Влияние компьютера на психическое здоровье. Влияние компьютера на развитие ребенка
Муниципальная Интернет-конференция учащихся
«Мой помощник – компьютер»
Творческая работа
на тему:
Влияние компьютера на психику человека
Выполнил:
ученик 11 класса
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое
Саратовской области»
Таланов Денис
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Ольховатская Нина Петровна
р.п.Духовницкое, 2009 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3
1.Положительное влияние компьютера на психику человека……………..5
1.1.Решение конфликтов мирным путём…………………………………….5
1.2.Видеоигры развивают влияние человека………………………………...5
1.3.Интернет помогает лечить депрессию…………………………………...6
1.4.Лечение боли компьютерными играми…………………………………..7
2.Отрицательное влияние компьютера на психику человека………………9
2.1.Мы и интернет……………………………………………………………..9
2.2.Психологические симптомы интернет-зависимых людей……………...13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованных источников и литературы………………………...15
Введение
В Китае три сотни пациентов прошли лечение в клинике, созданной специально для интернет-зависимых. Породил эту болезнь небывалый экономический рост, который наблюдается в стране последние несколько лет. Нетрудно догадаться, что главными жертвами заболевания, которое долгое время не воспринималось обществом всерьез, становятся подростки. Вся молодые люди, находящиеся на лечении в новой больнице, давно забросили школу, предпочитая сутками играть в компьютерные игры или общаться в чатах.
Интернет-зависимые подростки страдают от депрессий, нервозности, необъяснимых приступов страха. Они часто избегают живого общения, паникуют и пребывают в состоянии беспокойства. Заболевание также сопровождается расстройствами сна.
Медики бьют тревогу - уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Мозг геймера, как недавно доказали немецкие ученые, воспринимает виртуальные приключения за реальность. Иногда игроки настолько погружаются в онлайновую жизнь, что происходят трагические события.
Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером . Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.
2.2. Психологические симптомы интернет-зависимых людей.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности ;
проблемы с работой или учебой.
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса он-лайн;
увеличение времени, проводимого он-лайн;
увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Заключение
Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то мы, дети, зачастую становимся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей нас компьютеромании существует ряд побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Ведь мы быстро приспосабливаемся к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом". Например, это может отражаться на эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение – мои ровесники перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Интернет станет величайшей иллюзией XXI века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдет место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создает себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Но и она в скором времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.
Список использованных источников и литературы
1.gopher://gopher.ed.gou.
2.Джексон Тим Intel: взгляд изнутри, «Риф», М.,2007г.,300с.
3.Журнал «Игромания» №8, 2007г.,240с.
4.Журнал «Навигатор игрового мира» №9, 2003г.,160с.
5. Журнал «Шпиль» № 11/12, 2003г.,65с.
6.Крутьков Н. Информатика здоровья и долголетия. Том 13. «Просвещение», М.,2002г.,420с.
Введение
2.1 Психологическая зависимость от компьютерных игр
2.2 Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр
Заключение
Литература
Введение
Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который охватывает все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, в том числе и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни и профессиональной деятельности.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.
Это влияние стало особенно заметным в последние десятилетия XX века, когда информационно-коммуникативные процессы в обществе значительно усилились благодаря его всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного государства к демократическому породил во многих странах, в том числе и в России, усиление хаотических процессов в информационной сфере. В связи с этим в последние 5-7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема - информационно-психологической безопасности.
1. Информационная среда и ее воздействие на психику человека
1.1 Виды информационно-психологического воздействия
В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия: устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; воздействие, связанное с применением печатной продукции; воздействие с использованием телевидения и радиосвязи; воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета.
Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает меры борьбы с сайтами, содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения самими Интернет-ресурсами доступа к такого рода информации детей.
В последние годы потенциал самого компьютера оказывает на систему образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и выхолощенный рекламный стиль сообщений «экранной культуры» сети Интернет. Интернетизация массированно воздействует на психику, модификацию поведения индивидумов.
