Powershell: как работать с программой, создавать, запускать и изменять скрипты. Ловим попутный ветер или как запустить скрипт PHP

Если вы только недавно встали на путь программирования и ещё даже не пробовали поиграться с установленной операционной системой, то манипулирование с помощью скриптов может вызвать резонные вопросы необходимости и удобства. Однако, даже если опустить тот простой факт, что они помогают лучше понять, как функционирует ОС, в будущем при создании приложений, исполнение сценариев может оказаться крайне полезным навыком.

Для исполнения следующих скриптов мы обратимся к PowerShell. Любой системный администратор (по профессии или в душе) знает его возможности и периодически пользуется, для всех остальных это просто интерфейс командной строки или иностранное слово. На популярных ресурсах вы можете найти уйму идей, как использовать PowerShell для развлечения и дела, здесь же мы рассмотрим лишь простые скрипты, которые помогут войти в курс дела.

Выключение и перезапуск

Итак, самая простая операция выключения вашего компьютера. Открываем блокнот, прописываем:

shutdown -s -t 0

Сохраняем файл, как *.cmd (*- имя вашего файла, например shutdown.cmd) и не забудьте в типе выбрать “все файлы”. Всё, исполняемый файл по запуску выключит ваш компьютер. “-s”, в данном случае означает выключение, замените на “-r” - получите перезагрузку. “-t” - таймер, у нас он установлен на 0 секунд, но если установить на 60 - получите выключение через 60 секунд.

Удаляем ненужное

В различных сборках, предустановленных на компьютер или ноутбук, вы можете наткнуться на массу абсолютно ненужных пакетов приложений. Удалить их с помощью скрипта проще простого:

get-appxpackage -name *APPNAME* | remove-appxpackage

Как вы понимаете, *APPNAME* - название неинтересующей надстройки. Да, удалять эти пакеты можно стандартным путём или через специальные программы, но вы можете создать скрипт, который удалит их все одним двойным кликом.

Управляем процессами

Есть в PowerShell две полезные команды, которые позволят бороться с ветряными мельницами (процессами, снижающими быстродействие). Вывести их на экран можно просто прописав:

или информацию о конкретном сервисе под кодовым названием *NAME* (на этом месте должно быть название интересующего сервиса):

Get-Service *NAME*

Но это можно сделать в диспетчере задач, а вот действительно полезным может оказаться создание файла, который по клику закрывал бы все процессы с повышенным потреблением ресурсов (браузеры, антивирусы и пр.). Для этого воспользуйтесь командой Stop-Service:

Stop-Service -Name *ANTIVIRUS*

Stop-Service -Name *BROWSER*

Названия для замены указаны в * *.

Переименовываем группу файлов

Ещё одна назойливая проблема: вы скопировали с фотоаппарата или телефона изображения. Огромная куча фотографий, которые называются однотипно вроде HGNMD034, где HGNMD - название общей директории, объединяющей файлы, например, отснятые за один день. Для того, чтобы сделать название этих файлов приятнее или иметь возможность объединить несколько папок, не получив при этом хронологическую путаницу из-за имен, можно использовать скрипт группового переименования:

$path = "$comp\desktop\journey\russia"
$filter = "*.jpg"
get-childitem -path $path -filter $filter |
rename-item -newname {$_.name -replace "HGNMD","RUSSIA"}

В первой строке в кавычках укажите точный путь к файлам. Во второй строке - расширение файлов, подлежащих изменению. В последней строке вместо “HGNMD” - общее в названиях файлов, подлежащее замене, на что-то, вместо “RUSSIA” - имя, которое вы хотите присвоить. Если данный скрипт опять сохранить в качестве исполняемого файла, то подобные однотипные операции будут отнимать у вас всего несколько секунд времени.

Ищем файлы

Ещё одна простая задача, реализуемая на PowerShell - поиск файлов в директории. В данном случае рассмотрим поиск log-файлов:

Get-Childitem C:\Windows\*.log

Или чуть более сложный пример, когда поиск будет производиться ещё и в подпапках:

Get-ChildItem C:\Windows\* -Include *.log -Recurse -Force

Это чуть более правильная и полная запись, где “Include” - указывает на искомую часть, “Recurse” - на поиск во вложенных каталогах, “Force” - поиск включает в себя системные и скрытые файлы.

