Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом

Цели, задачи, признаки и содержание

Геополитического информационного

Противоборства

Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие ин­формационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного го­сударства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военно­го управления иностранных государств, эффективное информа­ционное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия ре­шений. Одна из важнейших целей ГИП - обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом инфор­мационном пространстве.

Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части:

· стратегический политический анализ;

· информационное воздействие;

· информационное противодействие.

При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням:

· стратегический;

· оперативный;

· тактический.

Следует выделить два вида информационной борьбы: инфор­мационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты.

На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капи­тал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях.

Воздействие - это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому. Воздействие может быть непосредственное (кон­тактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характе­ристики функционирования информации в обществе: размах цир­куляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональ­ная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации.



Именно воздействие является целью процессов переработки информации.

При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические систе­мы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью про­паганды и средств массовой информации), система формирова­ния и функционирования общественного мнения, система при­нятия решений (рис 14.2).

Объекты воздействия можно разделить на технические (в ос­новном они находятся в сфере интересов информационно-техни­ческой борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и свя­зи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним мож­но отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элемента­ми общества являются социальные группы и отдельные индивиды.


Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информа­ционно-психологического обеспечения как составной части на­циональной безопасности России. Данная система должна обес­печить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геопо­литических противников России). Ее основная задача - обеспече­ние психологической безопасности населения и политической элиты России.

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представ­ляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное вли­яние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массо­вой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования инфор­мационно-психологической среды общества. Поэтому система фор­мирования общественного мнения также является одним из ос­новных объектов информационно-психологического обеспечения.

Информационное оружие - это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опо­средованно используется против психики человека (или социаль­ной группы), речь должна идти об информационно-психоло­гической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-техни­ческие системы, информационно-аналитические системы (не вклю­чающие в себя человека) и информационные ресурсы.

Источники информационных опасностей могут быть естествен­ными (объективными) и умышленными.

Информационное противоборство, так же как и информаци­онная война, включает в себя три составные части:

  • стратегический политический и социально-экономический анализ;
  • информационное воздействие;
  • информационное противодействие.

Рассматривая теорию информационного противоборства в поли­тической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактиче­ском уровнях.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специ­альной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и раз­витие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, уп­равляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключает­ся в ее способности «точечно» контролировать социальные про­цессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет исполь­зование инфологем.

Инфологема - это ложная, искаженная или неполная ин­формация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целе­направленных манипулятивных воздействий или, что значитель­но реже, - неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они фор­мируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социаль­ного поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений.

Задача профессионала информационной войны - вовремя раз­глядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать.

Производство инфологем всегда носит деструктивный харак­тер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перете­кают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения полити­ческой ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров - «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно иска­зить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности:

· ксенофобия, ненависть к чужому;

· стремление найти врага, виновника своих бед.

В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции:

· охранная;

· аргументирующая;

· комментирующая;

· провозглашающая;

· отвлекающая;

· скрывающая;

· ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направле­ниях);

· дезориентирующая (подменяющая ориентиры).

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1996, стр. 76-80

Информационная борьба в современной войне: вопросы теории

Полковник С.А.КОМОВ ,

кандидат технических наук, профессор

БЫСТРО нарастающая информатизация всех сфер военной деятельности закономерно приводит к усилению значимости информации, необходимой для эффективного решения широкого круга задач, стоящих перед органами управления и войсками как при подготовке, так и в ходе военных действий.

Будучи неотъемлемым атрибутом процесса управления войсками и оружием, информация на всех этапах исторического развития военного дела являлась объектом борьбы. Информационная борьба велась практически во всех войнах. Ее содержание долгое время составляли в основном действия противостоящих сторон по ведению разведки и противодействию ей. Заметные качественные и количественные изменения информационная борьба стала претерпевать по мере развития радиоэлектронной борьбы, внедрения в системы вооружения информационных технологий. Она обогатилась методами воздействия на программное обеспечение ЭВМ и защиты от них, все больше сил и средств стало вовлекаться в информационную борьбу, все более масштабными становились ее последствия.

Широкая информатизация вооруженных сил создала качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Наглядной иллюстрацией этого служат практически все вооруженные конфликты и войны последних десятилетий, особенно события в зоне Персидского залива. Их анализ со всей очевидностью свидетельствует о том, что время, когда информационная борьба велась, так сказать, разрозненно, ушло в прошлое. Ход и исход боевых действий любого масштаба в современном мире предопределяются искусством информационной борьбы. Недаром в штабах видов вооруженных сил США и стратегических объединений для руководства наступательной информационной борьбой с системами управления противника созданы специальные отделы и центры.

Именно поэтому познание объективных закономерностей и принципов информационной борьбы, активное развитие ее научной теории является чрезвычайно актуальной проблемой, требующей широкого обсуждения и быстрого решения.

Рассмотрение теоретических вопросов целесообразно начать с уточнения содержания информационной борьбы. Оно, по нашему мнению, включает три составные части, которыми охватывается вся совокупность действий, позволяющих достичь победы над противником в сфере информации.

