Современные гаджеты и маленькие дети — нужно ли их рано знакомить? Гаджеты и дети: польза и вред. Польза и вред для детей от современных гаджетов

В современном мире дети едва ли не с рождения легко управляются с компьютерами, телефонами, планшетами, часто объясняя родителям, как справиться с той или иной технической новинкой. Вроде бы в такой ситуации есть плюсы, ведь такая сообразительность указывает на то, что ребенок внимателен и легко обучается. Но есть и менее радужная сторона: многочисленные исследования доказали, что активное использование гаджетов пагубно влияет на детей, лишая их множества простых радостей и впечатлений, необходимых для полноценного развития. Как же разрешить это противоречие, ведь полностью отказаться от гаджетов просто невозможно. И каковы плюсы и минусы раннего технического развития?

Немного статистики

По данным ЮНЕСКО 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. Причем в большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени. Разумеется, отвлечение ребенка мультиками, видеоиграми, передачами высвобождает для родителей несколько часов времени для занятия своими делами, но все это время ребенок практически изолирован от внешнего мира, что чревато неприятными последствиями, которые в дальнейшем скажутся на его психическом здоровье.

Социальные исследования, проведенные среди малышей дошкольного возраста, показали, что дети, у которых есть гаджет-зависимость, существенно отстают в развитии речи от детей, которые почти не пользуются электронными устройствами.

Замена книжек, сказок, общения с родителями просмотром мультиков и играми приводит к тому, что «экранные дети» начинают говорить позже сверстников, их речь скудна, а словарный запас невелик. У таких детей часто ярко выражены дефекты речи.

На сегодня нарушения развития речи наблюдаются у 25% четырехлетних детей. Для сравнения, 40 лет назад такая проблема была только у 4% малышей, то есть, число нарушений увеличилось в 6 раз.

В чем же заключается вред гаджетов?

Для полноценного развития ребенку требуется постоянный контакт с миром. Это и живое общение, и игры с разнообразными игрушками и бытовыми вещами, и исследование квартиры, и игры на природе, где есть возможность увидеть и потрогать всевозможные предметы, услышать новые звуки. Все это получает у малыша эмоциональный отклик, поскольку каждое действие ребенок пропускает через свое сознание, обдумывает и складывает на нужную полочку, а влияние каждого фактора усиливает обсуждение с взрослым.

А вот гаджеты дают ребенку только картинку, которая неспособна вступить в диалог. Разумеется, мультики, детские передачи что-то рассказывают юному зрителю, но они не реагируют на конкретного малыша, не отзываются на его действие, а просто завораживают мельканием разноцветных образов.

Более того, до определенного возраста малыша привлекает исключительно яркие картинки, которые, словно в калейдоскопе, сменяются на экране. Ребенок не способен воспринимать сюжет, понимать особенности характера персонажа и оценивать его действия. С таким же интересом малыш будет смотреть и стиральную машинку. При этом попытки отвлечь от экрана приводят к истерикам, ведь для того, чтобы сформировалась зависимость от гаджетов, много времени не нужно, а отказаться от привычного удовольствия ребенок уже сможет с трудом.

Но самый большой минус подобного времяпрепровождения в том, что мультфильмы и игры не способствуют развитию воображения, не формируют моральную базу – они поставляют готовое изображение, которое не требует осмысления, поэтому ребенок ничему не учится.

Такое поверхностное восприятие приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни, которая в современном мире получила название «дефицит концентрации».

Симптомы «дефицита концентрации»:

  • Неспособность ребенка сосредоточиться на одном занятии;
  • Отсутствие длительного интереса к одному делу;
  • Повышенная рассеянность;
  • Гиперактивность.

У детей развивается клиповое мышление, из которого они быстро переключаются, часто отвлекаются, постоянно ищут новые впечатления, но при этом не способны охватить информацию целиком и связать между собой отдельные факты. Из таких детей вырастают невнимательные взрослые, которые с трудом воспринимают новую информацию на слух, а чтение считают каторгой.