Справка

Итак, с общими принципами функционирования PowerShell мы более-менее разобрались. Если что-то непонятно - обратитесь к справочной информации следующим образом:

Get-Help Services

Это команда, которая выведет на экран все доступные команды с кратким описанием. Хотите подробнее? Нет ничего проще:

Get-Help -Name *CMDLET*

Где вместо *CMDLET* вставьте любую интересующую команду.

Находим данные

Теперь перейдём к простым скриптам, описанным чуть более сложными командами. Например, с помощью PowerShell вы можете выудить почти всю информацию о железе и комплектующих. Как вариант, вот скрипт для оценки уровня заряда аккумулятора:

Add-Type -AssemblyName System.Windows.Forms
.GetConstructor("NonPublic, Instance", $null, @(), $null).Invoke($null)

Архитектура процессора удалённого компьютера:

Assembly.GetType("System.Management.Automation.PsUtils"
).GetMethod("GetProcessorArchitecture", 40
).Invoke($null, @())

Иногда важной задачей бывает проверка прав администратора у текущего пользователя. Вот простой способ на PowerShell:

Assembly.GetType("System.Management.Automation.Utils").GetMethod(
"IsAdministrator", 40).Invoke($null, @())

На этом пока остановимся. Как вы наверное убедились, PowerShell не самый сложный, но очень полезный инструмент, который способен выполнять, как простейшие операции, так и достаточно сложные . Однако PowerShell не единственный инструмент для создания скриптов для Windows. Но об этом в следующий раз.

В простейшем случае, шелл скрипт (shell script) -- это ни что иное, как простая последовательность команд системы, записанная в простой текстовый файл. Создание скриптов поможет сохранить ваше время и силы, которые тратятся на ввод последовательности команд всякий раз, когда необходимо их выполнить. Например:

Шелл скрипт для очистки лог-файлов в /var/log

  1. # cleanup
  2. cd / var/ log
  3. cat / dev/ null > messages
  4. cat / dev/ null > wtmp
  5. echo "Лог-файлы очищены."

Как видите здесь нет ничего особо сложного, всего лишь последовательность системных команд, которую можно с легкостью набрать и в командной строке системной оболочки или в терминале. Преимущество написания скриптов в том, что вам не придется набирать необходимую последовательность команд вручную, достаточно просто запустить скрипт. Кроме того, любой скрипт можно изменить и использовать для других целей.

Sha-bang

Sha-bang - это двухбайтовая последовательность #! , после которой указывается, какой интерпретатор необходимо использовать для запуска скрипта, интерпретации и выполнения команд. В качестве интерпретатора может выступать как одна из системных оболочек (см. файл /etc/shells ) например bash или csh так и любой другой интерпретатор команд или просто утилита. Вот несколько примеров маркера sha-bang :

#!/bin/sh #!/bin/bash #!/usr/bin/perl #!/usr/bin/tcl #!/bin/sed -f #!/usr/awk -f

Каждая, из приведенных выше сигнатур, вызывает определенный интерпретатор, будь то /bin/sh -- командный интерпретатор по-умолчанию (bash для Linux-систем), либо иной. При переносе сценариев с сигнатурой #!/bin/sh на другие , где в качестве командного интерпретатора установлена другая системная оболочка, вы можете лишиться некоторых функциональных возможностей, присущих bash . Поэтому такие сценарии должны быть POSIX совместимыми.

P ortable O perating S ystem I nterface, попытка стандартизации UNIX -подобных операционных систем.

Если кроме первой строки, встречаются другие аналогичные строки, они будут восприняты как обычный комментарий.

  1. #!/bin/bash
  2. echo "Первая часть сценария."
  3. a =1
  4. #!/bin/bash
  5. # Это *НЕ* означает запуск нового сценария.
  6. echo "Вторая часть сценария."
  7. echo $a # Значение переменной $a осталось равно 1.

Обратите внимание на то, что сигнатура должна указывать правильный путь к интерпретатору, в противном случае вы получите сообщение об ошибке -- как правило это "Command not found".

Сигнатуру #! можно не указывать, если вы не используете команд специфичных для какого-то конкретного интерпретатора. Например как в расширенной версии скрипте, представленной ниже. Здесь используется специфическая конструкция присвоения значения переменной lines=50 .

Еще раз замечу, что сигнатура #!/bin/sh вызывает командный интерпретатор по-умолчанию -- /bin/bash в Linux-системах.

