Операционная система firefox. Обзор Firefox OS — операционная система для бюджетных устройств. Интерфейс, управление, многозадачность, аппаратные требования

И хотя мобильных устройств с этой ОС пока ещё нет, познакомиться ближе с ней уже возможно при помощи специальных сборок, предназначенных для запуска этой системы на ПК. Давайте чуть подробнее рассмотрим эти сборки.

Мы уже неоднократно рассказывали о том, что компания Mozilla работает над новой открытой операционной системой для мобильных устройств Firefox OS (ранее она называлась Boot to Gecko , B2G). Стадия разработки проекта достигла той степени, когда к ней уже проявляют практический интерес. Например, о готовности делать смартфоны с этой новой операционной системе заявили TCL и ZTE .

ОС состоит из трёх уровней. Системный уровень называется Gonk, в который входит ядро Linux, драйверы оборудования и прочие системные компоненты. Поверх Gonk находится браузерный движок Gecko со специальным API для мобильных устройств. И самый высокоуровневый компонент системы - это пользовательский интерфейс Gaia UI, основанный на веб-технологиях HTML и JavaScript.

Но, на мой взгляд, лучше всего Firefox OS увидеть самому и составить собственное мнение об этой ОС. Тем более что разработчики подготовили специальные экспериментальные сборки для знакомства и тестирования оболочки Gaia в Windows, Linux и Mac OS X.

Самый простой способ познакомиться с интерфейсом новой мобильной системы имеется для ОС Windows . Для этого на странице Mozillawiki Gaia/Hacking нужно найти прямую ссылку на инсталлятор b2g-gaia-desktop.exe. Этот инсталлятор весит около 40 мегабайт. Программа после установки создаст иконку на рабочем столе и, если есть доступ в Интернет, проверит наличие новых версий программы. После чего можно сразу же запускать интерфейс Gaia.

Низкоуровневые компоненты системы сюда не входят и, например, камера и многие приложения работать не будут. Эта минимальная сборка предназначена для ознакомления с пользовательским интерфейсом .

Можно установить и полную сборку всех компонентов Gaia, включающую в себя специальный SDK для создания и тестирования приложений Firefox OS. Рассмотрим этот процесс на примере Linux. Для этого выполняем следующие команды:

Git clone git://github.com/Mozilla-b2g/gaia make -C gaia profile

В результате в домашней папке появится каталог Gaia, куда будут закачаны сначала компоненты Gaia, а потом и SDK для разработчиков. В общей сложности будет закачано около 600 мегабайт данных. После распаковки архивов каталог Gaia имел размер около полутора гигабайт.

Далее с FTP-сервера Mozilla скачиваем последний билд b2g для Linux , распаковываем и запускаем исполняемый файл b2g, передав ему в качестве параметра профиль ранее установленной среды Gaia.

Путь_к/b2g -profile gaia/profile

Михаил АСТАПЧИК

Операционная система Firefox OS раньше в кругах разработчиков называлась - B2G. Разработчик - компания mozilla, она же разрабатывает популярный браузер - лису.

Идея разработчики операционной системы на базе web-технологий не нова. Эта идея уже реализована в малоизвестных продуктах: webOS и Tizen.

А идея такая: имея в наличии необходимые веб-технологии и решения, создать на их основе некий интерфейс операционной системы. Firefox OS использует такие современные технологии, как HTML5, CSS3.0 и JS. И вся операционка построена на открытых и доступных веб-стандартах. И именно это и есть фишка Firefox OS. Нет различия между сетевым или десктопным приложением, т.е. любую программу можно упаковать в специальный формат, закачать в маркет (магазин приложений) и пользоваться. Получается нечто подобное облачной системе. А в свете развития облачных технологий (в 2013г. - облачные хостинги, вычислительные мощности, сервера и рабочие станции) у firefox OS хорошее будущее.

Если посмотреть на рабочий стол операционки, то он довольно аскетичен:

Как в обычной операционке, есть магазин приложений:

Первая загрузка Firefox OS прошла быстро, быстрее, чем Android - порядка 5 секунд. После необходимой настройки переходим на рабочий стол, который состоит из нескольких экранов. На главном есть иконки вызов, смс, браузер, отзыв. Свайп влево - открывается панель популярных сайтов в виде иконок, нажимаем понравившуюся - переходим на сайт.

