«Кристальный звук»: cравнительное тестирование звуковых карт высшей категории. Обзор звуковой карты Creative Sound Blaster Z Звуковая карта creative z

Сегмент классических, некогда очень популярных, звуковых карт сегодня находится на грани выживания, и причин тому несколько. Во-первых, встроенный в материнские платы звук с каждым годом становится более качественным. Во-вторых, карточка с ценой около $100 все равно является своеобразным компромиссом – звук и возможности лучше встроенных, но о профессиональном уровне говорить не приходится. Косвенно это подтверждает и динамика выпуска подобных продуктов, т.к. что-то новое появляется чуть ли не раз в год...

Однако пока данная ниша рынка не является полностью закрытой, и кое-какие интересные вещицы имеются. Из нового можно вспомнить карты компании Creative серии Z, представленной в 2013 году. И сегодня мы протестируем самую младшую из них – SoundBlaster Z, которая отличается от более дорогих Zx и ZxR только отсутствием внешнего регулировочного модуля. В целом решение достаточно схоже с хорошо знакомыми ASUS Xonar D1 и , но некоторые дополнительные фишки все же имеются.

Комплект поставки


Карточка продается в очень презентабельной упаковке.


Но комплект поставки оказываемся максимально скромным: Creative SoundBlaster Z, диски с программным обеспечением и специальный настраиваемый микрофон.


Очевидно, что конечная цена снижалась буквально за счет каждой мелочи, т.к. зачастую компания комплектует даже куда менее качественные продукты полным набором кабелей. Здесь же нет ни одного шнура: ни оптики, ни аналога.

Конструкция



Внешний вид карты – отдельная тема. Для придания эффекта статусности, плата прикрыта экраном их алюминия с круглым окошком, а над центральной микросхемой находится декоративная накладка с подсветкой.



Все это лишено хоть какого-то технического смысла, и сделано исключительно в маркетинговых целях. Пользователю куда приятнее отдавать свои деньги за нечто якобы массивное и мощное, нежели на набор типовых чипов.


Однако, если вы снимете экран и открутите пластик, то под ним окажется крохотная микросхема Creative CA0132, которая не нуждается в дополнительном охлаждении, экране и подсветке... Это и есть DSP-процессор. К слову, его можно встретить даже в составе топовых материнских плат, т.к. архетектура очень гибкая.


Для фронтальных выходов используется качественный ЦАП CS4398, поэтому здесь карта сильно напоминает продукты ASUS. Таким образом, если рассматривать Creative SoundBlaster Z как вариант для получения именно качественного звука, то ориентироваться стоит на стереофонические колонки.

Есть отдельный выход для наушников, теоретически поддерживающие любые модели с импедансом до 600 Ом. Это можно считать весомым плюсом карточки, тем более, что выход работает от того же CS4398 только через другие операционные усилители. Насколько такое решение может конкурировать с внешним устройством, расскажем чуть ниже.


Аналоговые разъемы расположены традиционно очень близко, поэтому могут возникнуть трудности при использовании качественных толстых штекеров. При этом микрофонный вход совмещен с линейным в одном разъеме. Зато, в отличие от многих конкурентов, в Creative SoundBlaster Z предусмотрена полноценная оптика (SPDIF-ресивер CS8416).

Более полное представление о звуковой карте Sound Blaster Z позволит составить ее видеообзор:

Программное обеспечение и эффекты

Конструкция карточки оказывается вполне классической, однако программное обеспечение несет в себе несколько новшеств, которые ориентированы на геймеров и активных пользователей сетевых технологий. Главная из них связана с комплектным микрофоном.



Микрофон позволяет настроить ширину захватываемого луча, что бы отсекать нежелательные звуки. Эта функция достаточно хорошо работает, поэтому общаться в скайпе можно даже при включенной в комнате музыке. Система шумоподавления работает менее эффективно, местами – даже некорректно, поэтому пользоваться ей рекомендуем по ситуации. Изменение голоса осуществляется вполне качественно.



В остальном же программная оболочка представляет собой типичный интерфейс с набором необходимых функций. Можно установить тип используемой системы и отрегулировать основные моменты. Например, очень полезной кажется функция задания частоты среза для сабвуфера, что пригодится владельцам сборных систем.



Естественно есть микшер для всех входов/выходов, эквалайзер и т.д. Профили пользователя можно сохранять или наоборот брать готовые игровые варианты.

Тестирование и субъективное мнение

Для тестирования аудиокарты мы воспользовались распространенным программным обеспечением , выполнив все предварительные настройки по методике производителя.


При тестировании мы воспользовались самым простым режимом подключения Front-out – Line-in из-за чего не получили заявленных производителем цифр, т.к. параметры входа заметно ниже характеристик ЦАП фронтальных каналов. Тем не менее, можно констатировать низкий уровень шума, который даже так достигает планки -100 дБ.

Субъективное прослушивание проводилось в сравнении с ESI Juli@, и при использовании мониторов среднего класса субъективно мы не услышали никакой разницы. Это косвенно подтверждает отличное качество фронтальных каналов, подходящих для организации стереосистемы.

Выход для наушников понравился в меньшей степени. Он неплохо раскачивает громкость, но звук теряет в детальности, поэтому качество сопоставимо только с самыми простыми усилителями. В общем, если речь идет о наушниках за $50-100, то таким вариантом можно пользоваться, однако если затрагивается более высокий ценовой диапазон, то правильнее будет подключить сторонний усилитель к фронтальному выходу.

Заключение

В целом карточка Creative SoundBlaster Z станет неплохим выбором для людей, желающих совместить хорошее качество звучания и продвинутые функции общения в играх и Сети. Модель явно не ориентирована на аудиофилов, т.к. высококачественные ЦАПы установлены только на фронтальных выходах, нет возможности менять операционные усилители и т.д.

За свои деньги новинка обеспечивает достаточно уверенный уровень звука, обладает неплохим встроенным усилителем для наушников и оптическими входами. Отдельной статьей идет настраиваемый микрофон с изменяемой шириной луча. Работает вполне адекватно и дает неплохой задел для игр или скайпа.

Цена Creative Sound Blaster Z

Купить Creative SoundBlaster Z можно за 3100 рублей, и ближайшим конкурентом видится ASUS Xonar DX, которая чуть дешевле.


Архитектуры решений очень схожи, равно как и качество воспроизведения. И к плюсам ASUS можно отнести низкопрофильный дизайн, подходящий для небольших корпусов. Creative подкупает более расширенным набором эффектов и комплектным микрофоном.

Плюсы:

  • доступная цена;
  • преобразователи высокого класса (фронт);
  • настраиваемый микрофон в комплекте.

Минусы:

  • скудный комплект поставки.

Не так давно Creative выпустил на Recon3D со встроенными ЦАП и АЦП и совершенно другим процессором аппаратных эффектов. В сравнении с прошлым поколением карт на X-Fi и отдельных ЦАП и АЦП, новое поколение выглядело как шаг назад в своем развитии. В линейке Z на Recon3D вернулись отдельные микросхемы ЦАП и прочие внешние элементы, поэтому интересно выяснить, насколько стали интересны новые карты потребителю и насколько они конкурентноспособны на рынке сегодня.