Расширенная версия предыдущего шелл скрипта

  1. #!/bin/bash
  2. # cleanup, version 2
  3. # Для работы сценария требуются права root.
  4. LOG_DIR =/ var/ log
  5. ROOT_UID =0 # Только пользователь с $UID 0 имеет привилегии root.
  6. LINES =50 # Количество сохраняемых строк по-умолчанию.
  7. E_XCD =66 # Невозможно сменить каталог?
  8. E_NOTROOT =67 # Признак отсутствия root-привилегий.
  9. if [ "$UID " -ne "$ROOT_UID " ]
  10. then
  11. echo "Для работы сценария требуются права root."
  12. exit $E_NOTROOT
  13. if [ -n "$1" ]
  14. # Проверка наличия аргумента командной строки.
  15. then
  16. lines =$1
  17. else
  18. lines =$LINES # Значение по-умолчанию, если число не задано в командной строке
  19. # Stephane Chazelas предложил следующее,
  20. #+ для проверки корректности аргумента, переданного из командной строки,
  21. #+ правда это достаточно сложно для данного руководства.
  22. # E_WRONGARGS=65 # Не числовой аргумент
  23. # case "$1" in
  24. # "") lines=50;;
  25. # *[!0-9]*) echo "Usage: `basename $0` file-to-cleanup"; exit $E_WRONGARGS;;
  26. # *) lines=$1;;
  27. # esac
  28. #* Конец проверки корректности аргумента
  29. cd $LOG_DIR
  30. if [ ` pwd ` ! = "$LOG_DIR " ] # или if [ "$PWD" != "$LOG_DIR" ]
  31. # Не в /var/log?
  32. then
  33. echo "Невозможно перейти в каталог $LOG_DIR ."
  34. exit $E_XCD
  35. fi # Проверка каталога перед очисткой лог-файлов.
  36. # более эффективный вариант:
  37. # cd /var/log || {
  38. # echo "Невозможно перейти в требуемый каталог." >&2
  39. # exit $E_XCD;
  40. tail -$lines messages > mesg.temp # Сохранить последние строки в лог-файле.
  41. mv mesg.temp messages
  42. # cat /dev/null > messages
  43. #* Необходимость этой команды отпала, поскольку очистка выполняется выше.
  44. cat / dev/ null > wtmp # команды ": > wtmp" и "> wtmp" имеют тот же эффект.
  45. echo "Лог-файлы очищены."
  46. exit 0
  47. # Возвращаемое значение 0
  48. #+ указывает на успешное завершение работы сценария.

Если вам не нужно целиком вычищать системные логи, обратите внимание на приведенный выше скрипт. Здесь сохраняются последние несколько строк (по-умолчанию -- 50).

Запуск скриптов

Запустить скрипт системной оболочки можно командой sh scriptname или bash scriptname . Более удобный вариант -- сделать файл скрипта исполняемым, командой chmod .

Chmod 555 scriptname # установить права на чтение/исполнение любому пользователю в системе.

Chmod +rx scriptname # установить права на чтение/исполнение любому пользователю в системе chmod u+rx scriptname # установить права на чтение/исполнение только владельцу скрипта

После того, как вы сделаете файл сценария исполняемым, вы можете запустить его примерно такой командой ./scriptname . При этом, если текст скрипта начинается с корректной сигнатуры sha-bang , для выполнения данного скрипта будет вызван соответствующий интерпретатор.

И наконец, завершив отладку сценария, вы можете поместить его в каталог /usr/local/bin (естественно, что для этого вы должны обладать правами root), чтобы сделать его доступным для себя и других пользователей системы. После этого сценарий можно вызвать, просто напечатав название файла в командной строке и нажав ENTER .

Часто продвинутые пользователи и даже администраторы, установив свежую операционную систему, настроя всевозможные файрволы, думают, что сейчас система надежно защищена, и можно расслабиться на спинке кресла. Но, при написании скриптов для этих свежих операционных систем, необходимо их правильно запускать. Затрагивая тему скриптов, ответим на часто задаваемые вопросы по их запуску.

Чисто теоретически, как запустить скрипт в windows на MS JScript (MyScript.js) как службу Windows? Если, например, создаем раздел в реестре и в ветке. HKЕY_LОCАL_MАСHINЕ\SYSTЕM\СurrеntСоntrоlSеt\sеrvicеs\MySеrvicе создать все требуемые параметры, необходимо будет прописать через cmd CScript в этих параметрах запуск или через двойной запуск на подобии: "C:\Windows\System32\WScript.exe" или как-нибудь проще. Получится что-то на подобии скрытого режима, а в Taskmanager не будет явно просматриваться процесс wscript.exe.