И конечно, постоянно нахождение перед экраном негативно влияет на физическое здоровье детей и подростков: ухудшается зрение, портится осанка, телу не хватает выносливости и силы, ведь на зарядку обычно просто не хватает времени.

А ведь все это можно предотвратить, если вовремя уделить внимание своему ребенку и, изучив тему «дети и гаджеты», найти альтернативу экранным развлечениям.

Как извлечь из гаджетов пользу

Конечно, технический прогресс имеет и свои плюсы, поэтому нельзя полностью изолировать ребенка от компьютеров и телефонов. Чтобы сделать устройства другом ребенка и не спровоцировать гаджет-зависимость, важно найти оптимальное время для игр с ними. Врачи рекомендуют придерживаться уже проверенного графика:

Крох до 3 лет лучше не сажать перед экраном вообще. Отвлекайте их книжками, развивающими игрушками, изучением всего, что безопасно. Если ребенку не показывать мультики, он и не будет о них вспоминать, а уж отсутствие компьютерных игр точно не скажется отрицательно на его здоровье.

  1. 15 минут достаточно для детей 3-5 лет;
  2. 20 минут — для 6 лет;
  3. полчаса допустимы для семи- восьмилеток;
  4. 40 минут — оптимальное время для 10-12 лет;
  5. Время для подростков 13-14 лет – 50 минут.

Разумеется, чем старше ребенок, тем сложнее проконтролировать время его пребывания за компьютером, особенно, если родители постоянно на работе, а школьник предоставлен сам себе. Можно ставить на гаджеты пароли, устанавливать родительский контроль и прочими способами преграждать путь к компьютеру, но будет ли результат?

Важно как можно раньше привить ребенку интерес к «живым» занятиям, пробудить жажду чтения, найти хобби, записать в секции, которые обеспечат общение и развитие, а также минимизируют влияние гаджетов на жизнь подростков.

И главное – объясняйте ребенку, как пользовать гаджетами с максимальной пользой. Зачастую дети бесполезно проводят время за компьютером, потому что просто не знают всех его возможностей. Пусть ребенок ведет электронный дневник, учит язык в игровой форме, читает интерактивные книги и развивает полезные навыки самостоятельности и ответственности.

Только от вас зависит, насколько крепким будет здоровье и острым ум вашего ребенка. Не доверяйте его воспитание гаджетам, если не хотите потом пожинать плоды своего легкомысленного поведения.

Табурца Виталий Андреевич,подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной тактики факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД России[email protected]

Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причиннегативного влияния гаджетов на психическое развитие ребенка. Автором проанализированы факторы, детерминирующие течение личностной деструктивности в развитии ребенка.Ключевые слова:гаджеты, интернетзависимость, деформации личностного развития ребенка.

В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в

нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них. Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 3х лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом, что же говорить о подростках. А ведь именно в детстве происходит закладка и наиболее быстрое развитие психики ребенка.Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в интеллектуальное развитие, ускоряя его, но также являются и средствами формирования представления о мире. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей, но неокрепшая психика растущего ребенка словно губка впитывает в себя все хорошее и плохое, что несут в себе электронные устройства. Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Нельзя утверждать однозначно, однако в основном такое многообразие влияет отрицательно. Ребенок автоматически ©освобождаетсяª от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление. Кроме того вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме. Также ребенок не может справиться с переизбытком информации получаемой с помощью современных технических устройств, что приводит к нарушениям эмоциональноволевой сфере, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособны контролировать свои действия, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.В подростковом возрасте гаджеты несут в себе опасность появления интернетзависимости. Интернетзависимость -это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть, социальные сети и неспособен выйти из нее вовремя. Большую роль в развитии этой зависимостииграет фактор анонимности. Дети получаютвозможность житьв Интернетедвойной или тройной жизнью. В результатепроисходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе. Особенно отрицательно это может сказатьсяна психике подростка, когда у негоначинает формироваться идентичность -устойчивое представлениео себе. Если вы