Свайп вправо - панель установленных приложений в смартфоне, здесь все стандартно. Но как такового меню здесь нет (как на bada или андроиде). Иконки установленных программ можно перемещать на другие экраны с приложениями или удалять их.

Свайп сверху - открывается ‘быстрый доступ’ к wi-fi, bluetooth и др. функциям + куча настроек.

Интерфейс довольно удобен, чем-то напоминает Android, но операционка работает быстрее.

Работа и начинка Firefox OS

Стандартных приложений в Firefox OS довольно немного. Из них можно выделить радио-fm, часы, календарь, почта, браузер, мультимедиа-функционал. Т.е. стандартный набор любого смартфона. Можно использовать маркет. Откроется онлайн-магазин от mozilla. В нем можно найти полноценные приложения.

Если говорить про скорость работы, то она на уровне. Немного смущают некоторые недоработки в плане 3d-графики, различные визуальные эффекты явно тормозят (работают со скоростью до 10 кадров в секунду). В будущем разработчики обещали исправить. Возможно, интерфейс еще будет доработан с помощью OpenGL.

Firefox OS представляет собой наложенный html-движок Gecko на Android. Он запускается с помощью специального скрипта уже на этапе загрузки операционной системы. При загрузке движок Gecko открывает локальную веб-страницу и из нее формирует интерфейс операционки. А далее просто идет код html последней версии.

По части безопасности. Каждое установленное приложение запускается в специальной безопасной среде - ‘песочнице’. Так что никакой вред системе не будет причинен. Причем, каждая программа может изменять или добавлять, или удалять только свои собственные файлы, на файлы других программ она не влияет. Плюс все приложения имеют определенные привилегии, свежеустановленная программа никак не сможет приобрести себе root-доступ.

Вывод : операционка Firefox OS шустра в работе, есть минимум необходимых функций и приложений, интерфейс нуждается в доработках. Большой плюс - в безопасноти, пока нет вирусов на эту платформу, и все программы запускаются в песочнице. Фанаты Android-решений вряд ли перейдут на Firefox OS. В целом, операционка еще будет развиваться. И если компания Mozilla пойдет в правильном направлении, то ее операционная система в будущем сможет составить конкуренцию таким гигантам, как Android, IOS, Bada и WinPhone.

Firefox OS apps are essentially no different to standard websites or web apps. They are built using standard open web technologies - HTML, CSS, JavaScript, etc. - and can be accessed using a web browser. The main differences lie in their ability to be installed on devices and work offline, access to advanced APIs that allow interaction with device features such as camera, gyroscope and address book, and the existence of a solid developer ecosystem - including a Marketplace for distribution of free and paid apps. Generally, they provide users with an "app experience", while still being based on open, cross platform technologies.

Firefox OS apps have a low barrier for entry, especially for existing web developers and mobile developers; they are also a lot more portable across platforms than native equivalents, and not locked into walled gardens. As we"ve already mentioned Firefox OS apps are based on web technologies - HTML, CSS, and JavaScript - so if you"ve written a web page you already know the basics. Even if you don"t have the basics you"ll be able to easily follow this guide, but you may want to check out our list of Beginner"s tutorials to learn more about developing with open web technologies.

This section of MDN provides a detailed reference on web app development topics specific to creating apps that are installable on Firefox OS (and other Firefox-supported platforms like Android), including app manifests, writing install functionality, permissions for using device APIs, and more. It is targeted towards experienced developers that are just looking to create or port an existing app to Firefox OS.

Note : If you are a complete beginner to web apps (perhaps you just know a bit of HTML/CSS/JS) and want a very simple guide to building up an app, check out our .

Firefox OS Multi-locale apps

You can create multi-locale apps quite easily. This is done by:

  • Adding special data-l10n-id attributes to each HTML element that requires localization, the value of which should be an identifier for that string. For example:
  • My app .
  • Including the l10n.js library in your page using a regular element.
  • Creating a locales folder inside your app directory containing a folder for each separate locale, then placing an app.properties file inside each one containing that language"s translations, each one on a new line. For example app-title = Mon application for French.
  • Creating a locales.ini file inside the locales folder, which specifies the default locale and the path to each app.properties file. This will look like so: @import url(en/app.properties) @import url(fr/app.properties)
  • Referencing locales.ini from your HTML file using a element, like so:
  • Updating your manifest file to include a default locale and locales field containing information about your supported locales: "default_locale": "en", "locales": { "fr": { "name" : "Mon application", "description" : "Mon application description" } }
  • Debugging apps

    Mozilla provides a number of tools to help you test Firefox OS apps.