В линейку Z входит три карты, Z, Zx и ZxR . Первая уже пришла на тест, в то время как оставшиеся еще в производстве (вероятно из-за внешнего модуля с ручкой громкости, которые ).

Creative SoundBlaster Z младшая карта в линейке и соответственно дешевле остальных вариантов. Из интересных особенностей, в комплект входит специальный микрофон, позволяющий настраивать ширину луча приема сигнала. В старших моделях используется отдельный блок регулировки громкости с разъемами под наушники и микрофон. В аппаратную начинку карты входит ЦАП CS4398, использующийся в E-MU1212m, E-MU1616m, Creative X-Fi Elite Pro, Asus Xonar D1, Asus Xonar DX и AUZEN X-Fi Forte 7.1. Creative SoundBlaster Z сделана по концепции трех последних перечисленных карт, высококачественный ЦАП установлен только на фронтальный выход, а прочие каналы обслуживают ЦАП среднего класса. Такой подход позволяет снизить цену за продукт и получить наиболее приятное соотношение цена/качество.

Creative SoundBlaster Z будет интересен в первую очередь тем, кто не озабочен моддингом карты в виде смены ОУ, как в и кто ориентирован в первую очередь на стерео звук. В качестве приятного бонуса, у карты продвинутые возможности для общения skype и геймерских возможностях для он-лайн игр. К огромному сожалению, аппаратный звук на сегодняшний день практически мертв, и соответственно у продуктов Creative SoundBlaster на Recon3D упразднен блок с аппаратными эффектами (или проще говоря, то что умели делать Creative Live, Audigy и X-Fi убрали, а в замен добавили другие аппаратные эффекты).

Т.к. пока еще есть игроки под старые игры, требующие аппаратный звук, новая линейка получает негативные отзывы в виде «это шаг назад» и «лучше покупать старые X-Fi карты» и в целом резон в этом есть. Но с другой стороны, Recon3D то же есть что предложить интересного на сегодняшний день и никто не запрещает держать две карты в одном компьютере, тем более что несколько младших X-Fi содержит на борту цифровой оптический выход и никто-то не мешает их подключить к любой карте SoundBlaster серии Z и воспользоваться более качественным звуком от продвинутых конвертеров. К большому сожалению, ASUS при выпуске своих продуктов не учли важность подобных связок и их топовые карты STX и ST не имеют цифровых входов. В следующей реинкарнации в топовых картах ASUS цифровой вход должен будет появится, этот вопрос обсуждался с .

Внешний вид Creative SoundBlaster Z


У карты SB Z есть линейный вход, совмещенный с микрофонным, один выход под наушники и три стерео выхода, отвечающий за многоканальный звук в 5.1.

Цифровой вход и выход только оптические. Надо отметить, что наличие цифрового входа для карты является плюсом и это упускают в картах от ASUS верхней категории.

Кожух у карты сделан из толстой металлической пластины, которая массивнее аналогичных в ASUS ST/STX.

Комплектация Creative SoundBlaster Z


В комплектацию входит сама карта, внешний микрофон и диск с мануалом. На диске есть подробная инструкция по карте на русском языке. Надо сказать, что такая инструкция существенно сокращает время, протраченное на знакомство с функциями карты, не надо долго гадать, какая кнопка или рычажок что делает, как это было в X-Fi картах. За подробный и понятный мануал следует поставить огромный плюс.

Аппаратная часть Creative SoundBlaster Z


Creative долго шла в развитии аппаратного ускорения звука, однако выход новой ОС и возможно не лучшая политика с поддержкой в развитии игровых подсистем на сегодняшний день положили конец тому аппаратному звуку, к которому многие привыкли. Соответственно нет необходимости в специальном мощном DSP, который бы позволял получать как высокого качества звук, так и снижать нагрузку на CPU.

Однако продавать продукт с огромным мега процессором, с горячим радиатором (где и пропеллер не лишний) гораздо проще. Потребитель быстрее понимает, за что платит деньги. Век «нанотехнологий» сказывается на размерах микросхем и их тепловыделении, что в свою очередь не согласовывается с их внешним видом - Recon3D представляет собой относительно миниатюрную микросхему. Можно конечно учесть, что Recon3D не такой мощный как X-Fi и у него маловат DSP, но и выпусти X-Fi сегодня, как он то же был бы по габаритам скромнее.

Четырехядерность в данном случае, это или кривой перевод, или такая подача информации от маркетологов для самых малограмотных покупателей.

Recon3D объединяет в себе АЦП, ЦАП, содержит несколько аппаратных эффектов, вроде системы шумоподавления и обработки голоса. Этот чип теперь можно использовать как во внутренних картах, так и во внешних звуковых картах или вообще в других устройствах. К примеру Creative CA0132 используется в материнской плате Gigabyte G1.Sniper M3.

За связь с шиной отвечает отдельный контроллер. Там же находится и кварц. Любопытно, что он матовый и темный, как и у нового продукта s. Несмотря на то, что кварц один, карта одинаково хорошо работает в режимах 44 и 48 кГц, синтезируя необходимые частоты. Специально для тех, кто застрял в прошлом веке и верит, что качественно могут работать только те карты, у которых есть 2 кварца с частотами кратных 44 и 48 кГц, стоит обратить внимание на то, что сегодня синтез частот достиг более высокого уровня. В случае с одним кварцем необходимая частота синтезируется без каких-либо SRC алгоритмов для звуковых потоков. Т.е. раньше делался пересчет контента в другую частоту, а ЦАП звуковой карты работал на частоте, кратной от частоты кварца. Сегодня же производится синтез самой частоты, и контент, подаваемый на ЦАП не меняется.

В продуктах X-Fi переход на один кварц прошел гладко, чего нельзя сказать о продуктах от ASUS, где синтез частот кратных 44.1 привел к более высокой шумовой полки. Если уровень шумовой полки получается разным для частот 44 и 48 кГц, то можно говорить о недостаточно хорошем синтезе, однако в случае Creative SoundBlaster Z шумовая полка одинакова для обоих режимов по результатам наших измерений.

Для фронтальных каналов используется CS4398. На текущий момент, это старший ЦАП у Cirrus Logic. Он используется в MU1212m, E-MU1616m, Creative X-Fi Elite Pro, Asus Xonar D1, Asus Xonar DX и AUZEN X-Fi Forte 7.1. К слову, он используется в .

Основными конкурентами для Creative SoundBlaster Z станут Asus Xonar D1 и Asus Xonar DX, из-за схожей идеологии использования качественного ЦАП для фронтальных каналов и более гуманной цены.

Через пару-тройку лет CS4398 скорее всего будет вытесняться новыми ЦАП с 32-битной архитектурой, вроде PCM1795 как в ASUS Xonar Esenses One или ES9018, как в Audiolab M-DAC/ .

Рядом с ЦАП расположен SPDIF ресивер CS8416.

