Суэцкий канал соединяет средиземное и море. Суэцкий канал – граница между двумя материками

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.


Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.


Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.


Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.


История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.


В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

(араб. قناة السويس, Qanā al-Suways) - судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря, позволяя торговое сообщение между Европой и Азией коротким путем, вместо обхода Африки или перевозки грузов по суше. Канал был открыт в ноябре 1869 года. Он проходит между Порт-Саидом на севере и Суэц на юге, на расстоянии 162,5 км друг от друга, проходя около города Исмаилия между ними. Наибольшая глубина канала около 20 м. Это наиболее загруженный международной морской судоходный коридор в мире. Канал не имеет шлюзов: морская вода свободно направляется каналом в Большое Горькое озеро из Красного моря, заменяя испарений воду, тогда как на участке между Средиземным морем и Большим Горьким озером течения практически нет. Канал является собственностью Арабской Республики Египет и эксплуатируется государственной компанией Suez Canal Authority. Официально суднопластво каналом открытое всем государствам и регулируется Конвенцией о Суэцкий канал, хотя в действительности в случаях проход судов выборочно или полностью запрещался.

История

Сейчас известно о двух древние каналы в направлении с запада на восток между Красным морем и дельтой Нила, которые упрощали судоходство между ними. Меньший канал был построен при правлении фараона Сенусерта III или Рамсеса II. Больший поздний канал был построен в царствование фараона Нехо II, он был проложен несколько южнее и включал часть первого канала.

2 тысячелетия до н.э.

Во время правления фараона XII династии Сенусерта III (1878 - 1839 до н.э.) Нил был соединен с Красным морем коридором Вади-Тумилат, в направлении с запада на восток, становился полностью судоходным во время наводнений Нила. Это позволило вести прямую торговлю с Пунтом (сейчас Сомалийский полуостров) и, опосредованно, связало Красное и Средиземное моря (в те времена Красное море достигало на севере Большого Горького озера и озера тимсы). Этот канал был открыт в начале 1860 года, во время строительства пресноводного канала Исмаилия, он проходил мимо древние египетские города Аварис, Бубаст и Питом.

Много свидетельств указывают на то, что этот канал использовался минимум в течение нескольких веков. Так, барельеф времен правления фараона Хашепсута, датированный приблизительно 1470 годом до н.э., изображает возвращение морской вийськогои экспедиции из Пунта. Эти данные указывают, в частности, на существование в то время судоходного связи между Нилом и Красным морем. Другие свидетельства также указывают на существование канала и в 13-м веке до н.э., во времена правления Рамсеса II.

Восстановление канала в правление Нехо II, Дария I и Птолемея

Позже этот водный путь пришел в упадок и, согласно «Историей» Геродота, лишь около 600 года до н.э., в правление фараона Нехо II, были осуществлены попытки восстановить канал. Работы шли по старому руслу между городами Бубаст и Питом или между Герополитською заливом и Красным морем. Однако, до своей смерти Нехо так и не увидел завершения этого проекта.

По данным Геродота, во время строительства погибло около 120 тыс. человек, хотя современные исследователи считают эти данные перебильщенимы во много раз. По данным Плиния Старшего, во времена Нехо был проложен около 92 км русла канала, что примерно соответствует расстоянию долиной от Бубаста до Большого Горького озера. По данным Геродота длина канала составляла более 1000 стадий (184 км), вероятно следует рассматривать как полную расстояние от Нила до Красного моря в то время.

После смерти Нехо II работы были прекращены. По данным Геродота это произошло из полученное пророчество оракула о том, что каналом смогут воспользоваться враги страны.

Проект Нехо II был окончательно завершен во время правления персидского царя Дария I, который завоевал Египет. Проведенные работы были даже большими, чем планировалось ранее, поскольку во времена Дария И природный водный проход, который существовал между Герополитською (Суэцким) заливом и Красным морем возле египетского города Шалуф (южнее Большого Горького озера), заилился и требовал расчистке.

Надпись на столбе в Питом рассказывает о том, что в 270 или 269 году до н.э. канал был вновь восстановлен Птолемея II Филадельфа, что указывает на некоторый период неиспользования канала. В Арсинои Птолемей построил судоходный шлюз между Гериполитською заливом и Красным морем, который позволял проход судов, но препятствовал соленой воде из Красного моря смешиваться с пресной водой канала.

Регрессия Красного моря и заиления Нила

Красное море на протяжении веков претерпело заметного регрессии, его береговая линия медленно продвигалась дальше и дальше на юг от озера тимсы и Большого Горького озера, пока не достигла современных берегов. В сочетании с накоплением Нилом ила, техническое обслуживание и ремонт птолемеевой канала становилось все более затратным каждого века.

Через двести лет после строительства птолемеевской канала, при плавления Клеопатры, судоходный канал уже не действовал за заиления Пелузького устья.

Под властью арабов

В течение следующих 1000 Суэцкий канал был вновь заброшен, а затем был вновь реконструцовано, хотя неизвестно, когда - разные источники указывают на то, что это могло произойти во время правления Траяна, Омара ибн Хаттаба или в другие времена. У 750 года канал был закрыт аббасидский халифом Аль-Мансуром чтобы предотвратить проникновение в Аравию гяуров.

Аль-Хаким утверждал, что при нем канал был отремонтирован, и он действовал от Старого Каира в Суэц. Уже с 1000 года канал вновь заилился ежегодными наводнениями Нила и работал только во время наводнений. Считается, что окончательно канал был закрыт в 1811 году по приказу Мухаммада Али.

Исследования древнего канала Наполеоном

Начиная с конца 1798 года, через заинтересованность Наполеона Бонапарта в нахождении останков древнего водного пути, в район канала для проведенных исследований было направлено археологов, других ученых, картографов и инженеров. Их выводы, записанные в работе Description de l"Égypte, включают в себя подробные карты, описывающие открытия трассы древнего канала севернее Красного моря, а затем и в западном направлении к Нилу.

Позже, во второй половине 19 века, французские картографы отчитывались об обнаружении останков еще одного древнего канала направлением север-юг на восточном берегу озера тимсы, который заканчивался у северного берега Большого Горького озера. Второй канал следовал вдоль древней береговой линии Красного моря и далее на север от озера тимсы. Но к тому времени было неизвестно, когда эти два канала были построены и кем.

