SLI — проблемы, трудности, вопросы и помощь — МИР NVIDIA. SLI или зачем нам чипсет от NVidia

7994420702;horizontal

В системе Windows Vista воспользуйтесь утилитами DirectRefresh или Refresh Rate Patcher . Учтите, что частота, выставленная в этих утилитах, будет применяться во всех приложениях, в том числе на рабочем столе.

Предупреждение : Не исправляйте проблему этими средствами для разрешений экрана, используемых вами при выводе на телевизор, иначе изображения на ТВ не будет.

Предупреждение : Некоторые игры жестко настроены на использование видеорежима с частотой обновления 60 Гц, например, для вывода видеороликов или главного меню. После удаления 60 Гц из диапазона возможных частот эти игры могут перестать работать. Если после устранения проблемы стали вылетать/зависать некоторые игры, верните частоту 60 Гц для видеорежимов 800х600 и меньших.

Моя материнская плата поддерживает технологию SLI, но в панели драйвера я не вижу закладки управления SLI

В RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузите базу для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте ключам MB_Capable и MB_Enable значения 1 . Перезагрузитесь.

Также, для некоторых ранних материнских плат с поддержкой SLI (на чипсетах

Здравствуйте, вопрос! Купил две видеокарты GeForce GTX 1070 по 38 тысяч каждая и установил их в свой компьютер в связке SLI, но результаты в тестах в Futuremark 3DMark показывают, что производительность (по сравнению с одной видеокартой) увеличилась всего на 10-15%, а я ждал хотя бы 50%. Также в современных играх две видюхи не повысили мне FPS, а в некоторых (в частности FAR CRY PRIMAL) даже понизили. Получается, что лучше бы я за эти деньги купил не две, а одну видеокарту GeForce GTX 1080 или даже GeForce GTX 1080 Ti. А так я выкинул деньги на ветер. Не повторяйте пожалуйста моей ошибки. И ещё, мало кто знает, что видеокарты NVIDIA десятой серии не все могут работать в режиме моста (SLI), например GeForce GTX 1050 и GTX 1060 не могут, также GTX 1070 нельзя поставить в связку с GTX 1080. Расскажите пожалуйста об этом на своём сайте.

Всем привет! Почти все пользователи, которые любят порубиться в различные игрушки, наверняка задумывались или слышали про то, что в систему можно ставить две и более видеокарты для объединения их мощности. Собственно технология объединения двух и более графических процессоров для обработки трехмерного изображения представленная компанией Nvidia называется SLI (scalable link interface, рус. масштабируемый интерфейс связи). Аналог от компании AMD называется CrossFireX. В чём плюсы и минусы каждой технологии, стоит ли пользоваться этими технологиями, как они работают Об этом я сегодня и расскажу.

  • И главное, я расскажу почему производителям видеокарт невыгодно, чтобы технологии SLI или CrossFireX увеличивали производительность работы графической системы компьютера на 100%.

Итак, начнем с зеленых (Nvidia) . Для того, чтобы поставить себе в систему SLI связку вам понадобятся 2+ видеокарты одной серии и одной модели. В отличие от красных (AMD) (о которых мы поговорим чуть позже), графические процессоры более привередливые в этом плане. Если более старшие линейки карточек позволяли объединять в мост абсолютно любые модели (главное чтобы они были одинаковые), то в последней десятой линейке все изменилось. Построить мост вы сможете только из GTX 1070, 1080 и 1080Ti. С чем это связано лично для меня остается загадкой, но, к сожалению, сейчас только эти модели можно объединять. По поводу титанов не могу дать никакой информации.

(Две видеокарты GTX 1080 Ti, соединённые мостом SLI)

Что же касается красных, то у них есть как преимущества перед зелеными, так и недостатки. Главный плюс состоит в том, что можно объединять абсолютно любые модели, главное условие – чтобы объединяемые видеокарточки были построены на одинаковой архитектуре. К примеру, поставить в связку RX 460 и RX 470 компания AMD позволяет. А вот поставить GTX 1070 и GTX 1080 в связку уже не получится. Ну а главный минус CrossFireX это прирост производительности. Прирост мощности при использовании прямых карточек-конкурентов у красных значительно ниже, чем у зеленых. Да и оптимизация в большинстве игр поддерживающих связки видеокарт значительно хуже у компании AMD. Да, не все игры поддерживают SLI и CrossFireX. Что же касается вторичного производителя видеокарт, то он не имеет абсолютно никакого значения. То есть если вы имеет две GTX 970, одна от MSI, а другая от Palit, то это никак не повлияет на результат. Это правило применимо как к видеокартам от Nvidia, так и картам от AMD.