    Testing on Firefox desktop

    The quickest way to test your app"s basic functionality is to simply load it in Firefox desktop (open the index.html file in the browser) - this supports most of the features you"ll be using to develop your app (with the exception of some of the device APIs.) From here you can use the standard Firefox Toolbox to debug your code, and the Responsive Design View to test responsive/mobile layouts.

    Testing in the Firefox OS simulator

    You can also test the app in a Firefox OS simulator via our WebIDE tool. This will give you a more realistic idea of how it will look on a real device.

    Tutorials Installable app basics Firefox OS app beginners tutorial A complete beginner"s guide to creating a Firefox OS app. Packaged apps A packaged app is an Open Web App that has all of its resources contained in a zip file, instead of having its resources on a Web server. In here you"ll learn all you need to know about packaged apps. Hosted apps A hosted app is an Open Web App that has all of its resources (HTML, CSS, JavaScript, app manifest and so on) stored on a Web server. This article will tell you all you need to know about hosted apps. Packaged or hosted? Should you make your app hosted or packaged? This article will help you decide. Self-publishing apps This guide explains how to write the code that controls publishing apps, should you wish to write it yourself rather than use the Firefox Marketplace A reference for the installation and management APIs that control installation and other functions of installable Open Web Apps. Platform-specific details of app installation There are some differences in how apps are installed across the various platforms that support Open Web Apps; this article will help you to understand them. CSP for open web apps Unlike traditional web sites, privileged and certified apps enforce a CSP (content security policy) by default. This may cause quite a bit of existing code to break while porting and cause a significant amount of confusion if developers are unaware that the CSP exists. This article explains what the restrictions imposed by the open web app CSP are. FAQ App manifests FAQ Manifest frequently asked questions.
    • Перевод

    Последние полтора года я уделял все больше времени работе над новым проектом Mozilla - Firefox OS. За это время я буквально влюбился в него и в его идею, испытав то, чего не испытывал прежде.

    Скриншот Firefox OS

    Буду откровенен, Firefox OS является началом чего-то невероятного. Это ожидающая своего пробуждения революция. Глоток свежего воздуха. Кульминация новейших технологий. Оно волшебно и оно изменит все.

    Что такое Firefox OS? Для тех, кто не знает о чем я говорю, вот короткое описание.Firefox OS - это новая мобильная операционная система разработанная Mozilla в рамках проекта Boot to Gecko (B2G). ОС использует ядро Linux и загружается в Gecko - веб-движок, который позволяет пользователям запускать приложения созданные на HTML, JS и любых других Open Web API приложений.
    -Mozilla Developer Network

    Короче говоря, проект Firefox OS собрал в себе все веб-технологии для создания полноценной мобильной операционной системы. Остановитесь на секунду и задумайтесь - это мобильная ОС, созданная на JavaScript!

    Для этого был модифицирован Gecko (движок Firefox), который предоставляет набор новых JavaScript APIs , необходимых для создания функционала подобного существующему в современных мобильных ОС. WebTelephony для телефонных звонков, WebSMS для отправки текстовых сообщений и Vibration API для, хм… для того чтобы вибрировать.

    Firefox OS - это гораздо больше, чем затея использовать последние веб-технологии так, как этого никто не делал прежде. Это также и сочетание многих других проектов Mozilla как единственное виденье - Web как платформа. Open Web Apps initiative и Persona являются одними из таких проектов, нашим решением в области идентификации и авторизации в интернете (известным под официальным именем «BrowserID»). Удивительно наблюдать, как большое количество проектов от Mozilla сливаются в одно целое.

    Я больше не буду вдаваться в мелкие подробности, больше информации вы можете найти на страницах MDN о Firefox OS . Очень рекомендую почитать.

    Почему Firefox OS? Вы наверняка думаете: «Звучит отлично, но почему именно JavaScript?» Это действительно хороший вопрос. Существует множество причин, по которым лучшим решением стала разработка мобильной ОС на JavaScript.

    Две основных причины заключаются в том, что Firefox OS заполняет пробел и создает альтернативу текущей проприетарности и ограничениям на рынке мобильных платформ.