Первая - комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике и условиях противоборства (радиоэлектронной, метеорологической, инженерной обстановке и т.д.); сбору информации о своих войсках; обработке информации и обмену ею между органами (пунктами) управления в целях организации и ведения боевых действий. Информация должна быть достоверной, точной и полной, а информирование - избирательным и своевременным. Решение перечисленных задач логично назвать информационным обеспечением управления войсками и оружием.

Второй составной частью информационной борьбы является противодействие информационному обеспечению управления войсками и оружием противника (информационное противодействие). Оно включает мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией и внедрению дезинформации на всех этапах информационного обеспечения управления противника.

Третью часть составляют мероприятия по защите от информационного противодействия противника (информационная защита), включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления, и блокированию дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему управления. Информационная защита повышает эффективность информационного обеспечения в условиях информационного противодействия противника.

Конечная цель информационной борьбы состоит в достижении информационного превосходства над противником, т.е. такого положения в информированности своих органов управления войсками и оружием, при котором они обеспечены более полной, точной, достоверной и своевременной информацией об обстановке, чем соответствующие органы управления противника.

Таким образом, информационная борьба может быть определена как комплекс мероприятий информационного обеспечения, информационного противодействия и информационной защиты, проводимых по единому замыслу и плану в целях захвата и удержания информационного превосходства над противником при подготовке и в ходе военных (боевых) действий.

Необходимо отметить взаимосвязь информационной борьбы с видами оперативного (боевого) обеспечения и другой деятельности войск (сил), составляющими ее содержание (см.рисунок). Так, информационное обеспечение включает мероприятия по разведке, сбору информации, организации и осуществлению связи и информационную работу штабов. В задачи разведки входит добывание информации о противнике и занимаемой им местности, элементах оперативного оборудования районов боевых действий и т.д. Сведения о подчиненных и взаимодействующих войсках поступают в результате сбора информации. Регистрация, анализ, обобщение, систематизация и другая обработка поступающих сведений осуществляются в ходе информационной работы штабов. Связь обеспечивает оперативный обмен информацией между органами управления войсками и оружием.

Взаимосвязь информационной борьбы с основными видами военной деятельности

Задачи информационного противодействия решаются путем проведения комплекса мероприятий, включающих маскировку, контрразведку, радиоэлектронное и огневое подавление информационных систем противника. Маскировка как вид оперативного (боевого) обеспечения нацелена на скрытие истинной и внедрение в сети данных противника ложной информации о своих войсках и планах действий. Контрразведка противодействует агентурной разведке противостоящей стороны. Огневое и радиоэлектронное подавление или захват элементов информационных систем ведет к нарушению управления войсками и оружием противника.

Информационная защита включает мероприятия по контрольной разведке (доразведке), проверке информации, защите от огневого поражения (захвата) элементов информационных систем, а также по радиоэлектронной защите. Контрольная разведка (доразведка) осуществляется для подтверждения и уточнения ранее добытых сведений. При этом объединяются данные различных видов разведки. В отдельных случаях возможна разведка боем, а также провоцирование противника на действия, которые раскрыли бы его возможности и намерения. Сведения о своих войсках подтверждаются или уточняются в ходе проверки информации, поступающей от подчиненных и взаимодействующих формирований.

Усиливающееся влияние информатизации на все уровни и сферы государственного и военного управления дает основание утверждать, что в настоящее время создаются предпосылки для выделения информационной борьбы в относительно самостоятельный вид борьбы. Некоторые зарубежные и отечественные военные специалисты склонны трактовать информационную борьбу как разновидность вооруженной. По нашему мнению, такой подход не вполне корректен, поскольку информационная борьба сама по себе, как правило, не сопровождается разрушительными последствиями, хотя в ее ходе не исключено использование средств вооруженной борьбы. Кроме того, информационная борьба может вестись в интересах различных видов борьбы - экономической, дипломатической, идеологической и др.

Большинство развитых государств в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом, способным при определенных условиях обеспечить любому из них достижение своих политических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной борьбы. Да и вообще на современном этапе исторического развития преобладает тенденция к разрешению внешнеполитических конфликтов без вооруженного насилия. Интересно, что на целесообразность именно такого варианта действий еще в VI-V вв. до н.э. указывал известный китайский полководец и военный теоретик Сунь-Цзы. В своем трактате о военном искусстве он писал: «...самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска».

Ведущая закономерность информационной борьбы заключается в повышении ее роли в решении боевых задач по мере углубления информатизации вооруженных сил. Использование информационных средств и систем многократно увеличивает боевые возможности войск, эффективность применения оружия и боевой техники. Вместе с тем повышается уязвимость систем управления от целенаправленного воздействия в информационной сфере. Обе тенденции объективно приводят к расширению арсенала методов и средств информационной борьбы, усилению ее влияния на ход и исход военных действий, нарастанию количества вовлекаемых в нее сил и средств.

Об этом красноречиво свидетельствуют события в зоне Персидского залива, где информационная борьба велась в стратегическом, оперативном и тактическом масштабе и в ней были задействованы более двадцати разведспутников, свыше пятидесяти самолетов-разведчиков и другие силы. Разведка велась практически круглосуточно. Развернутая система информационного обеспечения при отсутствии сколько-нибудь существенного противодействия со стороны Ирака позволила оперативно доводить до органов управления войсками и оружием МНС достаточно полную, достоверную, своевременную и точную информацию об обстановке, что в большой степени повлияло на успешное решение боевых задач. Для распространения дезинформации широко использовались радио и телевидение. Посредством радиоэлектронного подавления осуществлялось блокирование информации в системах управления стратегического, оперативного и тактического уровня иракских вооруженных сил.