Наполеон предусмотрел строительство еще одного, современного канала, который должен следовать с севера на юг, между Средиземным и Красным морями. Но его проект запустили на некоторое время из-за того, что после предварительного обследования ошибочно зависили разность уровней Красного и Средиземного морей, оценив ее в 10 м (в действительности Средиземное море лишь на 1,2 м выше Красное), через что прокладка канала потребовало бы весьма сметных в то время шлюзов.

Хотя к тому времени древний канал с Бабасту до Красного моря уже не был судоходным, до 1861 вода еще доходила им до Кассасину.

Новейшее строительство Суэцкого канала

В 1854 - 1856 годах Фердинанд де Лессепс получил концессию от вице-короля Египта Мухаммеда Саид-Паши на создание компании, которая должна построить судоходный канал, открытый для судов всех стран. По условиям концессии, компания имела эксплуатировать канал 99 лет со момента открытия, после чего он должен был перейти египетскому правительству. Для проектирования был нанят австрийского инженера Луиджи Негрелли. Де Лессепс использовал свои дружеские отношения с Саидом, которые он получил, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Следуя концессии, Компания Суэцкого канала (фр. Compagnie universelle du canal maritime de Suez) была Основана 15 декабря 1858 года.

Работы заняли почти 11 лет с использованием принудительного труда египетских рабочих. Некоторые источники указывают, что на строительстве канала работало свыше 30 тыс. человек.

Британия скоро признала канал важным торговым маршрутом и восприняла французский проект как угрозу для своих геополитических и финансовых интересов. Британская империя официально осудила принудительный труд и направила вооруженные бедуинские отряды, чтобы спровоцировать бунт среди рабочих. В результате вице-король прекратил использование рабского труда, временно приостановило строительство.

Сначала международное общественное мнение скептически относилась к проекту. Акции Компании Суэцкого канала не продавались за рубежом, Англия, США, Австрия и Россия видмовлювалися их покупать. Однако, все акции компании были быстро проданы во Франции.

Канал открыт для судоходства 17 ноября 1869 года, несмотря на многочисленные технические, политические и финансовые проблемы, в результате которых окончательная стоимость более чем в два раза превысила первоначальную смету.

Открытие канала немедленно и резко повлияло на мировую торговлю. В сочетании с американской трансконтинентальной железной, которая была завершена за шесть месяцев до канала, канал позволил мировой торговли происходить в рекордно короткие сроки. Открытие канала также сыграло важную роль в расширении европейского влияния и колонизации Африки. Внешние долги вынудили Измаил-Пашу, преемника Саид-Паши, продать долю канала, принадлежавшей его стране, за 4 млрд. фунтов стерлигив Великобритании в 1875 году, но Франция все еще оставалась главным акционером.

Константинопольская Конвенция 1888 года объявила канал нейтральной зоной под защитой Британии; британские войска оккупировали поприще вдоль канала в ходе гражданской войны в Египте 1882 года. В 1915 году эти войска отразили нападение на канал османских войск. Согласно англо-египетского договора 1936 года, Великобритания сохраняли контроль над каналом. В 1951 году Египет отказался от договора, а в 1954 Великобритания решила вывести свои войска, было завершено в июле 1956 года.

История использования канала

История международного использования канала в военное время содержала запрет на его прохождение испанскими военными кораблями во время испано-американской войны 1898 года, разрешение прохода русской эскадре во время Русско-японской войны 1905 года и итальянским судам во время итальянской интервенции в Эфиопии в 1935-1936 годах. Теоретически канал был открыт для всех воюющих сторон во время Первой и Второй мировых войн, однако военно-морское превосходство союзников затрудняло использование канала немецкими кораблями. Начиная со времени вооруженного противостояния между Израилем и арабскими странами 1949 года, Египет отказал в использовании канала израильтянам и всем судам тех стран, торговавших с Израилем.

Суэцкий кризис

После того, как Великобритания и Соединенные Штаты отозвали свои обещания оказать поддержку в строительстве Асуанской плотины в связи с египетским ориентировкой на Советский Союз, в 1956 году (за 13 лет до того, как согласно условиям концессии канал должен полностью отойти в Египет) египетский президент Гамаль Абдель Насер национализировал канал, намереваясь финансировать проект плотины за счет доходов от канала. Одновременно им были закрыты Тиранский пролива для израильськии судов, прекратило израильскую торговлю через порт Эйлат в заливе Акаба. Это спровоцировало Суэцкий кризис - Великобритания, Франция и Израиль нанесли военного удара по Египту. По плану Израиль должен атаковать Египет сушей, Англия и Франция должны были помочь военно-воздушными силами, а позже ввести войска для установления контроля над каналом.

Частично план был осуществлен, однако конфликт получил огромный международный резонанс, а многие другие страны попытались вмешаться дипломатическим путем для припнення больших жертв. Для прекращения войны канадский Государственный секретарь иностранных дел Лестер Боулс Пирсон предложил создать миротворческие силы Организации Объединенных Наций для обеспечения доступа к каналу для всех сторон, а Израиль должен вывести свои войска из Синайского полуострова. 4 ноября 1956 большинством голосов Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за миротворческую резолюцию Пирсона, в которой миротворцам ООН предоставлялся мандат на пребывание на Синайском полуострове, если Египет, так и Израиль согласятся на их введение. США также экономически и финансово нажали на правительство Великобритании, которая также согласилась вывести свои войска. За это план Пирсон позже был награжден Нобелевской премией мира.

В результате преднамеренного затопления судов по приказу Насера с целью сделать невозможным использование канала силами коалиции, канал был закрыт до апреля 1957 года, когда, согласно резолюции Пирсона, он был очищен с помощью сил ООН и открыт для судоходства. 1958 года Египет согласился выплатить компенсацию Англии и Франции за все 12 лет, которые оставались до окончания действия концессии.

Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов

В мае 1967 года президент Насер приказал миротворческим силам ООН освободить Синайский полуостров, включая зону Суэцкого канала. Несмотря на израильский протест в ООН, миротворцы были выведены, а египетская армия заняла позиции на израильской границе, вновь закрыв канал и Тиранский пролива для израильских судов.

Эти действия стали ключевыми факторами в решение Израиля нанести превентивный удар по Египту в июне 1967 года и захватить Синайский полуостров к Суэцкому каналу. После Шестидневной войны 1967 года, канал был закрыт до 5 июня 1975 года, за то, что обе страны контролировали разные берега канала и могли блокировать судоходство. В результате, четырнадцать грузовых судов, известных как «Желтый флот» оставались в ловушке канала в течение восьми лет. В 1973 году во время Войны Судного дня, египетская армия переправилась через канал на оккупированный Израилем Синайский полуостров, хотя и была быстро окружена израильсьмы силами, а ее уничтожению помешало только подписание прекращении огня. Многие из обломков военной техники, уничтоженной в течение этого конфликта, остается вдоль берегов канала и сейчас.