    Заполнение пробела на рынке мобильных платформ Ни для кого не секрет, что смартфоны часто просто до смешного дорогие, даже в тех странах, где уровень дохода достаточно высок. Но если вы думаете, что такие цены существуют только в богатых странах, то вы глубоко ошибаетесь. 16GB iPhone 4S в Бразилии стоит около 615 фунтов стерлингов , что на 100 фунтов дороже чем такой же телефон в Англии!

    Такие цены в Бразилии обусловлены высоким налогом на импорт. Судя по всему, Apple уже работает над устранением этой проблемы, планируя построить местные производственные линии в стране. Несмотря на это, данный случай прекрасно дает понять, что хороший смартфон многим не по карману. Не говоря уже о том, что в некоторых странах вам лучше не размахивать смартфоном, стоимость которого равна стоимости небольшого автомобиля .

    Так что же делать, если вы хотите получить хороший смартфон и при этом не тратить на него огромную сумму? Можете купить дешевый смартфон на Android, но такие, как правило, работают плохо и постоянно тормозят.

    К счастью, теперь у нас есть Firefox OS…

    Цель Firefox OS заключается не в создании конкуренции high-end устройствам, а в том, чтобы предложить смартфоны начального и среднего уровня по цене обычного мобильного телефона.
    -Bonnie Cha

    Firefox OS прекрасно подходит для этого. Эта ОС может предложить вам полноценный смартфон на основе устройства с низкой производительностью, что сравнимо с Android на устройстве среднего класса. И это не шутка.

    Для примера, в настоящее время я тестирую JavaScript игры на телефоне за 50 фунтов. От устройства по такой цене многого ожидать не стоит, но на самом деле эти игры не только работают быстрее, чем на таком же телефоне с Android запущенные в браузере (Firefox или Chrome), но и так же быстро, если не быстрее, чем на Android устройствах цена которых в 4-5 раз больше.

    Почему же происходит такой прирост производительности в сравнении с результатами работы в браузере Android на одинаковых устройствах? Секрет в быстром обмене данными между Gecko и железом, что дает возможность JavaScript работать очень быстро.

    Высокая производительность JavaScript на дешевых устройствах стала для меня одной из причин, по которой я уверен, что Firefox OS - это начало чего-то огромного.

    Должен отметить, что Mozilla не обязательно будет запускать ОС с телефонами стоимостью в 50 фунтов, это устройство мы используем для разработки и тестирования.

    Альтернатива и открытая платформа Вторая причина «Почему Firefox OS?» - это попытка не только создать альтернативную и открытую мобильную платформу, но и противостоять и попытаться повлиять на крупных игроков рынка.С момента основания Mozilla в 1998 как разработчика ПО и позже как компании и организации, нашей миссией было создание открытых технологий, которые могут соревноваться с доминирующими корпоративными продуктами.
    -Steve Lohr

    Mozilla пытается повторить свой успех с Firefox, который буквально ворвался на рынок браузеров и показал пользователям, что существует альтернатива, что они могут контролировать то, как они используют веб.

    Теперь это мобильный веб, который находится под угрозой. И угроза исходит не от Microsoft, но от Apple и Google, производителей ведущих мобильных платформ. Их приложения, закрытые платформы, проприетарные магазины приложений и весьма капризные правила для разработчиков. Apple и Google только усугубляют положение веб-технологии.
    -Thomas Claburn

    Одна из главных областей, которая нуждается в развитии - портативность приложений…

    Весь ажиотаж вокруг мобильных приложений, в некотором смысле, есть шаг назад: они приковывают пользователей к определенной ОС и устройствам, что ее поддерживают. Веб эволюционировал и пришел к тому, что на любом железе он может восприниматься одинаково.
    Mozilla, создатель веб-браузера Firefox, полна решимости сделать то же самое и для мобильных устройств.
    -Don Clark

    Firefox OS стремится использовать вездесущность веб-технологий, чтобы дать вам возможность пользоваться одними и теми же приложениями на вашем смартфоне, ПК, планшете и любом другом устройстве, имеющем браузер. Разве не хотели бы вы иметь возможность продолжить игру в Angry Birds на десктопе с того места, где закончили ее на своем смартфоне? Я бы очень этого хотел!

    Мечта разработчика Еще одна причина, почему нам нужна Firefox OS - в данный момент не существует ОС, которую можно было бы легко редактировать (можно немного изменить Android, но это сделать не так просто).

    Firefox OS построена целиком и полностью на HTML, JavaScript и CSS. Имея базовые навыки веб-разработки, вы можете полностью изменить всю ОС. Редактирование одной строки CSS может повлиять на способ расположения иконок или их форму, или же вы можете изменить JS, который обрабатывает телефонные звонки.

