Социальное служение

"Мы привыкли думать, что Интернет объединяет всех, но ведь он может и наоборот, разъединять,
дать возможность быстро достигнуть самозамкнутости отдельным секторам общества.
Например, отдельное пространство для фанатов "Спартака", отдельное — для православных христиан,
отдельное —для любителей ботаники и т. д. Легко может получиться так,
что люди, живущие в этих замкнутых пространствах, никогда не пересекутся"
Всеволод Чаплин.

Религия с момента ее появления неотступно следует за человеком, охватывая все большие территории. В XXI веке церквям разных религиозных конфессий помогают современные технологии. При появлении радио и телевидения священнослужители вещали нам с экранов и радиоприемников. Естественно, что такая возможность была лишь у религий признанных государственными. Эти конфессии, как правило, имеют больше прихожан, а, следовательно, больше средств с пожертвований плюс неплохие дотации на работу с населением выделяет государство. Такие средства позволяют без проблем содержать собственный телевизионный и радио каналы религиозной тематики.

Однако появление интернета и широкое распространение телекоммуникаций в корне поменяло ситуацию. Сейчас религия во главе с церквями разных конфессий все больше проникает в сеть. Телекоммуникации относительно дешевы и доступны, а аудитория, которую можно охватить благодаря интернету, дает неограниченные возможности по привлечению в свои ряды большого количества людей. Что в принципе различные церкви и делают, постепенно создавая в мировой сети сообщества обособленные сугубо по религиозному признаку.

В мире насчитывается множество различных религиозных течений, каждое из которых представлено в интернете. Ни для кого не секрет, что наиболее востребованы католическая и православная церкви, а также ислам. Именно католики первыми стали проникать в мировое информационное пространство. При этом экспансия католической церкви началась не с первых лет появления мировой паутины. Изначально Ватикан не одобрял информационные технологии, тем более что в сети тоннами распространялся небогоугодный контент - процветала порнография, изображения убийств и сотни страничек, а под свои знамена прихожан вербовали секты и сатанинские культы. В конечном счете, сообразив, что интернет можно использовать в собственных целях, а не только критиковать, католики взялись завоевывать информационное пространство бешеными темпами.

Мы же с вами живем в России, поэтому свой взор кинем на преобладающую у нас в стране ветвь христианства - Православие, и попытаемся оценить каково ее представительство в рунете.

Православие.ру

Летом же русская православная церковь анонсировала создание собственного мессенджера, работа над которым уже идет полным ходом. В РПЦ считают, что мессенджер станет важным шагом на пути к созданию единой коммуникационной платформы православных верующих. Сможет удовлетворить аппетиты в общении среди верующих и наладить непрерывную интерактивную связь прихожан с церковью. Активность православия в сети бьет ключом, но так было не всегда, а отношения церкви и интернета немногим ранее не были похожи на медовый месяц двух влюбленных.

Всего каких-то 3-4 года назад отношение православия к интернету было, мягко говоря, не добрососедским. Патриарх Кирилл всячески призывал россиян остепениться и обратить свой взор на книги. Служителям же церкви разных санов и вовсе запрещалось выходить в сеть.

Длилось это до тех пор, пока Патриарх не завел себе страничку "Вконтакт".

Сейчас православие, как никогда широко, представлено в рунете. Помимо несметного количества информационных ресурсов, в сити при поддержке церкви запущено несколько крупных проектов, с целью привлечь и объединить в сети собственных прихожан.

Например, несколько лет назад было помпезно анонсировано появление православного поисковика "Рублев.com" . Согласно замыслу создателей, поисковик должен быть своего рода навигатором по православному интернету. То есть, благодаря этой системе, верующие юзеры смогут оградить себя от "греховного" контента и легко сориентироваться в предлагаемых им церковью ресурсах. Я решил протестировать поисковик и попросил его найти мне "порно". На что получил не видео с красивыми девчонками, а напоминание о существовании седьмой заповеди.