В 1975 году в район канала было вновь введено миротворческие войска ООН, а сам канал был открыт. При окончании срока действия пребывания миротворцев в 1979 году, несмотря на просьбы продлить срок как со стороны Израиля, так и со стороны Египта, этого не было сделано за вето СССР в Совете безопасности. По мирному договору между Израилем и Египтом, однако, было необходимо создать международные силы для обеспечения мира, что было сделано без участия ООН (так называемые «Многонациональные силы и наблюдатели» - англ. Multinational Force and Observers). С тех пор все корабли, включая израильские, проходят Суэцким каналом без помех.

Описание канала

Канал пересекает низменную участок песчаной пустыни и проходит по маршруту, где прокладке русла способствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежала ниже уровня моря, но при строительстве из них пришлось проводить выемку грунта, так как их глубины оказалось недостаточно для потребностей канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантара длиной 38 км трасса проходит озером Манзала, что есть мидководною лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, а благодаря ровному рельефу местности здесь не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила пресноводным каналом Исмаилия, который начинается чуть севернее Каир. С центральными районами страны зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, выходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик. Еще одна железная направляется западным берегом параллельно канала по всей его длине.

Характеристики

Допустимая наибольшая глубина осадка судна 18,90 м. Это относится для судов шириной до 50 м. Глубина допустимого осадка уменьшается для больших судов постепенно к 12,20 м для судов шириной 77,49 м. Максимальная допустимая водоизмещение судов для прохождения через канал - 150 тыс. т. После дноуглубительных работ, который планируется завершить к 2010 году, глубина допустимого осадки будет увеличение до 20,12 м. Сейчас разрабатывается также технико-экономическое обоснование для дальнейшего углубления канала до 21, 95, что позволит проходить через канал супертанкера с полной нагрузкой.

Допустимая наибольшая ширина:

77,49 м, после специального запроса к Suez Canal Authority
74,75 м при скорости ветра менее 10 м / с
64,0 м без всяких ограничений.
Длина судов не ограничена. Допустимая наибольшая высота 68 м (за то, что высота Моста египетско-японской дружбы составляет 70 м).

Канал имеет длину суше 162,25 км (Порт-Саид - Исмаилия: 78,50 км; Исмаилия - Суэц: 83,75 км). Расстояние от рейда до входа в канал с северной стороны составляет 19,5 км и 8,5 км с южного, от выхода из порта Суэц. Таким образом, общая протяженность канала 190,25 км.

Сообщение между берегами

Сообщение с севера на юг:

Мост через Суэцкий канал или Мост египетско-японской дружбы - высокий автомобильный мост возле города Аль-Кантара. Мост имеет высоту 70 м над поверхностью канала и был построен с помощью со стороны японского правительства, выгодней часть работ выполнена строительной фирмой PentaOcean.
Железнодорожный мост Аль Фердан - мост, расположенный в 20 км севернее Исмаилии, его строительство было завершено в 2001 году. Сейчас это самый длинный оборотный городов в мире, с пролетом 340 м. Предварительный городов было разрушено в 1967 году в ходе арабо-израильского конфликта.
Трубопроводы под каналом, подающих питьевую воду на Синае полуостров, пересекают канал в 57 км севернее Суэц, в точке 30 ° 27 "с.ш. 32 ° 21 "в.д..
Тоннель Ахмеда Хамди - тоннель к югу от Большого Горького озера, был построен в 1983 году. За проблем протечек в тоннеле, в период 1992 - 1995 лет рядом со старым был построен новый водонепроницаемый тоннель.
Высоковольтная линия через Суэцкий канал было построено в 1999 году.
Канал не имеет шлюзов через плоский рельеф и незначительные перепады между уровнем моря на его концах. В нем существует один судоходный фарватер. В обычный день через канал проходят три караваны, два с юга и один с севера. Первый караван идет южной частью канала в ранние утренние часы и доходит до Большого Горького озера, где суда останавливаются в ожидании прохода южного каравана. Северный караван проходит второй южный караван близ города Аль-Кантара. Переход занимает от 11 до 16 часов со скоростью около 8 узлов (15 км / ч), столь низкая скорость предназначена для предотвращения эрозии берегов канала волнами от судов.

Через канал сегодня осуществляется около 7,5% морских грузовых перевозок в мире. Поступления от канала с июля 2005 по май 2006 года составило 3,2 млрд. долларов США. В 2007 году через канал прошло 18193 судов. Средняя стоимость прохождения одного судна в 2007 году составляла около 150 тыс. долларов, а в 2008 году была увеличена до 160 тыс. долларов.

Сейчас некоторые супертанкеры слишком велики для прохождения каналом, а некоторые вынуждены разгружать часть своего груза на танкеры, принадлежащие каналу, и перезагружать ее на другом конце канала. Расширение канала, планируется завершить до конца 2009 года, сможет решить эту проблему, позволив проход любых полностью нагруженных супертанкеров.

Воздействие на окружающую среду

Открытие Суэцкого канала в 1869 году создало первый солоноводной проход между Средиземным и Красным морями. Причем уровень Красного моря примерно на 1,2 м выше уровня восточной части Средиземного моря, а высота приливов в Красном море также выше. Таким образом, канал служит проливом, через которую во время приливов порции воды перекатываются из Красного моря до Средиземного. Горькие озера, природные очень соленые озера, стали частью канала, несколько десятилетий сдерживали миграцию красноморском видов на север, однако их соленость постепенно сравнялась с соленостью Красного моря, и барьер миграции был устранен. В результате различные организмы из Красного моря начали колонизировать Восточное Средиземноморье. Красное море соленое и беднее питательными веществами, чем Атлантический океан, поэтому красноморском виды обычно имеют преимущество над атлантическими в соленой и беднейшему питательными веществами Средиземном море. В результате красноморском виды активно колонизируют Средиземное море, вытесняя местную биоту, тогда как в обратном направлении процесс практически не происходит. Это явление называется «Лессепсовою миграцией» (по имени Фердинанда де Лессепса) или «Эритрейская инвазией». Строительство Асуанской плотины через Нил в 1960-х годах уменьшило приток богатой питательными веществами пресной нильской воды до восточного Средиземноморья, еще больше приблизило условия моря до красноморском, ухудшая инвазию инородными видов.