Для построения системы на основе SLI и CrossfireX вам понадобятся:

1. Материнская плата с двумя и более разъемами PCI-express x16, поддерживающая данную технологию. Не все мамки, которые имеют два и более разъема под видеокарты поддерживают связку видеокарт! На самой материнке всегда есть соответствующая маркировка, на сайте производителя об этом написано, а так же всегда указано в прилагающейся инструкции. Помните, что если вы не нуждаетесь в мамке, которая поддерживает SLI и CrossFireX, то выбирайте соответствующую плату, так как вы всегда переплачиваете деньги за то, что мамка оснащена поддержкой связи видеокарт.

2. Мощный блок питания. Две видеокарты = большое энергопотребление. Рекомендуется блок от 550 ватт.

3. Сами видеокарты поддерживающие данные технологии.

4. Мост, объединяющий видеокарты. Насколько мне известно, AMD позволяет объединять карты и без использования данного моста, то есть с помощью программного обеспечения. Однако в таком случае потери в производительности составят около 15-20,% нежели в случае если бы вы использовали мост.

На мой взгляд, строить систему на основе данных технологий не стоит. А не стоит, потому что лучше купить одну более мощную видеокарту, нежели две, но послабее. К примеру, две GTX 1070 будут слабее, чем одна GTX 1080. А все потому, что данные технологии имеют очень плохую оптимизацию под игры и другие ресурсоёмкие приложение, у зеленых она конечно лучше, чем у красных, но всё равно плохая. Прирост производительности, как вы могли подумать, не будет составлять 100% от использования второго графического процессора. В лучшем случае он будет составлять 40-50%. И то, в подавляющем большинстве он будет равняться 15-25%. То есть вопрос целесообразности такой покупки остается открытым с точки зрения цена/производительность. Ставить себе такую систему имеет смысл только в том случае если мощности самой топовой на данный момент видеокарты вам недостаточно. А такое случается только в очень узкоспециализированных случаях. Например, для достижения стабильного количества кадров в секунду на 144гц мониторе в очень тяжелых играх. В легких играх топовая 1080Ti спокойно справляется с данной задачей. Либо если вы хотите играть в высоком разрешении – 4 или 8к.

Так же не стоит забывать и про видеопамять. В случае если вы объединяете две видеокарты с разным количеством памяти, то используется только та память, которая по размеру меньшая. К примеру, вы поставили RX 480 с 4gb и RX48 c 8 gb. Как вы могли подумать, вам будет доступно 12 гигабайт видеопамяти. К сожалению это не так. Будет доступно только 4 гига. Если же вы имеете две одинаковые видеокарты, но работающие на разных частотах, то в таком случае они обе также будут работать на младшей частоте. То есть, к примеру, одна работает на 1544гц, другая на 1622гц, обе будут работать на 1544гц. В будущем, с полным переходом на DirectX 12 нам обещают полную оптимизацию и полное использование всех ресурсов объединяемых видеокарт. То есть будет 100% прирост мощности и полное суммирование имеющейся видеопамяти. Но это всё обещание, на деле же мы имеет то, что имеем. Безусловно, есть и такие интересные игровые проекты, где мы можем получить и 70%, и 80% прироста производительности, но таких, к сожалению, очень мало и они скорее исключение из правил. Как я люблю повторять, решать, в конечном счете, только вам, а я для себя уже давно решил, что на данный момент SLI и CrossFireX являются крайне нецелесообразными!

Почему производители видеокарт никогда не доведут технологии SLI и CrossFireX до ума и почему вторая видеокарта никогда не добавит 100% производительности графической системе вашего компьютера

Ответ очень простой. Представьте себе ситуацию. Вы купили компьютер с мощной видеокартой и через пару-тройку лет её мощности вам стало не хватать. Вы пошли в магазин или на вторичный рынок и купили недорого вторую такую видеокарту, в результате добавили 100% производительности графической системе своего компьютера. Но такого никогда не будет! Производителю это невыгодно, а выгодно чтобы вы всегда покупали новое изделие и по дорогой цене. Вот и весь секрет. На этом всё, до скорых встреч!

AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.


SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.


SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.



Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 , GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).


У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.


Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.



После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.