С другой стороны, Интернет имеет возможность занять определенное место в системе образования, выступая фактором повышения ее эффективности и модернизации. В настоящее время в науке делаются первые шаги по педагогическому осмыслению проникновения новых коммуникационных технологий (НКТ) в образование.
В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы.
1.2 Определение понятия информационно-психологической безопасности
Во многих исследованиях посвященных проблемам информационной безопасности основное внимание уделяется проблемам информационной безопасности государств, экономических и юридических структур, информационных систем т.п. (5;13;11;10 и др.). К сожалению, за этими многообразными проявлениями мира людей обычно теряется сам человек – личность. Но ведь именно развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала являются высшей целью прогресса, решающим оправданием его издержек, и именно личность должна стать предметом первейшей заботы и защиты от возможных угроз, в том числе информационных.
Сегодня информационный поиск в сети «Интернет» дает более 2,5 тыс. сайтов, где упоминается категория «психологическая безопасность». Анализ их содержания позволяет выделить два направления исследований: психологическая безопасность в информационной сфере; и психологическая безопасность, как средство защиты от деструктивных культов и тоталитарных сект.
По определению Вице-президента Академии информатизации образования, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника Института проблем информатики Российской академии наук под «информационно-психологической безопасностью в настоящее время принято понимать состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий».
2. Классификация методов психологического воздействия
Существуют различные классификации методов психологического воздействия. Специалисты различают такие виды как:
1. самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);
2. преднамеренные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (психотропные; информационно-пропагандистские; психоаналитические; нейролингвисти- ческие; психотронные.
Исследователи отмечают их следующие основные особенности: высокий профессионализм в организации таких воздействий, которые могут быть подготовлены только лицами, имеющими специальные психологические знания и опыт; использование новых форм и средств скрытого воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей (так называемых психологических технологий); появление в последние годы психофизического (психотропного) оружия, т. е. техногенных средств, использование которых может оказать дистанционное воздействие на психические функции и работу физиологических органов и систем человека. Подробнее мы рассмотрим психологическое воздействие компьютерных игр на человека.
Со стороны. Мне кажется, что наиболее серьезным проступком психоманипуляторов следует считать их вторжение в тайны нашего сознания, а эти тайны мы должны защищать. 4. Воздействие электронных СМИ на население Какие же информационно-психологические воздействия мы имеем в виду? Во-первых, речь идет о воздействии на индивидуальное сознание человека как гражданина, как субъекта политической жизни, ...
Комфортных и безопасных условий труда пользователей ПК. В-пятых, работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук. Обсуждая проблему «компьютер и здоровье», следует сказать о виртуальной реальности. Эта новейшая технология включает в себя: для разработчика - возможности моделирования физического виртуального (искусственно созданного, но воспринимаемого как реальный) ...
Человек” становится одной из главных проблем современного общества. Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека. Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно...
Зависит будущее нации. На пострадавших территориях Украины, где плотность радиоактивного загрязнения по 137Cs составила от 5 до 40 Ku/км2, возникли условия длительного воздействия малых доз ионизирующего излучения, влияние которого на организм беременной и плода до Чернобыльской катастрофы фактически не изучалось. С первых дней аварии велось тщательное наблюдение за состоянием здоровья...
Как уже не раз говорилось в огромном количестве книг и публикаций, длительная работа за компьютером весьма негативно сказывается на многих функциях человеческого организма. Здесь можно вспомнить и о высшей нервной деятельности, а также эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Не в меньшей, а то и большей степени сказанное касается зрения и костно-мышечном аппарате человека. Мрачными последствиями несоблюдения несложного комплекса правил пользования компьютером могут явиться как испорченное зрение, так и варикозное расширение вен на ногах. Если положить руку на сердце, то, конечно, все эти проблемы человек может приобрести и без компьютера, ему достаточно просто вести несбалансированный образ жизни. Регулярное использование компьютера представляет собой всего лишь еще одну причину возникновения проблем со здоровьем наряду с недостаточным отдыхом, малоподвижным образом жизни или неправильным питанием. Другое дело, что эта причина оказывается весьма и весьма весомой.