Часто, при написании JavaScript’а, возникает потребность в том, чтобы автоматически сделать загрузку. А как запустить скрипт при загрузке?

  • в конце js-файла сделать вызов необходимой функции.
  • в тексте файла menu.js прописать функцию page_load():

Использование сразу двух способов одновременно очень усложнит сопровождение и понимание кода.

  • shell script – набор команд системы, записанный в простом текстовом файле. Здесь ничего особо сложного нет, всего лишь команды, которые можно с легкостью ввести в командную строку системной оболочки или в терминал. В дальнейшем произведется запуск скрипта без осложнений.
  • Если нужно запустить vbs-скрипт и, если изменения не вносились в обработчик с расширением «.vbs», то после двойного нажатия по файлу с данным расширением, скрипт будет запущен. Всё должно заработать сразу же. Однако из графоболочки командная строка не будет просто так запускать vbs, для этого требуется использовать интерпретатор cscript
  • Для того, чтобы запустить sql скрипт, используя C#, необходимо подключить SMO сборку и определить SеrvеrСоnnеction.EхесutеNоnQuеry (String scriрt). Способ EхеcutеNоnQuеry() воспринимает только параметр строки, поэтому вначале нужно прочесть.sql файл в строковой переменной. SеrvеrConnеction.ExеcutеNonQuеry() делает запрос, который не будет возвращать результирующий набор данных.
  • Для того чтобы выполнить скрипт python необходимо передать интерпретатору название скрипта. Сначала пишем в первой строчке: syntах еrrоr. Далее пишем без «$» - syntаx еrrоr. Это просто имя файла - syntах еrrоr. И последним, что необходимо будет прописать, является путь к файлу - syntаx еrrоr.
  • Теперь, как запустить php скрипт через Dеnwеr. Большая часть новичков постоянно делают одну ошибку. Вроде бы абсолютно всё делается правильно, создаются нужные папки, перезапускается Dеnwеr и, вроде бы, в конце осталось только безошибочно вызвать файл в действие. Но тут опять появляется назойливая ошибка. Пользователь вновь открывает файл просто в обыкновенном браузере (либо перетаскиванием с копированием файла в браузер, либо двойным нажатием клавиши мыши). Эти действия легко возможно заметить по названию адреса в адресной строке. При таких действиях там будет прописано что-то наподобие: filе://Z:\hоmе\mysitе.lоcаl\www\sсriрt.рhр. Но правильно будет запускать ваш скрипт, если ввести в адрес виртуального хоста. Непосредственно в адресную строку браузера необходимо ввести: httр://mysitе.lосаl/sсriрt.рhр. После такого метода ввода скрипт без проблем запустится и выведет свой правильный результат, который и должен выводить.

Скрипт командной оболочки представляет собой последовательность команд, которую вы можете использовать многократно. Исполнение этой последовательности, как правило, осуществляется с помощью ввода в командной строке имени скрипта. Кроме того, с помощью cron вы можете использовать скрипты для автоматизации выполнения задач. Другое применение скриптов - процедура загрузки и остановки системы UNIX, когда в скриптах init определяются операции с демонами и сервисами.

Чтобы создать скрипт командной оболочки, откройте в вашем редакторе новый пустой файл. Для этого можно использовать любой текстовый редактор: vim , emacs , gedit , dtpad и т. д.; подойдет любой. Однако, вы можете выбрать более продвинутый редактор, такой как vim или emacs , поскольку такие редакторы можно настроить на распознавание синтаксиса командной оболочки и Bash и они могут оказаться хорошим подспорьем по предотвращению таких ошибок, которые часто делают новички, например, забывают закрывать скобки и ставить точки с запятой.

Набирайте команды UNIX в новом пустом файле точно также, как если бы вы вводили их в командной строке. Как уже говорилось в предыдущей главе (смотрите раздел "Выполнение команды"), команды могут быть функциями командной оболочки, встроенными командами, командами UNIX или другими скриптами.