В отличие от вооруженной информационная борьба ведется как в военное, так и в мирное время. Именно тогда идет подготовка к вооруженной борьбе, решается широкий круг задач информационной борьбы, закладывается фундамент будущих побед.

Данная закономерность ярко проявилась при обстоятельствах, непосредственно предшествовавших развязыванию Германией агрессии против СССР. Известно, что первое предупреждение о готовящемся нападении разведгруппа Рихарда Зорге передала в Центр за четыре месяца до начала войны. Впоследствии эта информация уточнялась из различных источников. Цель разведки, казалось, была достигнута. Однако комплекс мер противодействия, проведенных спецслужбами Германии, оказался результативнее.

Так, летом 1940 года Гитлер обязал главный штаб вермахта и руководителей секретных служб обеспечить маскировку продвижения немецких войск на восток. В изданной 15 февраля 1941 года директиве по дезинформации определялись цели, задачи, этапы и содержание кампании, направленной на дезинформирование советского руководства относительно намерений Германии. Первоначально перегруппировка немецких войск преподносилась как обычная планомерная замена войск, затем как маневр с целью усыпить бдительность командования английских вооруженных сил перед вторжением на Британские острова. Важную роль сыграло и личное письмо Гитлера Сталину, где он ручался своей честью главы государства за строгое соблюдение пакта о ненападении. Все это в сочетании с достаточно полной и достоверной информацией о боевой готовности, составе, дислокации и возможностях Красной Армии позволило германскому командованию за счет информационного превосходства обеспечить внезапность вторжения и получить большие преимущества в начальный период войны.

Факт ведения и последствия информационной борьбы не всегда очевидны для того, против кого она направлена. Другая сторона может не догадываться о том, что является объектом информационного воздействия, особенно если она существенно отстает в уровне развития теории и практики информационной борьбы. К числу наиболее изощренных методов ее ведения относятся скрытые воздействия на программное обеспечение компьютерных систем (алгоритмические и программные закладки и т.д.).

Необходимость упреждающего решения задач информационной борьбы по отношению к боевым задачам операции (боя) обусловлена всеобъемлющей ролью информации в процессах управления войсками и оружием. Можно сказать больше - только после завоевания информационного превосходства могут эффективно решаться задачи завоевания превосходства в воздухе, на земле, на море.

И наконец, следует выделить еще одну закономерность - развитие информационного противоборства в пользу той из сторон, которая обладает большим информационным потенциалом. Информационный потенциал характеризуется уровнем информатизации войск, участвующих в операции (бою), и отражает степень их способности к захвату и удержанию информационного превосходства над противником. Его основу составляют информационные ресурсы, а также силы и средства информационной борьбы.

Что касается информационных ресурсов, то под ними следует понимать сведения военного характера, добываемые (получаемые) или создаваемые в ходе разведки, сбора информации, информационной работы штабов и другой информационной деятельности, хранящиеся в банках данных или зафиксированные в какой-либо иной форме. К силам и средствам информационной борьбы относятся те, которые решают ее задачи при подготовке и в ходе операции (боя). Большое влияние на информационный потенциал оказывает уровень организации информационной борьбы и готовности войск к ней.

Рассмотренные закономерности позволяют сформулировать специфические принципы организации и ведения информационной борьбы при подготовке и в ходе операции (боя):

подчиненность целей, задач и мероприятий информационной борьбы замыслу и плану операции (боя);

соответствие обстановке;

выделение вопросов информационной борьбы в общем процессе организации операции (боя);

рациональное сочетание форм и способов вооруженной и информационной борьбы, многоцелевое применение сил и средств при подготовке и в ходе операции (боя);

непрерывность;

скрытность замысла проводимых мероприятий.

Основные закономерности и принципы информационной борьбы относятся к тому методологическому базису, на котором строятся все дальнейшие исследования этого сложного и неоднозначного явления.

Морской сборник. - 1995. - №10. - С.69-73.

Конрад Н.И. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. - М., Л.: АН СССР, 1950. - С.36.

Сергеев Ф.М. Тайные операции нацистской разведки, 1933-1945. - М.: Политиздат, 1991. - С.162-170.

Определения

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

    1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - … Википедия

    Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проект:Персоналии … Википедия

    ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

Книги

  • Информационное противоборство в моделях и задачах. № 15 , Расторгуев С.П.. В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления…

После начала грузинской агрессии 8 августа 2008 года президент России Д.А. Медведев, прервав отпуск, принимает решение: военной силой прекратить геноцид осетинского народа и принудить грузинское руководство к миру. Для Саакашвили и его заокеанских покровителей действия России стали полной неожиданностью. Ожидали дипломатических заявлений, а в ответ на агрессию против Южной Осетии и убийство российских миротворцев регулярные российские воинские части с тяжелой боевой техникой: танками, гаубицами, системами залпового огня, авиацией - перешли Рокский перевал. Российские войска вошли не только в Южную Осетию, народ которой в августе 2008 года подвергся огню на уничтожение со стороны грузинских вояк, действовавших поистине с жестокостью фашистов, но и в Абхазию, чтобы предотвратить возможность повторения югоосетинской трагедии.