Безусловно, все перечисленные выше заболевания не могут не оказать отрицательного воздействия на психическое состояние человека. Но в данный момент нас интересует только то влияние компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрению и слуху человека в первую очередь угрожают клавиатура, «мышь», монитор или наушники, то, что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно — чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.
Перед тем как приступить к рассмотрению указанных выше случаев, необходимо сразу сказать, что в данном контексте мы будем рассматривать только те ситуации, которые подразумевают многочасовое сидение за компьютером. Кроме того, стоит отметить, что мы исключаем из данного контекста тех людей, которые просто вынуждены проводить огромное количество своего времени за компьютером по роду своих занятий (постоянный мониторинг и сбор какой-либо информации и т.д.) Вовсе нет! В центре нашего внимания окажутся те люди, которые уже не могут представить свою повседневную жизнь без всевозможных чатов, интернет-форумов или различных компьютерных игр (стоит сказать, что такие люди составляют примерно 90% от всех «завсегдатаев» всемирной паутины).
Теперь попробуем набросать портрет среднестатистического представителя указанной аудитории. В принципе, такую задачу вряд ли можно назвать сложной, так как образ жизни такого человека и выступает в роли основополагающей причины подобного времяпрепровождения, причем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете (ну, хотя бы, большую ее часть), как правило, крайне необходима социальная поддержка, так как они испытывают огромные сложности с общением, неудовлетворенность собой, в некоторых случаях крайне низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Как показывает практика, такая путина довольно часто засасывает огромное количество людей, спешащих уйти в безопасную для них среду, и ни к чему не обязывающую жизнь.
Здесь наблюдает двойственная ситуация. С одной стороны такие люди усугубляют те свои черты характера, от которых они хотели бы полностью избавиться, а, с другой стороны, приобретают новые «призы», которые выражаются в уходе от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст или какие-то еще качества… Опасность также выражается еще и в том, что с течением времени подобный образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, что заставляет человека действовать и думать совершенно по-другому. Другими словами, он полностью меняет подход к решению бытовых вопросов, а также всех своих семейных, личных, профессиональных, партнерских и прочих проблем.
Ниже представлен список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:
ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;
проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;
увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;
невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;
ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;
учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;
возникновение проблем с работой или учебой.
Помимо этого настороженность должны вызывать такие сигналы, как:
навязчивое стремление как можно чаще проверять электронную почту;
с трудом сдерживаемое предвкушение следующего сеанса нахождения в сети;
с каждым разом все большее время, проводимое в сети;
рост расходов, связанных с оплатой Интернет-услуг и компьютерного времени.
Можно, кстати, отметить, что все указанные симптомы практически полностью соответствуют симптомам, характерным для любой другой зависимости, будь то алкоголь, наркотики или одержимость работой. Во всех указанных случаях, включая сюда и Интернет-зависимость, состояние зависимого человека усугубляется, в конечном итоге приобретая статус мании, если своевременно не предпринимать никаких мер по выводу это человека из зависимости. Эйфория, предоставляемая компьютером и Интернетом, постепенно начинает культивировать в человеке неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, наплевательское отношение к членам семьи и друзьям.
Довольно часто среди близких людей зависимого человека можно встретить распространенное заблуждение, что они сами могут призвать своего «проблемного» родственника к этическим нормам и нормальному образу жизни. К сожалению, это практические никогда не удается, так как в данном случае им приходится иметь дело не с упрямством, а с настоящей болезнью человека, которая вызывает глубокие изменения личности, сопровождая этот процесс развитием новых, довольно неприятных, черт характера и особенностей самой личности.
Теперь что касается детей. Если про взрослого человека можно сказать, что он сделал свой выбор в большей или меньшей степени осознанно, то ребенок довольно часто становится невольным заложником образа жизни своих родителей, поведение и привычки которых он копирует на сознательном и подсознательном уровне. Долгое общение с компьютером, который в представлении ребенка начинает ассоциироваться с другом, всегда готовым к игре и не говорящим «хватит, я устал!», может приводить не только к возникновению так называемой компьютеромании, но и еще целого комплекса других отрицательных побочных эффектов.
