно резво, выдав пару емких абзацев православных объяснений. По его словам, «Елицы» создана для того, чтобы «любой "новенький" мог узнать о православии то, что является православием, а не то, что под маркой православия могут подсунуть в других соцсетях. Обеспечивается это тем, что все священники в "Елицах" - это канонически, законно рукоположенные священники Православной Церкви».

Батюшка с гордостью отметил, что он и его коллеги несут ответственность за достоверность информации «перед богом, совестью и непосредственным священноначалием». В обычной же соцсети, по его словам, пользователи вряд ли могут определить, кто перед ними - священник или ряженый самозванец.

Поведав про возможный обман на «обычных» ресурсах, священник попытался пролить свет на функционал и истинное предназначение «Елицы»: «Вы можете задавать вопросы, консультироваться по вопросам веры, получать помощь в поиске информации на ту или иную тему, связанную с религиозной жизнью, советоваться с более опытными людьми». Он также предупредил, что здешние модераторы следят за тем, чтобы в соцсети не было самозванцев, троллей и прочих профессиональных распространителей недостоверной информации.

Тебе здесь не рады

Судя по реалиям «общения православных со всего мира» и ответу священника, модераторы в «Елицах» действительно работают на славу, щедро раздавая православным «банхаммером» налево и направо. В итоге запуганные пользователи молчат, и никто из них не торопится идти на контакт, зато все хором читают молитвы онлайн и, судя по всему, тому и рады.

Несмотря на все заверения, «Елицы» по сути не предназначена для недавно уверовавших, зато для матерого православного христианина здесь есть все удобства.

Есть желание задонатить православной церкви не выходя из дома? Пожалуйста, укажите только номер карты. Хочется нести «Имя Его онлайн» и стать диванным крестоносцем? Ради бога, вступай в ряды «Православного интернет-воинства»! Не терпится преподнести патриарху Кириллу виртуальный подарок? И это запросто! Щедрая на местную валюту сеть дарит вам аж 70 монет при регистрации, остальные можете докупить, причем весьма недорого.

Отсутствие мата и ответов на адекватные вопросы, онлайн-молитвы, разговоры о православном мессенджере и вопросы из разряда «нет ли русского аналога слову "мессенджер"», возможность пообщаться с «не ряжеными» священниками и психологами, духовная музыка, полное непонимание происходящего и самый настоящий православный игнор - все это можно совершенно бесплатно получить в социальной сети «Елицы». Как говорится, «ищите и обрящете».

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется интернетом. В нем «сидят» и подростки, и пенсионеры, люди самых разных профессий и образа жизни. Но насколько интернет безопасен с точки зрения христианского мировоззрения? Что вообще говорит православие о социальных сетях? Прямого запрета верующим на общение во всемирной паутине нет, однако есть ряд ограничений и норм. Попробуем разобраться в них.

Плюсы и минусы общения в социальных сетях

Первые площадки для виртуального общения возникли не так давно, в 90-е годы прошлого века, и очень быстро получили огромное распространение по всему миру. Facebook, Ok.ru, Vk.ru, Livejournal, Liveinternet - наиболее известные в России. Есть еще Twitter, Instagtram, постоянно выходят адаптации для России многих зарубежных порталов.

Какую же пользу может извлечь православный христианин от общения на таких сайтах? Прежде всего, огромным плюсом будет поиск единомышленников и единоверцев. Несмотря на то, что в наши дни церковь не подвергается гонениям, и большинство населения считает себя православными - многие верующие не могут найти друзей по вере в повседневной жизни.

Интересно: Многие священники обращают внимание на то, что интернет - прекрасная почва для миссионерской деятельности.

По словам апостола Петра, каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит. Интернет объединяет огромное количество людей, и проповедь Христа может быть услышана практически в любом уголке Земли.

Вместе с очевидными благами, которые дарит нам виртуальное пространство, в нем скрываются и серьезные угрозы. И первое искушение, с которым сталкивается любой пользователь сети - это вседозволенность и доступность абсолютно любой информации. Наверняка многим знакома ситуация, когда человек открыл браузер с целью посмотреть прогноз погоды, а очнулся через час и обнаружил себя изучающим последние сплетни и скандалы шоу-бизнеса.