Инвазивные красноморском виды, интродуцированные в Восточного Средиземноморья, уже стали важной частью средиземноморской экосистемы, ставя много эндемичных видов на грань вымирания. Сейчас около 300 красноморском видов уже идентифицированы как постоянные жители Средиземного моря, вероятно некоторое число остается неидентифицированным. Работы по расширению канала, ведутся египетским правительством, вызывают значительное беспокойство природоохранных организаций, потому что они непременно вызывают ухудшение инвазии красноморском видов.

Параллельно с Суэцким каналом за несколько лет до его строительства был построен Пресноводный канал Исмаилия от Модельного Нила, с двумя ветвями для поставки воды до Суэца и Порт-Саиду, с целью подачи воды для строительства и развития поселений вдоль его будущего русла.

Все о строительстве смотрите

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

8 000 км — это много? А для коммерческих перевозок, где каждый километр обходится в энную сумму? В этом вопросе весь секрет Суэцкого канала . Одно из самых известных сооружений мира заслуживает пристального внимания. 160 км позволяют избегать 8 000 км пути вдоль побережья Африки. 86 морских миль - и вы из Средиземного моря попадаете в Красное. Из Европы в Азию.

Неплохо? Какова была бы судьба , будь у них этот кратчайший путь в богатую Индию? Что делал бы Христофор Колумб ? Как ни странно, но у генуэзца был шанс пройти к вожделенному краю пряностей через Аравийский перешеек. И несмотря на то, что открыли канал только 145 лет назад - в 1869 году, история идеи намного старше и интереснее!

Рождение идеи

Древние египтяне быстро почувствовали все преимущества географического расположения своей страны. Государство, возникшее на берегах Нила, могло с одинаковым успехом торговать с Месопотамией, Грецией, странами Африки и Азии. Но были и серьезные препятствия — Аравийская пустыня, например. Её бескрайние пески отделяли удобный для судоходства Нил от Красного моря. Народ, который построил пирамиду Хеопса и Карнакский комплекс, просто обязан был задуматься о строительстве удобных судоходных путей. Так, при фараоне Меренре I (2285 - 2279 гг. до н.э.) для облегчения доставки гранита из Нубии были прорыты каналы в обход порогов Нила.

Самое интересное для Вас!

Скорость больше не нужна

За постройку полноценного канала взялся фараон Сенусерт III. Однако из-за того, что все означенные события происходили около 1800 лет до н.э., нельзя с полной уверенностью сказать, получилось ли у амбициозного правителя воплотить свой замысел в жизнь. По некоторым данным, Сенусерт в гранитных скалах пробил канал длиной 78 метров и шириной 10, чтобы облегчить судоходство по Нилу.

Конечно, учитывая уровень технологий — это тоже солидно. Но современный Суэцкий канал — недостижимая высота. Некоторые источники (Плиний Старший, например) утверждают, что планы у Сенурсета были гораздо грандиознее - прорыть между Нилом и Красным морем судоходный канал в 62,5 мили (около 100 км). Не сделал он этого вероятнее всего потому, что придворные инженеры не смогли составить нормальный план.

Согласно их расчетам, уровень воды в Красном море был выше, чем Ниле, и канал «испортил» бы воду в реке. По очевидным причинам использовать шлюзы древние строители не могли. Позже ошибочность расчетов египтян доказал блистательный Фурье, а позже, на практике, подтвердили строители Суэцкого канала.

Суэцкий канал: предтечи

Только через тысячу лет фараон Нехо ІІ (ок. 600 г. до н. э.) попытался не просто повторить своих предшественников, но и превзойти их! К сожалению, подробных сведений о канале Нехо не сохранилось, но известно, что путь по нему занимал 4 дня. Этот путь проходил рядом с городами Бубастиса и Патума. Канал был извилист, так как перед Красным морем приходилось обходить скальные породы. На строительстве погибло 120 000 египтян (по данным античных авторов, однако это может быть преувеличением). Увы, работа так и не была закончена — жрецы напророчили каналу незавидную участь и фараон не стал искушать судьбу и противиться воле богов.

Почему египтяне с таким упорством пытались воплотить в жизнь столь масштабную идею? В 19 веке это очевидно - Суэцкий канал нужен, чтобы сразу выйти в Индийский океан, а не огибать Африку. Но египтяне едва ли выходили даже в Аравийское море. Да и жизнь в пустыне приучила их к сухопутным походам и экспедициям. В чем же причина? Все дело в экспансионистской политике. Вопреки общественным представлением, в Древнем Египте не только строили пирамиды и поклонялись котам. Египтяне были искусными купцами, хорошими воинами и осторожными дипломатами. А территории современных Сомали, Емена, Эфиопии были источником ценнейших товаров: мирры, ценной древесины, драгоценных металлов, ароматических смол, ладана, слоновой кости. Также были совершенно экзотические «товары»: фараон Исеси, к примеру, наградил своего казначея Бурдиду за то, что тот из Пунта привез правителю карлика.

Египетские правители использовали весь арсенал средств - торговлю, войско, дипломатию. Но почему не сухопутный путь? Зачем просто так убивать 120 000 подданных и тратить массу средств? Все дело в том, что с древних времен и до наших дней включительно, морской транспорт остается самым дешевым. Максимальная автономность, грузоподъемность, скорость - это все о кораблях, а не караванных путях. Египтяне это понимали и идеи каналов, подобных Суэцкому, постоянно посещали фараонов и ученых. Вот только жрецы сломали амбициозному фараону все планы. Этот проект был закончен, но уже совершенно другим правителем - Дарием І.

Персы, греки и арабы

Через сотню лет после фараона Нехо II именно Дарий закончил строительство канала, приписав себе, однако, несколько больше совершенного: «Я приказал вырыть этот канал от реки, которая называется Нил и течет в Египте, до моря, который начинается в Персии. […] этот канал был вырыт, поскольку […] корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я намеревался». В действительности персидский царь только очистил от ила уже построенный египтянами путь и проложил остаток водного пути — так возник «дедушка» Суэцкого канала.

Но и тут не все так однозначно. Историк Страбон подает несколько другие данные: «Канал был прорыт Сесострисом [он же Сенусерт, 1800 г. до н. э.] первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха [этим сыном был тот самый Нехо ІІ], который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий I, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно».