Теоретическая производительность современных видеокарт достигает одного триллиона операций с плавающей запятой в секунду. Это в десятки раз больше, чем у самых быстрых четырехъядерных процессоров... Увы, но компьютерным играм на теоретическую скорость наплевать. Прожорливые игры вроде Crysis заставляют молить о пощаде даже самые выдающиеся видеоадаптеры современности. И здесь на помощь приходят технологии NVIDIA SLI и ATI CrossFire , позволяющие использовать сразу две и более видеокарт.

NVIDIA SLI

Легендарная Voodoo 2. Именно на ней была впервые опробована технология SLI.

Различные вариации соединительных мостов для SLI.

Аббревиатура SLI появилась около 10 лет назад. Именно тогда компания 3dfx обнародовала технологию под названием Scan Line Interleaving , что в переводе означало «чересстрочное сканирование кадров». Первым устройством с поддержкой SLI стал легендарный 3D-ускоритель Voodoo 2 . Это была отдельная плата с интерфейсом PCI и двумя разъемами: к первому подключали монитор, а ко второму — специальный кабель, соединяющий Voodoo 2 с уже имеющейся в компьютере видеокартой. При работе в двумерных приложениях ускоритель простаивал и просто передавал сигнал от видеокарты к монитору. Зато при запуске трехмерных игр Voodoo 2 брал на себя всю обработку графики. Чтобы собрать SLI-систему, надо было установить второй ускоритель и подключить его к первому. В итоге получалось нагромождение плат, занимающее три разъема PCI, ведь ни AGP, ни тем более PCIe х16 тогда не было.

Принцип работы подобного SLI предельно прост: два ускорителя поочередно вычисляли строки изображения, то есть одна плата просчитывала четные строки, другая — нечетные. Что и говорить, технология для того времени была революционная, да и сам Voodoo 2 был очень удачным ускорителем. К сожалению, через пару лет дела 3dfx стали совсем плохи, и компанию вместе со всеми ее разработками купила NVIDIA. Для SLI наступил длительный период затишья.

Возвращение SLI состоялось в 2004 году, во многом благодаря появлению интерфейса PCIe х16. Он обеспечивал необходимую пропускную способность, а в системе могло быть два разъема PCIe х16. Изменилась расшифровка аббревиатуры SLI: отныне она означала Scalable Link Interface — «масштабируемый интерфейс соединения».

Типичная SLI-конфигурация.

Принцип работы алгоритма Split Frame Rendering.

Алгоритмы SLI также претерпели изменения. Вместо чересстрочного построения кадров NVIDIA предложила использовать два новых метода на выбор. Первый именуется Split Frame Rendering (SFR): изображение делится на две части, каждая из которых обрабатывается отдельной видеокартой. Пропорции частей могут изменяться в зависимости от степени нагрузки на каждую из плат. Допустим, в нижней части кадра располагается множество сложных объектов, а в верхней — только текстура неба. Тогда видеоадаптер, обрабатывающий верхнюю часть сцены, возьмет на себя большую часть кадра. К сожалению, при работе в режиме SFR обе платы вынуждены обрабатывать геометрию всего кадра целиком, что не самым благотворным образом сказывается на производительности.

Второй алгоритм называется Alternate Frame Rendering (AFR). При его включении видеокарты начинают обрабатывать кадры поочередно: одной достаются четные, другой — нечетные. В режиме AFR каждая плата просчитывает геометрию своего кадра, и, по идее, производительность здесь должна быть выше, чем в случае SFR. Однако в динамичных сценах, насыщенных резкими сменами кадров, при использовании AFR появляются неприятные рывки. Проблема в неравномерности загрузки: видеокарта, которая быстро справилась со своей сценой, вынуждена простаивать в ожидании, пока вторая плата справится со своим кадром. Из-за этого режим SFR даже при меньшем среднем числе кадров в секунду нередко обеспечивает более комфортный уровень игры. Просто за счет плавности.

Для построения современной системы NVIDIA SLI необходимы следующие компоненты.

    Две одинаковые видеокарты от NVIDIA семейства GeForce 7000 или GeForce 8000 . Существуют и более древние видеоадаптеры с поддержкой SLI, но сегодня они не актуальны. Откровенно офисные модели, вроде GeForce 7200 GS , в учет также не берем. Технология в ее нынешнем виде позволяет использовать две видеокарты от разных производителей и с разными частотами ядра или памяти (они автоматически уравняются). Версии BIOS также могут отличаться.