Общаясь в виртуальном мире, пользователь может создать совершенно любой собственный образ. Это оборачивается тем, что человек начинает фантазировать на свой счет и со временем теряет грань себя настоящего и себя виртуального. Кроме того, виртуальный образ всегда более успешен и благополучен, нежели реальный, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уход от реальности, замкнутости, депрессиям.

Интересно: Многие психологи и психиатры считают интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей психическим заболеванием, требующим помощи специалиста.

Мнение священников о социальных сетях

Что отличает настоящего христианина от других людей? Он живет в реальности, здесь и сейчас. Ему не нужно выдумывать искусственные клоны своего я, поскольку он уверен - Господь дает ему на сегодняшний день все, что необходимо для спасения. Поэтому постоянный и глубокий уход в виртуальный мир совершенно несовместим с верой в Бога.

О духовной жизни:

Мнение священников о социальных сетях

Многие священники, знакомые с просветительской работой в интернете, отмечают, что виртуальное общение снимает многие барьеры и обнажает человеческие страсти. Действительно, намного проще оставить гневный комментарий к какому-либо посту, чем высказать недовольство непосредственно в лицо оппоненту. Поэтому соцсети просто изобилуют скандалами, ссорами, руганью.

Православные сообщества не исключение. Очень часто в них можно увидеть споры на сотни комментариев по поводу многодетности , абортов , ношею женщинами брюк , недостаточно ревностной веры. Радикально настроенные православные могут достаточно жестко обличать и поучать тех, кто, по их мнению, неправильно понимает веру. Инакомыслие в православных группах порой карается намного жестче, чем в светских.

Вот и получается, что православная социальная сеть - это палка о двух концах. С одной стороны, это прекрасная возможность узнать много нового о вере и Боге, пообщаться с такими же православными. С другой стороны, можно натолкнуться на такой негатив, который неподготовленного человека и вовсе надолго отвернет от христианства.

Как метко написал однажды один мусульманин в православной ветке, где рьяно обсуждался вопрос частоты исповеди - «Если все православные такие же злые, не терпящие иного мнения, гордые и всезнающие - я рад, что я не с вами». Это ли не лучшая анти-проповедь христианства?

Правила безопасности для православных во время общения в соцсети

Интернет и социальные площадки нельзя однозначно рассматривать только с плохой или только с хорошей стороны. Скорее, это просто инструмент, а какие цели с его помощью реализуются - будет зависеть от того, как человек им пользуется. Некоторые особо ревностные православные впадают в крайности и считают, что непристойно вообще регистрироваться в соцсети и пользоваться интернетом.

Безусловно, можно пойти и таким путем, но это будет просто побег от соблазнов, а не преодоление их в себе самом. К тому же, интернет настолько плотно входит в повседневную жизнь, что совершенно не пользоваться им уже практически не получится.

Правила безопасности в соцсетях

Для того, чтобы виртуальное общение принесло пользу, можно постараться придерживаться следующих несложных советов:

  1. Сформируйте ленту в социальной сети только из той информации, которая реально несет какую-то пользу. Это могут быть новости православных групп, подписка на страницы единоверцев, группы по интересам. Избегайте рекламных, скандальных, антихристианских сообществ.
  2. Установите лимит времени общение в сети. Можно поискать специальные программные приложения к компьютеру, которые будут ограничивать доступ к социальным сетям в установленное время. Так будет проще преодолеть соблазн, а со временем вы привыкните не висеть в интернете сутками.
  3. Если ваша работа связана с интернетом и вы должны постоянно находиться онлайн - создайте отдельную рабочую страницу и возьмите за правило читать с нее исключительно информацию, нужную по работе.
  4. Не вступайте в долгие споры и прения. Многие считают, что в споре рождается истина, но на практике в спорах чаще всего рождается только неприязнь к оппоненту. Высказать мнение о том или ином вопросе можно, но если вы видите, что вас намеренно пытаются втянуть в конфликт - лучше уйти от такого общения.
  5. Не поощряйте троллей. Троллинг в интернете - очень часто встречаемое явление. Человек или группа лиц начинает комментировать какую-либо острую тему, ставя задачей как можно сильнее накрутить и разозлить публику. В православных сообществах это очень выражено. Часто можно увидеть комментарии, которые явно противоречат учению Христову либо вообще поносят имя Бога. Если ваша совесть не позволяет смолчать на такое - укажите оппоненту на его ошибки, но не вступайте в конфликт. Переубедить тролля вы не сможете, только потратите свое время и нервы. Чем меньше ответов наберет тролль, тем быстрее закончит свои нападения.
  6. Будьте предельно осторожны со страницами новоявленных старцев, «православных» ясновидящих, специалистов по отчитке и т. д. Под благовидным православным фасадом нередко скрываются колдуны, язычники, а то и вовсе сатанисты. Они опутывают неопытных людей и пытаются расположить их к своему лжеучению.
  7. Тщательно фильтруйте контент. К сожалению, нет четкого и единого метода контроля над тем, что пишут в интернете и социальных сетях. Поэтому там можно встретить практически что угодно, и далеко не всегда информация правдива. Старайтесь черпать информацию о православии в основном с крупных сообществ, а если сомневаетесь в написанном - лучше уточните ответ у священника.
Пользуясь социальной сетью надо помнить, что это всего лишь инструмент общения и добычи информации. И как в реальной жизни мы можем общаться с хорошими или плохими людьми, так же и в жизни виртуальной человек свободен сам выбирать, в какую сторону идти.