Вообще поисковик умело фильтрует и прячет всю ненужную православным пользователям информацию. Например, даже по запросу "пьяный священник", мы не найдем ссылок на многочисленные ДТП и выходки опьяненных "кровью Иисуса" служителей церкви. Вместо этого - лишь публикации с положительным для церкви оттенком.

Как отмечают сами разработчики проекта, портал представляет собой базу данных православных храмов, монастырей и религиозных праздников. Здесь можно пообщаться со священником в режиме онлайн, или изучить православные каноны. Главная же цель ресурса - объединение всех интересующихся православием пользователей интернета под единые знамена.

Фейсбук для православных

Вот уже два с половиной года в рунете существует другой раскрученный проект призванный объединить православных людей - это социальная сеть "Елицы" . О соцсети для верующих в свое время говорили и писали очень много. Проект худо-бедно, но живет. Как отмечают его создатели, сейчас "Елицы" - это сложная, высоконагруженная, масштабируемая коммуникационная платформа, построенная на собственном программном коде. Соцсеть имеет в своем активе более 130 тыс. зарегистрированных пользователей, 10 тыс. активных приходских общин, официальную страницу Патриарха московского и Всея Руси Кирилла и 45 митрополитов, архиепископов и епископов Русской православной церкви, более 200 тыс. уникальных посетителей в месяц и ряд собственных контентных проектов. Совсем недурно для проекта подобной тематики.

Однако заинтересовать невоцерковленного человека "Елицам" будет невероятно сложно. Те, у кого религия не вызывает восторга, не задержатся здесь надолго. И для этого есть масса причин. Например, постоянные "тормоза". Переходы по любой ссылке внутри соцсети очень длительны, а это вызывает раздражение, особенно у пользователя привычного к хорошей скорости. Очень сложно здесь обстоят дела с тем, для чего непосредственно придуманы социальные сети - с общением. Я несколько раз пытался завести разговор с пользователями, но из десятка человек мне ответил лишь один, да и то эта реплика так и осталась его единственной. При этом пользователи бодро комментируют новости, никоим образом не троллят друг друга, а лишь сыпят молитвами и благодарностями к богу и окружающим.

В планах у разработчиков дальнейшее развитие соцсети, а также создание нескольких новых продуктов для православных. В числе них уже упомянутый выше мессенджер, а также агрегатор паломнических туров, ярмарка фермерских продуктов, афиша мероприятий, краудфандинговая площадка. При этом, судя по сообщению, разосланному модераторами всем пользователям сети, денег у проекта не хватает и просят их "с миру по нитке". Странно, что церковь, имея солидные средства, не поможет собственной же социальной сети.

Новый уровень православного интернета

В 2009 году небольшой IT-компании во главе с Павлом Клочковым пришла идея предоставления услуг хостинга для православных. Теперь в проекте под названием Prihod.ru зарегистрировано 25033 православных организаций, а на специальной интерактивной карте расположено 18783 объекта.

Здесь зарегистрировано множество православных храмов. Я смог отыскать даже храмы в других странах. На скриншоте ниже есть православные храмы находящиеся в США.

Практически у каждого храма или церковного прихода, который можно найти на карте, есть собственный сайт, созданный с помощью удобного конструктора. Платформу для создания предоставляет Prihod.ru. Конструктор позволяет создать полноценный информационный портал с технической поддержкой и модерацией. Сайт создается на базе WordPress. По сути, здесь предоставляются те же услуги, что и на обычных платных хостингах, однако создать свой сайт можно лишь официальным церковным организациям. Каждому сайту предоставляется доменное имя второго уровня cerkov.ru. Таким образом, практически все ресурсы, зарегистрированные на Prihod.ru, - это единая сеть с единым доменом второго уровня. Чем не полноценный православный интернет?

Есть у ресурса и собственный сервис поиска, собирающий информацию с православных сайтов.

Prihod.ru активно развивается и имеет мощную информационную поддержку. Например, совсем недавно Единая электронная карта Русской Православной Церкви была презентована журналистам в пресс-центре информационного агентства ТАСС.