    Соединительный мостик . Обычно он входит в комплект поставки материнской платы. Если вам вдруг захочется организовать SLI на базе двух GeForce 7100 GS или GeForce 7300 GT/GS/LE , то соединительный мостик не понадобится — видеокарты будут объединены на программном уровне.

    Материнская плата на одном из чипсетов NVIDIA nForce с двумя разъемами PCIe х16. Платы для SLI отличаются друг от друга режимами работы графических разъемов. Существуют схемы «х8+х8» и «х16+х16»: в первом случае к каждому из разъемов PCIe х16 подводится по 8 линий PCIe, во втором — по 16. На сегодняшний день большинству графических тандемов достаточно платы, поддерживающей SLI в режиме «х8+х8». Однако при использовании флагманских видеокарт лучше отдать предпочтение модели с полноценными разъемами PCIe х16. Так вы обеспечите себя небольшой добавкой по скорости.

Чипсеты с поддержкой SLI
Название Схема работы разъемов PCIe
NVIDIA nForce 4 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 4 SLI X16 х16+х16
NVIDIA nForce4 SLI XE х8+х8
NVIDIA nForce 500 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 570 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 590 SLI х16+х16
NVIDIA nForce 650i SLI х8+х8
NVIDIA nForce 680i SLI х16+х8+х16
NVIDIA nForce 680a SLI х16+х8+х16+х8
NVIDIA nForce 750i SLI х8+х8
NVIDIA nForce 780i SLI х16+х16+х16

ATI CrossFire

Видеокарта RAGE FURY MAXX — первый эксперимент ATI по объединению двух графических чипов.

Технология CrossFire была представлена миру в сентябре 2005 года. Однако это не первый случай, когда в одной системе использовалась пара графических чипов ATI . В конце прошлого века появилась видеокарта RAGE FURY MAXX , которая вмещала в себя сразу два чипа RAGE 128 PRO . Она обеспечивала высокую производительность в играх, но из-за ряда аппаратных и программных ошибок так и не стала популярной.

Режим SuperTiling — эксклюзив компании AMD.

Современные графические тандемы ATI поддерживают три режима работы: уже упомянутый Alternate Frame Rendering, Scissors («ножницы») — точную копию режима Split Frame Rendering от NVIDIA, и SuperTiling , который действительно интересен. При использовании последнего алгоритма кадр разбивается на множество квадратов с размерами 32 на 32 пикселя. Нагляднее всего это можно представить на примере шахматной доски: белые квадраты обрабатывает одна видеокарта, а черные — другая. Нагрузка между платами распределяется равномерно, но, как и в случае с SFR/Scissors, каждый видеоадаптер должен просчитывать геометрию всего кадра целиком. При запуске игры драйвер Catalyst автоматически выбирает один из трех режимов работы, который, по его мнению, лучше всего подходит для данного приложения.

На ранних этапах развития CrossFire собрать связку из двух одинаковых плат было невозможно. Требовалась одна обычная видеокарта, а другая — из той же серии, но с дополнительным чипом Compositing Engine . Модели Radeon , предназначенные для режима CrossFire, назывались мастер-картами, а к их именам добавлялась приставка CF . Для соединения двух видеокарт между собой использовали специальный внешний Y-образный кабель, состоявший из двух разъемов DVI-I («мама» и «папа») и одного DMS-59. Надо ли говорить, что композиция из пары плат и кабеля, болтающегося позади системного блока, была далека от совершенства?

Принцип работы Alternate Frame Rendering на примере Radeon.

Шло время, и технология активно развивалась. Компания ATI предложила программную версию CrossFire, при использовании которой не требовалось наличие соединительных кабелей — видеокарты обменивались информацией через разъемы PCIe х16. Впервые программное соединение было опробовано на младших моделях Radeon, а уже потом на более мощных видеокартах. Современные платы ATI (а точнее, уже AMD), как и платы NVIDIA, связываются при помощи специальных мостиков.

Технология CrossFire очень демократична в плане выбора видеокарт: подходят любые две модели со схожей архитектурой. Например, можно объединить видеокарты Radeon HD 2600 Pro и Radeon HD 2600 XT . Но тут есть один момент: характеристики более мощного видеоадаптера будут понижены до значений более слабого. В случае нашего примера мы получим CrossFire-систему как бы на двух Radeon HD 2600 Pro.