замечаете у ребенка потерю интереса к живому общению, постоянное желание выйти в Интернет, утрату чувства времени в сети, частая проверка электронной почты и аккаунтов в социальных сетях и проведение в них большого количества времени, раздражительность, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели, снижение интереса к своему внешнему виду и попытки оправдать эти симптомы, то стоит начать беспокоиться.Таким образом,

можно говорить о том, что неправильное, неразумное использование современных технических устройств, гаджетов, с детства приводит ктому, что мозг привыкает к потоку информации извне, развитие психических процессов становится односторонни, обедняя весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, в развитии эмоциональноволевой сферы, проявляетсянеспособность ребенка регулировать свое поведение, и эмоциональная несдержанность, низкая стрессоустойчивость, в становлении личности, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром.Это не значит, что нужно запретить детямиграть в компьютерные игры и пользоваться гаджетами, ведь проблема заключается нев обладании вещью, а в том, как она используется. В любом случае, ребенок стремится к налаживанию отношений с окружающим миром, установлению эмоционального контакта с окружающими, поэтому стоит уделить основное внимание деятельности, которая развивает и активизирует психику, таким как традиционное чтение, рисование, занятия музыкой, спортом, живом общении со сверстниками и родителями, и, конечно же, учить детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем –коллекция ©игрушекª. Для многих родителей компьютерные игры –©палочкавыручалочкаª: включил –и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.Вопервых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром –однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.Вовторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.Втретьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать.И, вчетвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению. Впятых, у детей, много и часто играющих в ©стрелялкиª, искажается мировосприятие:1.ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его ©убилиª, можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, ивот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какойнибудь головокружительный трюк;2. ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;3. за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности –эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника –и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, ©Веселой фермойª или ©Салоном красотыª, в полной психологической безопасности. Еще одинаспект негативного влияния компьютерных игр на детей –игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему –и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь –отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда чтото не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Последнее, такие игры вызывают зависимость у ребёнка.Выявление зависимости у ребёнкаэто сложный полифункциональный процесс.Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы: Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день –стоит задуматься. Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета? Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать? Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер? Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: если сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными,плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в ©стрелялкуª, неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.Психологические симптомы:хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;невозможность остановиться;увеличение количества времени, проводимого за компьютером;пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;ложь членам семьи о своей деятельности.Физические симптомы:синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;боли в спине;нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;пренебрежение личной гигиеной;расстройства сна, изменение режима сна.Причины возникновения зависимости от гаджетовмогут быть следующими.Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие: Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку. Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка. Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой. Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чемлибо или сокращать время, проводимое за ПК. Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствииделает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий. Дети, с раннего возраста привыкшие к телефону, потом уже не смогут переключиться на более важные занятия: книги, игры на свежем воздухе и так далее. К сожалению, нынешние дети уже не проводят большинство свободного от школы времени на улице, в парках, на детских площадках за увлекательными играми как это было во времена их родителей и бабушек с дедушками. А ведь активный образ жизни –это залог здорового развития ребенка. Сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чемто другим, например чтением или играми на свежем воздухе.Необходимо, в первую очередь, закрепитьв сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается. Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры повозрасту и нет ничего лишнего. Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов длятворчества и для активных игр. Если ребенок мало интересуется чемто, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.Общеизвестный факт, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.Что же можем сделать мы, родители, чтобы свестик минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка? Ничего нового тут не придумать –интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга –спорт, книги, настольные игры, хобби.

Ссылкина источники1.Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.2012.№4.С.78.2.Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современныйлитератор.3.Влияние мобильных телефонов на детей. http://medakademia.ru/publ/lekcii/normalnaja_fiziologija/vlijanie_mobilnykh_telefonov_na_detej/8210441[Дата обращения17.03.2016]4.Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье.

Все современные родители условно делятся на два лагеря: одни выражают категорическое отрицание вредоносности «продвинутых девайсов», другие – пытаются убедить их в обратном. Но, как правило, истина всегда находится где-то между, и поэтому сегодняшняя статья затронет не только «минусы», но и положительное влияние гаджетов для ребенка.