Церковный e-bay

В информационном пространстве церковь старается объединить под своим началом не только прихожан, но и предпринимателей. Под эгидой все того же Prihod.ru в сети функционирует своего рода церковный e-bay. Торговая система Ortox.ru на единой площадке объединяет предпринимателей торгующих продукцией, связанной с православной церковью.

Здесь можно приобрести практически все: от ювелирных украшений

до громадных колоколов, предназначенных звенеть в храмах.

В целом на портале ORTOX можно найти поставщиков церковных товаров и услуг, и православные храмы, монастыри, предприятия. Найти подрядчика на строительство храма или купить хорос, сделать запрос на звонницу и получить выгодные предложения — лишь малый перечень возможностей системы. Предприниматели могут зарегистрировать здесь свою компанию и распространять собственную продукцию.

В качестве итога

По всему видно, что православная церковь не просто взаимодействует с прихожанами в поле информационного пространства. Церковь уже основательно закрепилась в интернете, ведет в сети хозяйственную деятельность и постепенно создает структуру, обособленную от внешнего влияния и проникновения чужеродной информации.

В планах того же Prihod.ru создание глобальной площадки аналогичной Google или "Яндекс", где всевозможные сервисы будут взаимодействовать между собой на единой платформе.

На ум сразу же приходят слова из статьи Карла Ауэрбаха " ". В ней один из основателей мировой сети высказывает собственную теорию "островов", согласно которой с течением времени глобальная паутина будет разделена на мелкие обособленные куски, взаимодействующие между собой лишь с помощью мостов в виде фильтров информации. Похоже, что процессы, предсказанные Ауэрбахом, мы можем наблюдать уже сейчас.

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется интернетом. В нем «сидят» и подростки, и пенсионеры, люди самых разных профессий и образа жизни. Но насколько интернет безопасен с точки зрения христианского мировоззрения? Что вообще говорит православие о социальных сетях? Прямого запрета верующим на общение во всемирной паутине нет, однако есть ряд ограничений и норм. Попробуем разобраться в них.

Плюсы и минусы общения в социальных сетях

Первые площадки для виртуального общения возникли не так давно, в 90-е годы прошлого века, и очень быстро получили огромное распространение по всему миру. Facebook, Ok.ru, Vk.ru, Livejournal, Liveinternet - наиболее известные в России. Есть еще Twitter, Instagtram, постоянно выходят адаптации для России многих зарубежных порталов.

Какую же пользу может извлечь православный христианин от общения на таких сайтах? Прежде всего, огромным плюсом будет поиск единомышленников и единоверцев. Несмотря на то, что в наши дни церковь не подвергается гонениям, и большинство населения считает себя православными - многие верующие не могут найти друзей по вере в повседневной жизни.

Интересно: Многие священники обращают внимание на то, что интернет - прекрасная почва для миссионерской деятельности.

По словам апостола Петра, каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит. Интернет объединяет огромное количество людей, и проповедь Христа может быть услышана практически в любом уголке Земли.

Вместе с очевидными благами, которые дарит нам виртуальное пространство, в нем скрываются и серьезные угрозы. И первое искушение, с которым сталкивается любой пользователь сети - это вседозволенность и доступность абсолютно любой информации. Наверняка многим знакома ситуация, когда человек открыл браузер с целью посмотреть прогноз погоды, а очнулся через час и обнаружил себя изучающим последние сплетни и скандалы шоу-бизнеса.

Общаясь в виртуальном мире, пользователь может создать совершенно любой собственный образ. Это оборачивается тем, что человек начинает фантазировать на свой счет и со временем теряет грань себя настоящего и себя виртуального. Кроме того, виртуальный образ всегда более успешен и благополучен, нежели реальный, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уход от реальности, замкнутости, депрессиям.

Интересно: Многие психологи и психиатры считают интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей психическим заболеванием, требующим помощи специалиста.

Мнение священников о социальных сетях

Что отличает настоящего христианина от других людей? Он живет в реальности, здесь и сейчас. Ему не нужно выдумывать искусственные клоны своего я, поскольку он уверен - Господь дает ему на сегодняшний день все, что необходимо для спасения. Поэтому постоянный и глубокий уход в виртуальный мир совершенно несовместим с верой в Бога.