Чипсеты, совместимые с CrossFire, выпускают не только AMD, но и Intel. Однако из всех наборов микросхем Intel один лишь Х38 может похвастаться официальной поддержкой этой технологии в режиме «х16+х16». На остальных платах CrossFire работает по схеме «х16+х4». Вообще, разница между режимами минимальна. Если вы не планируете устанавливать рекордов быстродействия, то и особой потребности в двух полноценных PCIe х16 нет. На чипсетах AMD графические разъемы работают в симметричных режимах «х8+х8» или «х16+х16». Исключение составляет лишь AMD 570X .

Чипсеты с поддержкой CrossFire
Название Схема работы разъемов PCIe
ATI CrossFire Xpress 1600 х8+х8
ATI CrossFire Xpress 3200 х16+х16
AMD 480X х8+х8
AMD 570X х16+х8
AMD 580X х16+х16
AMD 790X х8+х8
AMD 790FX х16+х16
Intel 975X х16+х4
Intel P965 х16+х4
Intel P35 х16+х4
Intel X38 х16+х16

Нашествие гибридов

Компании AMD и NVIDIA активно продвигают идею объединения обычной видеокарты и встроенного графического ядра материнской платы. Соответствующие технологии называются Hybrid CrossFire и Hybrid SLI .

Встроенная графика никогда не отличалась выдающимися скоростями работы, так что не стоит надеяться на серьезный прирост быстродействия от использования «гибридов». Да и то почувствовать этот прирост смогут лишь обладатели недорогих видеоадаптеров. Кстати, именно младшие модели видеокарт должны первыми обеспечить поддержку технологий.

Главный плюс от использования «гибридов» связан с экономией электроэнергии. Когда компьютер работает с двумерной графикой, всем заправляет встроенное ядро. Зато в играх к нему сразу присоединится основная видеокарта.

По прогнозам, официальные анонсы Hybrid SLI и Hybrid CrossFire должны состояться уже этой весной.

Когда тандема не достаточно

Связка 3-Way SLI — выбор для самых отчаянных энтузиастов.

Связка из двух видеокарт может значительно повысить производительность системы. Однако бывают случаи, когда и такого быстродействия мало. И вот в конце прошлого года NVIDIA представила новую версию SLI, позволяющую объединять сразу три видеокарты. Технология получила название 3-way SLI .

На данный момент тройную версию SLI поддерживают лишь две модели видеокарт: GeForce 8800 GTX и GeForce 8800 Ultra . Причина такой дискриминации в том, что только у этих видеоадаптеров есть по два разъема для подключения SLI-мостов. Сам мостик нестандартный: на нем не два, а целых шесть разъемов. Кстати, теоретически видеокарты можно соединить и при помощи трех обычных мостов: двух жестких и одного гибкого.

Современная плата с четырьмя разъемами PCIe х16 и поддержкой технологии CrossFire X.

Для сборки системы 3-way SLI понадобится материнская плата, основанная на наборе системной логики NVIDIA и оснащенная тремя разъемами PCIe х16. Речь идет о моделях на базе чипсетов nForce 680i SLI и nForce 780i SLI . Также настоятельно рекомендуется процессор помощнее, а еще лучше — самый мощный. На данный момент таковым можно считать Intel Core 2 Extreme QX9770 . Надо заметить, что из всех SLI-совместимых материнских плат этот процессор дружит только с моделями на чипсете nForce 780i SLI.

Что касается прироста производительности, то тут все зависит от конкретного приложения. Как показывает практика, при наличии быстрого процессора преимущество от использования трех видеокарт в сравнении с двумя может достигать 30-35%. Однако все свои преимущества технология раскрывает только на очень больших разрешениях (1920х1200 и выше) с высокими настройками фильтрации и сглаживания. Оно и понятно: вряд ли владелец системы с 3-way SLI будет запускать игры в разрешении 1280х1024 со стандартными опциями качества.

Конкурент в лице AMD не дремлет. Компания достаточно давно разрабатывает CrossFire X — свой ответ на 3-way SLI. В планах AMD значится выпуск драйвера, который позволит объединять в одной системе не только три, но и четыре видеокарты. Для соединения между собой видеоадаптеры будут использовать те же самые гибкие мостики, что и в случае классического CrossFire.

Материнские платы с четырьмя графическими разъемами уже не редкость — все благодаря чипсету AMD 790FX . Платы на его основе обеспечивают два полноценных интерфейса PCIe х16 для обычного CrossFire. При добавлении третьей или четвертой видеокарты разъемы автоматически переключаются в режим х8. 790FX поддерживает исключительно процессоры AMD, но поклонникам Intel не стоит отчаиваться. Ряд компаний (к примеру, MSI или ASUS) продают материнские платы с четырьмя графическими разъемами, но основанные на наборе системной логики Intel X38. Далеко не факт, что драйвер CrossFire Х будет обеспечивать поддержку технологии на подобных платах, но и препятствий для этого нет.