Вероятность того, что потенциальные покупатели 100-200 долларовых карт смогут услышать кардинальные перемены при переходе на новые 32 битные ЦАП маловероятна, для таких устройств необходим продвинутый тракт. Но сама по себе тенденция в развитии продуктов на принципиально новый качественный уровень радует.

Так же развивается и рынок наушников, где есть возможность услышать разницу между качеством реализации старших ЦАП-ов на наушниках разумной ценовой категории. Если для тракта с АС стоимость в $1000-2000 относительно небольшая, то среди наушников это достаточно высокий уровень. В целом, успех ASUS с картами ST и STX во многом обязан именно упору на хорошую реализацию выхода для наушников. В Creative X-Fi Titanium HD же сделали упор на линейные входы и выходы.

Creative делает упор в первую очередь на геймеров и постоянно находится на шаг позади для рынка аудиофилов. Этим в свою очередь воспользовался ASUS и первым выпустил стерео карту с выходом на наушники, а так же Asus Xonar D1, Asus Xonar DX с качественным ЦАП только на фронт. Подобное ждали от Creative, но вместо этого всегда существовала лишь одна карта в линейке за не гуманную стоимость, а промежуточные модели содержали на борту те же ЦАП-ы, что и младшие решения. С появлением серии Z ситуация меняется, но решение уже не ново, и по этому огромного восторга не вызовет, особенно в свете кончины EAX технологий и проработанных решений от конкурентов.

Работа аппаратных эффектов SoundBlaster Z

В плане аппаратных эффектов есть два актуальных вопроса, насколько хорошо справляется карта со старыми функциями против X-Fi и что дают новые аппаратные эффекты?

Сравнение звука в старых играх будет в отдельном материале (тесты требуют времени и соответственно нет смысла задерживать основной обзор). Рассмотрим новые фишки карты.

Что нового из эффектов в Recon3D

  1. Система шумоподавления
  2. Система изменения голоса
  3. Система настройки ширины микрофонного луча
Новые игровые функции Recon3D в первую направлены на он-лайн игры, где игрок общается с другими геймерами по Skype или любой другой системе голосовой связи.

Очень забавно, что технологии системы шумоподавления и ширины микрофонного луча рассчитаны и для начинающих музыкантов, которые могут сделать запись с акустического инструмента и выложить видеоролик в Youtube или соц. сеть и предлагается это сделать исключительно со штатного микрофона.

Вначале возникла идея, что было бы полезно иметь возможность сделать запись с качественного АЦП и после этого сделать обработку записи с помощью аппаратных ресурсов карты или почему бы не позволить работать шумодаву при воспроизведении роликов с Youtube? Но к сожалению, выбора внутренних источников не предусмотрено.

Система шумоподавления сильно глушит низкие и высокие частоты, и лишь при наличии средних частот «распознает речь» и соответственно «пропускает». Если с системой шумоподавления просматривать видео, то речь будет выдираться отрывками. Возможно, если было бы больше гибких настроек, то использование шумодава для внутренних источников имело бы смысл, однако в текущей реализации наиболее адекватная работа возможна лишь с микрофоном, при записи музыкальных инструментов и голосовой связи. Будет интересно посмотреть на развитие гарнитур от Creative с системами активного шумоподавления, изначальные технологии выглядят очень интересно.

Система с настраиваемой шириной микрофонного луча работает эффективно в горизонтальной области и является наиболее интересной и эффектной фишкой. Фактически, вы можете включить колонки сбоку и звук будет эффективно вырезан!

Система обработки голоса не только меняет тональность, но и по-разному растягивает гласные звуки, что придает совершенно другой акцент. Геймерам обязательно понравится.
В плеере Foobar2000 при выборе WASAPI можно выбрать как 24, так и 16 бит. Поддержка ASIO обещается позже через обновление драйвера.

В комплекте не поставляется дополнительные программы в виде аудиоредактора, медиаплеера и проигрывателя DVD-Audio. Этому вряд ли кто-то огорчится, т.к. бесплатных аналогов полно, а DVD-Audio плеер не отображал графическую информацию.

Тем не менее, автоматическое обновление нашло WaveStudio, и не исключено, что со временем появятся и другие программы, входившие в комплектацию X-Fi.

Среди эффектов теперь нет возможности накладывать на звук различную среду и не осталось никаких упоминаний EAX. В то же время, в мануале есть подробное руководство по настройке Alсhemy.

В официальном видео ролике можно посмотреть общие моменты

Звучание Creative SoundBlaster Z

Оценка тракта ЦАП


В тракте использовался высококачественный усилитель Technics SE-A5, относящийся к Hi-End моделям, с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же низкочастотный динамик используется в ADAM S2.5A, а аналогичный высокочастотный динамик в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на «качество = цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Стоимость усилителя на поправку инфляции - $1500. Импеданс АС составляет 6 Ом.

Прослушивание проводилось в режиме слепого теста. Все источники были приведены к единому уровню с разбросом не более сотой доли децибела. За переключение источников отвечал отдельный коммутатор на галетном переключателе с индивидуальной подстройкой громкостей.

Когда тест проводится зрячим методом, и более того, с не отрегулированными уровнями, то большую погрешность в результат вносит как разное психоакустическое восприятие звука на разных громкостях, так и самовнушение (зачастую от вида ценника или предпочтений от марок).

Дополнительно для оценки уровня искажений использовались электростатические наушники KOSS ESP 950 с комплектным усилителем E/90 (стоимость комплекта - $1000).

В противовес SoundBlaster Z использовался профессиональный интерфейс E-MU 1616m и ASUS Essence One MUSES и . Звуковые карты E-MU серии «m» (mastering) являются своего рода первой ступенью Hi-End, где более высокое качество оборачивается существенным повышением цены за устройство. В то же время эти карты обладают относительно невысокой стоимостью и за счет этого получили широкую популярность (особенно карта E-MU 1212m). Сравнение с этими продуктами так же удобно, с одной стороны звучание карт «m» серии многим известно, а с другой стороны именно эти карты рассматриваются в противовес новым продуктам.

Качество звучания SoundBlaster Z лишь едва заметно уступает 1616m. Это выражено в чуть более упрощенной сцене на уровне нюансов. В большинстве случаев различить вслепую 1616m и SoundBlaster Z было очень затруднительно. Различия между SoundBlaster Z и One MUSES с ST выражены в большей степени, чем с 1616m. Это говорит о хорошей реализации потенциала ЦАП CS4398 и SoundBlaster Z можно смело рекомендовать на роль качественного источника.

Выход для наушников SoundBlaster Z

Выход для наушников обслуживается так же CS4398, но через другую обвязку ОУ. Это рождает вопрос о целесообразности использования данного выхода по прямому назначению или обзаводится отдельным усилителем для наушников и подключать его к фронтальному выходу.