О духовной жизни:

Мнение священников о социальных сетях

Многие священники, знакомые с просветительской работой в интернете, отмечают, что виртуальное общение снимает многие барьеры и обнажает человеческие страсти. Действительно, намного проще оставить гневный комментарий к какому-либо посту, чем высказать недовольство непосредственно в лицо оппоненту. Поэтому соцсети просто изобилуют скандалами, ссорами, руганью.

Православные сообщества не исключение. Очень часто в них можно увидеть споры на сотни комментариев по поводу многодетности , абортов , ношею женщинами брюк , недостаточно ревностной веры. Радикально настроенные православные могут достаточно жестко обличать и поучать тех, кто, по их мнению, неправильно понимает веру. Инакомыслие в православных группах порой карается намного жестче, чем в светских.

Вот и получается, что православная социальная сеть - это палка о двух концах. С одной стороны, это прекрасная возможность узнать много нового о вере и Боге, пообщаться с такими же православными. С другой стороны, можно натолкнуться на такой негатив, который неподготовленного человека и вовсе надолго отвернет от христианства.

Как метко написал однажды один мусульманин в православной ветке, где рьяно обсуждался вопрос частоты исповеди - «Если все православные такие же злые, не терпящие иного мнения, гордые и всезнающие - я рад, что я не с вами». Это ли не лучшая анти-проповедь христианства?

Правила безопасности для православных во время общения в соцсети

Интернет и социальные площадки нельзя однозначно рассматривать только с плохой или только с хорошей стороны. Скорее, это просто инструмент, а какие цели с его помощью реализуются - будет зависеть от того, как человек им пользуется. Некоторые особо ревностные православные впадают в крайности и считают, что непристойно вообще регистрироваться в соцсети и пользоваться интернетом.

Безусловно, можно пойти и таким путем, но это будет просто побег от соблазнов, а не преодоление их в себе самом. К тому же, интернет настолько плотно входит в повседневную жизнь, что совершенно не пользоваться им уже практически не получится.

Правила безопасности в соцсетях

Для того, чтобы виртуальное общение принесло пользу, можно постараться придерживаться следующих несложных советов:

  1. Сформируйте ленту в социальной сети только из той информации, которая реально несет какую-то пользу. Это могут быть новости православных групп, подписка на страницы единоверцев, группы по интересам. Избегайте рекламных, скандальных, антихристианских сообществ.
  2. Установите лимит времени общение в сети. Можно поискать специальные программные приложения к компьютеру, которые будут ограничивать доступ к социальным сетям в установленное время. Так будет проще преодолеть соблазн, а со временем вы привыкните не висеть в интернете сутками.
  3. Если ваша работа связана с интернетом и вы должны постоянно находиться онлайн - создайте отдельную рабочую страницу и возьмите за правило читать с нее исключительно информацию, нужную по работе.
  4. Не вступайте в долгие споры и прения. Многие считают, что в споре рождается истина, но на практике в спорах чаще всего рождается только неприязнь к оппоненту. Высказать мнение о том или ином вопросе можно, но если вы видите, что вас намеренно пытаются втянуть в конфликт - лучше уйти от такого общения.
  5. Не поощряйте троллей. Троллинг в интернете - очень часто встречаемое явление. Человек или группа лиц начинает комментировать какую-либо острую тему, ставя задачей как можно сильнее накрутить и разозлить публику. В православных сообществах это очень выражено. Часто можно увидеть комментарии, которые явно противоречат учению Христову либо вообще поносят имя Бога. Если ваша совесть не позволяет смолчать на такое - укажите оппоненту на его ошибки, но не вступайте в конфликт. Переубедить тролля вы не сможете, только потратите свое время и нервы. Чем меньше ответов наберет тролль, тем быстрее закончит свои нападения.
  6. Будьте предельно осторожны со страницами новоявленных старцев, «православных» ясновидящих, специалистов по отчитке и т. д. Под благовидным православным фасадом нередко скрываются колдуны, язычники, а то и вовсе сатанисты. Они опутывают неопытных людей и пытаются расположить их к своему лжеучению.
  7. Тщательно фильтруйте контент. К сожалению, нет четкого и единого метода контроля над тем, что пишут в интернете и социальных сетях. Поэтому там можно встретить практически что угодно, и далеко не всегда информация правдива. Старайтесь черпать информацию о православии в основном с крупных сообществ, а если сомневаетесь в написанном - лучше уточните ответ у священника.
Пользуясь социальной сетью надо помнить, что это всего лишь инструмент общения и добычи информации. И как в реальной жизни мы можем общаться с хорошими или плохими людьми, так же и в жизни виртуальной человек свободен сам выбирать, в какую сторону идти.