После наказания агрессора в соответствии с нормами международного права, непрерывно наращивается информационное давление на нашу страну, которая защитила осетинский народ от уничтожения. По сути, в августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война. Активное участие в ней принимали прежде всего американские и британские СМИ. В материалах CNN, Би-би-си и ряда других СМИ доминировали антироссийские материалы. В США, Великобритании и некоторых других странах усилились попытки негативного формирования образа России.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Агрессивная антироссийская пропаганда пытается навязать мировому сообществу отрицательные информационные клише о России. К сожалению, "пятидневная августовская война" на Кавказе показала нашу несостоятельность в отстаивании своих целей и интересов в мировом информационном пространстве.

Поэтому России в ближайшее время нужно сформулировать и дать адекватный информационный ответ, в первую очередь на европейском и постсоветском пространстве. Прошедшее после "пятидневной августовской войны" на Кавказе время показало, что пока российская политическая элита пытается сделать соответствующие выводы после информационной агрессии США, Великобритании и ряда других стран против России. Прошло несколько публичных мероприятий с участием ведущих российских экспертов, на которых анализировался ход информационной войны против России (17 сентября 2008 года - организованный Общественной палатой "круглый стол" "Информационная агрессия против России: методы противостояния", 2 октября 2008 года - организованная партией "Справедливая Россия" Международная конференция "Информационные войны в современном мире").

Главная проблема, которая была очевидной в ходе дискуссий, - это явная недооценка роли информационного противоборства современной российской политической элитой в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире.

После принуждения Грузии и ее заокеанских покровителей к миру геополитическая и геоэкономическая роль России в мире во многом будет определяться тем, сможет ли она создать эффективную систему информационного противоборства. Время требует одновременного создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур, предназначенных для реализации информационных моделей урегулирования конфликтов.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

По нашему мнению, следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой-либо сфере, например в политической).

Информационное противоборство (борьба) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

Политическая,

Дипломатическая,

Финансово-экономическая,

Военная,

Космическая.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главные объекты воздействия и защиты - информационно-технические системы: системы передачи данных (СПД), системы защиты информации (СЗИ) и так далее.

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются:

1. Система принятия политических и экономических решений.

2. Система формирования общественного сознания.

3. Система формирования общественного мнения.

4. Психика политической элиты и населения противостоящих сторон.

Информационное противоборство включает три составные части.

Первая - стратегический анализ, вторая - информационное воздействие, третья - информационное противодействие.

России следует незамедлительно рассмотреть возможность создания специального организационно-управленческого и информационно-аналитического механизма (инструмента), который сможет выполнять организационно-управленческие и информационно-аналитические функции по разработке и проведению информационных операций (оборонительных и наступательных).

Назрела необходимость создания в России системы информационного противоборства, частью которой должна стать внешнеполитическая пропаганда.

России для того чтобы выигрывать информационные войны, необходимо создать специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии против нашей страны.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ

1. Совет по публичной дипломатии, включающий представителей госструктур, медиасообщества, бизнеса, политических партий, НПО и т.д. Российский Совет по публичной дипломатии может возглавлять премьер-министр В.В. Путин.

В составе совета могут быть советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской деятельности, руководители информационно-аналитических управлений администрации президента России, секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, министры информации и культуры, руководители комитетов по международным делам Госдумы и Совета Федерации, руководители ведущих общенациональных СМИ, деятели науки, образования и культуры, представители политической элиты России.

Все действия во внешнеполитическом медиапространстве должны быть скоординированы. Кроме этого, к процессу информационного сопровождения официальной российской внешнеполитической линии должен подключиться и крупный бизнес. Сегодня ни одна крупная российская компания, имея колоссальные прибыли, не в состоянии защитить свой собственный имидж от ущерба, который целенаправленно наносится рядом западных СМИ. В обязательном порядке крупный бизнес в лице ТПП, РСПП, Ассоциации малого и среднего бизнеса, отдельных корпораций, таких как "Газпром", "Роснефть" и так далее, должен участвовать в реализации информационной политики страны. Государством и бизнесом должна быть выработана единая точка зрения на ведение информационного противоборства с геополитическими и геоэкономическими конкурентами.

2. Советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской деятельности. Советник должен координировать деятельность информационно-аналитических подразделений администрации президента России, подразделений аппарата правительства, МИД, министерств культуры и информации, Совета безопасности России, занимающихся проблемами внешнеполитической информации.

3. Внешнеполитический государственный медиахолдинг (ВГТРК, Russia Today, "Голос России", "Маяк", РИА Новости и так далее). Целесообразно подчинение этого медиахолдинга МИД России, учитывая, а во многом и копируя американский опыт.