Уровень качества фронтального выхода и выхода для наушников дополнительно оценивалось через электростатические наушники KOSS ESP 950, где к выходам SoundBlaster Z подключался комплектный усилитель для электростатических E/90.
Выход для наушников немного уступает по детальности фронтальному и звучит более крикливо и синтетически, но не настолько ужасно, что бы стать узким местом для бюджетных моделей наушников. Тем не менее, для наушников ценовой категории выше $100 стоит задуматься об использовании отдельного усилителя для наушников, подключенного к фронтальному выходу.

Тест технических параметров SoundBlaster Z

Технический тест ЦАП SoundBlaster Z

Отчет RMAA PRO
Creative SonudBlaster Z - RMAA PRO
частота дискретизации
44 кГц
48 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ
+0.01, -0.04 +0.01, -0.04
Уровень шума, дБ (А) -116.5 -116.4
Динамический диапазон, дБ (А) 116.5 116.4
Гармонические искажения, % 0.0008 0.0007
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0010 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ -114.8 -113.9



По паспортным данным, соотношение сигнал/шум составляет 116 дБ, наши измерения подтверждают это, по результатам теста в RMAA с помощью E-MU1616m показали 116.5 дБ, что даже чуточку выше декларируемых данных.



Спектр гармонических искажений теоретически не самый идеальный, но при этом гармоники высших порядков находятся ниже 130 дБ. При таких низких уровнях спектр искажений дает мало данных о субъективном качестве звучания.



Выход для наушников и фронтальный выход отличаются только графиком интермодуляционных искажений.



Выход с Recon3D (тыловой выход) обеспечивает уровень сигнал/шум около 103 дБ и демонстрирует больший уровень искажений, где основной вклад дают 2-я и 3-я гармоника. Остальное тонет в шумах.

Тест SPDIF выхода показал корректную передачу цифрового потока, каких-то нареканий к передачи данных не возникло. Аналоговый линейный вход показал посредственные характеристики и за ним стоит оставить лишь запись сигнала с микрофона.

Технический тест усилителя для наушников SoundBlaster Z

Общие результаты тестирования в RAA

Итоги

Качество звучания со стерео выхода находится на высоком уровне, а для качественного звука в наушниках не помешает отдельный усилитель.

Основными конкурентами для SoundBlaster Z станут Asus Xonar D1 и Asus Xonar DX, из-за схожей идеологии использования качественного ЦАП для фронтальных каналов и более гуманной цены. D1 и DX больше подойдут тем, кто хочет в минимальный бюджет получить качественный стерео источник, в то время как SoundBlaster Z в большей степени интересен игроманам он-лайн игр, за счет расширенных возможностей специального микрофона и так же высокого качества со стерео выхода. Если технология изменения голоса пригодится только в играх, то возможности системы шумоподавления и регулировки угла луча от микрофона пригодятся всем, кто использует Skype. Подобный микрофон с аппаратной обработкой пришелся кстати бы любому ноутбуку и производителям ноутбуков стоило бы присмотреться к такой технологии.

Со стороны Creative отличным шагом станет выпуск карты Z без комплектного микрофона за более скромную стоимость, иначе те, кому не нужна голосовая связь, обратят внимание на аналоги от ASUS. Либо через какое-то время стоимость карт снизится и микрофон с сопутствующими технологиями будет рассматриваться как приятный бонус (что тоже очень вероятно).

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.

29.01.2016 19:00

Звуковая карта - это столь же неотъемлемый элемент персонального компьютера, сколь и видеоадаптер. Но мы уверены, что так считают не все. Однако с годами все чаще появляется желание убедить людей в необходимости почувствовать разницу. Стоит дать шанс таким устройствам, с достойным внешним ЦАП. Одно из чудес, которое открывает любая, даже самая бюджетная звуковая карта (не встроенная в материнскую плату), – заметная разница в звуке даже на самом простом и доступном оборудовании, будь то наушники, игровая гарнитура или акустическая система.

Лет 10-12 назад этому элементу персонального компьютера уделялось больше внимания (не исключено, что это связано с материнскими платами, которые не всегда комплектовались встроенным звуком). И даже в самых старых и бюджетных системах один из PCI слотов занимала звуковая карта, не редко от Creative.

Эта компания по-прежнему знает свое дело, и вряд ли найдется на свете фирма, которая по популярности на мультимедийном рынке может сравниться с Creative.

Функция SBX Pro Studio с кристаллизацией потока выдает отличный и чистый звук на сжатых файлах, например, при прослушивании mp3 или интернет-радио.

О серии Sound Blaster так или иначе слышали все любители компьютерного железа . В 2016 году в ассортименте линейки представлено внушительное количество устройств (многие появились в качестве более функциональной замены прошлым поколениям), Creative Sound Blaster Z является одним из них.

Внешние особенности

Карта комплектуется диском, на котором записаны дрова и ПО для Windows 7, 8 и 10, в коробке находится и внешний микрофон (вход 3,5 мм, частотный диапазон - 100-20000 Гц ) очень неплохого качества, который внешне напоминает портативные колонки.

Плата Creative Sound Blaster Z закрыта красным металлическим кожухом с окошком напротив процессора Sound Core3D , под капотом яркая красная подсветка (вместе с качественным звуком еще и претензия на моддинг в корпусе). Продукт выглядит монументально и очень качественно.

На задней панели расположены 3,5 мм джеки для многоканальной акустики, наушников и стерео, а также пара оптических коннекторов (вход и выход) для современных ресиверов и систем.

Creative Sound Blaster Z способна записывать звук в формате 24 бит/96 кГц , есть поддержка ASIO 2.0 и EAX Advanced 5.0 , однако необходимых для этого процесса коннекторов на Creative Sound Blaster Z не предусмотрено (речь идет о полноразмерных джеках 6,3 мм).

Можно обойтись и мини-джеками, но это уже не совсем то, что нужно. Так или иначе, Creative Sound Blaster Z в первую очередь ориентирована на вывод сигнала в геймерском или мультимедийном ПК.

Кстати, данная звуковая карта предлагает возможность одновременного подключения наушников и акустической системы без необходимости каждый раз вынимать провод. На Creative Sound Blaster Z два независимых коннектора для этих целей, для переключения сигнала между ушами и колонками не потребуется лезть под стол, для этого есть ПО.

Программное обеспечение

Во всей красной серии Sound Blaster фактически одинаковое ПО, хотя звук от устройства к устройству несколько отличается. Но программный интерфейс обозреваемого адаптера и, например, схож почти на 100%, опции те же.

Функция SBX Pro Studio с кристаллизацией потока выдает отличный и чистый звук на сжатых файлах, например, при прослушивании mp3 или интернет-радио. Для этих целей опция просто необходима, а вот для прослушки FLAC не рекомендуется использовать никаких программных улучшайзеров .

В программной панели не обошлось и без удобного эквалайзера с огромным количеством регулируемых настроек. Каждое движение частотного ползунка мгновенно сказывается на звуке, Creative Sound Blaster Z - очень чувствительная и динамичная звуковая карта. В наушниках слышны любые эксперименты со звуком.