Минувшие дни отозвались двумя духовно-нравственными новостями: РПЦ запустила свои каналы в Telegram, а православная социальная сеть «Елицы» призвала просить у Господа сохранения для Владимира Путина.

Вместо программы «Время»

Сеть «Елицы» (в переводе с церковно-славянского «Те, которые») декларирует свой стотысячный состав, но к инициативе пропрезидентской молитвы протоиерея Андрея Ткачева, оказавшегося гонимым на Украине и переехавшего в Россию, пока присоединилось чуть более двух тысяч участников. Каждый день в 21.00 они приступают к молитве по соглашению - это такой церковный формат, когда все желающие договариваются о времени и содержании просимого, а после соблюдают договоренность вне зависимости от своего местоположения.

Сам Ткачев, обращаясь к сомысленникам, отмечает, что «мир - это сплошная нужда» и призывает примкнуть к общей молитве: «Времени это много не займет, а плоды обещает большие… Мы уже вошли в зону серьезной турбулентности, а молитва поможет выйти из нее».

Круг объектов молитвы широк. Это патриарх Кирилл, раб Божий Владимир («Да вразумит его и укрепит, и сохранит его от всякого зла Господь. Да приведет к нему Господь мудрых, патриотичных и сильных друзей и помощников, наглых же и продажных, вон да прогонит»), Держава и ее воинство, семья и дети, «всякая девица, выйти замуж хотящая», «всякая жена, собравшаяся убить зачатое дитя», «все, осквернившие свою душу грехами тяжким и гнусными, однако совесть до конца не погубившие». Перечень далеко не полный, так что молитва может подзатянуться, а ее участники рискуют пропустить за молением программу «Время» - что, может, и не так уж плохо.

Любопытно, что инициатива сети «Елицы» не оригинальна. Помимо обязательной в последовании церковной службы молитвы о властях, в арсенале желающих есть и другие молитвы за президента Путина. Еще два года назад в сети был размещен ролик с соответствующим призывом старца схиархимандрита Илии (Ноздрина). Существует и текст благословленной им молитвы, который можно найти на православных форумах: в нем на помощь призывается архангел Михаил, а в составе Небесных Сил, призванных помочь выйти из «зоны турбулентности», числятся херувимы и серафимы.

Если вы решили помочь в возведении над Кремлем молитвенного щита, но молитвы в 21.00 вам показалось недостаточно, присоединяйтесь к группе «ВКонтакте» «Молитва за Путина» : здесь действо начинается в 22.00, а также становится явственно видным, что силы зла не спят - попытки пройти по родственной ссылке в «Одноклассники» оканчиваются сообщением о том, что группа заблокирована за нарушение регламента.

«Они облегают мне все те места, которые я не хочу выпячивать»

В поисках других душеполезных интересностей «Фонтанка» решила зарегистрироваться в сети «Елицы». Почти сразу же пришло письмо с призывом пожертвовать на сеть и получить отличительный знак «Сподвижник». Также в нем посулили участие в виртуальном финансообороте: «В самое ближайшее время Вам будет начислено 70 монет, которые вы можете потратить на красивые подарки знакомым и друзьям».