Этот античный автор утверждает, что Дарий так и не закончил постройку канала. Увы, древняя история пестрит такими вот несоответствиями и едва ли можно указать на однозначно верный вариант. Однако участие Птолемея II (285 - 246 гг. до н. э.) в постройке канала не вызывает никаких сомнений. По воспоминаниям современников, канал был настолько широк, что там могли свободно разминуться две триеры (ширина такого корабля около 5 м.), а это солидные цифры даже для современного сооружения. Именно этот правитель закончил строительство знаменитого Фаросского маяка (одно из 7 чудес света), да и вообще много средств выделял для экономического развития страны. Через тысячелетия Египет станет родиной нового Чуда света — Суэцкого канала.

После Птолемея канал достался римлянам вместе с Египтом. Очередное его масштабное восстановление организовал император Траян. Позже этот путь забросили и использовали лишь эпизодически для локальных целей

Вновь по-настоящему оценили возможности канала арабские правители. Амр ибн аль-Ас создал, благодаря каналу, прекрасный путь снабжения Египта продовольствием и сырьем. Торговая функция канала изменилась в пользу инфраструктурной.

Но в конце-концов халиф Аль-Мансур в 775 году закрыл канал из-за политических и военных соображений. Канал без должного обслуживания приходил в упадок и только некоторые его части заполнялись водой во время ежегодных разливов Нила.

Наполеон. Куда же без него!

Только через тысячу лет, во время пребывания Наполеона Бонапарта в Египте, о проекте вновь заговорили. Амбициозный корсиканец задумал восстановить канал, ведь в перспективе он хотел получить форпост между Британией и ее колониями в Индии, и такой элемент инфраструктуры было грех упускать. Суэцкий канал, его образ, идея — всё это незримо витало в воздухе. Но кто бы мог воплотить эту технологически и экономически колоссальную задумку?

Высадившись в Египте в 1798 году, Бонапарт смог легко разбить египетские войска. Не ожидая серьезного противодействия со стороны турок, он начал планировать обустройство будущей колонии. Но Османская империя не желала видеть корпус из 30 000 французов у себя на юге, поэтому обратилась за помощью к Великобритании. Владычица морей подавно не хотела усиления Франции, тем более если это грозило ее колониальным интересам. Гениальный Нельсон сумел нанести французам поражение при Абукире.

Лишившись поддержки флота на Средиземноморье, Наполеон оказался в западне и ему было уже не до канала. Надо было спасать солдат и спасаться самому. А в это время инженер Лепер, которого Бонапарт привез из Франции, составлял проект канала. Но готов он был только в 1800 году — Наполеон был уже во Франции, отказавшись от завоевания Египта. Решения Лепера нельзя назвать удачными, ведь его проект опирался отчасти на старый путь, проложенный ещё Дарием и Птолемеем. Кроме того, канал был бы непригоден для прохождения судов с большой осадкой, а это сильно сказывалось на перспективе такого «короткого пути» из Европы в Азию.

Первые шаги к Суэцкому каналу

В 1830 году Фрэнсис Чесни, британский офицер, в лондонском парламенте предложил идею постройки канала через Суэцкий перешеек. Он утверждал, что реализация подобного проекта серьезно упростит англичанам путь в Индию. Но к Чесни никто не прислушался, так как к тому времени англичане были заняты налаживанием наземной транспортной инфраструктуры на перешейке. Конечно, сейчас нам подобная схема кажется бессмысленной, из-за трудности и неэффективности подобного подхода.

Посудите сами — яхта или корабль, прибывший, допустим, из Тулона, высаживал пассажиров в Александрии, где они частью по суше, частью по Нилу добирались до Каира, а потом через Аравийскую пустыню до Красного моря, где вновь занимали места на другом корабле, который шел в Бомбей. Утомительно, не правда ли? А если посчитать стоимость подобного маршрута для перевозки товара? Тем не менее, проект Чесни был отвергнут, тем более в 1859 году была достроена прямая железная дорога через перешеек. Куда там какому-то Суэцкому каналу!

В 1833 году идеей канала живо заинтересовалось французское утопическое движение сенсимонистов. Несколько энтузиастов разработали план постройки, но Мухаммед Али-паша (правитель Египта) не был настроен на поддержку подобных проектов: на море Египет еще не оправился от последствий Наваринского сражения , а на суше нужно было воевать с турками. Время идеи еще не пришло.

Фердинанд родился в 1805 году в семье дипломата, что, собственно, и предопределило его карьеру. В 20 лет он был назначен атташе в посольстве Франции в Лисабоне, где работал его дядя. В это время часто ездит в Испанию и навещает свою двоюродную племянницу Евгению. Ее лояльное отношение к дядюшке Фердинанду еще сыграет свою роль. Чуть позже, не без помощи отца, он получил место в составе французского дипломатического корпуса в Тунисе. А в 1832 году его отправили в Александрию, на пост вице-консула. Именно здесь Суэцкий канал берет начало своей истории.

Еще во Франции де Лессепс ознакомился с работами сенсимонистов и вошел в их круг. В Египте он близко общался с Бартелеми Анфантеном, главой секты сенсимонистов. Естественно, идеи реформирования Египта и масштабных строек не могли не посещать достаточно радикального Анфантена. Тем более, что в это же время проевропейские реформы начал проводить Мухаммед Али. Бартелеми, очевидно, делился мыслями с молодым вице-консулом. Вполне возможно, что он делает это не только из чистого интереса, но и потому, что де Лессепс успешно продвигается по службе — в 1835 его назначили генеральным консулом в Александрии.

В это же время произойдет еще один примечательный факт, который во многом решит судьбу канала: Мухаммед Али предложит де Лессепсу заняться образованием своего сына, Мухаммеда Саида. До 1837 года Фердинанд работал в Александрии, формально консулом, а де-факто еще и репетитором.

За пять лет в Египте Лессепс оброс связями среди египетских чиновников и неплохо разбирался в местной политике. Позже француза отправили в Нидерланды, а еще позже — в Испанию. В 1849 году Фердинанд был в составе французского дипломатического корпуса в Риме, где решались вопросы, связанные с итальянским восстанием. Переговоры были провалены, а де Лессепса сделали козлом отпущения и отправили в отставку.

Бывший дипломат жил себе спокойно в своем поместье, а в свободное время работал с материалами, которые собрал во время своего пребывания в Египте. Особенно нравилась ему идея постройки канала через Суэцкий перешеек. Фердинанад даже отослал проект канала (назвав его «Канал двух морей») на рассмотрение Аббас Паши, правителя Египта. Но увы, отклика так и не получил.