Качество звука

При прослушивании формата FLAC через Creative Sound Blaster Z можно рассчитывать на детальное отражение музыкальной картины с разделением общего микса на каждую дорожку . Инструменты звучат будто живьем, но важно понимать, что это именно цифровой звук (не аналоговый), хотя ничего плохого здесь нет. Особенно впечатлили мягкие и буквально обволакивающие низкие частоты.

Данная звуковая карта предлагает возможность одновременного подключения наушников и акустической системы без необходимости каждый раз вынимать провод.

Пусть Creative Sound Blaster Z ориентирована на геймеров и на многоканальные аудиосистемы, слушать при этом музыку в формате стерео (тем более, что максимально поддерживаемое качество аудио – 24 бит/192 кГц ) через эту звуковую карту - сплошное удовольствие. Не лишним будет сказать, что соотношение сигнал/шум в Creative Sound Blaster Z – 116 дБ , это весьма много для такого устройства.

Выводы

Creative Sound Blaster Z заслуживает внимания каждого пользователя, желающего привнести что-то новое в свой мультимедийный график развлечений. Эта карта не единственная в классе, есть у нее неплохие альтернативы и в рамках ассортимента Creative, например, чудесная Creative Sound Blaster Audigy Rx, которая на наш взгляд звучит даже лучше.

Отличное ПО, потрясающий звук, совместимость с современными ОС, простота в настройке. Creative Sound Blaster Z однозначно стоит своих денег. Рекомендуем.

Введение

Мы уже привыкли к тому, что звуковые карты встроены в материнские платы. Их качества и функций хватает большинству пользователей, но производители выпускают и дискретные звуковые карты для требовательных энтузиастов. В нашу лабораторию попала одна из таких карт: Creative Sound Blaster Z. В том числе она позиционируется и на геймеров. В нашем обзоре мы рассмотрим, насколько карта получилась лучше интегрированных решений, какие преимущества вы получите.

Характеристики Creative Sound Blaster Z
Сайт производителя Официальная страница Creative Sound Blaster Z
Цена Около 3,3 тыс. рублей
Поддерживаемые режимы вывода звука
  • Колонки стерео/2.1
  • Колонки 5.1
  • Наушники
Характеристики аудио
Выходной уровень (Full Scale)
  • Фронтальные каналы: 2Vrms
  • Наушники (33 Ом): 1.3Vrms
  • Наушники (600 Ом): 2Vrms
Макс. разрешение ЦАП
  • Фронтальные каналы: 24 бит, 192 кГц
  • Наушники (33 Ом): 24 бит, 96 кГц
  • Наушники (600 Ом): 24 бит, 96 кГц
Соотношение сигнал/шум SNR (20kHz Low-pass filter, A-Wgt), @ 24 бит, 96 кГц
  • Фронтальные каналы: 116 дБ
  • Наушники (33 Ом): >105dB
  • Наушники (600 Ом): >105dB
Частотная характеристика @ 96 кГц
  • Фронтальные каналы: от 10 Гц до 45 кГц
  • Тыловые каналы: от 15 Гц до 45 кГц
  • Центральный канал: от 10 Гц до 45 кГц
  • Наушники (33 Ом): от 10 Гц до 45 кГц
Частотная характеристика @ 192 кГц (только стерео)
  • Фронтальные каналы: от 10 Гц до 88 кГц
Интерфейсы
Разъемы на задней панели
  • Наушники
  • 1 x 1/8" мини-джек с усилением
  • 3 x 1/8" мини-джеки для колонок (до 5.1)
  • 1x TOSLINK — оптический выход
  • 1x TOSLINK — оптический вход
  • 1x 1/8" мини-джек (комбо) — линейный вход/вход микрофона
Интерфейс шины в ПК PCI Express x1
Разъем для подключения звуковых портов передней панели Одна 2×5-контактная гребёнка Intel HD Audio

Карта Sound Blaster Z — младшая в линейке «Z». Она имеет характеристики похуже, чем ZxR, но все равно обходит по качеству обычные звуковые чипы, встроенные в материнские платы. Карта SoundBlaster Z ничем не отличается от SoundBlaster Zx, но со второй в комплекте идет еще внешний модуль для регулировки звука со встроенным туда микрофоном (у модели SoundBlaster Z идет только отдельный микрофон. И там, и там микрофоны с фокусировкой луча).

Внешний вид

Печатная плата Creative Sound Blaster Z из черного текстолита закрыта красной металлической пластиной. Сама пластина довольно толстая и защищает чувствительные элементы от внешних электромагнитных излучений. На ней нанесены логотипы Sound Blaster и SBX Pro Studio. В пластине есть прозрачная вставка, через которую видно чип Sound Core 3D.

Подключается Creative Sound Blaster Z к шине PCI Express x1, дополнительного питания не требуется. Аналоговые интерфейсы Creative Sound Blaster Z имеют золотистый цвет. Всего их пять: один линейный вход, совмещенный с микрофоном, выход для наушников и три двухканальных выхода для системы 5.1. Есть оптические выход и вход TOSLINK, а также разъем (с противоположной стороны под металлической пластиной) для подключения звуковых портов на передней панели корпуса.

Аналоговые разъемы стандартные для компьютера — 3,5-мм мини-джеки, а не "тюльпаны" RCA. Всё же звуковая карта Creative Sound Blaster Z рассчитана на геймеров, а не на пользователей, профессионально занимающихся звуком.

В целом Creative Sound Blaster Z выглядит довольно привлекательно. Никаких люфтов нет, все сделано качественно, металлическая пластина создает ощущение защищенности и надежности. Красный светодиод постоянно горит во время работы и подсвечивает карту изнутри. Это решение должно понравиться пользователям с прозрачным корпусом.

Комплект поставки

В комплект поставки кроме самой Sound Blaster Z входят:

  1. Микрофон с фокусировкой луча Sound Blaster
  2. Краткое руководство пользователя
  3. Установочный компакт-диск, включающий драйверы для Windows, Creative Software suite, руководство пользователя

Стоит отдельно остановиться на микрофоне. Возможно, многие считают, что он не нужен и только увеличивает стоимость Sound Blaster Z, поэтому зря включен в комплект поставки. Но микрофон в комплекте поставки карты Creative не совсем обычный: он имеет две мембраны справа и слева, благодаря специальному ПО способен фокусировать «луч записи» и эффективно избавляться от посторонних звуков.

Мы узнаем, насколько хорошо он работает, в наших тестах, а пока можно лишь сказать о том, что микрофон удобен – благодаря своей форме его можно закрепить как на мониторе, так и под ним – микрофон будет направлен к вашему рту.

Установка программного обеспечения

Windows автоматически устанавливает драйвера Sound Blaster Z, но для реализации всех возможностей мы рекомендуем установить специализированное программное обеспечение от Creative: установить с диска, входящего в комплект поставки (обновления установятся автоматически) или скачать с сайта поддержки Creative последнюю версию драйвера.

Там же можно скачать дополнительные приложения, такие как Creative Smart Recorder и Creative WaveStudio, а также скачать руководство пользователя по началу работы.

Pro Studio

Панель управления Sound Blaster Z позволяет настроить звук для кино, игр и разговоров. Рассмотрим, насколько гибки эти настройки.