Если сравнивать технологии SLI и CrossFire в лоб, то творение NVIDIA выглядит мощнее. Но и времена, когда CrossFire была откровенно слабее конкурента, уже стали уделом прошлого. Правда, проблем, связанных с использованием графического тандема, у NVIDIA все же поменьше.

Насколько целесообразно собирать систему с двумя видеокартами? Во-первых, надо понимать, что SLI и CrossFire — это не панацея. Если ПК плохо сбалансирован, а в роли «бутылочного горлышка» выступает процессор или оперативная память, то графический тандем слабо повлияет на производительность. Во-вторых, две видеокарты потребляют много энергии и выделяют много тепла. Поэтому перед сборкой следует обзавестись просторным корпусом и мощным качественным блоком питания. В-третьих, обе технологии сильно зависят от оптимизации драйверов и игр. Сложно предугадать, насколько увеличится быстродействие в том или ином приложении от использования второй видеокарты. Иногда прирост может вообще отсутствовать.

Есть ли смысл собирать тандем из двух плат среднего ценового сегмента? Все зависит от конкретной ситуации, но в большинстве случаев покупка одной более мощной видеокарты выглядит разумнее. Не потребуется дорогая материнская плата, да и проблем с эксплуатацией будет меньше.

Таблица совместимости для видеокарт AMD
Первая видеокарта Вторая видеокарта Тип соединения
Radeon HD 3870 Radeon HD 3870, HD 3850 Внутреннее
Radeon HD 3850 Radeon HD 3850, HD 3870 Внутреннее
Radeon HD 2900 XT Radeon HD 2900 XT, HD 2900 Pro Внутреннее
Radeon HD 2900 Pro Radeon HD 2900 Pro, HD 2900 XT Внутреннее
Radeon HD 2900 GT Radeon HD 2900 GT Внутреннее
Radeon HD 2600 XT Radeon HD 2600 XT, HD 2600 Pro Внутреннее
Radeon HD 2600 Pro Radeon HD 2600 Pro, HD 2600 XT Внутреннее
Radeon HD 2400 XT Radeon HD 2400 XT, HD 2400 Pro Внутреннее
Radeon HD 2400 Pro Radeon HD 2400 Pro, HD 2400 XT Внутреннее
Radeon X1950 CF Radeon X1950 XTX, X1950 CF, X1900 CF, X1900 XTX, X1900 XT Внешнее
Radeon X1900 CF Radeon X1900XT, X1950 CF, X1950 XTX, X1900 CF, X1900 XTX Внешнее
Radeon X1950 PRO Radeon X1950 PRO Внутреннее
Radeon X1900 GT Radeon X1900 GT Программный режим
Radeon X1800 CF Radeon X1800 XT, X1800 CF, X1800 XL, X1800 GTO Внешнее
Radeon X1650 XT Radeon X1650 XT Внутреннее
Radeon X1650 PRO Radeon X1650 PRO Программный режим
Radeon X1600 XT Radeon X1600 XT Программный режим
Radeon X1600 PRO Radeon X1600 PRO Программный режим
Radeon X1300 XT Radeon X1300 XT Программный режим
Radeon X1300 PRO Radeon X1300 PRO Программный режим
Radeon X1300 Radeon X1300 Программный режим

Новые стандарты качества

Схема работы алгоритма Super AA.

SLI и CrossFire можно использовать не только для повышения быстродействия системы, но и для улучшения качества картинки. Речь идет о режимах сглаживания SLI AA (для видеокарт GeForce) и Super AA (для Radeon).

При включении SLI AA каждая из видеокарт полностью обрабатывает один и тот же кадр, но с разными шаблонами полноэкранного сглаживания. После этого кадры накладываются друг на друга и происходит усреднение цветов соответствующих пикселей. Таким образом, качество сглаживания удваивается. Доступные режимы SLI AA: х8, х16 и х32.

Метод Super AA работает по тому же принципу, что и разработка NVIDIA. Отличие заключается лишь в доступных режимах сглаживания: 8х, 10х, 12х и 14х. Режимы 8х и 12х представляют собой соответственно «удвоенные» версии 4-кратного и 6-кратного multisampling, в режимах 10х и 14х к multisampling добавляется 2-кратный supersampling.