Социальной сети «Елицы» (www.elitsy.ru) исполнилось 3 года. Задуманная как инструмент для объединения прихожан храмов Русской Православной Церкви, соцсеть трансформировалась в современную коммуникационную платформу.

Работа соцсети «Елицы» началась в мае 2014 года с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За 3 года 2.6 млн уникальных посетителей провели в «Елицах» миллион часов, создали сотни тысяч записей и миллионы комментариев к ним.

Количество зарегистрированных пользователей соцсети составляет 160 тысяч человек, среди них более 1100 священнослужителей, 50 архиереев во главе со Святейшим Патриархом Кириллом. Многие известные публицисты, психологи, общественные деятели, политики, актеры имеют в «Елицах» свои аккаунты.

Командой проекта проведена большая работа по сбору и систематизации информации о православных храмах РПЦ в России и за рубежом. В «Елицах» зарегистрировано более 18 000 приходов, все они имеют свои сайты-страницы, которые легко найти на интерактивной карте. В социальной сети реализованы все инструменты, необходимые для информационного обеспечения приходской жизни, создания условий для самоорганизации церковного сообщества и успешной адаптации в нем новых прихожан.

Изначально заложенная конфигурация построения социальной сети «Елицы» по принципу разветвлённой сети православных общин (общественных объединений) предоставила вполне востребованный набор функциональных возможностей, определяющий поведение пользователей и принципы их взаимодействия между собой. Эти принципы основаны на христианском мировоззрении и традиционных для России ценностях, способствуют распространению образцов социального поведения и отражают потребности целевой аудитории IT-продукта. В свою очередь воспитательные и образовательные механизмы соцсети помогают решить проблему интеграции и адаптации молодого поколения в здоровую среду.

В 2016 году «Елицы» вышли за рамки стандартного соцсетевого формата и стали создавать для своей аудитории собственные мультимедийные проекты, сервисы и службы, став одной из крупнейших медиаплощадок для православных. Наибольшей популярностью пользуются сервисы онлайн-консультирования «Вопросы батюшке» и «Вопросы психологу», разработанный на платформе Яндекс функционал сбора пожертвований для каждого храма, миссионерские проекты «Православные святыни», «Добрый вечер с иером. Макарием Маркишем», «Доброе утро с прот. Андреем Ткачевым», «Коротко о важном» и многие др. Расширение линейки тематических проектов ведётся непрерывно, все они разрабатываются по запросам пользователей сети.

Так, на текущий момент ведётся работа над службой юридической поддержки прихожан и сервисом паломнических поездок.

В начале мая 2017 года Министерство Юстиции РФ зарегистрировало новую некоммерческую организацию — Фонд сохранения духовного наследия «Елицы», основным направлением деятельности которого станет благотворительность и реализация дел милосердия.

Рост аудитории сети «Елицы» позитивно влияет на процесс консолидации православной общественности, укрепляя голос Церкви в информационном пространстве. Ресурс активно поддерживает инициативу законодательного запрета абортов - пользователи сети участвуют в акциях, подписывают петиции, распространяют информацию; оказывает благотворительную помощь сирийским детям - за последние полгода с участием пользователей сети было отправлено 2 гуманитарных груза в Сирию, общим весом 5 тонн; выступает в защиту строительства храмов — участники сети выходят на молебны, крестные ходы.