Еще в письме были прорекламированы особо популярные разделы соцсети. Темы сообществ сугубо профильные: «Прием церковных записок бесплатно», «Изречения Святых Отцев», «Мир духовной поэзии», «Спасаемся в миру», «Кошки и котята». Оригинальностью выделяется группа «Протоинфо: православный самиздат», существующая в «формате народной публицистики».

Среди актуальных тем можно встретить сетевой флешмоб «Правильная радуга» - «акция в защиту традиционных семейных ценностей ко Всероссийскому Дню семьи, любви и верности, которые попираются пропагандой содомии». Священник Святослав Шевченко предостерегает от инфицирования гомосексуализмом, отмечая «несоленый привкус греха», с которым можно встретиться даже во время бутикового шопинга. Дальше последует цитата:

«Например, прихожу в магазин одежды, чтобы выбрать себе обыкновенные мужские брюки. Беру штаны нужной расцветки и своего размера, захожу мерить — мама дорогая! Они облегают мне все те места, которые я не хочу выпячивать. Чувствую себя балероном в лосинах. Беру на размер больше — та же история. Примеряю штаны другого фасона — то же самое! Кстати, мужские рубашки шьют в той же манере — приталенные с облегающим эффектом. Заметили? Мне говорят, дескать, это стиль унисекс. Ну, типа, чтобы нравиться и мужчинам и женщинам. Но, простите, я не хочу нравиться ни женщинам, ни, тем более, мужчинам. Я не хочу об этой гадости даже думать. Но мне навязывают этот выбор через бутики, которые следуют модным линиям сезона».

Есть в паблике и другие, необличительные записи. Тот же священник Шевченко в рубрике «Пасхальный лайфхак» делится «маленькими хитростями относительно яичных боев, в которых нынче участвует и стар, и млад». Текст называется «Яйца к бою!» и также заслуживает цитирования:

«…перво-наперво необходимо серьезно подойти к выбору самих яиц… желательно выбирать ваше бойцовое яйцо из числа вытянутых и остроносых… Для того, чтобы ваше яйцо-бой лучше держало удар нужно создать ему дополнительные ребра жесткости собственными пальцами — плотно обхватив яйцо по окружности… Замечено, если яйцо, принимающее удар, просто держать на одном месте, не двигая его по направлению к «бойцу» противника, то оно в большинстве случаев остается невредимым. То есть тактика «лучшая стратегия — это нападение» — в этом случае не работает. А работает христианская методика смиренной обороны, основанная на евангельском — ударили тебя по одной щеке подставь другую… в этом деле главное не победа, а возможность похристосоваться друг с другом!»

Пользуясь ресурсом, приятно сознавать, что находишься на территории духовной безопасности: «Елицы» поддержаны РПЦ, в сети даже размещена страничка патриарха Кирилла. Кроме того, не допустят никакой ереси бдящие пользователи. Например, есть такая рубрика «Крылатые притчи»: в коротких роликах приглашенные артисты озвучивают всякие назидательные истории. «Простите, но мне хочется повесить на вас крестик», - печалится пользовательница, обеспокоенная отсутствием на чтеце атрибута веры. Но Господь не без милости и не оставляет избранных своих - «вы думаете, что мы приглашаем в проект актёров без крестиков? Там всё в полном порядке, спасибо за заботу», - ответствует администратор.

Конвертик к конвертику

Православное общение в сети не заканчивается «Елицами». Существует множество форумов для прихожан, а также специализированные площадки, заточенные под беседы священников и их жен, которых, по благочестивой народной традиции, именуют «матушками». Даже в открытых разделах таких форумов можно найти много интересного и дающего представление о повседневном церковном бытовании.

Разговоры священнослужителей отличаются осмотрительностью (епархиальное начальство вполне может заглянуть на форум), но наболевшее время от времени выплескивается наружу. Пастыри делятся способами выживания на «бедных» приходах и просят советов, как перейти на более лучшие места. Не последнее место занимают соображения по поводу вознаграждения священников за требы.