России необходимо восстановить свой потенциал механизма внешнеполитической пропаганды, который был основательно разрушен в 90-е годы. В этой сфере, как и в сфере ядерных вооружений, к сожалению, произошло одностороннее информационное разоружение. К концу 90-х годов прошлого века, например, на всем африканском континенте не осталось ни одного российского корреспондентского пункта, ни одного представительства отечественных информационных агентств. Сегодня эту "информационную нишу", которую мы покинули после распада СССР, активно заполняет Китай.

Впрочем, отрадно, что провал 90-х годов был осознан российским руководством. С приходом к власти президента В. Путина началось постепенное уверенное восстановление утраченных позиций. Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 году спутникового телеканала Russia Today. Напомним, что ведущий западный новостной канал CNN был создан в 1980 году. В СССР выделялись огромные деньги на строительство и развитие ракетно-ядерных сил. Однако денег на создание советского спутникового телеканала не нашлось.

Советская политическая элита недооценивала фактор информации. А CNN наращивал свое влияние. Как сказал один американский генерал в 1991 году, во время операции "Буря в пустыне", пока CNN не скажет, что мы выиграли войну, мы ее не выиграли. И это соответствует действительности. Многие сюжеты "победных" действий американских войск были сняты совсем не на поле сражений, а в штате Невада силами специалистов Голливуда, который великолепно умеет имитировать ведение боевых действий. Вспомним хотя бы известный случай с освобождением рядовой Джессики Линч уже во время второй иракской войны в 2003 году. Этот эпизод являлся пропагандистской акцией Пентагона и репетировался заранее, что еще раз демонстрирует всю мощь информационного оружия.

Таким образом, 26 лет отделяют нас от CNN, за годы нашей "информационной спячки" нашли свои ниши Би-би-си и Foxnews, глобальными каналами стали Al Jazzira и Euronews. Сегодня задача, конечно же, заключается в том, чтобы резко увеличить вещание нашего спутникового канала, и, помимо планируемого иновещания на испанском языке, необходимо рассмотреть возможность организации трансляций на китайском языке. С точки зрения выстраивания информационной стратегии необязательно, чтобы вещание на китайском языке велось круглосуточно. Желательно начать вещать хотя бы по два часа в день. Здесь мы можем опередить наших конкурентов. Пока эта ниша пуста, и мы обязаны занять ее первыми.

Кроме того, нужно подумать также о Бразилии и Индии, где мы, обеспечивая наши политические и экономические интересы, должны предоставлять соответствующее информационное сопровождение.


В существенной активизации нуждается латиноамериканское и африканское направления. Создавая в этих регионах информационно-культурные центры и насыщая их соответствующей продукцией, мы обеспечим нашей стране положительный имидж.

Ни в коем случае нельзя забывать и Старый Свет.

Сегодня свои экономические интересы обеспечивают информационными средствами различные страны. Интересен в этом плане пример Великобритании, с которой сегодня у нас весьма непростые отношения. Однако в отличие от РФ, которая по линии МИД выделяет на информационно-культурные и разъяснительные программы около 6,2 млн. долларов США в год, Великобритания на эти цели расходует 862 млн. долларов США. Естественно, что британские интересы в России и других странах мира весьма эффективно прикрываются и защищаются информационно.

Так, например, перед нашим великим праздником, Днем Победы, на телеканале НТВ 5 мая 2008 года был очень позитивный репортаж, но не о российской армии и ее достижениях, а о британской. Было детально рассказано о воинских буднях принца Гарри в рядах британской армии, о ее традициях и прочем.

Случайность ли, что как только начинаются какие-то действия российских официальных органов, которые якобы ущемляют британские бизнес-интересы, сразу же появляется волна публикаций о росте авторитаризма в России, нарушении прав человека? Примечательно, что в таких кампаниях участвуют и достаточно авторитетные издания, такие как The Economist, Financial Times. Мы, конечно, не можем заявлять, что эти и другие СМИ получают деньги от правительственных источников, но имеются явные совпадения вала антироссийских публикаций (поводом для которых стали так называемое дело Литвиненко, ситуация вокруг деятельности в РФ Британского совета и др.) с вполне легитимными действиями официальных структур России.

Лучшим ответом, на мой взгляд, представляется грамотное использование этого опыта для защиты российских национальных интересов. Прежде всего нам нужно сделать выводы в плане финансирования информационных программ по линии МИД, Росзарубежцентра, а также наших немногочисленных средств информационного противоборства, прежде всего Russia Today и "Голос России".

Внешнеполитический государственный медиахолдинг должен установить конструктивное взаимодействие с каналом Euronews. Вещание на русском языке этого телеканала, созданного в 1993 году, началось в 2001 году.

Сегодня ВГТРК с 16 процентами акций в акционерном капитале компании - один из пяти крупнейших акционеров Euronews, наряду с телекомпаниями Франции, Испании, Италии и Швейцарии.

С учетом того, что Россия в лице ВГТРК - крупнейший акционер и финансовый донор этого канала, необходимо проанализировать весь информационный поток новостей европейского телеканала. Ведь в эфире евроновостей очень мало позитивной информации о России. А во время агрессии Грузии против Южной Осетии по этому телеканалу шли только антироссийские комментарии, порой переходящие рамки приличия (например, 14 августа телеканал показал кадры разрушенного Цхинвала, а строка внизу сообщала, что это разрушенный Гори). Получается, что Россия платит большие деньги, а за это получает нейтральную или негативную информацию о нашей стране, или таковая вообще отсутствует. А ведь по экспертным оценкам в Европе, где Euronews является лидирующим информационным каналом, его смотрят 168 млн. семей, то есть около полумиллиарда зрителей.