Выберите для вашего скрипта мнемоничное имя, которое бы говорило, что скрипт делает. Убедитесь, что имя вашего скрипта не конфликтует с существующими командами. Чтобы не возникало никакой путаницы, имена скриптов часто заканчиваются расширением.sh. Тем не менее, в вашей системе могут существовать и другие скрипты с тем же именем, которое вы выбрали. С помощью команд which , whereis и других поищите информацию об уже существующих программах и файлах в таким именем:

Which -a script_name whereis script_name locate script_name (прим.пер. : вместо script_name укажите имя своего скрипта ).

Скрипт script1.sh

В этом примере мы используем команду echo , встроенную в Bash, которая перед тем, как будут выданы выходные данные, проинформирует пользователя о том, что должно быть сделано. Настоятельно рекомендуется информировать пользователей о том, что делает скрипт с тем, чтобы пользователи не нервничали в случае, если им покажется, что скрипт ничего не делает . Мы вернемся к теме оповещения пользователей в главе 8 "Пишем интерактивный скрипт".


Рис.2.1. Скрипт script1.sh

Напишите такой же скрипт для себя. Хорошей идеей было бы создать директорий ~/scripts , в котором будут находиться ваши скрипты. Добавьте этот директорий к содержимому переменной PATH:

Export PATH="$PATH:~/scripts"

Если вы только знакомитесь с Bash, используйте текстовый редактор, в котором для различных конструкций оболочки используются различные цвета. Подсветка синтаксиса поддерживается в vim , gvim , (x)emacs , kwrite и во многих других редакторах, смотрите документацию к вашему любимому редактору.

Выполнение скрипта

Для того, чтобы скрипт можно было запускать, он должен для соответствующих пользователей иметь права на запуск. После того, как вы установите права доступа, проверьте, что вы действительно установили те права, которые вам нужны. Когда это будет сделано, скрипт можно будет запускать точно также, как и любую другую команду:

Willy:~/scripts> chmod u+x script1.sh willy:~/scripts> ls -l script1.sh -rwxrw-r-- 1 willy willy 456 Dec 24 17:11 script1.sh willy:~> script1.sh The script starts now. Hi, willy! I will now fetch you a list of connected users: 3:38pm up 18 days, 5:37, 4 users, load average: 0.12, 0.22, 0.15 USER TTY FROM LOGIN@ IDLE JCPU PCPU WHAT root tty2 - Sat 2pm 4:25m 0.24s 0.05s -bash willy:0 - Sat 2pm ? 0.00s ? - willy pts/3 - Sat 2pm 3:33m 36.39s 36.39s BitchX willy ir willy pts/2 - Sat 2pm 3:33m 0.13s 0.06s /usr/bin/screen I"m setting two variables now. This is a string: black And this is a number: 9 I"m giving you back your prompt now. willy:~/scripts> echo $COLOUR willy:~/scripts> echo $VALUE willy:~/scripts>

Это наиболее обычный способ выполнить скрипт. Предпочтительно выполнять скрипты, подобные этому, в подоболочке. Переменные, функции и псевдонимы, создаваемые в этой подоболочке, известны только в этой конкретной сессии bash в этой подоболочке. Когда происходит выход из этой оболочки и управление получает родительская оболочка, все настройки очищаются и будут забыты все изменения, которые были сделаны с помощью скрипта в состоянии этой оболочки.

Если вы в переменной PATH не указали директорий scripts или. (текущий каталог), вы можете активировать скрипт следующим образом:

./script_name.sh

Также можно выполнить скрипт внутри имеющейся оболочки, но это обычно делается только в случае, если вы хотите получить специальные возможности, например, если нужно проверить, работает ли скрипт с другой оболочкой, или выдать трассировку с целью отладки (прим.пер. - вместо script_name укажите имя своего скрипта):

Rbash script_name.sh sh script_name.sh bash -x script_name.sh

Указанная командная оболочка будет запущена как подоболочка вашей текущей оболочки и выполнит скрипт. Это делается, когда вы хотите, чтобы скрипт был запущен с конкретными параметрами или при определенных условиях, которые не указаны в самом скрипте.

Если вы не хотите запускать новую командную оболочку, а хотите выполнить скрипт в текущей оболочке, используйте команду source:

Source script_name.sh

В этом случае скрипту не нужны права на выполнение. Команды выполняются в контексте текущей оболочки, так что любые изменения, которые сделаны в вашей среде, останутся видимыми, когда скрипт закончит выполнение:

Willy:~/scripts> source script1.sh --output ommitted-- willy:~/scripts> echo $VALUE 9 willy:~/scripts>