Во вкладке SBX PRO STUDIO можно включить различные «улучшайзеры» звука. Их действие можно проверить в реальном времени на тестовом ролике прямо в этом же окне.

Surround – включение объемного звучания и управление «уровнем погружения».

Crystalizer – функция обеспечивает более чистое звучание, звук действительно становится приятнее уху. Жаль только что это получается просто за счет изменения настроек эквалайзера, а именно выделением высоких и низких частот, "грязные" средние частоты заглушаются.

Bass – выделение низких частот. При подключении системы с отдельным сабвуфером можно установить частоту разделения для передних динамиков, тем самым избежав подачи низких частот на фронтальные колонки.

Smart Volume – позволяет избежать резких перемен в громкости. Например, если в фильме после диалога происходит относительно слишком громкий взрыв. Можно выбрать поддерживать громкость на нормальном, громком или тихом уровне.

Dialog Plus – определяет частоты голоса и улучшает их качество в воспроизводимом звуке. Позволяет повысить разборчивость диалогов.

Настройки вкладки Crystal Voice отвечает за качество записываемого с микрофона звука.

  • FX – придание голосу различных оттенков и акцентов. Наиболее правдоподобными выглядят эффекты «Демон», «Пожилой» и «Карапуз».
  • Smart Volume – сохраняет громкость на выбранном уровне, обеспечивает четкое звучание без необходимости кричать или шептать
  • Noise Reduction – удаление шумов в записи.
  • Acoustic Echo Cancellation – удаление эхо в записи.
  • Focus – выбор угла захвата звука

Scout Mode — технология для геймеров, которая должна более чётко выделять звуки шагов и других шорохов противника, обеспечивая этим ваше преимущество.

Вкладка ДИНАМИКИ/НАУШНИКИ говорит сама за себя и позволяет выбрать устройство воспроизведения. В последней версии драйвера появилась возможность отдельно настраивать громкость для наушников и динамиков. К сожалению, нельзя вывести звук одновременно и на наушники, и на динамики, не говоря уже о том, чтобы выводимый на них звук был различным. Например, музыка через динамики, а разговор в Skype на наушники. Это было бы очень удобно, например, на вечеринке.

Во вкладке КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ можно выбрать кодировщик для звука: Dolby Digital или DTS Connect. Есть примечание, которое можете прочитать на картинке ниже.

Данный режим будет полезен, если у вас к компьютеру подключен внешний декодер DTS/DD с многоканальной акустикой. В таком случае звуковая карта может кодировать звук (например, в игре) и передавать на внешний декодер в закодированном виде.

МИКШЕР позволяет настроить громкость отдельно для разных колонок и громкость записи звука (отдельно для правого и левого канала). Поможет тем, у кого колонки стоят несимметрично.

В пункте ЭКВАЛАЙЗЕР можно настроить звук как вручную отдельно по частотам, так и выбрать одну из предустановленных настроек.

Во вкладке РАСШИРЕННЫЕ НАСТРОЙКИ можно только включить или выключить режим стереозвука на цифровом выходе.

В меню ПРОФИЛЬ выбрать один из предложенных профилей, загрузить, сохранить или экспортировать свой профиль.

Из PRO STUDIO можно перейти на сайт Sound Blaster или страничку Sound Blaster в Facebook, нажав на соответствующую иконку.

В целом панель управления получилась достаточно удобной и понятной. Новичку будет достаточно просто разобраться с ней. При наведении курсора на функцию или ползунок выводится подсказка о том, что меняется при включении данной функции или перемещении ползунка.

Sound Blaster Z в работе

Sound Blaster Z работает стабильно, драйвер тоже. "Вылетов" и зависаний за время использования не было обнаружено.

Большинство заявленных функций работают хорошо, но есть и такие, от которых мы ожидали большего.

Например, функция Surround. Она, конечно же, работает, но большой разницы по сравнению с интегрированной звуковой картой не ощущается. Встроенная звуковая карта выдает звук, у которого объёмный эффект не хуже — в данном отношении заметен прогресс за последние несколько лет. Всё же симуляция объёмного звука перестала быть "фишкой" дискретных звуковых карт, сегодня с ней справляются любые аудио-контроллеры.

Усиление низких частот, используя функцию Bass, работает ожидаемо, как и функция разделения частот.

Scout Mode действительно выделяет шаги и шорохи в игре, но вот их направленность ощущается слабо.

В остальном работа всех функций соответствует заявленному.

Больше всего порадовало устранение шумов. Они исчезают полностью, а не просто заглушаются.

Кстати заявленное усиление для наушников с большим импедансом действительно помогает. Любые наушники, подключенные к этой звуковой карте, звучат громче.

Мы не используем специализированное оборудование для измерения качества звука, поэтому все наши тесты сводятся к субъективным оценкам, которые приведены выше. Тестовые записи с микрофона вы можете прослушать сами и оценить качество самостоятельно.

Мы провели тесты записи с микрофона с выключением и включением функций во время записи

  • Общая проверка (включение всех функций Crystal Voice) — прослушать
  • Проверка FX — прослушать
  • Проверка Smart Volume — прослушать
  • Проверка Noise Reduction — прослушать
  • Проверка Acoustic Echo Cancellation — прослушать
  • Проверка функции Focus — прослушать

Все функции выполняют свое предназначение, разница заметна на слух, без использования специальных средств: Noise Reduction устраняет шум, Acoustic Echo Cancellation — эхо, а Focus действительно ослабляет звуки вне «клина записи».

Возможно, мы не поняли истинное предназначение Smart Volume, но разницы при включении функции не заметно. Тихий голос ощутимо не усиливается, а громкий не ослабляется.

Стоит отметить особенность функции Focus. Эта функция направлена на работу с голосом, поэтому она не всегда полностью "вырезает" музыку, которая звучит со стороны.

Заключение

Конечно, Creative Sound Blaster Z имеет характеристики значительно лучше обычных звуковых чипов, встроенных в материнские платы. Есть и множество функций, направленных на оптимизацию звучания. Но из-за прогресса интегрированных звуковых решений качество звука отличается не так сильно, как хотелось бы. Вряд ли обычные пользователи заметят разницу.

Впрочем, данная звуковая карта нацеливается больше на требовательных пользователей и геймеров. А для них здесь все сделано хорошо: Crystal Voice для комфортного общения в звуковых чатах, Scout Mode для получения преимущества в игре, специальные настройки звука для шутеров, гонок и стратегий. Есть поддержка Dolby Digital Live и DTS Connect, позволяющая проигрывать объёмный звук игры на домашнем кинотеатре. Вместе с настройками SBX Pro Studio можно получить хороший звук и при просмотре фильмов.

Не стоит забывать и про дизайн, который в данном случае просто отличный. Если корпус у вас оборудован окном, то наверняка понравится как стиль самой карты и подсветка. Качество сборки тоже не вызывает нареканий.