«Я вчера автосалон освящал. Вот также и сказали в конце: "Большое спасибо! Куда вас отвезти?» - жалуется постеснявшийся назвать конкретную сумму батюшка. Реакция на подобные сетования разная. «Ну пошел и помолился за них. Типа подал милостыню… Другие дадут, Бог не оставит», «Даром за амбаром», - говаривал один игумен, и был прав. Священник получил свой сан и право священнодействия от епископа… Своему епископу священник обязан регулярно возмещать «бесплатную благодать» абсолютно материальными денежными средствами. Как говорится, «я дал тебе пистолет и научил им пользоваться, дальше крутись сам»… Правда жизни такова, что живём мы по большей части среди халявщиков, и сами по большей части халявщики», «Проблемой для меня поначалу было донести, что размер благодарности определяется ими самими. Сначала подобрал формулу: «На Ваше усмотрение», потом ещё пришлось отрабатывать мимику и интонацию, чтоб не сочли за вымогательство».

Духовные пастыри озабочены не только материальным. Много говорится о работе с прихожанами, о том, как отучить их от неправославных привычек. Примером может стать дискуссия о «православности» наличия музыки на похоронах, которая не укладывается в чин погребения: «Один знакомый батя каждый раз на похоронах, когда начинал играть оркестр, начинал причитать: «Ой, ой, бесы на гробу танцуют». Делал он это тихо и в сторонке, но так чтоб все слышали. За пару лет всех отучил от музыки».

Гораздо более душевная атмосфера царит на форуме православных матушек. Здесь много умиления, один из разделов так и называется - «Капельки добра». Подстать и ники форумчанок: Зайчик, Бусинка, Ромашка Наташка, Мамася Ася, Хаврошечка, Гулюшка, Маковка, Хозяюшка, Солнышка, Журавушка, Звездочка, Плаксик, Котечка, Лучик света и Милая Незабудка. Темы самые разные - «Умных женщин боятся?», «Правильный крестик», «Матушка за рулем», «Бабули на приходе», «Если с батюшкой не согласна», «Поддержите Святейшего Патриарха», «Нападения на Церковь», «Как же достали уже извращенцы!», «Подарки священникам».

Одна из главных проблем последней темы - уместно ли дарить настоятелю конверт с деньгами. Большинство собеседниц считают такую идею удачной. «Я корзиночку батюшке к Пасхе собрала и сегодня уже подарила. Кофе в зернах, чай, икра, шоколад и конвертик (ох, надеюсь, он догадается в него заглянуть)» - «даже не сомневайся» - «батюшка может заглянуть в пакет, увидеть там кулич и отдать в трапезную, не заметив денежной части подарка» - «Мой мечтает о иерейском молитвослове от одной фирмы и служебнике. А это удовольствие не дешевое… А так конвертик к конвертику - получился подарок в радость».

Есть среди матушек и инакомыслие, но сестры всегда готовы поправить заблуждающуюся. «Выскажу несколько крамольную мысль, настоятелям конверты не так и нужны, они на другом уровне бытия находятся», - говорит одна божья душа. «Мой муж - настоятель, и конверт ему очень нужен», - ответствуют неразумной.

Евгений Хакназаров,

«ФОНТАНКА.РУ» , 9 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Социальной сети «Елицы» (www.elitsy.ru) исполнилось 3 года. Задуманная как инструмент для объединения прихожан храмов Русской Православной Церкви, соцсеть трансформировалась в современную коммуникационную платформу.

Работа соцсети «Елицы» началась в мае 2014 года с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За 3 года 2.6 млн уникальных посетителей провели в «Елицах» миллион часов, создали сотни тысяч записей и миллионы комментариев к ним.

Количество зарегистрированных пользователей соцсети составляет 160 тысяч человек, среди них более 1100 священнослужителей, 50 архиереев во главе со Святейшим Патриархом Кириллом. Многие известные публицисты, психологи, общественные деятели, политики, актеры имеют в «Елицах» свои аккаунты.

Командой проекта проведена большая работа по сбору и систематизации информации о православных храмах РПЦ в России и за рубежом. В «Елицах» зарегистрировано более 18 000 приходов, все они имеют свои сайты-страницы, которые легко найти на интерактивной карте. В социальной сети реализованы все инструменты, необходимые для информационного обеспечения приходской жизни, создания условий для самоорганизации церковного сообщества и успешной адаптации в нем новых прихожан.

Изначально заложенная конфигурация построения социальной сети «Елицы» по принципу разветвлённой сети православных общин (общественных объединений) предоставила вполне востребованный набор функциональных возможностей, определяющий поведение пользователей и принципы их взаимодействия между собой. Эти принципы основаны на христианском мировоззрении и традиционных для России ценностях, способствуют распространению образцов социального поведения и отражают потребности целевой аудитории IT-продукта. В свою очередь воспитательные и образовательные механизмы соцсети помогают решить проблему интеграции и адаптации молодого поколения в здоровую среду.