Особенности детской психики заставляют ребенка в крайне короткий срок приспосабливаться к окружающему миру, что совершенно справедливо и в отношении мира компьютеров. К сожалению, многие изменения, вызванные такой особенностью ребенка, обычный человек сразу заметить оказывается не в состоянии (с этой задачей может справиться только опытный педагог или психолог). В качестве примера можно привести изменения в эмоциональном плане, появление повышенной агрессивности, частых вспышек насилия. Также можно обратить внимание и на другой аспект - у ребенка прекращается полет фантазии, свойственный его возрасту, он становится неспособными создавать собственные визуальные образы, а также с большим трудом может обобщить и проанализировать поступившую информацию. Долгое общение с компьютером довольно часто может приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития ребенка. Некоторые психологи уже сейчас отмечают у так называемого «компьютерного поколения» ухудшение работы некоторых видов памяти, появление эмоциональной незрелости и общей безответственности.
Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.
Учебно - исследовательская конференция
«Юные исследователи»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
Исследовательская работа
Лагонская Алина Александровна,
учащаяся 6 класса
МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»
Руководитель:
Стенникова Юлия Владимировна,
педагог-психолог
МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»
п. Сибирский
2016 г.
«Влияние компьютера на здоровье и психику человека»
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Ханты-Мансийский район, п. Сибирский
Аннотация
Цель исследовательской работы: выявление влияния компьютера на здоровье и психику человека
Задачи:
изучить и обобщить информационные ресурсы о прямом влиянии компьютера на
физическое здоровье школьника и его психическое состояние, в частности, на
возникновение компьютерной зависимости.
провести социологический опрос по данной проблеме, обработать статистические
данные, сделать выводы.
Методы и приёмы исследования :
1) работа с научно-публицистической литературой;
2) поиск информации в интернете;
3) исследование и анализ;
4) социологический опрос;
5) описательный метод;
Выводы:
1. Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна.
2. Компьютер может стать, как врагом воспитания и развития личности, так и лучшим
помощником в этих процессах.
3. Главное - помнить и соблюдать простые правила работы за компьютером, и мы
снизим отрицательный риск к минимуму.
План исследования
I . Подготовительный этап
1.Сбор информации о влиянии компьютера на физическое здоровье школьника и
его психическое состояние.
2. Анализ собранной информации
II .Основной этап
Составление анкеты и проведение анкетирования среди своего окружения
Обработка и анализ результатов анкетирования
Написание исследовательской работы
III .Заключительный этап:
Создание презентации.
Защита работы на школьной конференции.
Гипотеза. Сейчас прожить без компьютера практически невозможно. Интернет, чаты, форумы - эти слова давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но вместе с ними в нашу жизнь вошли и такие новые понятия как «Интернет-зависимость», «игромания». Увеличилось число людей, больных «типично компьютерными» болезнями - ухудшением зрения, искривлением позвоночника и другими неприятными заболеваниями. Но всё же компьютер приносит не одни беды, иногда он очень помогает.
Проблемный вопрос . Как влияет компьютер на здоровье и психику человека, и как совместить здоровый образ жизни и работу на компьютере?
«Влияние компьютера на здоровье и психику человека»
Лагонская Алина Александровна
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Ханты-Мансийский район, п. Сибирский
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский», учащаяся 6 класса
Основная часть.
За свое, относительно недолгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже необходим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
История создания компьютера.
Человек всегда стремился к прогрессу: взял в руки палку, изобрел колесо, множество механизмов и инструментов. Они расширили его физические возможности и увеличили свободу в пространстве и времени.
Человеку понадобился инструмент для усиления интеллекта. Вот так появился компьютер. Слово «компьютер» - и означает в переводе «вычислитель». Необходимость в данном устройстве возникла очень давно, ведь тысячи лет назад человечество использовало для проведения различных расчетов палочки, камешки и т.д.