3. Государственный интернет-холдинг.

Необходимо создать отечественный медиахолдинг по производству книг, видеофильмов, видеоигр и прочего для активного распространения в сети Интернет. Он бы финансировался частично за счет государства, частично за счет бизнеса. Не так давно Китай обошел США по числу пользователей Интернета: в Поднебесной - 253 миллиона, в Штатах - 220. Китайцы ставили эту задачу и целенаправленно ее добивались к Пекинской Олимпиаде. Напомню, в России 40 миллионов пользователей Интернета.

В наши дни уже появилось интернет-телевидение. Все ведущие телеканалы имеют сайты с интернет-вещанием. Сошлюсь и на свой собственный опыт. Я почти не читаю газет на бумажном носителе, а знакомлюсь с их содержанием через Глобальную сеть. Это гораздо быстрее и удобнее. Новый импульс развитию Интернета дает и мобильная связь.

4. Информационный антикризисный центр.

Власть России должна умело управлять информационными потоками, наладив конструктивное сотрудничество со СМИ, российскими и зарубежными. Должна быть исключена ситуация 8-11 августа 2008 года, когда даже в новостных программах на российских государственных телеканалах Саакашвили показывали больше, чем лидеров России. За счет заблаговременно подготовленных информационно-пропагандистских операций противнику удалось некоторое время навязывать свои комментарии происходящих событий.

На принципах системности и многоуровневости должна быть построена информационная деятельность российского государства на федеральном, региональном и международном уровнях. Власть должна своевременно, в режиме реального времени предоставлять свои комментарии к происходящим событиям в мировое информационное пространство. Власть должна уметь эффективно применять преднамеренные утечки государственными структурами в масс-медиа "сенсационной информации". Суть подобной обоюдовыгодной "сделки" заключается в создании посредством подобных публикаций (репортажей) благоприятного имиджа России в мировом информационном пространстве.

Важным аспектом являются необдуманные, нескоординированные, неполные, подверженные двоякому толкованию комментарии происходящих событий, касающиеся конфликтных регионов. В этом случае неподготовленные выступления перед прессой, интервьюирование "на ходу", неопределенность формулировок в конечном итоге осложняют ситуацию, порождают слухи и недоверие к властям. Такая "информационная среда", кроме того, способствует дестабилизации обстановки в стране. Власть должна была заранее разработать и внедрить ряд "домашних заготовок". Ведь конфликты развиваются, как правило, на протяжении длительного периода времени. Суть информационных моделей урегулирования конфликтов должна заключаться в оперативном "вбросе" в СМИ заранее подготовленных комментариев для урегулирования ситуации.

5. Система информационного противодействия.

Автор предлагает рассмотреть возможность создания системы противодействия информационным операциям геополитических противников России, включающей ресурсы как государства, так и крупного бизнеса, институтов гражданского общества.

6. Система НПО - сеть неправительственных организаций России, действующих на территории стран СНГ, ЕС, США (по американской модели - в России действуют многочисленные американские неправительственные организации, финансируемые правительством США).

7. Система подготовки кадров для ведения информационного противоборства. Необходимо определить основные вузы для многоуровневой подготовки специалистов - Дипломатическая академия МИД России, РАГС - руководители, высший уровень управления. Средний уровень управления - МГУ, ВШЭ, МГИМО.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

1. Постоянный контроль своих действий, поступков и возможностей.

2. Соблюдение всех известных требований конфиденциальности.

3. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

4. Осторожность и скрытность.

5. Собственная система получения и анализа информации.

6. Постоянное самосовершенствование.

7. Противодействие информационным операциям противника.

Россия должна иметь команду информационного реагирования, или информационный спецназ.

Идею информационного спецназа автор впервые выдвинул в 2003 году в своей книге "Информационная война и Третий Рим". К сожалению, авторская идея была реализована не в России, а в США Карэн Хьюз, многолетним советником американского президента Дж. Буша.

Главная задача информационного спецназа - готовность к эффективным действиям в условиях возможного кризиса, что обеспечивается тщательной предварительной подготовкой, планированием, а также наличием людей, способных реализовать намеченное. Конечно же, все распланировать невозможно, как невозможно и полностью контролировать человеческую сущность и окружающий ее мир. Важно одно - знать, что нужно делать в каждый конкретный момент развития кризисной (аварийной) ситуации.

Система информационного противоборства может и должна функционировать на четырех уровнях: общефедеральном, профессиональном, групповом и индивидуальном.

Чтобы объединить весь комплекс мероприятий в единое целое, необходимо интегрировать их в рамках организационно-аналитической системы (ОАС). Она представляет собой систему управления проведением мероприятий и программ информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Функции ОАС:

1. Исследовательско-диагностическая.

2. Аналитико-прогностическая.

3. Организационно-управленческая.

4. Методическая.

5. Консультативная.

6. Профилактическая.

7. Контрольная.

8. Коррекционная.