Через два года, в 1854 году, на египетский престол взошел Мухаммед Саид. Как только де Лессепс узнал об этом, он сразу отправил поздравления своему бывшему ученику. Тот в ответ пригласил бывшего консула в Египет и 7 ноября 1854 года Фердинанд де Лессепс был в Александрии. В своей дорожной сумке он держал проект «Канала двух морей», рассчитывая показать его Саиду. Время идеи пришло.

Великий комбинатор

В литературе де Лессепса часто называют авантюристом и хитрым дельцом. Связывают это, правда, больше с постройкой Панамского канала, но и в Суэцком проекте он отметился. Дело в том, что 30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве канала (дополненное в 1856 году). Условия соглашения, предложенного Фердинандом, были крайне невыгодны для Египта. Именно поэтому он заслужил сравнение с незабвенным Остапом Бендером. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения средины 19 века, все становится на свои места. Европейцы воспринимали азиатские и африканские страны исключительно как колонии — уже оформившиеся, либо потенциальные. Де Лессепс был прилежным учеником и следовал европейской политической парадигме. Едва ли уместно говорить о несправедливости, если ее как таковой не существовало.

Но что же было в том соглашении? В чем просчитался Саид-паша?

  • Все земли, необходимые для постройки, переходили в собственность компании.
  • Все оборудование и материалы, которые ввозили из-за границы для строительства не облагались пошлинами.
  • Египет обязывался обеспечить 80% необходимой рабочей силы.
  • У компании было право выбирать на государственных рудниках и карьерах сырье, забирать весь необходимый транспорт и оборудование.
  • Компания получила право владеть каналом на протяжении 99 лет.
  • Египетское правительство будет получать от компании ежегодно 15% чистого дохода, 75% уходит в пользу компании, 10% в пользу учредителей.

Выгодно? Как для колонии — вполне, но не более. Возможно, Саид-паша просто не был хорошим правителем. Он тоже проводил реформаторскую политику, но ему не хватало прозорливости отца. В итоге он отдал ценнейший канал в руки колонистов-европейцев.

Суэцкий канал, на старт, внимание… марш!

Окончательный проект Суэцкого канала со всеми необходимыми чертежами и расчетами был предоставлен в 1856 году. Только через два года — 15 декабря 1858 года была основана «Universal Suez Ship Canal Company». Прежде чем приступить к непосредственному сооружению канала компания должна была получить финансовую поддержку — для этого Фердинанд начал выпускать акции.

Всего он выпустил 400 000 ценных бумаг, которые надо было кому-то продать. Лессепс сначала попытался привлечь британцев, но не получил ничего кроме насмешек и запрета продажи акций «Suez Canal Company». Консервативность британцев в этот раз сыграла против них. Полагаясь на железную дорогу через Аравийский перешеек, они упустили замечательный судоходный путь. В Австрии и Пруссии идея тоже не стала популярной.

Зато в родной Франции акции пошли «на ура» — средний класс активно скупал бумаги по 500 франков за штуку, надеясь в будущем получить неплохие дивиденды. 44% акций выкупил Саид-паша, а еще 24 000 были проданы Российской империи. В результате фонд компании составил 200 000 франков (примерный курс: 1 франк 1858 года = 15 долларов США 2011 года). 25 апреля 1859 года начались строительные работы на месте будущего Порт-Саида.

Строительство Суэцкого канала продолжалось десять лет. Нет точной оценки количества задействованных рабочих. По разным данным канал строили от 1 500 000 до 2 000 000 человек. Из них несколько десятков тысяч (или сотен, никто не считал) умерли. Главной причиной этого был непосильный труд и ужасная антисанитария. О чем можно говорить, если нормальный канал для обеспечения стройки пресной водой построили только в 1863 году! До этого воду регулярными «рейсами» доставляли 1600 верблюдов.

Что интересно, Великобритания активно выступала против использования, фактически, принудительного труда на Суэцком канале. Но не обманывайтесь на счет политиков Туманного Альбиона — ими руководило отнюдь не человеколюбие. Ведь англичане не гнушались абсолютно так же использовать египтян при прокладке своей железной дороги (об этом с возмущением писал Лессепс в письме британскому правительству). Все дело было в экономических интересах — Суэцкий канал серьезно облегчал судоходство между Европой и Индией, богатейшей колонией британцев. Именно поэтому Лондон постоянно давил на турецкого султана и Францию, не давая компании спокойно работать. Доходило до того, что нанятые британцами бедуины пытались поднять восстание среди строителей канала! Турки и французы не хотели ссориться с Британией, так как совсем недавно они вместе воевали против России и терять такого могущественного союзника им не хотелось.

В 1863 году скончался Саид-паша, на египетский престол взошел Исмаил-паша. Новый правитель захотел пересмотра концессионного соглашения и стройка почти остановилась. Над Суэцким каналом повисла серьезнейшая угроза. Но Фердинанд де Лессепс был дипломатом, пусть и не блестящим. А что за дипломат без туза в рукаве? Фердинанд обращается к Наполеону III, правда не напрямую, а через племянницу Евгению, жену французского императора. Третейский суд под руководством Наполеона пересмотрел условия соглашения и вернул египетскому государству земли, перешедшие к компании. Кроме того, были отменены льготы по пошлинам и право компании на привлечение крестьян к строительству. Но и здесь компания извлекла пользу — в качестве компенсации за изменение условий соглашения Египет выплатил компании 3,326 млн египетских фунтов в 1866 г и 1,2 млн в 1869 году. Но самое главное — Суэцкий канал начал строиться! Сам идейный вдохновитель Лессепс участвовал в открытии — 25 апреля 1859 года проект сдвинулся с мертвой точки.

16 км/год

Лессепс планировал построить канал за 6 лет, но работы хватило на все 10. Из-за недостатка технических средств работа продвигалась достаточно медленно. Ручной труд неквалифицированных рабочих в условиях пустыни — не лучший способ сооружения гигантских каналов. Но приходилось довольствоваться тем, что есть. На заключительном этапе использовали экскаваторы, которые существенно ускорили работу.

Лессепс упоминал, что за один месяц шестьдесят таких машин извлекали 2 млн м3 земли. Всего же, по оценкам Администрации Суэцкого канала, объем земляных работ составлял около 75 млн м3 земли. Почему такое несоответствие в данных? Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все 10 лет, то можно было извлечь 240 млн м3. Дело в том, что действительно современное техническое оснащение появилось у компании только под конец строительства.