Уже сегодня сеть «Елицы», как платформа с целевой аудиторией, привлекает целый спектр патриотических объединений и клубов, предпринимательские сообщества, волонтёрские и благотворительные фонды и организации, казачьи общины. Консолидация данных структур в единой коммуникационной среде способствует укреплению ценностно-ориентированного сегмента гражданского общества и повышает конкурентоспособность Церкви как социальной группы.

Одним из стратегических направлений развития сети «Елицы», является продвижение в странах с преобладающим православным населением. Четверть всего трафика соцсети составляют зарубежные посетители (10% — Украина, 5% — Белоруссия и ещё 10% — другие страны).

К ресурсу наблюдается устойчивый интерес со стороны пользователей из традиционно православных стран, таких как Сербия, Болгария, Греция, а также представителей русских диаспор США, Канады, Австралии и Европы. Запланированная на ближайшую перспективу мультиязычная адаптация интерфейса позволит сделать «Елицы» в полном смысле слова международной социальной сетью, что будет способствовать формированию притягательного образа России и православной веры во всём мире.

Общая ежемесячная аудитория сайтов, посвященных православию, колеблется в диапазоне 6-8 млн уникальных посетителей. Эта цифра оценивается командой проекта «Елицы» как возможный объем ядра аудитории соцсети в среднесрочной перспективе.

Руководитель проекта «Елицы» Антон Петренко, поздравляя пользователей и партнеров сети с днем рождения проекта, отмечает: «Наша цель — совместно со всеми заинтересованными сторонами построить национальную, ценностную, суверенную социальную сеть, основанную на духовных, исторических традициях, где Церковь и гражданское общество смогут объединить усилия для выработки ясных и адекватных ответов на вызовы времени и сформулировать идейные основы сплочения цивилизационного пространства России. Для нас защита и поддержание общенационального единства - важнейший приоритет».

Минувшие дни отозвались двумя духовно-нравственными новостями: РПЦ запустила свои каналы в Telegram, а православная социальная сеть «Елицы» призвала просить у Господа сохранения для Владимира Путина.

Вместо программы «Время»

Сеть «Елицы» (в переводе с церковно-славянского «Те, которые») декларирует свой стотысячный состав, но к инициативе пропрезидентской молитвы протоиерея Андрея Ткачева, оказавшегося гонимым на Украине и переехавшего в Россию, пока присоединилось чуть более двух тысяч участников. Каждый день в 21.00 они приступают к молитве по соглашению - это такой церковный формат, когда все желающие договариваются о времени и содержании просимого, а после соблюдают договоренность вне зависимости от своего местоположения.

Сам Ткачев, обращаясь к сомысленникам, отмечает, что «мир - это сплошная нужда» и призывает примкнуть к общей молитве: «Времени это много не займет, а плоды обещает большие… Мы уже вошли в зону серьезной турбулентности, а молитва поможет выйти из нее».

Круг объектов молитвы широк. Это патриарх Кирилл, раб Божий Владимир («Да вразумит его и укрепит, и сохранит его от всякого зла Господь. Да приведет к нему Господь мудрых, патриотичных и сильных друзей и помощников, наглых же и продажных, вон да прогонит»), Держава и ее воинство, семья и дети, «всякая девица, выйти замуж хотящая», «всякая жена, собравшаяся убить зачатое дитя», «все, осквернившие свою душу грехами тяжким и гнусными, однако совесть до конца не погубившие». Перечень далеко не полный, так что молитва может подзатянуться, а ее участники рискуют пропустить за молением программу «Время» - что, может, и не так уж плохо.

Любопытно, что инициатива сети «Елицы» не оригинальна. Помимо обязательной в последовании церковной службы молитвы о властях, в арсенале желающих есть и другие молитвы за президента Путина. Еще два года назад в сети был размещен ролик с соответствующим призывом старца схиархимандрита Илии (Ноздрина). Существует и текст благословленной им молитвы, который можно найти на православных форумах: в нем на помощь призывается архангел Михаил, а в составе Небесных Сил, призванных помочь выйти из «зоны турбулентности», числятся херувимы и серафимы.