    Эта платформа уникальна для разработчиков, и мне очень интересно знать, что они сделают с ней и к чему это приведет.

    Удачный момент Работая вот уже полтора года в Mozilla, я осознал, как мне повезло оказаться здесь именно в момент рождения Firefox OS. Если я все правильно помню, то проект был анонсирован (как Boot to Gecko) в первые несколько недель моей работы в компании.

    Все было восхитительно, но со временем стало еще более восхитительно. Firefox OS - приоритет номер один в моей работе на данный момент, и честно говоря, мне это нравится. Это большая честь быть частью такого проекта.

    Я много раз задавался вопросом: это восхитительное чувство - похоже ли оно на то, что испытываешь работая в Mozilla во время запуска Firefox? Волнение, страсть, нервозность и неспособность объяснить, насколько все это удивительно, и почему кого-то это должно волновать.

    Честно говоря, я не думаю, что многие до конца понимают, что на самом деле значит для всех запуск Firefox OS. Так же, как и Firefox, я полагаю.

    В данный момент я счастлив работать в Mozilla, в столь интересный период в жизни компании.

    Восхищенные Люди, которые осознали всю важность этого проекта - разработчики. Они держали в руках демо-устройства сотрудников Mozilla на наших ивентах. И мало что может быть так захватывающе, как возможность наблюдать за этими людьми пока они исследуют устройство и переживают различные эмоции…
  • Все начинается с легкой растерянности - «Вы дали мне Android? Это очень похоже на Android.»
  • Далее приходит внезапное осознание того, что это не Android и что система построена на JS.
  • После небольшой паузы следует что-то вроде «Твою ж мать!»
  • Еще немного и человек полностью погружается в систему, изучая все ее углы.
  • Последняя стадия - нежелание расставаться с устройством, когда я прошу его обратно и финальное «Это очень неплохо, я удивлен!»
  • Вы можете подумать, что я лишь расхваливаю проект, чтобы всем казалось, будто это очень захватывающе. Но на самом деле так реагировали многие. Забавно было за этим наблюдать.

    Из того, что я видел, как люди реагировали на Firefox OS, я понял, что она изменит многое. Все настолько восхищены, что, мне кажется, никому ничего и не нужно объяснять.

    Проблемы Было бы несправедливо все время хвалить Firefox OS, не упомянув о некоторых проблемах, которые нам нужно решить.

    Существуют общие вопросы, такие как создание открытой экосистемы приложений или фрагментация устройств, что происходит с Android. Это важно, но в конечном итоге совершенно мне неинтересно.

    Больше всего меня интересует проблема HTML5 игр на мобильных устройствах - восприятие и производительность, на что разработчики часто жалуются. Эта проблема не принадлежит сугубо Firefox OS (Android и iOS так же плохи в этом), но сейчас я целиком сосредоточен на ней и на проблеме производительности.

    Большинство ранее созданных мобильных HTML5 игр работают очень медленно (0-20FPS), или чуть быстрее (20-30FPS). Часто эти игры имеют нестабильный FPS, что заметно ухудшает игровой процесс.

    Интересно, что многие проблемы не обязательно связаны с устройством или JavaScript. Есть несколько тяжелых игр, таких как Biolab Disaster . Эта игра идет отлично даже на том же телефоне за 50 фунтов (40-60FPS).

    Для меня совершенно ясно, что иногда устройство и платформа могут быть причиной низкой производительности в играх (не так часто, как некоторые думают). Мы можем почерпнуть многое из игр, которые отлично работают на слабых устройствах. Изучить техники и приемы, которые использовали разработчики, и рассказать о них тем, кто собирается работать с HTML5 играми для мобильной платформы.

    Я искренне верю, что тяжелые HTML5 игры могут отлично работать на любых устройствах, даже на самых слабых. Почему я так уверен? Потому что люди уже сегодня делают такие игры. Есть две вещи, которым я доверяю больше всего в своей жизни… мои глаза.

    Не только мобильные телефоны Больше всего я взволнован не тем фактом, что Firefox OS будет установлена на мобильном устройстве, которое мы выпустим в следующем году, а тем, что будет в будущем. Я затронул эту тему ранее, когда говорил о «мечте разработчика», как другие могут расширить границы использования ОС.

    И это происходит уже сегодня. У нас уже есть