Прогноз информационных угроз нашей стране не дает оснований для оптимизма. В первую очередь речь идет о непрекращающихся попытках ревизии советской и общеевропейской истории, особенно это касается ХХ века. Эти действия в отношении отечественной истории, безусловно, являются элементами информационной войны. К примеру, сожаление вызывает тот факт, что решающие сражения Второй мировой войны: Сталинградская битва, битва на Курской дуге - практически не отражены в западных учебниках истории. Крупнейшим сражением в западной историографии признается битва при Эль-Аламейне в Африке. Подобное искажение истории - далеко не безобидное дело. Попытки принизить роль нашей страны в разгроме фашизма подрывают имидж России как великой державы-победительницы, как страны-учредительницы ООН. В подобной ситуации нам не остается другого выхода, кроме активизации и увеличения производства своих информационных источников: книг, кинофильмов, интернет-продуктов - с выгодным для нас контентным содержанием, которые более объективно оценивают роль нашей страны во всемирной истории. Эти проекты должно финансировать как государство, так и крупный бизнес.

Подводя итоги, хочу отметить, первое, что нам целесообразно сделать в ответ на усиливающееся информационное давление, - создать государственную систему информационного противоборства с участием крупного бизнеса, которая была бы способна аккумулировать, координировать и направлять все информационные действия. Второе - нужно резко усилить финансирование программ информационного противоборства. Мероприятия информационного противоборства должны финансироваться по принципу главного приоритета. Сегодня финансирование программ информационного противоборства более важно, чем финансирование программ ядерного сдерживания. Информационное оружие более опасно для России, чем оружие ядерное. И это необходимо признать политической элите России.

Третье - следует создать частно-государственную систему управления проведением мероприятий информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Четвертое - необходимо начать частно-государственный процесс формирования позитивного имиджа России за рубежом, прежде всего в Европе. Российский национальный бизнес должен перейти от стратегии покупки футбольных клубов к стратегии покупки крупнейших мировых СМИ для изменения их антироссийской информационной политики. Например, в Польше более 90 процентов СМИ принадлежат представителям иностранных государств, активно участвующих в информационной агрессии против России. Поэтому и большинство публикаций о России в польских СМИ негативного характера.

Пятое - расширить информирование русскоязычного населения всех стран мира. Нельзя ограничивать эту работу только рамками СНГ (хотя наши ближайшие соседи, конечно же, должны быть регионом особого внимания). Например, в одной Германии живет около 300 тысяч граждан России и несколько миллионов русскоговорящих. Наши соотечественники проживают во многих странах мира, и работа с ними должна быть активизирована. Наглядным примером в этом отношении является не совсем дружественная нам Польша, которая некоторое время назад ввела так называемую специальную "карту поляка". Я уже писал об этом, поэтому напомню кратко. Эта карта дает возможность всем полякам, проживающим за территорией Польши, иметь льготы при посещении своей родины. Мы вполне могли бы ввести "карту русского", которая позволяла бы при посещении России нашему соотечественнику иметь право на льготный билет, возможность посещать по сниженным ценам основные центры туризма. Тем самым мы существенно усилим процесс информационного и культурного обмена.

Информационная борьба во внутреннем вооружённом конфликте как следствие стратегической информационной борьбы.

В статье рассмотрены основные средства и методы информационной борьбы, показаны значение и роль информационной борьбы в современных войнах и вооружённых конфликтах, а также взаимозависимость информационной борьбы на стратегическом уровне и борьбы во внутреннем вооружённом конфликте.


Опыт мировых и региональных войн последнего столетия наглядно показывает, что эффективность военной организации при достижении военных, следовательно, политических и экономических целей и при решении задач обеспечения обороны и безопасности государства непосредственно зависит от эффективности подготовки и проведения мероприятий информационной борьбы (ИБ). Данное утверждение также справедливо применительно к локальным войнам и вооружённым конфликтам, а также внутренним вооружённым конфликтам (ВВК), которые на современном этапе зачастую носят асимметричный характер, несводимый только лишь к неравенству сил противоборствующих сторон, но также заключающийся в различии их статусов, идеологий, организационных форм .


Ветхозаветная притча гласит, что стены древнего Иерихона пали на седьмой день осады после того, как иудейский царь Иисус Навин в точности выполнил ниспосланное ему предписание: "Пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдёт в город, устремившись каждый со своей стороны" (Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина)

Кроме того, совершенно очевидно, что на современном этапе развития производительных сил, по мере перехода ведущих стран к так называемому супериндустриальному обществу информационная борьба, понимаемая как борьба в информационной сфере посредством воздействия на информационные объекты противоборствующей стороны и защиты собственных информационных объектов от подобного воздействия, будет только усиливаться. Главная цель информационной борьбы - это осуществление управляющего или деструктивного воздействия на сознание и психику противника для формирования его поведения, для запуска механизмов управляемой конфронтации в интересах решения задач вооружённой борьбы. Практика последних нескольких десятилетий также показывает, что стремительное развитие средств и предопределяемое этим совершенствование форм и способов информационной борьбы позволяют добиваться военно-политических целей, эффективно действуя сразу в нескольких его измерениях - социально-экономическом, социально-политическом, дипломатическом и собственно военном. Необходимо отметить, что некоторые исследователи данной предметной области дополнительно выделяют космическую сферу информационной борьбы .