Качественный микрофон с направленной записью звука, входящий в комплект поставки, можно назвать дополнительным бонусом, его оценят те пользователи, кто желает записывать свой голос максимально чисто в условиях внешних шумов, например, в играх.

Все это, конечно, хорошо. Но цена Creative Sound Blaster Z составляет 3,3 тыс. рублей . Аудиофилы наверняка заплатят больше и купят профессиональную звуковую карту, а те, кому жалко денег, останутся довольствоваться возможности встроенных звуковых карт. Поэтому, наверное, компании Creative стоит немного сбавить цену, чтобы расширить целевую аудиторию пользователей Sound Blaster Z.

Преимущества Creative Sound Blaster Z :

  • Удобная и понятная панель управления Sound Blaster Z
  • Разнообразие функций (SBX Pro Studio, Crystal Voice, Scout Mode)
  • Гибкие настройки
  • Поддержка Dolby Digital Live и DTS Connect
  • Усиление наушников с большим импедансом
  • Дополнительные программы, такие как Alchemy (аппаратные эффекты в старых играх) и Creative Wave Studio (программа для записи и "нарезки" звука)
  • В последней версии драйвера появилась поддержка ASIO, протокола передачи данных с малой задержкой
  • Отличное качество записываемого с микрофона звука

Недостатки Creative Sound Blaster Z:

  • Высокая цена
  • Обычный пользователь не заметит разницы в звуке по сравнению с интегрированным решением
  • Нет возможности подключить систему 7.1

Новейшая звуковая карта производства Creative получила название Sound Blaster Z. Работает модель через интерфейс PCI Express x1; он характеризуется низким уровнем нагрузки на шину, что по достоинству оценят любители моддинга и те, кому нужно будет установить эту карту в системный блок небольшого размера. Sound Blaster Z упакована в красивый корпус, а в комплекте с ней поставляется гаджет, который пригодится каждому игроку — очень качественный микрофон с функцией фокусировки на источник звука и высоким шумоподавлением.

При цене менее 3000 рублей, Sound Blaster Z представляет собой самую оптимальную из звуковых карт Creative нового поколения. В ней вы не найдете многих опций, являющихся ключевыми для прожжённых аудиофилов. Зато у вас будет шустрая звуковая карта, которая привлекательно выглядит, выполнена в удобном форм-факторе и поставляется в комплекте с высококачественным микрофоном.

В картах семейства Sound Blaster Z устанавливается процессор Sound Core 3D от Creative: в нем четыре ядра и за счет него снимается нагрузка обработки звука с центрального процессора ПК.

Упаковка и комплектация

Creative Sound Blaster Z попал к нам в руки в картонной коробке, достаточно хорошо защищающей ее от внешних механических воздействий. Это модель начального уровня в линейке Creative, поэтому, в отличие от и Zx, вместе с которыми поставляются внешние модули для управления звуком, Sound Blaster Z поставляется «просто с микрофоном». Для тех из вас, кто ищет качественную звуковую карту без лишних «наворотов» , модель Z подойдет как нельзя лучше, ведь по своим возможностям она не уступает Zx, а стоит при этом на порядок меньше. И даже несмотря на то, что микрофон в ней выполнен очень просто, вы будете приятно удивлены качеством записываемого с его помощью звука.

Познакомимся с устройством поближе

Внешний вид звуковой карты Creative Sound Blaster Z сразу же вселяет уверенность в то, что она не потеряется среди компонентов ПК хорошей игровой сборки. Ее темно-красный корпус из анодированного алюминия выглядит очень привлекательно, а сквозь небольшое окошко, вмонтированное в нем, можно увидеть процессор Sound Core3D. Чтобы сделать внешний вид Sound Blaster Z еще экстравагантнее, производитель оборудовал ее двумя светодиодами красного цвета, которые загораются, когда карта работает.

Как только вы извлекли внутренности карты из ее корпуса (в смысле, открутили красную алюминиевую железку), перед вашими глазами оказывается довольно простенькая на первый взгляд плата. Она обеспечивает звук в формате 5.1, а также оснащена оптическими входом и выходом.

Алюминиевый корпус немного усложняет соединение Sound Blaster Z посредством разъема Front Panel Audio Header (F_AUDIO), но все становится намного проще, если сперва подключить кабель, а уже затем устанавливать карту.

Задняя панель этой звуковой карты во многом напоминает другие 5.1-устройства: там расположились пять «мини-джеков» и два выхода TOSLINK S/P-DIFF. Расстояния между двумя соседними 3,5 мм.-гнездами достаточно для того, чтобы при надобности воткнуть в одно из них 1/4″-дюймовые наушники с адаптером так, чтобы последний не закрывал собой ни один из «джеков». Карта оборудована усилителем звука для наушников – это позволяет вам подключить к ней достаточно серьезную гарнитуру без боязни потери качества или мощности звучания.

Хороший микрофон – важная вещь для каждого геймера, поскольку голосовое общение играет в современных компьютерных играх далеко не последнюю роль. И в Creative подошли к решению этого вопроса достаточно просто: свою звуковую карту они оснастили микрофоном с возможностью фокусировки на источнике звука. Его можно разместить где вам удобно: на столе, экране или любой другой плоской поверхности. При этом данный гаджет обеспечивает намного лучшее качество звука, чем обычные дешевые настольные микрофоны.

Все карты серии Sound Blaster Z оснащены новым четырехъядерным процессором для обработки звука. Этот процессор в целом полностью справляется со всеми функциями обработки сигналов, которые ему полагаются. Включение настоящего аппаратного ускорения предполагается только в случаях, когда запускаются игры. Но в последнее время для этих целей с лихвой хватает и мощности центрального процессора ПК. В Sound Blaster Z используются вполне стандартные конденсаторы, цифро-аналоговый преобразователь (DAC) и все другие чипы. Операционный усилитель главного канала — 4556A (это емкостной ОУ производства JRC). Он использовался и в других моделях звуковых карт Creative, начиная свою историю еще с линейки Sound Blaster Live!.

В Creative подняли немало шума вокруг своего нового Звукового Ядра (Sound Core 3D): это касается как маркетинговой поддержки карты, так и ее внешнего вида. Теперь у нас есть очевидные доказательства того, что эта работа прошла не напрасно.

Софт для Sound Blaster Z

Помните, сколько мучений у нас было с софтом для звуковых карт поколения x-fi? Так вот, это все в прошлом. Больше никакой возни и вечных переустановок слетевших драйверов. Все устанавливается просто и понятно в несколько кликов, и звуковая карта готова к работе.

Программное обеспечение для конкретно этой модели карты работает весьма неплохо на компьютерах работающих под управлением 64-битной Windows 7 Pro. Данный софт не только занимает относительно много места на диске (160 Мб), но и потребляет немало операционной памяти (69 Мб когда программа свернута). Те из вас, кто следит за использованием ресурсов своего ПК, могут просто выходить из данной программы каждый раз после того, как были сделаны изменения.