За прошедшие полвека вычислительные машины сильно изменились сами и еще дольше изменили общество. С 1945 года по наши дни вычислительная техника прошла 4 поколения в своем развитии:
1-е поколение основано на электронно-вакуумных лампах.
2-е поколение основано на транзисторах.
3-е поколение основано на интегральных схемах
4-е поколение основано на изобретение микропроцессора
Первый микропроцессор был создан в 1971 году американской фирмой Intel . Первый персональный компьютер появился в США в 1976 году.
Современные вычислительные машины совершают тысячи и десятки действий в секунду и заменяют труд десятков и сотен тысяч вычислителей. С помощью этих машин удалось решить такие задачи, которые ранее считали практически неразрешимыми. Но наряду с достоинствами компьютер принёс с собой множество новых проблем. В первую очередь это нарушение здоровья людей. Именно поэтому я и заинтересовалась данной проблемой.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. В связи с этим возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.
Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте. Таким образом, особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.
Вначале я изучила основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
В первую очередь – это сидячее положение в течение длительного времени . Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако, она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Во-вторых - Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Если к тому же монитор невысокого качества, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».
В-третьих - электромагнитное излучение . Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако, во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов.
В-четвёртых - перегрузка суставов кистей. В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
В-пятых - стресс при потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
Влияние компьютерных технологий на психику человека.
Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:
интернет - зависимость (интернет - аддикция)
чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.
Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная зависимость (аддикция) все же негативно влияет на личность человека.
Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.
Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Мы и интернет.
Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним из показателей качества жизни. Действительно, простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть не сравнима ни с чем другим. Судите сами: если в 2003-м году в России компьютер с выходом в интернет имело три человека из тысячи, то на сегодняшний день этот показатель вырос в 3-4 раза.
Школьник XXI века с трудом теперь представляет себе, что такое каталог библиотеки: огромное количество виртуальных библиотек раз и навсегда решило эту проблему. Однако чтение с экрана компьютера не только не прибавляет здоровья (особенно это касается зрения), но и не обеспечивает прочного запоминания материала: как ни странно, при таком чтении больше рассеивается внимание, снижается сосредоточенность. Современный человек получает всю необходимую информацию без особых затрат сил и энергии.
Другая проблема, связанная с информацией, получаемой посредством интернета, состоит в том, что она зачастую не проверена, а порой и вредна. Потому как управляет компьютером человек, а людям, как известно, свойственно ошибаться.
Психологи обнаружили еще одно заболевание - маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей. Воспаленные, покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота - вот лишь некоторые симптомы новой болезни. "Сетеголики", так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него. Специалисты спорят относительно названия болезни, но все они единодушны в одном: это синдром и люди, обладающие им, безусловно, нуждаются в лечении. По их мнению, "сетемания" столь же разрушительна, как алкоголизм или наркомания и ведет к глубоким изменениям личности - самоизоляции, потере внутренних ориентиров, неуравновешенности психики, внешним проявлениям рассеянности и неряшливости, наплевательскому отношению к близким.
Хотя болезнь еще очень молода, психологи успели провести достаточное количество исследований ее симптоматики. Согласно полученным данным, зависимостью обладает всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой "ящик", кто в своих виртуальных странствиях забывает о времени, кто ест перед монитором, а не за столом и на обращение к нему отвечает лишь кивком головы или пожатием плеч.
Компьютерные стрессоры
Что такое стресс ? В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи понимают под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями жизни.
Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд факторов стресса.
Потеря информации - безусловно, на первом месте среди компьютерных стрессоров (если не по частоте, то по силе стресса точно).
Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера , даже не приводящие к потере данных, тоже серьезные факторы стресса.
Информационные перегрузки . Компьютеры, программирование, интернет - самые динамично развивающиеся области человеческой деятельности. Необходимость постоянно и очень интенсивно обновлять свои знания и навыки, быть в курсе огромного количества ежедневно появляющихся новинок для многих становится непосильной нагрузкой.