Если вы решили помочь в возведении над Кремлем молитвенного щита, но молитвы в 21.00 вам показалось недостаточно, присоединяйтесь к группе «ВКонтакте» «Молитва за Путина» : здесь действо начинается в 22.00, а также становится явственно видным, что силы зла не спят - попытки пройти по родственной ссылке в «Одноклассники» оканчиваются сообщением о том, что группа заблокирована за нарушение регламента.

«Они облегают мне все те места, которые я не хочу выпячивать»

В поисках других душеполезных интересностей «Фонтанка» решила зарегистрироваться в сети «Елицы». Почти сразу же пришло письмо с призывом пожертвовать на сеть и получить отличительный знак «Сподвижник». Также в нем посулили участие в виртуальном финансообороте: «В самое ближайшее время Вам будет начислено 70 монет, которые вы можете потратить на красивые подарки знакомым и друзьям».

Еще в письме были прорекламированы особо популярные разделы соцсети. Темы сообществ сугубо профильные: «Прием церковных записок бесплатно», «Изречения Святых Отцев», «Мир духовной поэзии», «Спасаемся в миру», «Кошки и котята». Оригинальностью выделяется группа «Протоинфо: православный самиздат», существующая в «формате народной публицистики».

Среди актуальных тем можно встретить сетевой флешмоб «Правильная радуга» - «акция в защиту традиционных семейных ценностей ко Всероссийскому Дню семьи, любви и верности, которые попираются пропагандой содомии». Священник Святослав Шевченко предостерегает от инфицирования гомосексуализмом, отмечая «несоленый привкус греха», с которым можно встретиться даже во время бутикового шопинга. Дальше последует цитата:

«Например, прихожу в магазин одежды, чтобы выбрать себе обыкновенные мужские брюки. Беру штаны нужной расцветки и своего размера, захожу мерить — мама дорогая! Они облегают мне все те места, которые я не хочу выпячивать. Чувствую себя балероном в лосинах. Беру на размер больше — та же история. Примеряю штаны другого фасона — то же самое! Кстати, мужские рубашки шьют в той же манере — приталенные с облегающим эффектом. Заметили? Мне говорят, дескать, это стиль унисекс. Ну, типа, чтобы нравиться и мужчинам и женщинам. Но, простите, я не хочу нравиться ни женщинам, ни, тем более, мужчинам. Я не хочу об этой гадости даже думать. Но мне навязывают этот выбор через бутики, которые следуют модным линиям сезона».

Есть в паблике и другие, необличительные записи. Тот же священник Шевченко в рубрике «Пасхальный лайфхак» делится «маленькими хитростями относительно яичных боев, в которых нынче участвует и стар, и млад». Текст называется «Яйца к бою!» и также заслуживает цитирования:

«…перво-наперво необходимо серьезно подойти к выбору самих яиц… желательно выбирать ваше бойцовое яйцо из числа вытянутых и остроносых… Для того, чтобы ваше яйцо-бой лучше держало удар нужно создать ему дополнительные ребра жесткости собственными пальцами — плотно обхватив яйцо по окружности… Замечено, если яйцо, принимающее удар, просто держать на одном месте, не двигая его по направлению к «бойцу» противника, то оно в большинстве случаев остается невредимым. То есть тактика «лучшая стратегия — это нападение» — в этом случае не работает. А работает христианская методика смиренной обороны, основанная на евангельском — ударили тебя по одной щеке подставь другую… в этом деле главное не победа, а возможность похристосоваться друг с другом!»

Пользуясь ресурсом, приятно сознавать, что находишься на территории духовной безопасности: «Елицы» поддержаны РПЦ, в сети даже размещена страничка патриарха Кирилла. Кроме того, не допустят никакой ереси бдящие пользователи. Например, есть такая рубрика «Крылатые притчи»: в коротких роликах приглашенные артисты озвучивают всякие назидательные истории. «Простите, но мне хочется повесить на вас крестик», - печалится пользовательница, обеспокоенная отсутствием на чтеце атрибута веры. Но Господь не без милости и не оставляет избранных своих - «вы думаете, что мы приглашаем в проект актёров без крестиков? Там всё в полном порядке, спасибо за заботу», - ответствует администратор.