В 2016 году «Елицы» вышли за рамки стандартного соцсетевого формата и стали создавать для своей аудитории собственные мультимедийные проекты, сервисы и службы, став одной из крупнейших медиаплощадок для православных. Наибольшей популярностью пользуются сервисы онлайн-консультирования «Вопросы батюшке» и «Вопросы психологу», разработанный на платформе Яндекс функционал сбора пожертвований для каждого храма, миссионерские проекты «Православные святыни», «Добрый вечер с иером. Макарием Маркишем», «Доброе утро с прот. Андреем Ткачевым», «Коротко о важном» и многие др. Расширение линейки тематических проектов ведётся непрерывно, все они разрабатываются по запросам пользователей сети.

Так, на текущий момент ведётся работа над службой юридической поддержки прихожан и сервисом паломнических поездок.

В начале мая 2017 года Министерство Юстиции РФ зарегистрировало новую некоммерческую организацию — Фонд сохранения духовного наследия «Елицы», основным направлением деятельности которого станет благотворительность и реализация дел милосердия.

Рост аудитории сети «Елицы» позитивно влияет на процесс консолидации православной общественности, укрепляя голос Церкви в информационном пространстве. Ресурс активно поддерживает инициативу законодательного запрета абортов - пользователи сети участвуют в акциях, подписывают петиции, распространяют информацию; оказывает благотворительную помощь сирийским детям - за последние полгода с участием пользователей сети было отправлено 2 гуманитарных груза в Сирию, общим весом 5 тонн; выступает в защиту строительства храмов — участники сети выходят на молебны, крестные ходы.

Уже сегодня сеть «Елицы», как платформа с целевой аудиторией, привлекает целый спектр патриотических объединений и клубов, предпринимательские сообщества, волонтёрские и благотворительные фонды и организации, казачьи общины. Консолидация данных структур в единой коммуникационной среде способствует укреплению ценностно-ориентированного сегмента гражданского общества и повышает конкурентоспособность Церкви как социальной группы.

Одним из стратегических направлений развития сети «Елицы», является продвижение в странах с преобладающим православным населением. Четверть всего трафика соцсети составляют зарубежные посетители (10% — Украина, 5% — Белоруссия и ещё 10% — другие страны).

К ресурсу наблюдается устойчивый интерес со стороны пользователей из традиционно православных стран, таких как Сербия, Болгария, Греция, а также представителей русских диаспор США, Канады, Австралии и Европы. Запланированная на ближайшую перспективу мультиязычная адаптация интерфейса позволит сделать «Елицы» в полном смысле слова международной социальной сетью, что будет способствовать формированию притягательного образа России и православной веры во всём мире.

Общая ежемесячная аудитория сайтов, посвященных православию, колеблется в диапазоне 6-8 млн уникальных посетителей. Эта цифра оценивается командой проекта «Елицы» как возможный объем ядра аудитории соцсети в среднесрочной перспективе.

Руководитель проекта «Елицы» Антон Петренко, поздравляя пользователей и партнеров сети с днем рождения проекта, отмечает: «Наша цель — совместно со всеми заинтересованными сторонами построить национальную, ценностную, суверенную социальную сеть, основанную на духовных, исторических традициях, где Церковь и гражданское общество смогут объединить усилия для выработки ясных и адекватных ответов на вызовы времени и сформулировать идейные основы сплочения цивилизационного пространства России. Для нас защита и поддержание общенационального единства - важнейший приоритет».

Комиссия по социальному служению

Состав комиссии:

  • протоиерей Михаил Потокин - председатель
  • священник Михаил Володин
  • протоиерей Константин Сопельников
  • протоиерей Александр Михеев
  • протоиерей Владимир Новицкий
  • протоиерей Серафим Недосекин
  • протоиерей Александр Кашкин
  • протоиерей Димитрий Бабьев
  • протоиерей Георгий Гуторов
  • священник Александр Ковтун
  • священник Игорь Константинов
  • диакон Иоанн Клименко
  • Кусков И.
  • Кузнецова Н.Н. - секретарь

Социальное служение г. Москвы реализуется как общими программами и акциями, курируемыми комиссией по церковной социальной деятельности, так и частными инициативами приходов и викариатств.