Спам (несанкционированные почтовые рассылки) стал в последнее время настоящим бедствием для тех, кто активно работает в интернете, да и для всех, кто хоть изредка заглядывает в свой электронный почтовый ящик.
Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.
Результаты исследований.
Изучив основные вредные факторы, действующие на человека при работе за компьютером, меня заинтересовало состояние здоровья ребят нашей школы, у которых дома есть компьютер. Я провела анкетирование, обобщила собственные наблюдения.
Был проведен опрос школьников по разработанной мною анкете. (Приложение №1). Анкетирование прошли 36 учащихся МКОУ ХМР СОШ п. Сибирский (3-11 классы).
Выявлено, что из 36 опрошенных компьютеры есть у 94% учащихся.
По результатам проведённого анкетирования выяснилось, что 100% учащихся умеют работать на нем, при этом 58% учащихся начали работать на компьютере с 2–7 лет, 32% – с 8–10 лет, 10% – с 10–13 лет.
Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером от 30 мин до 4 ч 78%, от 5 до 8 ч в день – 18 %, 24 часа в сутки – 4%;
Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту? 20% участников ответили компьютеру, а остальные 80%- спорту;
Играете ли вы в компьютерные игры? 20% участников ответили да, а остальные 80%-нет;
Сколько времени проводите за компьютерной игрой? 64% от 20 мин до 2 ч,19% от 3 до 4 ч, 6% от 5 до 6 ч, 9% весь день;
Легко ли вы отрываетесь от игры? 64% участников ответили да, 26%-нет, 10% не играют;
Есть ли у вас постоянное желание играть? Да ответили 18% участников,82%-нет;
86% участников ответили с другом,14%-с компьютером;
Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?
55%-компьютер,45%-чтение книг;
Что вы предпочитаете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
92%-прогулку,8%-компьютер;
64%-да, 36%-нет;
Как вы думаете, сколько часов в день можно сидеть за компьютером? 90% участников ответили - от 15мин до 3 ч, от 4 до 6ч-5%, не знают-5%;
Да-34%, нет-39%, есть немного-27%;
Да-36%, нет-50%, редко-14%;
66% участников ответили от 10 мин до 3 ч, 10% - от 4 до 6 ч, не посещают-20%, до конца-4%;
Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
С учащимися был проведён тест «Компьютерная зависимость» (Приложение 1)
На основе данной работы сделаны следующие выводы:
1) Большинство учащихся имеют компьютер и положительно относятся к нему, хотя о вредном влиянии компьютера на состояние своего здоровья не задумывались.
2) Многие школьники не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
3) Тестирование «Компьютерная зависимость» показало, что 63% опрошенных учащихся - заинтересованы игрой, 25% - увлечены, а 12 % - уже находится в стадии зависимости, на что необходимо обратить особое внимание педагогов.
Заключение.
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Работа «Влияние компьютера на здоровье и психику человека» пополнила мои знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере.
Работая над исследовательской работой, я узнала, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Список литературы.
1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. - : МСМХС, 1998.
2. Богатова Т., Лапрун И. «Компьютер и здоровье – это совместимо?»
3. Попов С.В., Валеология в школе и дома. –.: Союз, 1997.
4. Тимофеев О. «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»
5. www.mednovosti.ru
6. www.inopressa.ru
7. www.coder.kiev.ua.
Приложение 1.
Анкета
Есть ли у вас дома компьютер?
Умеете ли вы работать на компьютере?
В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?
Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
Играете ли вы в компьютерные игры?
Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
Легко ли вы отрываетесь от игры?
Есть ли у вас постоянное желание играть?
Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?
Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
Делаете ли вы гимнастику для глаз?
Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
Посещаете ли вы компьютерный зал?
Сколько времени вы проводите в компьютерном зале?
Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
В какие игры вы любите играть?
20. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
Тест «Компьютерная зависимость»
1. Как часто ты играешь в компьютер?
а) каждый день -3 балла
б) день через день -2 балла
в) когда нечем заняться -1 балл
2. Сколько часов играешь?