Конвертик к конвертику

Православное общение в сети не заканчивается «Елицами». Существует множество форумов для прихожан, а также специализированные площадки, заточенные под беседы священников и их жен, которых, по благочестивой народной традиции, именуют «матушками». Даже в открытых разделах таких форумов можно найти много интересного и дающего представление о повседневном церковном бытовании.

Разговоры священнослужителей отличаются осмотрительностью (епархиальное начальство вполне может заглянуть на форум), но наболевшее время от времени выплескивается наружу. Пастыри делятся способами выживания на «бедных» приходах и просят советов, как перейти на более лучшие места. Не последнее место занимают соображения по поводу вознаграждения священников за требы.

«Я вчера автосалон освящал. Вот также и сказали в конце: "Большое спасибо! Куда вас отвезти?» - жалуется постеснявшийся назвать конкретную сумму батюшка. Реакция на подобные сетования разная. «Ну пошел и помолился за них. Типа подал милостыню… Другие дадут, Бог не оставит», «Даром за амбаром», - говаривал один игумен, и был прав. Священник получил свой сан и право священнодействия от епископа… Своему епископу священник обязан регулярно возмещать «бесплатную благодать» абсолютно материальными денежными средствами. Как говорится, «я дал тебе пистолет и научил им пользоваться, дальше крутись сам»… Правда жизни такова, что живём мы по большей части среди халявщиков, и сами по большей части халявщики», «Проблемой для меня поначалу было донести, что размер благодарности определяется ими самими. Сначала подобрал формулу: «На Ваше усмотрение», потом ещё пришлось отрабатывать мимику и интонацию, чтоб не сочли за вымогательство».

Духовные пастыри озабочены не только материальным. Много говорится о работе с прихожанами, о том, как отучить их от неправославных привычек. Примером может стать дискуссия о «православности» наличия музыки на похоронах, которая не укладывается в чин погребения: «Один знакомый батя каждый раз на похоронах, когда начинал играть оркестр, начинал причитать: «Ой, ой, бесы на гробу танцуют». Делал он это тихо и в сторонке, но так чтоб все слышали. За пару лет всех отучил от музыки».

Гораздо более душевная атмосфера царит на форуме православных матушек. Здесь много умиления, один из разделов так и называется - «Капельки добра». Подстать и ники форумчанок: Зайчик, Бусинка, Ромашка Наташка, Мамася Ася, Хаврошечка, Гулюшка, Маковка, Хозяюшка, Солнышка, Журавушка, Звездочка, Плаксик, Котечка, Лучик света и Милая Незабудка. Темы самые разные - «Умных женщин боятся?», «Правильный крестик», «Матушка за рулем», «Бабули на приходе», «Если с батюшкой не согласна», «Поддержите Святейшего Патриарха», «Нападения на Церковь», «Как же достали уже извращенцы!», «Подарки священникам».

Одна из главных проблем последней темы - уместно ли дарить настоятелю конверт с деньгами. Большинство собеседниц считают такую идею удачной. «Я корзиночку батюшке к Пасхе собрала и сегодня уже подарила. Кофе в зернах, чай, икра, шоколад и конвертик (ох, надеюсь, он догадается в него заглянуть)» - «даже не сомневайся» - «батюшка может заглянуть в пакет, увидеть там кулич и отдать в трапезную, не заметив денежной части подарка» - «Мой мечтает о иерейском молитвослове от одной фирмы и служебнике. А это удовольствие не дешевое… А так конвертик к конвертику - получился подарок в радость».

Есть среди матушек и инакомыслие, но сестры всегда готовы поправить заблуждающуюся. «Выскажу несколько крамольную мысль, настоятелям конверты не так и нужны, они на другом уровне бытия находятся», - говорит одна божья душа. «Мой муж - настоятель, и конверт ему очень нужен», - ответствуют неразумной.

Евгений Хакназаров,

«ФОНТАНКА.РУ» , 9 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!