Назад, в будущее

Большинство пользователей, обратившихся к этой статье, еще помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.

В прежние времена жизнь ребенка можно смело назвать сплошным приключением, когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам.

Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья.

Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно.

В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.

На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Ранее дети исследовали вдоль и поперек песочницы, искали там клад или строили замки, натыкаясь на кошачьи каки. Сейчас же, во избежание тревожных ситуаций, и чтобы малыш не упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекции или не порезался, ему вручается смартфончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это совсем не значит, что 10-30 лет тому назад родители не опекали своих чад и не предпринимали меры безопасности.

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 - он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.

Отрицательные стороны общения с устройствами

Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?

Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.

Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов.

В первую очередь, это ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера. Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет чаду, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:

  • детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
  • в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
  • ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
  • с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.

Вредное влияние гаджетов на современных детей сказывается и в малоподвижном образе их жизни. Ребенок, который много и часто играет за компьютером или с планшетом, практически не двигается, что сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таких детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.

Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера.

Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате, у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов чаду очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить отпрыска от такой пагубной привычки.

На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями.

Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической.

Однако родители могут не замечать это влияние девайса на чадо. Первые подозрения у них начинают закрадываться, когда они предпринимают попытки отучить отпрыска от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью.

Положительные стороны

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

  • Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
  • Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

Общество разделено на три части. Первая часть говорит о том, что современные дети стали развиваться медленнее. Вторая часть утверждает, что дети стали развиваться значительно быстрее. Знают больше, чем их сверстники 20 лет назад. И те и те не последним фактором считают Третьи говорят, что и первые и вторые морочат голову себе и всем остальным. Если человек хочет поволноваться, то он найдет повод.

Стали ли дети развиваться медленнее и какую роль играют гаджеты в жизни ребенка ? Это вопрос, который перестает существовать в тот момент, когда мы четко обозначаем о каком развитии мы говорим.

Давайте начнем сначала с простого: функциональное, моторное развитие .

Дети стали позже начинать ходить на горшок.

Восьмимесячный карапуз, сидящий на горшке 20 лет назад, никого не удивлял. Как только начинал самостоятельно сидеть – сидел уже на горшке. Сейчас история немного другая. К двум годам в большинстве своем дети осваивают этот навык. Причина скорее всего в потрясающих изобретениях: одноразовый подгузник и стиральная машина автомат. Мой первый сын в 9 месяцев уже показывал пальцем на горшок и оказывался на нем. Он ногами не доставал до пола. Матвей (разница 19 лет) вообще не знал, что такое горшок и сразу начал сидеть на унитазе в 2 года. Не думаю, что я сильно изменился, но обстоятельства изменились и мое отношение к вопросу изменилось значительно. 24 года назад подгузники были хуже, дороги и стиральной машины у меня еще не было. Приходил я с работы и стирал бесконечное количество пеленок и тряпочек. Я стоял перед несложным выбором: стирать или не стирать. С Матвеем выбор был мягче – тратить деньги на подгузники или перестать. Перестал, но экономии не получилось – диван, который он уничтожил, дороже.

Дети позже начинают говорить.

В советское время ребенка отдавали в ясли в год. Декретный отпуск был 12 месяцев, а немногим раньше 3 месяца. Ребенок оказывался в ситуации, когда речь была необходима самому ребенку. Изменилась и еда. Не качество и количество – фактура. Помните эти пластиковые терки, на которых натирали яблоко. Не удобно, долго, достает. На ешь целое.
Блендеры не висели на каждой кухне. Ребенок начинал раньше есть пищу кусочками. Надо сказать, что у меня и сейчас ничего не поменялось в этом плане. Пюре в баночках стоит невостребованным, блендера нет и мой ребенок в год есть курицу, как есть. Протирает её волокна деснами. К чему это приводит. Он отказывается есть пюре и существует мнение, что моторика языка у ребенка при пище кусочками изменяется так, что ребенку проглотить пюре становится тяжело.