а) 2-3 часа, ну больше -3 балла
б) час или 2 часа (когда заиграюсь) - 2 балла
в) максимум час - 1 балл
3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) родители, пока компьютер не перегреется или пока сам не засну или пока цвета перестаю различать или пока спина не разболится - 3 балла
б) когда как, иногда да же сам выключаю компьютер - 2 балла
в) конечно сам и по своей воле - 1 балл
4. Когда есть время, ты его тратишь на...
а) конечно на компьютер - 3 балла
б) ну не знаю, всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть) - 2 балла
в) вряд ли сяду - 1 балл
5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал - 3 балла
б) ну было пару раз, да и то не такое важное событие - 2 балла
в) нет - 1 балл
6. Часто ли ты думаешь о компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно - 3 балла
б) ну пару раз на дню вспоминаю - 2 балла
в) редко почти не вспоминаю - 1 балл
7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё или почти всё - 3 балла
б) ну значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня много значат не меньше - 2 балла
в) да ни какой роли он для меня не играет -1 балл
8. Приходя, домой ты первым делом...
а) сажусь за компьютер - 3 балла
б) могу и сесть за компьютером - 2 балла
в) точно не сяду за компьютер - 1 балл
Шкала оценки:
От 8 до 12 баллов: стадия заинтересованности
От 13 до 18 баллов: стадия увлеченности
От 19 до 24 баллов: стадия зависимости
Приложение 2.
Профилактика заболеваний позвоночника и суставов.
Для профилактики вышеперечисленных заболеваний следует правильно организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и по возможности делать гимнастику, заниматься спортом.
Рабочее место, правильное положение рук
Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела, при котором: спина и шея прямая, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой (90 гр.). Для этого следует:
1. Разместить монитор прямо перед вами, причем, так что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше. (Это позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза).
2. Стул, на котором вы сидите должен иметь спинку и подлокотники, а также такую высоту, при которой ваши ноги могут прочно стоять на полу. (Спинка позволит держать спину прямо, подлокотники дадут возможность отдохнуть рукам, правильное положение ног не будет мешать кровообращению в них же.)
3. Расположение других часто используемых вещей, по возможности, не должно приводить к долгому нахождению в какой - либо искривлённой позе, и не должно приводить к наклонам в сторону, особенно для поднятия тяжёлых предметов (именно при таком наклоне самая большая вероятность повредить межпозвонковый диск).
4. При работе с мышкой и клавиатурой клавиши нажимать плавно и без усилий, при наборе текста кладите запястья рук на стол или специальную подставку, что позволит расслабить вам руки. При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края.
Приложение 3.
Лечебная гимнастика
Для развития мышц спины существует множество упражнений, в основном это наклоны в разные стороны. Очень полезно плавание и упражнения на турнике.
Упражнение для рук
Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.
Встряхните руки.
Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз).
Вращайте кулаки вокруг своей оси.
Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.
С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах.
Упражнения для глаз
1. Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд
2. Быстро моргайте в течение ~5-10 сек.
3. Сделайте несколько круговых движений глазами.
4. Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую - либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку) а потом в даль (на облака, далёкий дом и т.д.)
5. Для снятия раздражения, или для отдыха глаз возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) положите на глаза и лежите ~ 10 минут.
Приложение 4.
Профилактика нервных расстройств.
1. Постарайтесь сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например, структурируйте информацию для того, чтобы её было легко найти, почаще чистите мышку, чтобы не раздражал непослушный курсор и т.д.
2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.
3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Вы должны добиться того, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.
Приложение 5.
Защита от электромагнитного излучения.
1. По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ-мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).
2. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.
3. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время, если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать "спящий режим" для монитора.
4. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.
5. По возможности сократите время работы за компьютером и чаще прерывайте работу.
6. Компьютер должен быть заземлён. Если вы приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить, для этого специально предусмотрен провод, на конце которого находиться металлическая прищепка (не цепляйте её к системному блоку).