Суэцкий канал начинался у Средиземного моря, потом по прямой до озера Тимсах и высохших Горьких озер. Оттуда заключительный отрезок шел до Красного моря, к городу Суэц. Интересно, что Порт-Саид был основан как поселение строителей в 1859 году. Сейчас это крупный город с полумиллионным населением, который играет важную роль в обслуживании Суэцкого канала.

В 1869 году работы были завершены. Суэцкий канал готовился к открытию. Это действительно был технологический прорыв — длина нового канала составляла 164 км, ширина 60-110 м. по водному зеркалу и 22 м. по дну, глубина 8 м. Шлюзов не было, что серьезно упростило постройку. Несмотря на то, что формально канал был построен, перманентные работы по углублению и расширению, по большому счету, не прекращались никогда — канал не был приспособлен для больших судов. Часто, чтобы разминуться, один из кораблей швартовался у специального причала (они были построены через каждые 10 км) и пропускал другой.

Но это все частности. Главное что Лессепс и его компания доказали, что канал через Аравийский перешеек построить можно. Исмаил-паша устроил грандиозные торжества в честь открытия Суэцкого канала — было потрачено больше 20 млн франков (эти неумеренные траты, кстати, сильно ударили по бюджету страны)! Гвоздем программы должна была стать заказанная у Верди опера «Аида», но композитор не успел написать ее, поэтому гости «довольствовались» роскошным балом.

Среди приглашенных были представители монарших семей с Австрии, Пруссии, Нидерландов, любимая племянница Лессепса Евгения. Россию представлял посол и знаменитый художник-маринист Айвазовский . На 16 ноября 1869 были запланированы празднества, а 17 ноября Суэцкий канал был открыт!

Суэцкий канал — важнее с каждым годом

В 1869 году на реке Клайд был спущен на воду знаменитый клипер Катти Сарк . По иронии судьбы в этот же год открыли Суэцкий канал, «убийцу» скоростных клиперов. Теперь не было надобности в этих стремительных красавцах — приземистые грузовые пароходы успевали перевезти больше груза в тот же срок благодаря творению Лессепса.

Но Суэцкий канал — это не только лирика, но еще и политика. Вскоре после первых рейсов англичане поняли, какой лакомый кусочек они упустили. Наверное, так и остались бы гордые сыны Альбиона с носом, если бы не отсутствие элементарных навыков финансиста у Исмаил-паши. Любовь к непомерной роскоши правителя во всем (вспомним и то самое празднование в Порт-Саиде) серьезно пошатнули финансовые позиции Египта. В 1875 году все 44% акций, принадлежавших Исмаил-паше (они перешли ему от Саида, его предшественника) были выкуплены Великобританией за 4 млн фунтов стерлингов (если эту сумму конвертировать в фунт 2013 года, то получим 85,9 млн фунтов). Компания стала, фактически, франко-британским предприятием.

Значение Суэцкого канала очень ярко показано на примере соглашения 1888 года. Тогда девять великих государств Европы (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Нидерланды, Турция, Франция, Испания, Италия) подписали конвенцию для обеспечения свободного судоходства по каналу. Канал был открыт для доступа всем торговым и военным судам в любое время. Было запрещено блокировать канал или вести в нем военные действия. Уж если на войне, где нет правил, так соблюдали неприкосновенность этой магистрали, можно представить, какую важную роль он играл.

С каждым последующим годом нагрузка на Суэцкий канал постоянно увеличивалась, он был важнейшим элементом инфраструктуры, который позволял за пару недель попасть из Средиземного моря в Азию. Египтяне были устранены от управления каналом, все ключевые посты занимали французы и британцы. Безусловно, такое положение сильно било по чувству национального самосознания египтян. Но в открытый конфликт это вылилось лишь в средине ХХ века.

Перед Второй мировой (в 1936 г.) британцы добились права держать войска у канала для его защиты. Во время войны союзники костьми ложились, но держали у Эль-Аламейна оборону, стараясь не пустить Роммеля к Суэцкому каналу. Это был действительно стратегический объект, который прикрывал ближневосточную нефть и Азию. Но после войны значение канала серьезно изменилось. Колониальные империи отошли в небытие, зато экспорт нефти возрос во много раз. К тому же начала накаляться атмосфера в арабском мире в связи с провозглашением Израильского государства.

В 1956 году британо-французский десант занял Порт-Саид. В то же время с севера на Египет наступала израильская армия. Причиной вторжения европейский войск была попытка президента Египта Гамаль Абдель Насера (героя антимонархической революции 1952 г.) национализировать Суэцкий канал. Несмотря на тяжелейшие потери и временное перекрытие канала (1956-1957 гг.), Насер достиг своей цели и канал стал стратегически важным объектом экономики Египта.

После Шестидневной войны 1967 года канал был закрыт на 8 лет. В 1975 году операцию по очистке и разминированию Суэцкого канала проводили силы ВМФ США и СССР. Простой канала был тяжелым ударом по экономике. И Египет смог его пережить только благодаря помощи других Арабских государств.

На 8 лет (1967-1975 гг.) в Большом горьком озере (по которому проходит Суэцкий канал) были заперты 14 судов: они не успели выйти из канала до его блокады. Их назвали «Желтой флотилией», как говорят — из-за песка, которым были занесены палубы.

Суэцкий канал соединят Средиземное море с Красным. Таким образом, значительно сокращается водный путь из Средиземноморья в воды Индийского океана . Отпадает необходимость огибать Африку, что является огромным плюсом для морского судоходства. Канал считается географической границей между Азией и Африкой.

Этот важнейший морской путь был запущен в эксплуатацию 17 ноября 1869 года. Он соединил 2 морских порта - Порт-Саид на Средиземном море и порт Суэц - север Суэцкого залива Красного моря . К востоку от канала простираются земли Синайского полуострова, а западный берег принадлежит Африке. Этот водный путь считается собственностью Египта и приносит государственной казне ежегодно не менее 5 млрд. долларов, пропуская через себя порядка 18 тыс. судов.

В начале своей эксплуатации длина водного пути составляла 164 км с глубиной 12 метров. В наши дни, после нескольких расширений, длина увеличилась до 193 км с глубиной 24 метра. Длина северного доступа составляет 22 км, сам канал имеет протяжённость 163 км и длина южного доступа равна 9 км. Ширина водного зеркала варьируется в пределах от 120 до 150 метров. Ко дну ширина сужается и достигает 45-60 метров.

Водный путь, соединяющий Красное и Средиземное моря, не имеет шлюзов. Это очень удобно, так как суда без всяких препятствий могут попадать из одного солёного водоёма в другой.