Ребенок так много получает информации и удовольствия, ничего для этого не делая. Вспомните кроватку новорожденного ребенка 20 лет назад. Это «остров невезения». Нужно было срочно рыть от туда. Сейчас? Это остров блаженства. Осталось только установить туда датчики движения, которые будут реагировать на открытие глаз и включать музыку, поднял руку и закрутился мобил. Что-то мне подсказывает, что развитие игровых приставок дойдет и до самых маленьких и это случится раньше, чем мне кажется. Или уже есть? В этом смысле сказывается в замедлении развития.

“Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения. Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний - едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад». По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы - 12-15 месяцев. Учитывая, что разница на самом деле всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии” , – Брэнди Брейтбеч - выпускница Университета Северной Дакоты (США), имеет степень магистра эрготерапии.
Давайте подитожим. Да, действительно, у современных детей есть задержка функционального развития , по сравнению с прошлыми поколениями.

Но! Информационное развитие у современных детей на совершенно другом уровне. И тут нельзя недооценивать влияние гаджетов на детей

Посмотрите, на них количество информации и умение оперировать потоком совершенны. Дети значительно быстрее ориентируются в сфере цифровых технологий. Знают, как включать компьютер, телевизор и смартфон. О том, что в моем телефоне стоит устройство, которое включает телефон при его вращении показал мне мой годовалый ребенок. Он виртуозно бросал его на кровать. Я не сразу понял зачем, а потом увидел, что он так включается. Может знаете, как отключить эту функцию?

Исследования психологов по всему миру: американские, итальянские и французские психологи делали исследования начиная с 50 годов о понимании детей в области экономики. За последнее время отчетливо наметилась тенденция большего понимания отношений в области потребления: товар – деньги и уменьшилось в сфере производства. И это понятно. Делать своими руками мы стали меньше, значительно меньше. Нет этого опыта. Вспомните, когда вы своими руками делали игрушку своим детям. Я помню, как сам делал лыжные ботинки ребенку из валенок. Зачем? Невозможно было купить. Теперь можно купить готовое и потратить на это меньше денег и не потратить времени.

Но! я всегда повторяю, что мы не можем жить только информацией. Необходим личный сенсорный опыт , не только навык пользоваться информационным потоком, т.е зрительным и слуховым анализатором. Гаджеты в жизни ребенка сейчас – это данность. И современным родителям надо просто следить за тем, чтобы его не обеднить, этот опыт.

Представить, как важны гаджеты для детей несложно - именно этим измеряется "крутизна" подростков, именно эти цифровые устройства целиком захватывают внимание и интерес малышей. Родители тоже, уставая, радуются, что их двое детей заняты чем-то спокойным, уж таковы особенности жизни с двумя детьми - что спокойствие и тишина каждому члену семьи только снятся.

Понятно, что дети живут в современном мире и убрать гаджеты из их жизни полностью нереально. Даже если в вашей семье не будут пользоваться телефонами и планшетами, дети будут это видеть у сверстников. Но каково объективное влияние гаджетов на детей? Не принесет ли это вреда вашим детям? Да, тема пользования гаджетов детьми на самом деле «горячая», сколько здесь споров, мнений, слез и вопросов, просто не счесть! Поэтому предлагаем подробно рассмотреть самое актуальное и важное, касающееся использования планшетов, телефонов и прочих «технических чудес» вашими детьми.