Sound Blaster Z оснащен технологиями «улучшения» звука SBX. Эти эффекты, затрагивающие качество звука в наушниках, явно влияют на него не лучшим образом. Несмотря на то, что в некоторых компьютерных играх данные улучшения могут оказаться полезны, мы бы рекомендовали пользоваться ими с определенной долей осторожности. Если вам нравятся басы, то данные настройки тоже могут пригодиться, ведь они усиливают нижние басы, не оказывая при этом влияния на средние частоты. Однако эмулированный с помощью SBX объемный звук оставляет желать лучшего.

Теперь настало время обратить внимание на то, что представляет собой настоящую ценность для пользователя и называется Crystal Voice: это достаточно умная система снижения уровня шума и постпроцессинга для микрофона. Алгоритмы подавления шумов работают безукоризненно, отсекая подавляющее большинство нежелательных звуков. Большой свободы действий в плане самостоятельных настроек Crystal Voice у вас не будет, но все же некоторые возможности остаются – они помогут добиться наилучших результатов в качестве записываемого через микрофон звука. Кроме этого, вы можете исказить собственный голос парочкой забавных эффектов, которые помогут напугать соперников при общении через TeamSpeak.

Режим Scout Mode поможет вам лучше слышать шаги врагов в игре и с большего расстояния. По сути, его работа заключается в настройках эквалайзера, когда усиливаются высокие и средние частоты. Вроде бы как алгоритм Scout Mode предполагает дополнительную цифровую обработку сигналов, но нам все же кажется, что 90 процентов полученной разницы достигается за счет изменений эквалайзера: пожалуй, то же самое можно получить и на обычной звуковой карте (даже интегрированной) за счет ручной эквализации.

Экран настроек исходящего звука достаточно прост и интуитивно понятен.

Открыв вкладку «Кинематографический эффект» (Cinematix), вы сможете выбрать один из предлагаемых кодеков.

Микшер настраивается достаточно легко и позволяет также выполнять регулировку микрофона.

В числе прочего нам предлагается неплохой одиннадцатиполосный эквалайзер, с помощью которого должна осуществляться просто идеальная настройка вашего профиля.

Последняя вкладка Расширенные функции (Advanced Features) немного не оправдывает своего названия, предлагая нам лишь одну скромную опцию.

Производительность

Для того, чтобы в полной мере изучить возможности этой звуковой карты, мы протестировали ее с разными играми, колонками и наушниками.

Кроме того, нами было прослушано немало музыки, ведь очень многие используют свой ПК в основном как музыкальный центр или домашний кинотеатр.

Стерео звук

Даже если ни одна из примочек, включающихся с помощью программного обеспечения, не активна, это не мешает Sound Blaster Z все равно выдавать очень качественный звук. Эта карта способна обеспечить качественное звучание даже имея не очень качественный источник, например ролики на youtube. При прослушивании музыки на акустике 5.1 карта распределяет звук по всем колонкам, получается такой виртуальный эффект объемного звука.

Звук на наушники получает значительное усиление, и это дает возможность подключать даже такие мощные гарнитуры с высоким импедансом до 600 Ом. Даже для такой гарнитуры, как HiFiMAN HE6, его вполне хватает. А вот если вы оденете простые наушники-«капельки», то в них звук будет чересчур громким. И для обычных наушников вроде Sennheiser PX-200 II усиления, обеспечиваемого картой, иногда бывает слишком много.

При своей цене в 3000 рублей с задачей воспроизведения музыки или других двухканальных источников Sound Blaster Z справляется на отлично. С Creative Sound Blaster Z будут отлично работать наушники с высоким импедансом и значениями акустической эффективности от низких до средних.

Многоканальный звук

Sound Blaster Z обеспечит вам высокое качество звука в компьютерных играх. Большое количество доступных настроек вселяет уверенность, что как сама карта, так и ее программное обеспечение удовлетворят даже самым искушенным запросам. Конечно же, еще ни одному программному средству не удавалось сделать из плохой гарнитуры хорошую, но они определенно помогут вам настроить гарнитуру в соответствии со своими предпочтениями. Так, например, для SteelSeries Siberia v2 для того, чтобы отчетливо слышать шаги персонажей и звук падающих гильз в Battlefield 3 и CS:GO, мы занизили басы и повысили средние частоты. И пусть нам пришлось повозиться немного с эквалайзером, но в итоге мы добились желаемого, что не может не радовать. Для этих целей можно было бы использовать режим Scout Mode, но результат, полученный с его помощью, звучит несколько неестественно – в данном случае с помощью ручной настройки эквалайзера можно приблизиться намного ближе к идеальному звучанию для игр. Кроме этого не следует также забывать и о том, что как звук, получаемый от Scout Mode, так и тот, которого вы добиваетесь самостоятельно, напрямую зависят от используемых вами наушников или гарнитуры. Для стандартных наушников лучше ничего не менять в Scout Mode и эквалайзере, если хотите получать удовольствие от звука при игре.

Как нами и ожидалось, микрофон зарекомендовал себя прекрасно для большинства игр. Сам по себе микрофон работает превосходно, а если прибавить к этому еще и постпроцессинг, обеспечиваемый самой картой, то в результате получается очень качественная запись звука. Система шумоподавления микрофона работает эффективно, а кроме этого ее можно очень точно настроить в зависимости от той обстановки, которая в данный момент сложилась вокруг вас. В сравнении c постоянно используемым нами микрофоном audio-technica at2020, Creative продемонстрировала хороший результат в плане юзабилити, хоть и с небольшим проигрышем в качестве записываемого звука. За счет SBX на карте от Creative настройки шумоподавления будут работать для любого микрофона: это весьма выгодно, если вам нужно, например, записывать звук через свой полюбившейся микрофон.

Заключение

Достоинства:

  • Стабильное программное обеспечение
  • Большой набор функций
  • Отлично подходит для игр
  • Одиннадцатиполосный эквалайзер
  • Усилитель звука для наушников обеспечивает качественное и громкое звучание при использовании гарнитур премиум класса
  • Качественный микрофон
  • Простая в использовании и установки панель управления

Недостатки:

  • Режим Scout Mode несколько абсурден
  • Нужны наушники импедансом более 32 Ом
  • Нет поддержки объёмного звука для полноценного домашнего кинотеатра 7.1, 9.1
  • Софт для Sound Blaster Z достаточно серьезно нагружает систему, потребляя более 60 Мб оперативки в фоне

У Creative получилось создать очень достойную звуковую карту, отлично выполняющую все задачи, которые только могут стоять перед подобным устройством. И хотя какими-то сверхвыдающимися особенностями Sound Blaster Z и не наделена, однако эта карта представляет собой отличную «рабочую лошадку», удовлетворяющую к тому же запросам большинства геймеров. И пусть специальный режим Scout Mode не совсем оправдывает возложенные на него надежды, но зато встроенный одиннадцатиполосный эквалайзер при необходимости позволяет добиваться почти любого звучания. Sound Blaster Z обеспечивает звук высокого качества не только в бюджетных хэдсетах, но также и в гарнитурах топ-класса.

В целом новинка от Creative станет настоящей находкой для геймеров, желающих произвести апгрейд своей встроенной звуковой карты.