На канале имеются озёра. Это Большое Горькое озеро и Малое Горькое озеро. Большое расположено севернее, а его площадь водного зеркала равна 250 кв. км. Площадь Малого Горького озера составляет 30 кв. км. Что касается течений, то в зимние месяцы вода из горьких озёр течёт на север, а зимой принимает воды из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

История Суэцкого канала

Древние времена

Древние египтяне ставили перед собой задачу соединить реку Нил с Суэцким заливом. Нужно им это было для того, чтобы наладить торговый путь с Пунтом - древним государством, расположенным на полуострове Африканский Рог. Товары были очень ценными - чёрное дерево, различные краски, слоновая кость, золото, шкуры животных, мирра (камедистая смола).

Предполагается, что ещё в XIX столетии до н. э. такой канал был проложен, и Нил соединился с Красным морем. Этот водный путь неустанно поддерживался фараонами в рабочем состоянии. Но шли века, менялись люди и государства. Водная перемычка постепенно потеряла свою актуальность и пришла в упадок, а затем опять появилась надобность в её восстановлении.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что в VII веке до н. э. египтяне опять начали рыть канал, но не закончили его. Лишь через 100 лет персидский царь Дарий I достроил этот водный путь. В III веке до н. э. он перешёл во владения Птолемея Филадельфа, ставшего царём Древнего Египта после смерти Александра Македонского . Судя по упоминаниям древних историков, водный поток был так широк, что на нём свободно расходились 2 судна. Во II веке уже нашей эры римский император Троян углубил канал и расширил его. Но затем наступила другая эпоха, и водный путь из Африки в Красное море был заброшен.

Строительство канала в XIX веке

Промелькнули столетия, и во главе Франции встал Наполеон Бонапарт . В 1798 году он дал распоряжение тщательно изучить вопрос строительства Суэцкого канала, который смог бы соединить Средиземное море с Красным. Была организована комиссия, но её заключение разочаровало императора. Специалисты пришли к выводу, что уровень вод Красного моря на 9 метров выше аналогичного уровня Средиземного моря. То есть нужно было возводить целый каскад шлюзов. Императору назвали и сумму всех работ - 45 миллионов франков.

Но не финансовый вопрос помешал Наполеону осуществить строительство. Вмешались обстоятельства. Императора свергли и отправили в ссылку на остров Святой Елены, а разговоры о грандиозном проекте сами собой заглохли.

Прошло 40 лет и уже другие специалисты доказали, что французская комиссия ошиблась. Никакого перепада воды нет. После этого родилась идея всё же построить канал. Её стал активно продвигать Фердинанд де Лессепс - французский дипломат с обширными связями и великолепной репутацией. Своей идеей он заинтересовал правителя Египта Мухаммеда Саид-пашу. Этот человек в своё время учился в Париже и получил прекрасное образование.

Саид-паша выдал Лессепсу концессию на строительные работы, которые начались в 1859 году. Стоимость работ оценили в 200 млн. франков. На эту сумму были выпущены и проданы акции в счёт будущих дивидендов. Гарантами выступали правительства Египта и Франции, поэтому данный финансовый проект считался вполне надёжным.

Строительные работы были чрезвычайно тяжёлыми. Люди работали в пустыне под испепеляющими всё лучами солнца. Главной проблемой стало снабжение рабочих не строительными материалами, а водой. К счастью, было обнаружено русло старого канала, которым пользовались в древности. Именно по нему и пустили пресную воду из Нила.

Однако непредусмотренные вначале технические и бытовые вопросы очень быстро "съели" изначально заложенную в смету сумму. Пришлось выпускать дополнительные акции. В общей сложности стоимость всех затрат составила почти 580 млн. франков. Лессепс обещал построить водный путь за 6 лет, но работы растянулись почти на 11 лет.

Вначале сделали северную часть водного участка и вышли к давным давно высохшим горьким озёрам. Представляли они собой впадины с глубиной 8-10 метров ниже уровня моря. Затем настала очередь южной части, которую соединили с Суэцким заливом.

Торжественное открытие нового водного пути, который сократил путь из Средиземного моря в Индийский океан на 8 тыс. км, состоялось 17 ноября 1869 года. На торжество съехались представители практически всех европейских держав. Празднования продолжались в течение недели, а их стоимость составила 30 миллионов франков.

Дальнейшая история Суэцкого канала

В 1888 году морские державы подписали Международную конвенцию. Она гарантировала свободный проход через канал судам всех государств. Однако в период Мировых войн контроль над этим стратегически важным участком осуществляла Великобритания и её союзники. В 1956 года президент Египта Насер заявил о национализации канала.

Это вызвало большой переполох в мире, так как через Суэцкий канал осуществлялось 20% всех мировых перевозок и 80% нефтеперевозок США. Экономические интересы породили войну, в которой Египет потерпел поражение, а стратегически важный водный путь попал под юрисдикцию ООН.

Очередной конфликт возник в 1973 году, когда началась арабо-израильская война. В районе канала шли активные военные действия, а его работа была парализована. Заработал водный путь только в июне 1975 года. В настоящее время он находится под юрисдикцией Египта и приносит государственной казне хорошие деньги.

Судно на канале

Пропускная способность водного пути составляет 76 судов в сутки. Движение одностороннее. На один корабль отводится от 12 до 16 часов. Вначале идут суда от Суэца, затем суда от Порт-Саида. Расходятся встречные корабли в Большом Горьком озере. Движение организуется строго по графику.

Огромные гружёные танкеры не могут преодолеть мелкий водный путь из-за своей глубокой осадки. Поэтому они разгружаются, минуют канал и опять загружаются в другом его конце. Это создаёт определённые неудобства. Перевозку таких грузов осуществляют суда, принадлежащие Египту.

В 1981 году возле Суэца запустили в эксплуатацию подводный автомобильный туннель. Проходит он прямо под дном Суэцкого канала и соединяет Синайский полуостров с Африкой. Данное архитектурное творение считается одной из достопримечательностей Египта. В 2001 году были открыты железнодорожный и автодорожный мосты в северной части водного пути. В высоту автодорожный мост достигает 70 метров. Железнодорожный мост является разводным. Таким образом, эти сооружения не препятствуют прохождению судов с любыми габаритами.

Для мировой экономики данное рукотворное творение имеет огромное значение. Оно экономит массу времени, а, стало быть, снижает и стоимость перевозок. Выгода очевидна, остаётся лишь уповать на стабильную политическую ситуацию в данном неспокойном регионе .

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.