Примерами геополитических поражений, во многом ставших возможными вследствие эффективного ИБ, могут служить развал мировой социалистической системы и последовавшее за этим уничтожение СССР - события, которые, по мнению некоторых отечественных исследователей, не были предопределены . Другим, не менее ярким примером, может быть так называемое "триумфальное шествие Советской власти", о котором В.И. Ленин писал, что оно стало возможным во многом благодаря борьбе, "соединившей в себе не столько военные действия, сколько агитацию" .

В качестве примера региональных изменений, триггером которых стали, безусловно, средства и технологии информационной борьбы, можно привести стремительную трансформацию политических режимов в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки, хаотизация политических процессов в регионе, начавшиеся в конце 2010 года . В этой связи представляется, что создание в конце 2008 года Африканского регионального командования ВС США, предназначенного для отстаивания американских военно-политических и экономических интересов во всех африканских странах (за исключением Египта), было одним из элементов стратегии установления контроля над континентом, а само командование стало организационной основой информационной борьбы в регионе. При этом изначально планировалось, что данное командование возьмёт на себя функции интегратора и станет осуществлять общее руководство силами и средствами силовых и гражданских американских ведомств, а также деятельностью национальных и международных неправительственных организаций, что нашло отражение в организационно-штатной структуре командования .

Исход противоборства в ходе внутреннего вооружённого конфликта - ровно так же, как и в ходе геополитической или региональной борьбы - в значительной степени определяется успехом противоборства информационного. Однако здесь необходимо отметить, что вооружённая борьба в рамках внутригосударственного конфликта является следствием двух взаимосвязанных процессов - разрешения внутренних государственных противоречий военным путём, а также внешнего воздействия (силового, экономического, дипломатического или информационного). Иными словами, ИБ нижнего уровня зачастую является прямым следствием аналогичного противоборства более высокого уровня. Так, продолжающаяся уже несколько лет гражданская война в Сирии является производной от противоборства региональных лидеров, а также ведущих мировых держав. Следовательно, проблему информационной борьбы в ВВК нельзя рассматривать в отрыве от международных социально-экономических процессов более высокого уровня.

Однако вне зависимости от уровня, на котором проистекает информационная борьба, для воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей используются информационно-психологические и информационно-технические средства и методы, при этом первоочередными объектами информационной борьбы в зависимости от целей и задач вооружённого конфликта, масштабов кампании могут служить:

Сознание и воля военно-политического руководства страны;

Общественное мнение и система его формирования (в первую очередь, средства массовой информации, в том числе и электронные);

Социальная среда и духовная сфера, мировоззрение, идеологические установки и психика граждан;

Коммуникационные и информационно-вычислительные сети, базы данных органов государственной власти, государственных структур и предприятий оборонно-промышленного комплекса, используемые при выполнении управленческих функций;

Автоматизированные системы управления технологическими процессами в ключевых сегментах инфраструктуры государства (транспорт, топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтяная промышленность, водоснабжение, телекоммуникации и связь, банки, финансы и другие);

Системы управления войсками и оружием .

По существу, объектом ИБ служит вся информационная сфера, понимаемая как совокупность информации, субъектов, осуществляющих сбор, обработку, распространение и использование информации, информационной инфраструктуры, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Продолжение:
[мнение]

Статья "Информационная борьба во внутреннем вооружённом конфликте как следствие стратегической информационной борьбы" опубликована в военно-научном журнале "Вестник Сибирского отделения Академии военных Наук" (2014, № 27. С. 22 - 31).

Библиография:

1. Ленин В.И. Война и революция. Полное собрание сочинений, 5-е изд. - т. 32. М.: Государственное издательство политической литературы, 1969. - С. 79.
2. Степанова Е.А. Асимметричный конфликт как силовая, статусная, идеологическая и структурная асимметрия / Военная мысль, 2010, № 5. - С. 51 - 54.
3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 20 - 21
4. Панарин И.Н. Система информационного противоборства / Военно-промышленный курьер, 2008, №41(257).
5. Панарин И. Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР. - СПб.: Питер, 2010. - С. 7, 162 - 173.
6. Ленин В.И. IV Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов. Полное собрание сочинений, 5-е изд. - т. 36. М.: Государственное издательство политической литературы, 1969. - С. 95.
7. Политические движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. Материалы конференции "круглого стола" / Социальные сетевые технологии и революционный процесс в Египте / Исаев Л.М. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - С. 43 - 47.
8. Политические движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. Материалы конференции "круглого стола" / Арабская весна в глобальном и региональном измерениях / Фитуни Л.Л. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - С. 81 - 89.
9. Аничкина Т.Б. АФРИКОМ - новое региональное командование ВС США / Россия и Америка в XXI веке, 2008, № 2.
10 . Р. Кларк, Р. Нейк. Третья мировая война: какой она будет? - СПб.: Питер, 2011. - С. 15 - 38, 86 - 91, 97 - 121.
11. Шеховцов Н.П., Кулешов Ю.Е. Информационное оружие: теория и практика применения в информационном противоборстве / Вестник Академии военных наук, 2012, №1 (38). - С. 35 - 41.