Возможное негативное влияние гаджетов на детей

В последнее время все больше специалистов в области психологии и педиатрии изучают влияние гаджетов на детей. В ходе этих исследований было выявлено несколько неблагоприятных последствий чрезмерной увлеченности детей гаджетами. К таким моментам стоит отнести следующие отклонения в психологической и физической сфере:

  1. Сильные расстройства нервной системы, которые часто сопровождаются заиканием, «неправильной» речью, нервными тиками.
  2. Нарушения психики, которые проявляются самыми разнообразными способами. Чаще всего это агрессия, она возникает не только когда пытаются забрать гаджет, но и просто, если у ребенка что-то не получается, можно услышать от него слова, что ему хочется всех убить, перестрелять. Иногда дети начинают кидаться с кулаками на родителей и близких. Часто такие «игроманы» находятся особняком в группе детей или находят себе друзей по интересам, с которыми можно обсудить очередную стратегию. Ни о каком спорте, авиамоделировании или увлеченной прогулке с семьей можете не мечтать. Зависимый от гаджетов ребенок вряд ли выберет иное время провождения, это скорее им будет расцениваться негативно, как вынужденная разлука с любимой игрушкой.
  3. В связи с нарушениями психики и работы нервной системы у ребенка пропадает нормальный сон, его могут часто мучить кошмары, появляется бессонница, чаще утром сын или дочка просто не могут подняться с постели, так как чувствуют себя «разбитыми». Справедливости ради, стоит отметить, что такое влияние оказывают не только гаджеты для детей, но их чрезмерное использование усугубляет текущие проблемы.
  4. Нарушение процесса приема пищи – когда ребенок привыкает питаться только с включенными мультфильмами. Нет, это ведь так просто брать и «закидывать» малышу одну ложку за другой, пока он поглощен сюжетом мультяшных героев. Однако, детка в данный момент просто не чувствует вкуса пищи, не воспринимает голоден он или уже наелся! Поэтому на данный момент стоит особо обратить внимание родителей, бабушек, которые рады, что «запихнули» в ребенка много еды пока он смотрел мультфильмы, такое просто не допустимо. Для детей постарше мультики заменяются перепиской с друзьями или серфингом в интернете, что опять же влияет на качество переваривания пищи и ее количество.
  5. Следующим пунктом здесь стоит отметить отставание в учебе и незаинтересованностью какими-либо увлечениями. Это вполне естественно, ребенок, который на протяжении пары часов увлеченно «жил» в виртуальном мире, вдруг попадает в реальный. У него только что напряженно работал мозг, нервная система, тело было натянуто как струна, ведь так важно было не проиграть в этой битве с виртуальным злодеем, и вдруг, детке приходится садиться за уроки или ему предлагают прочесть книгу, погулять – чаще всего ребенка это повергает в уныние! Ему ничего не надо, концентрироваться на чем-то он не хочет, да и после затяжной игры не может.
  6. Детская зависимость от гаджетов! К сожалению, если данное слово раньше чаще всего применяли к наркоманам и алкоголикам, то теперь его все чаще применяют к игроманам. Вам хотелось бы услышать, что ваш ребенок зависимый? Это неприятно, горько и обидно, но для некоторых семей это реальный факт. К сожалению, для развития такой зависимости большинству детей достаточно пары тройки раз выдать планшет в неограниченное пользование, пока родители отдыхают после трудного рабочего дня. А потом все очень просто – возникает замкнутый круг. Взрослым, таким образом, удобно, ведь ребенок не дергает вас с бесконечным потоком вопросов и при этом детка не безобразничает, а вот он, сидит себе под присмотром – смотрит в «волшебный экран» и «хорошо», и удобно.
  7. Кроме того, стоит отметить у детей, часто пользующихся гаджетами нарушение осанки, боли в районе шеи, так как находиться длительное время в не очень удобной позе перед компьютером не идет на пользу. Нарушение мелкой моторики рук, вследствие чего у деток возникают проблемы с подчерком, иногда в юном возрасте у любителей поиграть на компьютере начинают болеть суставы! И, конечно, сюда стоит отнести и нарушение зрения, ведь глаза у детей устают гораздо быстрее, чем у взрослых.
  8. Зрение не становится лучше от постоянного контакта с экраном, а слух не становится лучше от наушников, которые становятся непременным атрибутом любого тинейджера.