К концу отчетного года в столичных приходах насчитывался 441 социальный работник. Из них 20% - священнослужители, 34% - штатные сотрудники на окладе, 46% - добровольцы или нештатные сотрудники. Как и в прошлом году отсутствие социальных работников характерно преимущественно для новообразованных в рамках «Программы 200 храмов» подворий, у которых нет постоянного помещения и регулярных богослужений. В 2017 году таких храмов 47, что на 9 больше, чем в 2016. В целом, количество социальных работников увеличилось в 2017 году на 55 человек.

За отчетный год на приходах г. Москвы появились 393 новые собственные социальные службы. Среди наиболее распространенных видов приходского социального служения можно выделить организацию добровольческих групп милосердия, пункты приема/раздачи одежды, службы помощи семье, приходское консультирование.

Среди централизованных социальных проектов Московской епархии следует отметить прежде всего службу помощи бездомным и деятельность по помощи людям, страдающим от различных зависимостей.

Как и в прежние годы значительная часть работы по помощи бездомным в г. Москве сосредоточена вокруг службы «Ангар спасения», основная задача которой - способствовать социализации бездомных. Ежемесячно «Ангар спасения» посещает в среднем 2200 человек. Из них 1500 получают санитарную обработку, 150 - первую доврачебную помощь, содействие в возвращении к месту проживания - 100, помощь в получении новых документов - 40. В 2017 г. была апробирована новая форма помощи бездомным - помощь в трудоустройстве. С ищущими трудоустройства бездомными проводилось собеседование сотрудником отдела, по результатам которого составлялось резюме и осуществлялся поиск вакансий. За несколько месяцев работы удалось трудоустроить 11 из 100 обратившихся за помощью. Данный вид помощи бездомным планируется продолжать оказывать в 2018 г.

В отдаленных районах города срочную социальную помощь бездомным продолжал оказывать мобильный автобус Благотворительного фонда «Помощник и Покровитель». Еженедельно автобус курсировал по местам массового скопления бездомных (Капотня, Перово, Юго-Западная, Царицыно, Нагатинская и др.) и оказывал им необходимую помощь. В среднем в месяц автобус обслуживал порядка 2500 человек.

В апреле 2017 года сотрудниками фонда тиражом в 2200 шт. был издано и распространено среди храмов и православных служб помощи бездомным очередное издание «Справочник бездомного. Москва. 2017». Издание было осуществлено при поддержке Департамента по национальной политике и межрелигиозных связей города Москвы.

В дни Светлой Пасхи сотрудниками фонда «Помощник и Покровитель» был проведен информационно-благотворительный марафон «Пасхальная радость». В ходе марафона на Светлой седмице в семи отделениях Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки, в Центре социальной адаптации «Филимонки» при ПНИ № 5, а также на улицах города бездомным было роздано 2200 пасхальных подарков.

При поддержке Отдела по церковной благотворительности и социальному служению фонд выпустил новое издание «Справочник социального работника «Помощь бездомным», в котором приведена подробная информация о 134 государственных и 94 православных приютах для бездомных людей на территории страны. Тираж книги в 2200 шт. распространяется среди указанных в справочнике проектов, а также среди социальных работников города Москвы и сотрудников епархиальных отделов по социальному служению.

Мероприятия, посвященные Дню трезвости, а также иная деятельность, связанная с церковной помощью зависимым людям и их семьям, приобрели в 2017 году более широкий масштаб. Тематические программы, направленные на привлечение внимания к проблеме зависимостей, были проведены на нескольких крупных государственных и независимых телеканалах («Россия 1», «НТВ», «Спас», «Дождь»). Проведена пресс-конференция в ТАСС, подготовлены публикации в газете «Известия», интервью в информационном агентстве «Интерфакс», репортажи в «РИА Новости», «Комсомольской правде» и «Аргументах и фактах».

За период с марта 2016 г. по настоящее время открыты девять консультационных пунктов для зависимых и их родственников при храмах г. Москвы. В работу каждого пункта входит еженедельное служения молебна, консультация православного психолога, консультация «равного» консультанта, работа группы поддержки для родственников зависимых.

Продолжается работа по окормлению медицинских учреждений. По состоянию на ноябрь 2017 г. с 81 из 155 медицинских учреждений г. Москвы заключены договора о сотрудничестве.