Положительное влияние гаджетов на детей

Что ж, последствий пользования гаджетами, как мы видим, предостаточно, но есть ли от них плюсы? Стоит ли вообще давать ребенку доступ до столь опасных приборов? Как мы знаем, во всем есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Разберемся, что хорошего можно извлечь ребенку из пользования гаджетов, как правильно давать пользоваться этой техникой, чтобы она приносила пользу, а не вред! Ведь если не можешь предотвратить что-то - стоит это возглавить. Поэтому умные родители не запрещают, а просто минимизируют отрицательное влияние гаджетов на детей.

  1. Безусловно, наличие компьютера позволяет осуществлять обучение, не выходя из дома – это удобно не только для школьников, но и для дошкольников. Масса развивающих заданий, когда малыш в игровой форме запоминает цвета, геометрические фигуры, буквы и много другой полезной информации. Важно и просто необходимо научить детей находить на самом деле информативные материалы, сайты. Например, не сражаться в танчики, а найти и прочесть краткую статью о лисах или других животных, которые его интересовали накануне.
  2. По телевизору включайте одобренные вами мультфильмы и фильмы, а не мультсериалы типа «Губка Боб квадратные штаны» или «Котопес» (да, простят меня создатели данных «шедевров») с недалекими сюжетами. Учите своих детей извлекать пользу, объясняйте, что интернет это кладезь самой разнообразной информации, а какую стоит оттуда черпать – это уже решать ему.
  3. Временные рамки пользования компьютером – важны! Вопрос использования гаджетов детьми стоит в том, с какого возраста и сколько по времени можно ребенку владеть «вожделенным» планшетом. Так детям до года желательно вообще не смотреть телевизор и не пользоваться другими техническими устройствами. И, кстати, когда телевизор включен фоном – для вас, и кажется, что ребенок играет рядом на полу и ничего не видит, это не так. Чаще всего боковым зрением детка также наблюдает быстро сменяющиеся кадры на экране, а кроме того слушает то, что вы смотрите, а значит его внимание становится рассеянным и ребенок перестает концентрироваться на своем основном занятии. Малышам от 1-4 лет тоже нежелательно давать в пользование компьютер. Однако в случае, если детку необходимо отвлечь, и нет больше других средств, допустимо нахождение перед экраном не больше 10-20 минут в день! Детям в возрасте 4-7 лет – 20-50 минут нахождения перед телевизором или компьютером за весь день! Кроме того желательно это время разбивать на небольшие кусочки по продолжительности, по 10-15 минут. В возрасте с 7-14 лет гаджет допустимо давать в использование на 60-80 минут в день, для тех, кто старше 14 лет не более двух часов в день. Но современная реальность диктует свои условия, ведь и большинство родителей сами считает проведенное ими за экранами время не минутами, а, к сожалению, часами.

Почему такие небольшие временные промежутки? Данные значения придуманы не просто так, они не взяты с потолка, это мнения не одного человека, а широкого круга специалистов в областях педагогики, педиатрии и психологии, это своего рода предельно допустимые нормы, на которые стоит ориентироваться. И в большинстве своем гаджеты для детей выпускаются с ограничительными и защитными функциями, настроив которые родители могут контролировать использование цифровых устройств их детьми. Если же встроенных настроек не предусмотрено - прекрасно справляются сторонние приложения для родительского контроля.

Хрупкая грань равновесия: контролируем гаджеты для детей

Алфавит, чтение, счет, иностранные языки, развитие логики, пространственного мышления, реакции – все это можно получить, пользуясь интересными программами на гаджетах, однако родителям важно уметь это фильтровать и дозировать. Обязательно наблюдайте за поведением ребенка. Если вы видите, что он агрессивно реагирует на проигрыши в компьютерной игре, предпочитает планшет всем остальным увлечениям – задумайтесь, что не так! Неужели взрослые люди не могут предложить своему родному ребенку какое-то иное занятие, которое увлечет его? Совместное чтение любимого рассказа, настольная игра, семейная прогулка в парк, игра в футбол, да и еще масса всего интересного существует на свете! Не дайте собственному сыну или дочери стать зависимым, научите его «дружить» с техникой и пользоваться ей с умом, чтобы влияние гаджетов на детей было сугубо положительным.